Рабочая программа. География. Базовый уровень. 10-11 классы (2022-2023 учебный год и 2023-2024 учебный год)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
10-11 классы.
Базовый уровень

Автор-составитель:
Толмачева
Елена Викторовна

Городище

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «География» базового уровня разработана в
соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статьи 11, 12, 28),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»,
 приказом Министерства науки и образования России от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с изменениями и дополнениями),
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»,
 письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»,
 Основной образовательной программой среднего общего образования учреждения,
 учебным планом основного среднего образования на 2021-2022 учебный год,
 календарным учебным графиком среднего общего образования учреждения на 20212022 учебный год,
 Порядком выбора учебников и учебных пособий учреждением,
 Положением о рабочей программе педагогического работника учреждения.
Рабочая программа учебного предмета «География» рассчитана на 2 года (68 часов: 1
час в неделю).
В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015
№ 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» и Положением о рабочей программе
педагогического
работника
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 3» рабочая программа включает следующие основные элементы:
1) планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «География»
Выпускник на базовом уровне научится
 понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
 определять количественные и качественные характеристики географических
объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

 составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;
 сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных
и
геоэкологических процессов и явлений;
 сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
 выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
 раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
 выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
 выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
 описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;
 решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
 оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
 объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;
 характеризовать географию рынка труда;
 рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
 анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
 характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
 приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
 определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
 оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников информации в современных условиях функционирования экономики;
 оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
 оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
 объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться (узнать):
 характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
 переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
 составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
 делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
 выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
 давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
 понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих
на безопасность окружающей среды;

 оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
 раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
 прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
 оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира;
 оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
 оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
 оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
 анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
 анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
 выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
 понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
 давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
2.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.
Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности
размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное
природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения
экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного
природного и культурного наследия.
Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее
изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая
политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения
(половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население).
Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и
занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная
структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных
отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг.
Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы,
Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития
Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира.
Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика.
Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации
(региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических,
политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и
проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения
внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические
аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем
современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных
проблем.
Формы организации учебных занятий
Формы обучения:
фронтальная
групповая (в том числе и работа в парах)
индивидуальная
Типы уроков: усвоения нового материала; закрепления; повторения; контроля,
проверки знаний; лабораторно-практические занятия, практикумы, самостоятельная работа
и другие.
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы, анализ
карт.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность,
групповая и парная работа, деловые игры, «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия,
метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование
и другие.
Средства обучения:
 для обучающихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы,
раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения
(компьютер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические
средства;
 для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование,
компьютер (ресурсы сети «Интернет»).




Основные виды учебной деятельности
 прослушивание объяснений учителя;
 работа с текстом учебника, дополнительной литературой и ресурсами сети
«Интернет»,
 анализ карт;
 выполнение заданий на контурных картах;
 выполнение практических работ;
 беседа по вопросам;
 игровая деятельность;
 проектная деятельность;
 выполнение устных и письменных заданий, в том числе творческих (по желанию);
 мини-исследования;
 подготовка мультимедийных презентаций и т.п.

3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
10 класс
№

Тема раздела

1.

Введение.
Окружающая
среда как геосистема
Природные ресурсы и их
виды
Геоэкология
Политическая карта мира
Население мира
Мировое хозяйство
Итоговый урок
Итого

2.
3.
4.
5.
6.
7.

Количество
часов
2

Теория
2

В том числе
Практические Контрольная
работы
работа (зачет)
-

8

5

2

1

1
5
6
11
1
34

1
4
5
8
1
26

1
2
5

1
1
3

Календарно-тематическое планирование
Кол-во
часов

Раздел

Тема урока

Введение.
Окружающая
среда
как
геосистема –
2 часа

1.Введение.
Окружающая среда как
геосистема.
Вводный
инструктаж по ТБ

1

2.Важнейшие явления и
процессы в окружающей
среде. Представление о
ноосфере

1

3.Природные ресурсы.
Практическая работа № 1
по теме «Определение
ресурсообеспеченности»

1

Природные
ресурсы и их
виды – 8 часов

Элементы содержания

Домашнее
задание

-Актуальность
географической науки
-Методы географических
исследований
-Объекты
изучения
экономической
и
социальной географии
-Земля – место обитания
человека
-Начало
освоения
человеком планеты
-Ойкумена
-Стремительное
расширение
границ
ойкумены
-Явления и процессы в
окружающей среде
-Ноосфера
-Освоение
новых
территорий и акваторий
Естественный
ландшафты
-Культурные ландшафты
-Роль ресурсов в жизни
общества
-Классификация ресурсов
-Роль ресурсов Мирового
океана,
климатических
ресурсов на качественно
новом
этапе
взаимодействия общества

П. 1, стр. 7.

