Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Второй иностранный язык (французский)» 10-11 классы. Базовый уровень Автор-составитель: Сафонова Юлия Александровна Городище Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Второй иностранный язык (французский)» базового уровня разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 28), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», приказом Министерства науки и образования России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов», Основной образовательной программой среднего общего образования учреждения, учебным планом основного среднего образования на 2021-2022 учебный год, календарным учебным графиком среднего общего образования учреждения на 2021-2022 учебный год, Порядком выбора учебников и учебных пособий учреждением, Положением о рабочей программе педагогического работника учреждения. В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 081786 «О рабочих программах учебных предметов» и Положением о рабочей программе педагогического работника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» данная рабочая программа включает следующие основные элементы: 1) планируемые предметные результаты освоения учебного предмета; 2) содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Выпускник на базовом уровне научится: Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь - Вести комбинированный диалог, включающий элементы диалога этикетного характера, диалогарасспроса, диалога-побуждения к действию, диалога обмена мнениями. - Вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики: - при помощи разнообразных языковых средств без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы в соответствии с рабочей программой; - выражать и аргументировать личную точку зрения; - запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; - обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию. Говорение, монологическая речь - формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи»; - передавать основное содержание прочитанного / увиденного/услышанного; - давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст (таблицы, графики); - строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова / план / вопросы. Аудирование - Понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением; выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением. Чтение - читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое / просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи; - отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты. Письмо - писать несложные связные тексты по изученной тематике; писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; - письменно выражать свою точку зрения в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры. Языковые знания и навыки Орфография и пунктуация - совершенствовать орфографические навыки применительно к новому языковому материалу; - владеть основными пунктуационными правилами. Фонетическая сторона речи - совершенствовать слухопроизносительные и ритмико-интонационные навыки. Лексическая сторона речи - распознавать и употреблять в речи устойчивые словосочетания, синонимы, антонимы, многозначные слова, оценочную лексику, реплики - клише речевого этикета; - использовать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); - соблюдать нормы лексической сочетаемости; - расширять потенциальный словарь за счёт новых значений знакомых слов и общеупотребительных терминов в рамках выбранного профиля; - распознавать и употреблять различные средства связи в тексте (alors, cependant, pourtant и др.); - систематизировать изученные ранее лексические единицы. Грамматическая сторона речи - оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей; - употреблять основные структурные (личные/безличные, с неопределённо-личным оn) и коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные) в утвердительной и отрицательной форме; - употреблять в речи личные местоимения в функции подлежащего, прямого и косвенного дополнения, местоимения y и en, ударные и безударные формы личных местоимений; - употреблять в речи указательные, притяжательные и неопределённые прилагательные и местоимения, вопросительные местоимения; - употреблять в речи артикль перед исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, опущение артикля; - использовать в речи глаголы в наиболее употребляемых временных формах: глагольные формы изъявительного наклонения (indicatif): present, passe compose, imparfait, plus-que-parfait, passe simple, futur simple, futur immediat, futur dans le passe; глагольные формы условного наклонения conditionnel present и conditionnel passe в сложноподчиненном предложении с обстоятельственным придаточным условия; глагольные формы сослагательного наклонения subjonctif present и subjonctif passe в сложном предложении с дополнительным придаточным; - использовать в речи активный и пассивный залог; - согласовывать времена в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошедшего; - употреблять в речи повелительное наклонение (imperatif), причастия настоящего и прошедшего времени (participe present и participe passe), деепричастие (gerondif); - использовать в речи лексические и грамматические средства выражения сравнения: plus ... que; moins de ... que; de plus en plus; moins que; davantage и др.; - употреблять в речи предлоги места (autour de, au fond de, en face de и др.), времени (il у a, depuis и др.); направления (a, de, par, pour и др.); - знать управление распространённых глаголов. