Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 10-11 классы. Базовый уровень Автор-составитель: Романова Лариса Юрьевна Городище 1 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» базового уровня разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 28), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», приказом Министерства науки и образования России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов», Основной образовательной программой среднего общего образования учреждения, учебным планом основного среднего образования на 2021-2022 учебный год, календарным учебным графиком среднего общего образования учреждения на 2021-2022 учебный год, Порядком выбора учебников и учебных пособий учреждением, Положением о рабочей программе педагогического работника учреждения. В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 081786 «О рабочих программах учебных предметов» и Положением о рабочей программе педагогического работника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» данная рабочая программа включает следующие основные элементы: 1) планируемые предметные результаты освоения учебного предмета; 2) содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 2 Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета Выпускник на базовом уровне научится: – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; – использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; – создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); – выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; – подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; – сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; – использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; – извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; – преобразовывать текст в другие виды передачи информации; – выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; – соблюдать культуру публичной речи; – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); – отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; – использовать инонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; – выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; – проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; – сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; – владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; – создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; – соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; – соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; – соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; – осуществлять речевой самоконтроль; – совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского лит-го языка; 3 – – использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни. Речь. Речевое общение Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности. Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста. Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему. Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официальноделовой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. 4 Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма. Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов. Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. 5 Календарно-тематическое планирование 10 класс Тема урока Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Язык и речь. Вводный инструктаж по ТБ. Входная контрольная работа № 1 за курс 5-9 классов. Первичный инструктаж по Т.Б. Формы речи, их различия. Монолог и диалог. ИТБ - 020 -2021.. Проблема текста и комментарий к проблеме. Правописание сложных слов. Словосочетание. Общая характеристика типов предложений. Основы русской пунктуации. «Чужая» речь. Знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании. Происхождение и этапы развития русского литературного языка. Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи. Употребление прописных и строчных букв. Главные члены двусоставного предложения. Типы сказуемых. Согласование подлежащего и сказуемого. Виды односоставных предложений. Контрольная работа № 2. Возникновение и развитие славянской письменности. Принципы русской орфографии. Виды речевой деятельности. Способы информационной переработки текста. Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи. Итоговый контроль за 1 полугодие. Второстепенные члены предложения. Типы неполных предложений. Типы лексических значений слова. Омонимия, паронимия, синонимия, антонимия. Формирование и развитие русской лексики. Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса, и сферы употребления Фразеология. Типы фразеологических единиц. Классификация фразеологизмов. Стили письменной речи. Сочинение-рассуждение на материале публицистического стиля. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ Общая характеристика сложных предложений. ССП. Знаки препинания с ССП. Контрольная работа №4. Предмет фонетики, гласные и согласные звуки. Фонетическая транскрипция. Понятие языковой нормы. Орфоэпические и акцентологические нормы. 6 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание приставок на З-С. И-Ы после приставок. Проверяемые безударные гласные. Сомнительные согласные. Общая характеристика СПП. Виды придаточных. СПП с несколькими придаточными. Основные виды морфем. Способы словообразования. Правописание гласных и согласных в корнях слов. О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. И-Ы после Ц в разных морфемах. Итоговая контрольная работа формата ЕГЭ. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП. Сложные синтаксические конструкции. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Итоговое повторение. ВСЕГО 11 класс № п/п уро ка 1 2 Тема урока Основное содержание, понятия. Требования к уровню подготовки Общие сведения о Литературный язык и язык Уметь: выявлять отличительные языке художественной особенности языка литературы. художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. Функциональные Назначение стилей, сфера Уметь: распознавать стиль стили речи употребления текста по его внеязыковым и лингвистическим признакам 7 Вид и форма контроля (диагностика). Анализ текста, литературная его обработка. Практикум Дата План Факт. 3 Научный стиль 4 Разновидности научного стиля 5 Жанры стиля 6. Сочинение на лингвистическую тему Официальноделовой стиль Основные признаки 7 научного 8 Жанры официальноделового стиля. Форма и структура документа 9 Официальноделовое общение Сфера использования, Уметь: понимать цель назначение высказывания научного стиля, сферу применения, основные признаки научного стиля Особенности научно- Уметь: различать научнопопулярного подстиля популярный подстиль от научного стиля, использовать языковые средства научнопопулярного подстиля Основные жанры научного Знать: основные жанры, стиля характеризовать их композиционные особенности, конспектировать и составлять план научной статьи Сочинение Уметь связно излагать грамматический материал по теме Лексические, Знать: основные стилевые морфологические, черты: точность, неличный синтаксические характер, стандартизованность, особенности делового стиля стереотипность построения текста Основные жанры Знать: форму и структуру официально-делового стиля: документов, требования, заявление, доверенность, предъявляемые к их расписка, резюме, составлению, использование объявление канцеляритов, языковых средств, свойственных стилю Совершенствова Владеть нормами речевого ние культуры официальноповедения в различных делового общения ситуациях делового общения, 8 Анализ текста Работа с тестами Составить аннотацию к научной статье Окказионализмы Связный текст Работа с текстами Повторительнообобщающий Работа по созданию документов 10 Публицистический стиль 11 Жанры публицистического стиля. 