П. 2, зад. 26, стр. 11.

Составление
классификац
ии ресурсов,
номенклатур
а.

П. 3. Стр.
15-16.

Дата
проведения
По
По
плану
факту

4. Минеральные ресурсы

1

5. Земельные ресурсы

1

6. Водные ресурсы

1

7. Лесные ресурсы

1

8. Ресурсы
океана

Мирового

1

9. Другие виды ресурсов.
Практическая работа № 2
по теме «Природные
ресурсы»

1

10.
Виды
природопользования.
Повторение по теме

1

Геоэкология –
1 час

11. Геоэкология
наука

как

1

Политическая
карта мира –
5 часов

12.Формирование
политической
карты
мира

1

и природы
-Ресурсообеспеченость
стран мира и регионов
различными
видами
ресурсов
-Практическая часть
-Земная
кора
и
минеральные ресурсы
-Горючие ископаемые
-Рудные ископаемые
-Нерудные
полезные
ископаемые
-Структура
земельного
фонда
-Сокращение
и
расширение
площади
обрабатываемых земель
- Анализ карт и диаграмм
-Распределение воды на
Земле
-Мировое
водопотребление
-Охрана вод
-Гидроэнергоресурсы
-Запасы и размещение
лесных ресурсов
-Южный
и
Северный
лесной пояс
-Лесопользование
-Леса в опасности
-Роль Океана в жизни
человечества
-Биологические ресурсы
-Минеральные ресурсы
-Энергетические ресурсы
Океана
-Ресурсы нетрадиционной
энергетики
-Агроклиматические
ресурсы
-Рекреационные ресурсы
-Природопользование
-Рациональное
природопользование
-Особо
охраняемые
территории
-Устойчивое развитие
-Геоэкология как наука
-Техногенные
и
иные
изменения
окружающей
среды.
-Пути
решения
экологических проблем.
-Особо
охраняемые
природные территории и
объекты
Всемирного
природного и культурного
наследия
-Этапы
формирования
ПКМ
-Качественные
и
количественные
изменения
ПКМ
под
влиянием международных

П. 4, стр.
17-21, зад.
1-4, стр. 21.

П.
5,
контурные
карты, стр.
25, зад. 4-6,
устно.
П. 6. Стр.
30, зад. 4-7.

П. 7, стр.
35, зад. 5 и
6.

П. 8, стр.
39, в. 1-4.

П. 9, стр.
43, зад. 1-4,
устно.
П. 10, стр.
44-48
(по
выбору)

Выполнени
е
творческих
заданий

Нанесение
на к/к стран
и их столиц,
упоминаем
ых в тексте
П. 11, стр.

отношений
-Современная ПКМ

Население
мира – 6 часов

13.Государство
–
главный
объект
политической карты

1

14.Типы государств

1

15.Политическая
география и геополитика

1

16. Повторение по теме

1

17.Рост
численности
населения Земли

1

18.
Этническая
языковая мозаика

и

1

19. Практическая работа
№ 3 по теме «Возрастнополовой
состав
и
занятость населения»

1

20.Расселение:
жители
городов и деревень

1

21.Миграции населения.
Повторение по теме

1

-Территория и границы
государств
-Формы правления
-Объекты ПКМ
-Формы государственного
устройства
-Составление
таблицы
«Государственный строй
стран мира»
-Признаки типологии
-Главные
критерии
типологии
-Основные типы стран
-Политическая география
-Геополитика
-Характеристика
ПГП
страны, его изменений во
времени
-Россия
в
зеркале
геополитики
- Развитие отношений
России
со
странами
соседями»
Россия
в
зеркале
геополитики
-Темпы
роста
народонаселения Земли в
целом,
в
отдельных
регионах и странах мира
-Различия в естественном
приросте населения
-Средняя
продолжительность жизни
-Демографическая
политика
- Этнический состав
-Расовый состав
-Национальный состав
-Языковая мозаика
-Этносы
-Структура населения
-Тенденции
изменения
возрастного
состава
населения
-Трудовой
состав
(экономически активное
население)
-Качество населения
-Образование и развитие
разных форм городского
расселения (агломерации,
мегалополисы);
-Темпы урбанизации и ее
влияние на окружающую
среду.
-Различия
в
степени
заселенности отдельных
территорий
-Миграции; миграционные
процессы,
направление
миграций, влияние их на

53,
заполнить
таблицу.
П.12, стр.
57, зад. 5-8,
устно.

