Рабочая программа. ИЗО. Базовый уровень. 5-8 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
5-8 классы.
Базовый уровень

Автор-составитель:
Голдина
Лариса Николаевна

Городище

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» базового уровня
разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статьи 11, 12, 28),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями),
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»,
 письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»,
 Основной образовательной программой основного общего образования учреждения,
 учебным планом основного общего образования на 2021-2022 учебный год,
 календарным учебным графиком основного общего образования учреждения на 20212022 учебный год,
 Положением о рабочей программе педагогического работника учреждения.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 №
08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» и Положением о рабочей программе
педагогического работника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3»
рабочая программа включает следующие основные элементы:
1) планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета







В результате изучения курса ИЗО в основной школе:
выпускник научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой
на народные традиции;
 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном
для данного возраста уровне);
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на
основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
 находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;
 различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит
различие временных и пространственных видов искусства;
 классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
 создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
 навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная
утварь);
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
 строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
 творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на
картоне;
 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
 рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как
выражении различных мировоззренческих смыслов;
 применять перспективу в практической творческой работе;

 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
 навыкам создания пейзажных зарисовок;
 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
 пользоваться правилами работы на пленэре;
 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;
 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
 различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата,
выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение
каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные
техники;
 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,
пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
 различать и характеризовать виды портрета;
 понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по
представлению, по памяти;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
 использовать графические материалы в работе над портретом;
 использовать образные возможности освещения в портрете;
 пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и
определять их произведения;
 навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
 навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
 навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
 рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
 приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры
человека, используя разнообразные графические материалы;
 характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ,
как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
 объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
 изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
 узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
 перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
 характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных
событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и
идеалов;

 узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена
великих русских мастеров исторической картины;
 характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
 рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа
народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
 называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их
наиболее известные произведения;
 творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
 творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции
на историческую тему;
 творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
 представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об
их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
 называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские
темы;
 узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников
на библейские темы;
 характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
 рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы
Великой Отечественной войны;
 описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
 творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому
событию или историческому герою;
 анализировать
художественно-выразительные
средства
произведений
изобразительного искусства XX века;
 культуре зрительского восприятия;
 характеризовать временные и пространственные искусства;
 понимать разницу между реальностью и художественным образом;
 представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов
книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
 опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
 собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
 представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве
художников-анималистов;
 опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
 систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры
и дизайна;
 распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
 понимать сочетание различных объемов в здании;
 понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
 иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
 понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
 различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
 характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
 понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение
объемов при взгляде на них сверху;

 осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль,
круг – цилиндр, шар и т. д.;
 применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и
вспомогательные соединительные элементы;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина);
 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
 создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
 получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта;
 приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
 характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
 понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
 называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
 понимать основы краткой истории костюма;
 характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов
дизайна одежды;
 применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании
букета по принципам икэбаны;
 использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный
замысел;
 использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
 узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская.
Фрески. Мозаики;
 различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля,
характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского
Кремля;
 различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи, понимать
значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и
художественной жизни Руси;
 узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
 характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрована-Рву;
 раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке, отличать по
характерным особенностям икону и парсуну;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные
творческие композиции в материалах по различным темам;
 различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;
 сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
 рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
 ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного
искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
 использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

 выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII
века;
 характеризовать признаки и особенности московского барокко;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, технологии и др.);
 владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
 понимать специфику изображения в полиграфии;
 различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и
др.);
 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
 проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
 создавать художественную композицию макета книги, журнала;
 называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
 называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять
скульптурные памятники;
 называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
 называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять
произведения пейзажной живописи;
 понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической
живописи;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
 использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты
объектов на предметной плоскости и в пространстве;
 называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века
и определять памятники монументальной скульптуры;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
 узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
 узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском
искусстве и время их развития в истории культуры;
 осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
 применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
 понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века.
Модерн. Авангард. Сюрреализм;

 характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
 использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
 характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
 получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших
музеев мира;
 использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;
 понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
 понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
 называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский);
 различать особенности художественной фотографии;
 различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план,
ракурс, свет, ритм и др.);
 понимать изобразительную природу экранных искусств;
 характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
 различать понятия: игровой и документальный фильм;
 называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
 понимать основы искусства телевидения;
 понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
 применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного
спектакля;
 применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения
по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
 добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля;
 использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять
выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных
средств фотографии;
 применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
 пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных
недочетов и случайностей;
 понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
 применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
 применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
 использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа;
 применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
 смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского
искусства фильмы мастеров кино;
 использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования
школьного телевидения;
 реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания
видео-этюда.

