Рабочая программа. Русский язык. Базовый уровень. 10-11 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
10-11 классы.
Базовый уровень

Автор-составитель:
Романова
Лариса Юрьевна

Городище
1

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» базового уровня разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 28),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
 приказом Министерства науки и образования России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
 письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 08-1786 «О рабочих
программах учебных предметов»,
 Основной образовательной программой среднего общего образования учреждения,
 учебным планом основного среднего образования на 2021-2022 учебный год,
 календарным учебным графиком среднего общего образования учреждения на 2021-2022
учебный год,
 Порядком выбора учебников и учебных пособий учреждением,
 Положением о рабочей программе педагогического работника учреждения.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 081786 «О рабочих программах учебных предметов» и Положением о рабочей программе педагогического работника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городищенская
средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» данная рабочая программа
включает следующие основные элементы:
 1) планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
 2) содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных
видов учебной деятельности;
 3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

2

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
–
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
–
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
–
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
–
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
–
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
–
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
–
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
–
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
–
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
–
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
–
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
–
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
–
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
–
соблюдать культуру публичной речи;
–
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского
литературного языка;
–
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
–
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
–
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
–
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
–
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
–
использовать инонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
–
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
–
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
–
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
–
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
–
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
–
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
–
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
–
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
–
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
–
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
–
осуществлять речевой самоконтроль;
–
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского лит-го языка;
3

–
–

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные,
мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое
развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности:
продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и
языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата,
проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официальноделовой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы
языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
4

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и
функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и
фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение
норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Варианты языковых норм. Осуществление
выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных
задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

5

Календарно-тематическое планирование
10 класс
Тема урока

Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Язык и речь. Вводный инструктаж по ТБ.
Входная контрольная работа № 1 за курс 5-9 классов. Первичный инструктаж по Т.Б.
Формы речи, их различия. Монолог и диалог. ИТБ - 020 -2021..
Проблема текста и комментарий к проблеме.
Правописание сложных слов.
Словосочетание. Общая характеристика типов предложений.
Основы русской пунктуации. «Чужая» речь. Знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании.
Происхождение и этапы развития русского литературного языка.
Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи.
Употребление прописных и строчных букв.
Главные члены двусоставного предложения. Типы сказуемых. Согласование подлежащего и сказуемого.
Виды односоставных предложений. Контрольная работа № 2.
Возникновение и развитие славянской письменности. Принципы русской орфографии.
Виды речевой деятельности. Способы информационной переработки текста.
Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи.
Итоговый контроль за 1 полугодие.
Второстепенные члены предложения. Типы неполных предложений.
Типы лексических значений слова. Омонимия, паронимия, синонимия, антонимия. Формирование и развитие русской лексики.
Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса, и сферы употребления
Фразеология. Типы фразеологических единиц. Классификация фразеологизмов.
Стили письменной речи. Сочинение-рассуждение на материале публицистического стиля.
Правописание приставок ПРЕ-ПРИ
Общая характеристика сложных предложений. ССП. Знаки препинания с ССП. Контрольная работа №4.
Предмет фонетики, гласные и согласные звуки. Фонетическая транскрипция.
Понятие языковой нормы. Орфоэпические и акцентологические нормы.
6

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
Правописание приставок на З-С. И-Ы после приставок. Проверяемые безударные гласные. Сомнительные согласные.
Общая характеристика СПП. Виды придаточных. СПП с несколькими придаточными.
Основные виды морфем. Способы словообразования.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. И-Ы после Ц в разных морфемах.
Итоговая контрольная работа формата ЕГЭ.
Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП.
Сложные синтаксические конструкции.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

Итоговое повторение.
ВСЕГО

11 класс
№
п/п
уро
ка
1

2

Тема урока

Основное содержание,
понятия.

Требования к уровню
подготовки

Общие сведения о Литературный язык и язык Уметь: выявлять отличительные
языке
художественной
особенности языка
литературы.
художественной литературы в
сравнении с другими
функциональными
разновидностями языка.
Функциональные
Назначение стилей, сфера Уметь: распознавать стиль
стили речи
употребления
текста по его внеязыковым и
лингвистическим признакам

7

Вид и форма
контроля
(диагностика).
Анализ текста,
литературная его
обработка.

Практикум

Дата
План

Факт.