П. 13, стр.
94-97, зад.
1-8, стр. 97
П. 14, стр.
65, зад. 5-7,
устно.

П. 15, стр.
66-68,
защита
проекта.
П.16, стр.
74, зад. 1-4.

П. 17, стр.
79, зад. 4-7.

П.18, стр.
84, анализ
диаграмм,
зад. 5-8,
устно.

П. 19., стр.
89, зад. 1-3,
устно

П. 20, стр.
90-94.

Мировое
хозяйство –
11 часов

22.Урок-зачет

1

23. Мировая экономика:
состав,
динамика,
глобализация

1

24. МГРТ. Практическая
работа № 4 по теме
«Факторы размещения
отраслей производства»

1

25.Добывающая
промышленность

1

26.Энергетика

1

27.Обрабатывающая
промышленность

1

состав
и
структуру
трудовых
ресурсов
отдельных
стран
и
регионов;
-Демографические
проблемы
-Влияние
окружающей
среды на населения
-Влияние населения на
окружающую среду
Выполнение тестовых и
практических заданий
-Типы экономики
Понятие
Мировая
экономика»
- Глобализация мировой
экономики
- Место России в мировой
экономике
Научно-техническая
революция
-МГРТ
-Изменение
пропорций
между производственной и
непроизводственной
сферами,
промышленностью
и
сельским хозяйством
-Экономическая
интеграция,
интегративные
группировки
-Изменение
пропорций
между производственной и
непроизводственной
сферами;
промышленностью и с/х,
добывающей
и
обрабатывающей
промышленностью
в
структуре хозяйства
-Причины возникновения
региональных
и
отраслевых группировок в
системе МГРТ
-Основная специализация
районов старого и нового
освоения.
-География
нефтяной
промышленности
-География
газовой
промышленности
-География
угольной
промышленности
состав
и
структура
электроэнергетики;
ее
география
-Сырьевой
и
энергетический кризис
-Структура, особенности
развития и размещения
-География металлургии
-География

Без
домашнего
задания
П. 26, стр.
123, зад. 14, устно.

П. 27, стр.
127, зад. 35, устно.

П. 28,
анализ карт.

П. 28,
задания на
контурной
карте.

П. 29, стр.
139, зад. 35, устно.

Итоговый
урок – 1 час

машиностроения
-Химическая
промышленность
-типология
новейших
отраслей
-сырьевая база
-География
новейших
отраслей обрабатывающей
промышленности
-Выполнение
практических заданий
-Анализ
экономических
карт
-Сельскохозяйственные
ландшафты
как
часть
антропогенных геосистем
-География
сельского
хозяйства
-Индустриальная
перестройка с/х
-«Зеленая революция»
-Структура
растениеводства
и
животноводства
-География
растениеводства
и
животноводства
-Мировое рыболовство
-Транспортные коридоры
конца ХХ – начала ХХ1
веков
-История
развития
мировой
транспортной
системы
-Структура
мировой
транспортной системы
-Развитие
транспортной
системы
и
экология
человека
-Транспорт – один из
основных
источников
загрязнения окружающей
среды

28.Обрабатывающая
промышленность.
Новейшие отрасли

1

29. Практическая работа
№
5
по
теме
«Обрабатывающая
промышленность»
30.Сельское хозяйство

1

31. Транспорт и сфера
услуг

1

32.Урок-зачет

1

Выполнение тестовых и
практических заданий

33.
Международные
связи и интеграция

1

34.Итоговый урок

1

-Виды
международных
экономических отношений
Формирование
мирохозяйственных связей
-Внешняя торговля
- Интеграционные союзы
мира
-Повторение пройденного
-Выполнение творческих
заданий

1

Анализ карт

П. 29, стр.
139, зад. 68, устно.
П. 30, стр.
145, зад. 15, устно.

П. 31, стр.
151, анализ
карт.

Без
домашнего
задания
Без
домашнего
задания

Без
домашнего
задания

11 класс
№

Тема раздела

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Введение
Северная Америка
Зарубежная Европа
Латинская Америка
Зарубежная Азия
Австралия и страны Океании
Африка
Россия в современном мире
Глобальные
проблемы
человечества
Итоговый урок
Итого

10.

Количество
часов
1
4
7
4
6
2
3
3
3
1
34

Теория
1
2
5
3
5
2
2
3
2
1
26

В том числе
Практические Контрольная
работы
работа (зачет)
2
1
1
1
1
1
1
5

3

Наименование раздела
программы
Введение –
1 час

Северная
Америка –
4 часа

Тема урока

1.
Введение.
Региональная
география. Вводный
инструктаж по ТБ.