12 Портретный очерк 13 Публичное выступление моделировать ситуацию делового общения Публицистиче Распознавать тексты Работа с публицистиче ский стиль речи, его публицистического стиля по их ским текстом. назначение. внеязыковым и Лексические, лингвистическим признакам; морфологическисинтаксиче Анализировать ские особенности стиля. публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. Очерк путевой, портретный, Сопоставлять и сравнивать проблемный. Эссе. публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. Особенности жанра Понимать особенности портретного очерка, владеть понятиями внешний портрет, внутренний мир, уметь создавать очерк, использовать выразительные средства языка Устное выступление. Различать основные виды Доклад. Дискуссия: правила публичной речи по их основной деловой дискуссии, цели; требования к её участникам. Анализировать образцы публичной речи с точки зрения 9 Создание собственного текста в жанре путевых записок или очерка. Создание собственного текста Дискуссия Порядочность: вопроса знак 14 Культура устного Культура публичной речи выступления 15 16 Контрольная работа в форме ЕГЭ 17 Проблемный очерк 18 Язык художественной литературы Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; Выступать перед аудиторией сверстников с небольшой информацией Знать: общие требования к культуре публичного выступления Уметь выбирать наиболее эффективный из вариантов вступлений и заключений в зависимости от типа речи и избранного жанра Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. Понимать особенности языка художественной литературы по цели высказывания, эмоционально-эстетическому воздействию, уметь анализировать тексты 10 Знать требования к композиции публичного выступления, понимать цель Создание собственного текста в жанре путевых записок или очерка. Работа с текстами 19 Основные признаки Основные признаки художественной художественной речи: речи образность, использование изобразительновыразительных средств 20 21 Изобразительновыразительные средства языка Эпитет, метафора, перифраза, гипербола, литота и др. 22 Культура письменного общения Культура работы с текстами разных типов, стилей, жанров 23 Комментарий Подготовка к ЕГЭ проблемы исходного текста 24 Орфография как Правописание корней, система правил приставок, окончаний художественной литературы, находить специфичные средства: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические Уметь адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый текст, определять позицию автора, анализировать художественный текст, опознавать изобразительновыразительные средства языка Использование изобразительновыразительных средств в художественной речи. Использование разных стилей речи в художественных текстах Использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, комментировать и оценивать информацию исходного текста Уметь: сформулировать проблему исходного текста, оформить несколько вариантов письменного оформления проблемы Уметь: опираться на ведущие принципы русской орфографии, обнаруживать орфограммы в 11 Работа с учебником Повесть Булгакова «Собачье сердце» (фрагменты) Создание собственного текста с использованием приёмов информацион ной переработки текста, уместное цитирование Работа с тестами Повторительнообобщающий 25. Орфография как Правописание суффиксов система правил различных частей речи 26. Орфография как Слитное, раздельное, система правил дефисное написание слов и их частей 27 Синтаксис пунктуация и Пунктуация как система правил. Принципы русской пунктуации Знаки препинания в простом предложении 28 Синтаксис пунктуация и Пунктуация как система правил. Принципы русской пунктуации Знаки препинания в сложном предложении корнях, приставках и окончаниях, группировать слова по видам орфограмм, соблюдать нормы орфографии на письме Уметь: опираться на ведущий принцип русской орфографии (морфологический), применять знания по фонетике, лексике, морфемике, морфологии в практике правописания, соблюдать орфографические нормы Уметь: опираться на лексикосемантический принцип написания, группировать слова по видам орфограмм, соблюдать орфографические нормы Знаки препинания и их функции. Сочетание знаков препинания. Вариативная постановка знаков препинания. Уметь определять и выделять на письме знаками препинания обособленные члены предложения. Уметь определять грамматические основы предложений, способы выражения главных и второстепенных членов, правильно ставить знаки 12 Повторительнообобщающий Тестовые задания в форме ЕГЭ Повторительнообобщающий Повторительнообобщающий 29 Синтаксис пунктуация и Пунктуация как система правил. Принципы русской пунктуации Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 30 Словосочетание его виды. и Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. 31 Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы, фонетический разбор слова 32 Лексическое Лексический анализ слова. значение слова. Синонимы, омонимы, Лексические нормы антонимы, в том числе контекстные 33 Морфологические Морфологиче препинания. Уметь: определять смысловое соотношение частей бессоюзного сложного предложения и ставить знаки препинания в соответствии с нормой; Знать: виды сложных предложений с однородным подчинением, последовательным и параллельным подчинением Знать: виды подчинительной связи в словосочетаниях, уметь определять словосочетания со связью согласование, управление, примыкание Уметь: производить фонетический разбор слова, оценивать речь с точки зрения основных орфоэпических норм, соблюдать нормы произношения Уметь: производить лексический анализ слова, выбирать из синонимического ряда нужное слово с учётом его значения и стилистических свойств, соблюдать лексические нормы в собственной речи Уметь: производить 13 Повторительнообобщающий Подготовка к ЕГЭ Практикум Повторительнообобщающий Повторительно- 34 нормы ский анализ слова, морфологиче ские нормы Синтаксические нормы Синтаксические нормы морфологический анализ слова, определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам, соблюдать нормы употребления форм слов Уметь: соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, строить словосочетания разных типов, предложения разных синтаксических конструкций, согласовывать подлежащее со сказуемым 14 обобщающий Работа с текстом, редактирование текста