3

Научный стиль

4

Разновидности
научного стиля

5

Жанры
стиля

6.

Сочинение
на
лингвистическую
тему
Официальноделовой стиль
Основные признаки

7

научного

8

Жанры официальноделового
стиля.
Форма и структура
документа

9

Официальноделовое общение

Сфера
использования, Уметь:
понимать
цель
назначение
высказывания научного стиля,
сферу применения, основные
признаки научного стиля
Особенности
научно- Уметь: различать научнопопулярного подстиля
популярный подстиль от
научного стиля, использовать
языковые средства научнопопулярного подстиля
Основные жанры научного Знать: основные жанры,
стиля
характеризовать их
композиционные особенности,
конспектировать и составлять
план научной статьи
Сочинение
Уметь связно излагать
грамматический материал по
теме
Лексические,
Знать: основные стилевые
морфологические,
черты: точность, неличный
синтаксические
характер, стандартизованность,
особенности делового стиля
стереотипность построения
текста
Основные
жанры Знать: форму и структуру
официально-делового стиля: документов, требования,
заявление,
доверенность, предъявляемые к их
расписка,
резюме, составлению, использование
объявление
канцеляритов, языковых
средств, свойственных стилю
Совершенствова
Владеть нормами речевого
ние культуры официальноповедения в различных
делового общения
ситуациях делового общения,
8

Анализ текста

Работа с тестами

Составить аннотацию к
научной
статье
Окказионализмы

Связный текст

Работа с текстами

Повторительнообобщающий

Работа по созданию
документов

10

Публицистический
стиль

11

Жанры
публицистического
стиля.

12

Портретный очерк

13

Публичное
выступление

моделировать ситуацию
делового общения
Публицистиче
Распознавать тексты
Работа с публицистиче
ский стиль речи, его публицистического стиля по их ским текстом.
назначение.
внеязыковым и
Лексические,
лингвистическим признакам;
морфологическисинтаксиче Анализировать
ские особенности стиля.
публицистические тексты
разных жанров с точки зрения
специфики использования в них
лексических, морфологических,
синтаксических средств.
Очерк путевой, портретный, Сопоставлять и сравнивать
проблемный. Эссе.
публицистические тексты и
тексты других функциональных
стилей и разновидностей языка
с точки зрения их внеязыковых
и
лингвистических
особенностей.
Особенности жанра
Понимать особенности
портретного очерка, владеть
понятиями внешний портрет,
внутренний мир, уметь
создавать очерк, использовать
выразительные средства языка
Устное выступление.
Различать
основные
виды
Доклад. Дискуссия: правила публичной речи по их основной
деловой дискуссии,
цели;
требования к её участникам. Анализировать
образцы
публичной речи с точки зрения
9

Создание собственного
текста в жанре путевых
записок или очерка.

Создание собственного
текста

Дискуссия
Порядочность:
вопроса

знак

14

Культура
устного Культура публичной речи
выступления

15
16

Контрольная работа
в форме ЕГЭ

17

Проблемный очерк

18

Язык
художественной
литературы

Язык художественной
литературы и его отличия от
других разновидностей
современного русского
языка

её композиции, аргументации,
языкового
оформления,
достижения
поставленных
коммуникативных задач;
Выступать перед аудиторией
сверстников с небольшой
информацией
Знать: общие требования к
культуре
публичного
выступления
Уметь
выбирать
наиболее
эффективный из вариантов
вступлений и заключений в
зависимости от типа речи и
избранного жанра

Сопоставлять и сравнивать
публицистические тексты и
тексты других функциональных
стилей и разновидностей языка
с точки зрения их внеязыковых
и
лингвистических
особенностей.
Понимать особенности языка
художественной литературы по
цели высказывания,
эмоционально-эстетическому
воздействию, уметь
анализировать тексты
10

Знать требования к
композиции
публичного
выступления, понимать
цель

Создание собственного
текста в жанре путевых
записок или очерка.

Работа с текстами

19

Основные признаки Основные признаки
художественной
художественной речи:
речи
образность, использование
изобразительновыразительных средств

20
21

Изобразительновыразительные
средства языка

Эпитет, метафора,
перифраза, гипербола,
литота и др.