2.Северная Америка.
«Визитная карточка»
региона. Первичный
инструктаж по ТБ.

Колво
часов
1

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ. 11 КЛАСС.
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню
Вид
подготовки
контроля.
обучающихся
Измерители.
Урок-Регион и региональная
Знать
определения: Эвристическа
диалог
география
регион,
район, я
беседа.
-Культурно-исторические
региональная география, Анализ
регионы мира (КИРМ)
национальное богатство, конкретных
-Принцип строения КИРМ уровень экономического ситуаций
-Экономические и
и социального развития;
социальные контрасты в
принципы
строения
современном мире
регионов
и
центры
-Центры экономической
экономической мощи.
мощи вчера и сегодня
Уметь
классифицировать
страны
по
разным
признакам и определять
национальное богатство
отдельных стран мира.
Лекция
-История
заселения Знать
определения: Учебное
континента
«Плавильный
котел», исследование
-Территория,
«Лоскутное
одеяло»; по
картам,
географическое
географию
составление
положение
мегалополисов США
таблицы по
-Население
Уметь
оценивать
и результатам
объяснять
сравнения
ресурсообеспеченность
карт
отдельными ресурсами,
демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации
населения.

Элементы
доп-го
содержания

Домашнее
задание
П. 31, 32.
Стр. 148,
зад. 5, 6.
Стр. 151,
зад. 3-5, 7.

П. 33.
Стр. 160,
зад. 12, 14.

Дата
проведения
план
факт

3.США. Хозяйство.
Макрорегионы.

1

Практическ
ая работа
№ 1.

-Структура экономики
-Промышленность
-Сельское хозяйство
-Транспортная система
-Внутренние различия

4.Канада

1

Урокдиалог.

-История
заселения
страны
-Территория,
географическое
положение
-Население
-Структура экономики
-Промышленность
-Сельское хозяйство
-Транспортная система
-Внутренние различия

1

Практическ
ая работа
№ 2.

5.Оценка
Канады.

ЭГП

Знать крупные регионы
США;
географию
кукурузного, молочного
и пшеничного поясов.
Уметь
составлять
комплексную
географическую
характеристику
отдельных
отраслей
экономики и регионов
США,
анализировать
картосхемы, таблицы и
тематические карты.
Знать
историю
заселения;
районы
нового
освоения
и
малоосвоенные
территории
Канады;
место
проживания
англо-канадцев
и
франко-канадцев.
Уметь
описывать
экономикогеографическую
характеристику страны;
находить
черты
сходства
и
черты
различия в природных
условиях и богатствах
Канады
и
России;
Канады и США.
Знать номенклатуру по
теме.
Уметь
оценивать
и
объяснять
степень
природных,
антропогенных
и
техногенных изменений
отдельных территорий.

Групповая
работа,
исследование
по
картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт, работа
по
заполнению
контурных
карт
Анализ
тематических
карт

Тестирование

История
заселения
страны.

Стр. 160,
зад. 5, 9 -11.

П. 34.
Стр. 165,
зад. 3, 5, 10.

Анализ
карт в. 1-4,
устно

Зарубежна
я Европа –
7 часов

6.Общая
характеристика стран
Зарубежной Европы.

1

Практикум

-Состав региона
-Природные условия и
ресурсы
-Население
(языковая
семья,
естественный
прирост,
тенденции
старения
населения,
крупнейшие города и
агломерации,
экологические проблемы)

7.Экономика региона.

1

Лекция

-Сырьевая база
-Промышленность
-Транспортная система
-Международные
экономические связи
-Проблемы и перспективы
развития

Знать
состав
и
природно-ресурсный
потенциал
региона,
особенности населения,
географию
торговопромышленных
комплексов региона.
Уметь
оценивать
и
объяснять
демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации населения
стран Европы, степень
природных
и
антропогенных
изменений отдельных
территорий.
Знать
отраслевую
специализацию
отдельных
стран
Европы,
интеграционные
процессы,
происходящие в регионе
в эпоху НТР.
Уметь
анализировать
тематические
карты,
объяснять
географические
закономерности
различных явлений и
процессов,
их
территориальные
взаимодействия.