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться (узнать): Коммуникативные умения Говорение, диалогическая речь - вести диалог/полилог в ситуациях официального общения в рамках изученной тематики; кратко комментировать точку зрения другого человека; - проводить подготовленное интервью, проверяя и получая подтверждение какой-либо информации; - обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию. Говорение, монологическая речь - резюмировать прослушанный / прочитанный текст; - обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста. Аудирование - полно и точно воспринимать информацию в распространенных коммуникативных ситуациях; - обобщать прослушанную информацию и выявлять факты в соответствии с поставленной задачей / вопросом. Чтение - читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров и отвечать на ряд уточняющих вопросов. Письмо - писать краткий отзыв на фильм, книгу или пьесу. Языковые навыки Фонетическая сторона речи - произносить звуки французского языка четко, естественным произношением, не допуская ярко выраженного акцента. Орфография и пунктуация - владеть орфографическими навыками; - расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами пунктуации. Лексическая сторона речи - использовать фразовые глаголы по широкому спектру тем, уместно употребляя их в соответствии со стилем речи; - узнавать и использовать в речи устойчивые выражения и фразы. Грамматическая сторона речи - использовать в речи сложные формы относительных местоимений (lequel, laquelle и др.) в функции союзных слов и их производные (с предлогами a и de), - употреблять в речи два личных местоимения: ma la, les y, le lui и т.д., - употреблять в речи глагольную форму futur anterieur, модальные значения глагольных форм условного наклонения сonditionnel present и conditionnel passe, глагольные формы сослагательного наклонения subjonctif present и subjonctif passe в сложном предложении с определительным придаточным и с обстоятельственными придаточными времени, цели, условия, уступки; - употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточными времени, причины, уступки, условия, цели, образа действия и места действия и союзы, вводящие данные придаточные: tandis que, depuis que, jusqu’a ce que, de sorte que, pour que, quoique, des que, en attendant que, lorsque, avant que и др. - употреблять в речи лексические и грамматические средства выражения причинности: a la suite de, a cause de, en raison de, etant donne, faute de, grace a, pour, puisque, sous pretexte de, vu и т. д. - использовать средства выражения уступки: bien que, quoique, malgre. - употреблять в речи сложные предлоги: afin de, en depit de, en fonction de, par rapport a и др., - употреблять в речи логические связующие элементы: aussi, par ailleurs, enfin, apparemment, probablement и т. д. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Коммуникативные умения Говорение Диалогическая речь Совершенствование диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи в ситуациях официального и неофициального общения. Умение без подготовки инициировать, поддерживать и заканчивать беседу на темы, включенные в раздел «Предметное содержание речи». Умение выражать и аргументировать личную точку зрения, давать оценку. Умение запрашивать информацию в пределах изученной тематики. Умение обращаться за разъяснениями и уточнять необходимую информацию. Типы текстов: интервью, обмен мнениями, дискуссия. Диалог/полилог в ситуациях официального общения, краткий комментарий точки зрения другого человека. Интервью. Обмен, проверка и подтверждение собранной фактической информации. Монологическая речь Совершенствование умения формулировать несложные связные высказывания в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи». Использование основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика). Умение передавать основное содержание текстов. Умение кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т.п.). Умение описывать изображение без опоры и с опорой на ключевые слова/план/вопросы. Типы текстов: рассказ, описание, характеристика, сообщение, объявление, презентация. Умение предоставлять фактическую информацию. Аудирование Совершенствование умения понимать на слух основное содержание несложных аудио- и видеотекстов различных жанров (радио- и телепрограмм, записей, кинофильмов) монологического и диалогического характера с нормативным произношением в рамках изученной тематики. Выборочное понимание деталей несложных аудио- и видеотекстов различных жанров монологического и диалогического характера. Типы текстов: сообщение, объявление, интервью, тексты рекламных видеороликов. Полное и точное восприятие информации в распространенных коммуникативных ситуациях. Обобщение прослушанной информации. Чтение Совершенствование умений читать (вслух и про себя) и понимать простые аутентичные тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного) и жанров (рассказов, газетных статей, рекламных объявлений, брошюр, проспектов). Использование различных