22

Культура
письменного
общения

Культура работы с текстами
разных типов, стилей,
жанров

23

Комментарий
Подготовка к ЕГЭ
проблемы исходного
текста

24

Орфография
как Правописание корней,
система правил
приставок, окончаний

художественной литературы,
находить специфичные
средства: фонетические,
лексические, морфологические,
синтаксические
Уметь адекватно воспринимать
информацию и понимать
читаемый текст, определять
позицию автора, анализировать
художественный текст,
опознавать изобразительновыразительные средства языка
Использование изобразительновыразительных средств в
художественной речи.
Использование разных стилей
речи в художественных текстах
Использовать различные виды
чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и
характера текста,
комментировать и оценивать
информацию исходного текста
Уметь: сформулировать
проблему исходного текста,
оформить несколько вариантов
письменного оформления
проблемы
Уметь: опираться на ведущие
принципы русской орфографии,
обнаруживать орфограммы в
11

Работа с учебником

Повесть
Булгакова
«Собачье
сердце»
(фрагменты)

Создание собственного
текста с
использованием
приёмов информацион
ной переработки текста,
уместное цитирование
Работа с тестами

Повторительнообобщающий

25.

Орфография
как Правописание суффиксов
система правил
различных частей речи

26.

Орфография
как Слитное, раздельное,
система правил
дефисное написание слов и
их частей

27

Синтаксис
пунктуация

и Пунктуация как система
правил. Принципы русской
пунктуации
Знаки препинания в
простом предложении

28

Синтаксис
пунктуация

и Пунктуация как система
правил. Принципы русской
пунктуации
Знаки препинания в
сложном предложении

корнях, приставках и
окончаниях, группировать слова
по видам орфограмм, соблюдать
нормы орфографии на письме
Уметь: опираться на ведущий
принцип русской орфографии
(морфологический), применять
знания по фонетике, лексике,
морфемике, морфологии в
практике правописания,
соблюдать орфографические
нормы
Уметь: опираться на лексикосемантический принцип
написания, группировать слова
по видам орфограмм, соблюдать
орфографические нормы
Знаки препинания и их
функции. Сочетание знаков
препинания. Вариативная
постановка знаков препинания.
Уметь определять и выделять на
письме знаками препинания
обособленные члены
предложения.
Уметь определять
грамматические основы
предложений, способы
выражения главных и
второстепенных членов,
правильно ставить знаки
12

Повторительнообобщающий

Тестовые задания в
форме ЕГЭ

Повторительнообобщающий

Повторительнообобщающий

29

Синтаксис
пунктуация

и Пунктуация как система
правил. Принципы русской
пунктуации
Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении

30

Словосочетание
его виды.

и Нормативное
построение
словосочетаний
и
предложений разных типов.

31

Орфоэпические
нормы

Орфоэпические
нормы,
фонетический разбор слова

32

Лексическое
Лексический анализ слова.
значение
слова. Синонимы,
омонимы,
Лексические нормы антонимы, в том числе
контекстные

33

Морфологические

Морфологиче

препинания.
Уметь: определять смысловое
соотношение частей
бессоюзного сложного
предложения и ставить знаки
препинания в соответствии с
нормой;
Знать: виды сложных
предложений с однородным
подчинением,
последовательным и
параллельным подчинением
Знать: виды подчинительной
связи в словосочетаниях, уметь
определять словосочетания со
связью согласование,
управление, примыкание
Уметь: производить
фонетический разбор слова,
оценивать речь с точки зрения
основных орфоэпических норм,
соблюдать нормы
произношения
Уметь: производить
лексический анализ слова,
выбирать из синонимического
ряда нужное слово с учётом его
значения и стилистических
свойств, соблюдать лексические
нормы в собственной речи
Уметь: производить
13

Повторительнообобщающий

Подготовка к ЕГЭ

Практикум

Повторительнообобщающий

Повторительно-

34

нормы

ский анализ слова,
морфологиче
ские нормы

Синтаксические
нормы

Синтаксические нормы

морфологический анализ слова,
определять принадлежность
слова к определённой части
речи по его грамматическим
признакам, соблюдать нормы
употребления форм слов
Уметь: соблюдать в речевой
практике основные
синтаксические нормы русского
литературного языка, строить
словосочетания разных типов,
предложения разных
синтаксических конструкций,
согласовывать подлежащее со
сказуемым

14

обобщающий

Работа с текстом,
редактирование текста


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».