Работа
по
заполнению
контурных
карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт

Установление
взаимосвязей
между
размещением
населения
хозяйства
и
природными
условиями

П. 37.
Стр. 181,
анализ карт

Частичнопоисковая
беседа.
Сопоставлени
е карт атласа,
составление
таблицы

Рекреационное
хозяйство
региона.
Памятники
Всемирного
наследия

П. 37,
Стр. 181,
зад. 1-3,
устно

8.
Характеристика
ЦентральноВосточной Европы

1

Урокдиалог

-Субрегионы Европы
-Характеристика
Центрально-Восточной
Европы
-Территория,
географическое
положение
-Население
-Структура экономики
-Промышленность
-Сельское хозяйство
-Транспортная система
-Экологические проблемы

9.Европейские страны
«большой семерки»:
Франция, ФРГ

1

Урокдиалог

10.Великобритания,
Италия

1

Практическ
ая работа
№3

-Страны
«большой
семерки»
-Территория,
географическое
положение
-Население
-Структура экономики
-Промышленность
-Сельское хозяйство
-Транспортная система
-Экологические проблемы
-Территория,
географическое
положение
-Население
-Структура экономики
-Промышленность
-Сельское хозяйство
-Транспортная система
-Экологические проблемы
-Проблемы и перспективы
развития

Знать м.р. полезных
ископаемых
и
отраслевую
специализацию
отдельных
стран
Европы.
Уметь
анализировать
тематические
карты,
объяснять
географические
закономерности
различных явлений и
процессов,
их
территориальные
взаимодействия;
объяснять
причины
разного
уровня
экономического
развития стран Европы.
Знать определения и
номенклатуру по теме;
роль двух стран в
мировой экономике.
Уметь сравнивать два
государства по уровню
природно-ресурсного и
экономического
потенциала;
находить
черты
сходства
и
различия.
Знать определения и
номенклатуру по теме;
роль двух стран в
мировой экономике.
Уметь сравнивать два
государства по уровню
природно-ресурсного и
экономического
потенциала;
находить
черты
сходства
и
различия.

Частичнопоисковая
беседа.
Сопоставлени
е карт атласа

Определение
международной
специализации
крупнейших
стран
Зарубежной
Европы.

Учебное
исследование
по
картам,
решение
географическ
их задач

Анализ
географическ
их карт

П. 42, в. 14, устно

П. 38, 40.
Стр. 185,
зад. 6-9.
или
стр. 193,
зад. 4-6, 10.

Продукция
Великобритани
и и Италии на
российском
рынке

П. 39, 41.
Стр. 189,
зад. 3, 5, 7,
8 или стр.
197, зад. 1,
5-7.

Латинская
Америка –
4 часа

11.Постсоветский
регион

1

Семинар

12.Итоговый урок по
теме.

1

Урок-зачет

13.Латинская
Америка. «Визитная
карточка» региона

1

Лекция

-Состав региона
-Экономическая
мощь
региона
-Межгосударственные и
региональные
объединения
-Крупные страны региона
и
их
краткая
характеристика (Украина,
Беларусь, Казахстан)

-История
заселения
страны
-Территория,
географическое
положение
-Население
-Структура экономики
-Промышленность
-Сельское хозяйство
-Транспортная система
-Экологические проблемы

Знать м.р. полезных
ископаемых
и
отраслевую
специализацию
отдельных
стран
региона.
Уметь
анализировать
тематические
карты,
объяснять
географические
закономерности
различных явлений и
процессов,
их
территориальные
взаимодействия;
объяснять
причины
разного
уровня
экономического
развития стран региона.
Знать номенклатуру по
теме.
Уметь
оценивать
и
объяснять
степень
природных,
антропогенных
и
техногенных изменений
отдельных территорий.
Знать территорию и
историю
заселения
региона; номенклатуру
по теме, определения
мулаты, метисы, самбо.
Уметь
анализировать
тематические карты и
схемы,
составлять
комплексную
характеристику
отдельных территорий.

Анализ
тематических
карт

Отраслевая
специализация
стран региона.

П. 43.
Стр. 208,
зад. 4-10.

Тестирование

Индивидуаль
ный,
фронтальный
опрос, работа
с картами

П. 35.
Стр. 171,
зад. 2, 6, 9.

14.Бразилия

1

Урокдиалог

-Регионы
Латинской
Америки
- Карибский регион
-Регион Андских стран
-Атлантический регион
-Бразилия
на
карте
Латинской Америки
-Роль Бразилии в мировой
экономике

15.Перу. Чили.

1

Практикум

-НИС Латинской Америки
-Сравнительная
характеристика
Аргентины и Мексики
-Природно-ресурсный
потенциал
стран
Атлантического региона.

Знать план описания
страны,
понятие
плантационное
с/х
хозяйство, отраслевую
специализацию
Бразилии;
ее
достижения
на
современном этапе.
Уметь
сопоставлять
тематические карты и
схемы
учебника;
объяснять
географию
отраслевой
специализацию страны
и ее изменение в период
НТР.
Знать
определение
«НИС»;
краткую
географическую
характеристику
стран
Латинской Америки.
Уметь
оценивать
и
объяснять
ресурсообеспеченность
отдельных
стран
Латинской Америки, их
демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации населения
и производства, степень
природных,
антропогенных
и
техногенных изменений
отдельных территорий.