видов чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи. Умение отделять в прочитанных текстах главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты, выражать свое отношение к прочитанному. Типы текстов: инструкции по использованию приборов/техники, каталог товаров, сообщение в газете/журнале, интервью, реклама товаров, выставочный буклет, публикации на информационных Интернет-сайтах. Умение читать и достаточно хорошо понимать простые аутентичные тексты различных стилей (публицистического, художественного, разговорного, научного, официальноделового) и жанров (рассказ, роман, статья научно-популярного характера, деловая переписка). Письмо Составление несложных связных текстов в рамках изученной тематики. Умение писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе. Умение описывать явления, события. Умение излагать факты, выражать свои суждения и чувства. Умение письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры. Типы текстов: личное (электронное) письмо, тезисы, эссе, план мероприятия, биография, презентация, заявление об участии. Написание отзыва на фильм или книгу. Умение письменно сообщать свое мнение по поводу фактической информации в рамках изученной тематики. Языковые навыки Орфография и пунктуация Умение расставлять в тексте знаки препинания в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка. Владение орфографическими навыками. Фонетическая сторона речи Умение выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации, в том числе интонации в общих, специальных и разделительных вопросах. Умение четко произносить отдельные фонемы, слова, словосочетания, предложения и связные тексты. Правильное произношение ударных и безударных слогов и слов в предложениях. Произношение звуков английского языка без выраженного акцента. Грамматическая сторона речи Распознавание и употребление в речи основных синтаксических конструкций в соответствии с коммуникативной задачей. Распознавание и употребление в речи коммуникативных типов предложений, как сложных (сложносочиненных, сложноподчиненных), так и простых. Распознавание и употребление в устной и письменной коммуникации различных частей речи. Употребление в речи эмфатических конструкций (например, „It’s him who took the money”, “It’s time you talked to her”). Употребление в речи предложений с конструкциями … as; not so … as; either … or; neither … nor. Лексическая сторона речи Распознавание и употребление в речи лексических единиц в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи», в том числе в ситуациях формального и неформального общения. Распознавание и употребление в речи наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета. Распознавание и употребление в речи наиболее распространенных фразовых глаголов (look after, give up, be over, write down get on). Определение части речи по аффиксу. Распознавание и употребление в речи различных средств связи для обеспечения целостности высказывания. Распознавание и использование в речи устойчивых выражений и фраз (collocations – get to know somebody, keep in touch with somebody, look forward to doing something) в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи». Предметное содержание речи Повседневная жизнь Домашние обязанности. Покупки. Общение в семье и в школе. Семейные традиции. Общение с друзьями и знакомыми. Переписка с друзьями. Здоровье Посещение врача. Здоровый образ жизни. Спорт Активный отдых. Экстремальные виды спорта. Городская и сельская жизнь Особенности городской и сельской жизни в России и странах изучаемого языка. Городская инфраструктура. Сельское хозяйство. Научно-технический прогресс Прогресс в науке. Космос. Новые информационные технологии. Природа и экология Природные ресурсы. Возобновляемые источники энергии. Изменение климата и глобальное потепление. Знаменитые природные заповедники России и мира. Современная молодежь Увлечения и интересы. Связь с предыдущими поколениями. Образовательные поездки. Профессии Современные профессии. Планы на будущее, проблемы выбора профессии. Образование и профессии. Страны изучаемого языка Географическое положение, климат, население, крупные города, достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом. Праздники и знаменательные даты в России и странах изучаемого языка. Иностранные языки Изучение иностранных языков. Иностранные языки в профессиональной деятельности и для повседневного общения. Выдающиеся личности, повлиявшие на развитие культуры и науки России и стран изучаемого языка. Формы организации учебных занятий Формы обучения: фронтальная групповая (в том числе и работа в парах) индивидуальная Типы уроков: усвоения нового материала; закрепления; повторения; контроля, проверки знаний; самостоятельная работа и другие. Традиционные методы обучения: 1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями. 3. Практические методы: устные и письменные упражнения, творческие задания. Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, дискуссия, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование и другие. Средства обучения: для обучающихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства; для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (ресурсы сети «Интернет»). Основные виды учебной деятельности I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений одноклассников. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Систематизация учебного материала. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: Просмотр учебных фильмов и презентаций. Аудирование. Объяснение наблюдаемых явлений. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 10 класс Раздел Музыка в нашей жизни. Здоровый образ жизни. Досуг и увлечения: как мы проводим праздники. Тема урока Музыка и музыкальные направления. Введение и тренировка ЛЕ по теме "Музыка". Я иду на концерт. Спряжение глагола "faire". Мои музыкальные вкусы. Я хотел бы пойти на концерт. Выражения уверенности и волеизъявления: ознакомление и тренировка в речи. Деепричастие несовершенного вида. Образование и употребление грамматического времени: Passe Simple. Грамматические упражнения (деепричастие, Passé Simple/Passé Composé). Народная музыка. Страноведение: 21 июня: праздник музыки во Франции. Круглый стол: Что вам даёт музыка? Мы и музыка. Музыка в моей жизни. Обобщающий урок по грамматике. Спорт. Глаголы передающие отношение к ч/л или к/л. Виды спорта. Употребление глагола gagner. Любите ли вы спорт? Выражения для обозначения цели и частоты. Сослагательное наклонение (настоящее время). Будущее в прошедшем (Futur dans le Passé ). Грамматические упражнения (сослагательное наклонение). Хочу ли я стать чемпионом? Страноведение. Спортивные соревнования во Франции и в России. Спорт и здоровье. Здоровый образ жизни: советы сверстникам по сохранению здоровья. Резервный урок: урок обобщения и систематизации изученного материала. Спряжение глагола aller; словосочетания с глаголом aller; глаголы местонахождения. Введение и тренировка лексики по теме "Досуг". Местоимения-дополнения; предлог o ù. «Да здравствует воскресенье!» Повелительное наклонениие. Выражения похожести и отличия. Выходные, которые запомнились. Свободное время: советы как лучше провести выходные дни. Активный отдых. Грамматические упражнения (повелительное наклонение, местоимения-дополнения). Отдых на природе. Страноведение: парки развлечений. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Природа и проблемы экологии. Семейные праздники. Мой день рождения. Хобби. Любимое воскресное занятие. Круглый стол: моё хобби. Разновидности увлечений. Окружающая среда. Модальные глаголы; спряжение глагола apprendre (слова и слс с глаголами). Введение и автоматизация лексики по теме "Природа". Моя планета Земля. Спряжение глаголов avoir, être; образование participe passé. Согласование причастия прошедшего времени. Participe Passé в пассивном залоге. Participe Passé в роли причастия и прилагательного. Экологические проблемы нашего города. Выражения причины: à cause de…; grace à …. Что значит беречь природу? Животные из красной книги. Страноведение: национальные парки Франции. Париж. Ля Виллет. Что такое экология? Будущее земли: обращение к сверстникам о необходимости охранять природу. 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 11 класс Раздел Тема урока Займемся музыкой. Досуг молодежи. Вводный инструктаж по ТБ. Выражение своего отношения к музыке. Первичный инструктаж по ТБ. Направления в музыке. Ознакомление с репликамиклише. ИТБ 020-2021. Молодежь в современном обществе. Ваше отношение к року. Характеристика этапов развития рока. Лексический диктант. Французская песня. Французские исполнители. Молодежь и музыка. Молодежь и праздники. Беседа по теме «Праздники сегодня». Общение в семье и школе. Контрольная работа №1 по теме "Досуг". События и церемонии из жизни французской семьи. Проектная работа «На сцене». Природа и экология. Научно-технический прогресс. Любите ли вы приключения? Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Новая космическая эра. 1 Составление диалога по теме «Космические туристы». 1 Необычное путешествие. 1 Употребление в речи Gerondif и Participe present. 1 Различение этих форм. Профессия завтрашнего дня. В какие двери постучаться? Манера говорить. Ознакомление с жестами и мимикой 1 французов. Безличные конструкции. Употребление 1 сослагательного и изъявительного наклонения. 1 Описание портрета человека в сослагательном наклонении. Контрольная работа №2 по теме "Природа и экология". 1 Проект «Альбом о солнечной системе». 1 Профессия пилота. 1 Языки международного общения и их роль при выборе 1 профессии. Профессия кондитера. 1 Профессия будущего. 1 Написание письма о своих планах по поводу выбора 1 своей будущей профессии. Проблемы выбора профессии. 1 Распознавание infinitif present infinitif passe1 1 Повторение темы «Пассивная форма» Заполнение формуляра о приеме на работу. 1 В магазине. 1 Проектная работа "Анкетирование". 1 Повседневная жизнь и её проблемы. 1 Молодежь и наркотики. За или против. Здоровье и забота о нем. Медицинские услуги. Осторожно, наркотики! Проблемы молодежи. Прямая и косвенная речь. Контрольная работа №3 по теме "Проблемы молодежи". Жизненные ценности. Ответственность врачей за здоровье пациентов. Права молодежи во Франции и в РФ. Вселенная молодежи. Повседневная жизнь семьи, ее доход, жилищные и бытовые условия. Молодежь в современном обществе. Планы на ближайшее будущее. Сегодняшний день глазами молодежи. Языки международного общения. Молодежная мода. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1