Групповая
работа.
Составление
по
карте
маршрута
путешествия.
Беседа
по
результатам
анализа карт

Развитие
космической
промышленност
и в стране

П. 36.
Стр. 175,
зад. 1-6,
устно.

Групповая
работа.
Беседа
по
результатам
анализа карт

Достижения
НИС Латинской
Америки.

П. 37.
Анализ
карт.

Зарубежна
я Азия – 6
часов

16.Итоговый урок по
теме
«Латинская
Америка».

1

Урок-зачет

17.Страны
Общий обзор.

1

Лекция

1

Урокдиалог

18. Китай

Азии.

-Территория на карте мира
-Состав Зарубежной Азии
-Природно-ресурсный
потенциал
-Особенности
пестроты
населения
-Проблемы региона
-Перспективы
развития
стран Зарубежной Азии
-Субрегионы Зарубежной
Азии
-Территория,
географическое
положение Китая
-Население страны
-Структура экономики
-Промышленность
-Сельское хозяйство
-Транспортная система
-Экологические проблемы
-Проблемы и перспективы
развития КНР

Знать номенклатуру по
теме.
Уметь
оценивать
и
объяснять
степень
природных,
антропогенных
и
техногенных изменений
отдельных территорий.
Знать
состав
и
природно-ресурсный
потенциал региона и
проблемы развития.
Уметь
уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации населения
стран Зарубежной Азии.
Знать м.р. полезных
ископаемых
и
отраслевую
специализацию
отдельных
стран
региона.
Уметь
анализировать
тематические
карты,
объяснять
географические
закономерности
различных явлений и
процессов,
их
территориальные
взаимодействия;
объяснять
причины
разного
уровня
экономического
развития стран региона.

Тестирование

Учебное
исследование
по
картам,
решение
географическ
их задач

Анализ карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт,
индивидуальн
ая работа по
заполнению
контурных
карт

П. 44.
Стр. 212,
зад. 1-6.
Анализ
карт на стр.
211.

Определение
международной
специализации
крупнейших
стран
Зарубежной
Азии.
Свободные
экономические
зоны Китая

П. 45, зад.
1-3, устно.

19.Япония

1

Практическ
ая работа
№ 4.

-Территория,
географическое
положение
-Население
-Структура экономики
-Промышленность
-Сельское хозяйство
-Транспортная система
-Экологические проблемы
-Проблемы и перспективы
развития

20.Индия

1

Семинар

-Территория,
географическое
положение
-Население
-Структура экономики
-Промышленность
-Сельское хозяйство
-Транспортная система
-Экологические проблемы
-Проблемы и перспективы
развития

Знать
причины,
способствующие
быстрому
экономическому
развитию
страны
в
эпоху НТР.
Уметь
объяснять
феномен
«японского
чуда»,
географию
отраслевой
специализации
экономики Японии.
Знать определения и
номенклатуру по теме;
роль Индии в мировой
экономике.
Уметь
сравнивать
разные регионы страны
по уровню природноресурсного
и
экономического
потенциала;
находить
черты
сходства
и
различия;
приводить
примеры
форм
сотрудничества Индии и
России на современном
этапе.

Эвристическа
я беседа с
использовани
ем
и
сопоставлени
ем
карт
атласа

Взаимоотношен
ия Японии и
России

П. 46.
Стр. 223,
зад. 1-2.

Анализ карт,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт,
индивидуальн
ая работа по
заполнению
контурных
карт

Дипломатическ
ие
и
культурные
отношения
Индии
с
Россией

П. 48.
Стр. 231,
анализ карт.

21.НИС Азии

22.Страны
Урок-зачет.

ОПЕК.

1

Лекция

1

Зачет.

-Состав НИС Азии
-Факторы,
способствующие
быстрому
экономическому развитию
НИС Азии
-Экспортные статьи НИС
-Перспективы развития

Знать состав НИС Азии;
м.р. крупных полезных
ископаемых НИС Азии,
их
отраслевую
специализацию,
экспортные статьи на
современном этапе.
Уметь
объяснять
причины
темпы
высокого
уровня
экономического
развития
НИС,
сравнивать их уровнем
развития
с уровнем
развития
НИС
Латинской Америки.
Знать определения и
номенклатуру по теме.
Уметь
оценивать
и
объяснять
степень
природных,
антропогенных
и
техногенных изменений
отдельных территорий.

Индивидуаль
ная работа по
заполнению
контурных
карт
и
составлению
картосхем

П. 47,
таблица.

Учебное
исследование
по
картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт

П. 50, зад.
1-3, устно.

Австралия
и страны
Океании –
2 часа

23.Австралии

1

Практическ
ая работа
№ 5.

-История
заселения
страны
-Территория,
географическое
положение
-Население
-Структура экономики
-Промышленность
-Сельское хозяйство
-Транспортная система
-Внутренние различия

24.Страны Океании

1

Практикум

-Территория Океании
-Меланезия (ю-з Тихого
океана: Н. Гвинея, Н.
Каледония, Н. Гебриды,
Соломоновы о-ва, Фиджи,
архипелаг Бисмарка и др.)
-Полинезия
(центр
Океании:
Маркизские,
Туамоту, Самоа, Тонга,
Тувалу,
Гавайи,
Н.
Знландия)
-Микронезия
(зап.
Океании:
Маршаловы,
Каролинские,
Марианские,
Гилберта,
Науру и др.)
-Проблемы
стран
Океании

Знать историю освоения
континента;
м.р.
крупных
полезных
ископаемых Австралии;
достижения страны на
современном
этапе;
черты сходства и черты
различия в природных
ресурсах и отраслях
экономики Австралии и
Канады;
экспортные
статьи
экономики
страны.
Уметь
анализировать
тематические карты и
объяснять
причины
высокого
уровня
экономического
развития государства.
Знать состав и богатства
стран
Океании;
отраслевую
специализацию
островов Н. Зеландия,
Н.
Гвинея,
Гавайи,
Науру; время окончания
колониального раздела
Океании.
Уметь
классифицировать
и
показать
по
карте
страны
Океании:
Меланезии, Полинезии
и Микронезии.

Групповая
работа,
исследование
по картам

Составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт, работа
по
заполнению
контурных
карт

П. 51.
Стр. 248,
зад. 10.

Отраслевая
специализация
стран Океании.

П. 51, в. 13, устно.

Африка – 3
часа

25.Африка.
обзор.

Общий

1

Лекция

-Территория Африки.
-Колониальное прошлое
региона.
-Природно-ресурсный
потенциал Африканского
континента
-Страны ОПЕК

Знать страны Африки,
получившие
свою
независимость в 20 веке;
понятия
«мировая
деревня», «апартеид»,
природно-ресурсный
потенциал
региона,
страны
Африки,
входящие
в
состав
ОПЕК; крупные м.р.
нефти и нефтепотоки на
современном этапе.
Уметь
давать
хозяйственную оценку
различным природным
ресурсам
континента;
объяснять
причины
этнической
пестроты
населения;
причины
низкого
уровня
экономического
развития стран Африки
на современном этапе.

Эвристическа
я беседа

П. 49.
Стр. 236,
зад. 3-5.

26.Экономика
региона.

1

Практикум

-Страны
Северной
Африки
-Страны Западной Африки
-Страны
Центральной
Африки
-Страны
Восточной
Африки
-Страны Южной Африки

27.ЮАР

1

Урокдиалог

-ЮАР на карте Африки
-Природноэкономический потенциал
страны
-Роль ЮАР в экономике
региона
и
мировой
экономике

Знать
региональную
географию
региона,
крупные
страны
Африки и их столицы.
Уметь
оценивать
и
объяснять
ресурсообеспеченность
отдельных
стран
Африки,
их
демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации населения
и
производства;
составлять
комплексную
географическую
характеристику
стран
Африки.
Знать м.р. крупных
полезных ископаемых
страны, ее отраслевую
специализацию,
экспортные
статьи
ЮАР.
Уметь
объяснять
причины
высокого
уровня экономического
развития
ЮАР
по
сравнению с другими
странами Африки.

Учебное
исследование
по
картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт,
индивидуальн
ая работа по
заполнению
контурных
карт

Эвристическа
я беседа с
использовани
ем
и
сопоставлени
ем
карт
атласа

Определение
международной
специализации
крупнейших
стран Африки.

П. 49.
Стр. 242,
зад. 6, 8, 9.

Стр. 241 –
242, зад. 7,
11.

Россия в
современно
м мире – 3
часа

28.Россия в мировом
хозяйстве и МГРТ.

1

Лекция

-Территория и богатства
современной России
-Отраслевая
специализация страны
-Роль России в мировой
экономике
-Проблемы и перспективы
развития России

29.Особенности
географии
структуры
международной
торговли.

1

Урокдиалог

-Вхождение России в ВТО
-Экспортные статьи РФ
-Крупные
партнеры
России (постоянные и
непостоянные)
-Потенциальные партнеры
страны
- Внешнеторговый баланс,
его структура
-Основные
формы
внешнеэкономических
связей

и

Знать
отраслевую
специализацию
и
экспортную продукцию
России, ее роль в МГРТ.
Уметь
оценивать
и
объяснять
ресурсообеспеченность
России,
уровни
территориальной
концентрации
производства, степень
природных,
антропогенных
и
техногенных изменений
отдельных территорий.
Знать экспортные статьи
экономики России, ее
влияние на мировую
экономику; партнеров
России на современном
этапе;
структуру
внешнеторгового
баланса;
формы
внешних экономических
связей страны.
Уметь
сопоставлять
географические карты
различной тематики.

Индивидуаль
ный,
фронтальный
опрос, работа
с
картами,
таблицами и
схемами

Анализ
и
объяснение
особенностей
современного
геополитическо
го
и
геоэкономического
положения
России.

Записи по
тетрадям

Учебное
исследование
по
картам,
составление
таблицы по
результатам
сравнения
карт, работа
по
заполнению
контурных
карт

Определение
основных
направлений
внешних
экономических
связей России с
наиболее
развитыми
странами мира.

Записи по
тетрадям

Глобальны
е проблемы
человечест
ва – 3 часа

30.Участие России в
Международных
социальноэкономических
проектах

1

Семинар

Роль России в составе:
-ООН
-СНГ
-других международных
организаций
-Участие
России
в
проектах разного уровня и
разной направленности
- Олимпиаде в Сочи - 2014

о

1

Лекция

-Понятия
«глобальные
проблемы»,
«глобалистика»,
«геоглобалистика».
-Учение В.И. Вернадского
о глобальных проблемах
человечества
-Глобальные
проблемы
эпохи НТР

31.Понятие
глобальных
проблемах

Знать международные
организации, в состав
которых входит Россия.
Уметь
применять
разнообразные
источники
географической
информации
для
проведения наблюдений
за
природными,
социальноэкономическими
и
геоэкологическими
объектами, процессами
и
явлениями,
их
изменениями
под
влиянием
разнообразных
факторов.
Знать основные понятия
по теме; вклад В.И.
Вернадского в развитие
понятия
«геоглобалистика»,
глобальные проблемы
20-21 веков.
Уметь предлагать пути
решения
глобальных
проблем человечества;
способствовать
повышению
уровня
экологической культуры
старшеклассников.

Анализ
конкретных
ситуаций

Записи по
тетрадям

Эвристическа
я беседа с
использовани
ем
карт
атласа,
составление
таблицы

П. 52, 53.
Стр. 254,
зад. 4, 6.
Стр. 256,
зад. 1-4.

32.Классификация
глобальных проблем
человечества

1

Урокдиалог

-Проблема отсталости
-Продовольственная
проблема
-Энергетическая
и
сырьевая проблемы
-Экологическая проблема
-Киотский протокол
-Уровень экологической
культуры людей

33.Взаимосвязь
глобальных проблем

1

Практикум

-Взаимосвязь глобальных
проблем человечества
-Пути
решения
глобальных
проблем
человечества
-Роль России в решении
глобальных проблем

Знать понятия «скрытый
голод»,
«вторичное
использование сырья»,
«энергосберегающие и
материалосберегающие
технологии», подходы к
типологии глобальных
проблем,
классификацию
глобальных
проблем
человечества.
Знать альтернативные
источники энергии и
безотходные
технологии,
направленные
на
решение
отдельных
проблем человечества.
Уметь
сопоставлять
географические карты
различной
тематики;
находить
применение
географической
информации, включая
карты, статистические
материалы,
геоинформационные
системы и ресурсы
Интернета.

Учебное
исследование
по
картам.
Эвристическа
я беседа по
результатам
групповой
работы

Проблемы
преодоления
отсталости
развивающихся
стран.
Географические
аспекты
качества жизни
населения.

П. 54, 55.
Стр.256,
зад. 6-7.
Стр. 259,
зад. 2-6.

Анализ
конкретных
ситуаций.

Составление
простейших
таблиц,
схем,
картосхем,
отражающих
географические
взаимосвязи
приоритетных
глобальных
проблем
человечества.

Стр. 259,
зад. 8-9.
Стр. 263,
зад. 1-2,
4-7.

Итоговый
урок – 1
час

34.Мир в XXI веке

1

Урок-зачет

Знать ключевые понятия
по главным разделам
курса.
Уметь давать оценку
важнейшим социальноэкономическим
событиям
международной жизни,
геополитической
и
геоэкономической
ситуации в России,
других
странах
и
регионах
мира,
тенденциям
их
возможного развития.

Тестирование
Собеседование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».