2.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое
значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других
народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка,
Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по
металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в
народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок
– основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия,
пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы.
Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего
мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет
в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж
настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К.
Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы
человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные
возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого
(В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном
искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и
строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества
(В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт,
Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве
(С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А.
Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века
(К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.
Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города
(исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П.
Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А.
Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин).
Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация
изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие
архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и
дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и
перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город,
микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садовопаркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики.
Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История
костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность
к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие
архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского
Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки
книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов,
Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в СанктПетербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов,
М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов).
«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского
раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д.
Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М.
Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре
(Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей,
Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска.
Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт
художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве
фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства
фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в
живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр

и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм,
свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный
процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера
российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С.
Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет,
репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
Формы организации учебных занятий и основные виды учебной деятельности
Основные виды деятельности:
Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);
декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемно-пространственное
моделирование; проектно-конструктивная деятельность; художественное фотографирование и
видеосъемка; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение
работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках
;изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым
темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Типы и формы уроков:
1.Урок изучения нового материала:
Урок - лекция
Урок - беседа
Урок-путешествие;
Урок с использованием учебного кинофильма, урок-экскурсия
Урок смешанный(сочетание различных видов урока на одном уроке)
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков:
Урок самостоятельных работ
Урок практических работ
3. Комбинированные уроки
Формы организации уроков
1. Индивидуальные
2. Групповые
3. Парные
4. Коллективные

3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс

Древние корни
народного искусства

Древние корни народного искусства

Раздел

Тема урока

Кол-во
часов

Древние образы в народном
искусстве

1

2. Убранство русской избы

1

3. Внутренний мир русской избы

1

4. Конструкция и декор предметов
народного быта

1

5. Русская народная вышивка

1

6-7
Народный
костюм

2

праздничный

Элементы содержания
Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений
человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для
человека смыслов, их условно-символический характер. Специфика образного языка народного
(крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни,
мать-земля, конь, птица, солярные знаки)
Дом – мир, обжитой человеком, образ
освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство
конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной
структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть – земля, подклеть –
подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративные
убранства крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни.
Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его
символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов
быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т.п.), включение их в пространство дома. Единство
пользы и красоты в крестьянском жилище.
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда – область конструктивной
фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство
пользы и красоты, конструкции и декора.
Предметы народного быта: прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др.
Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только
украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной
форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных
решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных
построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской
вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери-земли,
древа жизни и т.д). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс и
южнорусский комплекс женской одежды. Рубаха – основа женского и мужского костюма. Разнообразие
форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.
Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания
через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе
народного праздничного костюма.

Связь времен в народном искусстве
Связь времен в народном
искусстве

8.Народные праздничные обряды

1

9-10.
Древние
образы
в
современных народных игрушках

2

11. Искусство Гжели

1

12. Городецкая роспись

1

13. Хохлома

1

14. Жостово (роспись по металлу)

1

15. Щепа. Роспись по лубу и
дереву.
Тиснение и резьба по бересте

1

16.
Роль
художественных

1

народных
промыслов в

Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.
Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях
природы, это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии.
Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки, осенние
праздники), их символическое значение.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица,
баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек,
принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство форм и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные
элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной
народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в
изделиях гжельских мастеров.
Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и
декоративно-сюжетные композиции.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный
круговой «мазок с тенями». Сочетание мазка пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние
отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора.
Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь – традиционные
мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных
и сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Связь традиционного орнамента с
природой. Травный узор, или «травка» - главный мотив хохломской росписи. Основные элементы
травного орнамента, последовательность его выполнения.
Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая «кудрина».
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и
вариантов построения цветочных композиций. Сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм
цветов.
Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи эффекта
освещенности, объемности в изображении цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка,
чертежка, привязка.
Дерево и береста – основные материалы в
крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы,
набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.
Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.
Изысканный графический орнамент мезенской росписи, ее праздничная декоративность. Сочетание
красно-коричневого , красного, зеленого замалевка с графической линией – черным перьевым контуром.
Выставка работ и беседа на тему «Традиционные народные промыслы - гордость и достояние
национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных промыслов в

Декор – человек, общество, время

современной жизни
17-18. Зачем людям украшения

2

19-20.
Роль
декоративного
искусства в жизни древнего
общества

2

21-22 Одежда
человеке

о

2

23-24. О чём рассказывают гербы
и эмблемы

2

25-26.
Роль
декоративного
искусства в жизни человека и
общества
27. Современное выставочное
искусство

2

«говорит»

1

современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».
Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках (представление этих промыслов
поисковыми группами).
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений.
Украсить – значит наполнить вещь общественно-значимым смыслом., определить социальную роль ее
хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента,
цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества,
знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян
(изображение лотоса, хука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.)
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком
положения человека в обществе, его роли в обществе.
Декоративно-прикладное творчество Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий.
Символы императора. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок их
украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы ХVII века (эпоха барокко), которое было
совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой
гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же – выявлять роль людей, их отношения в
обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и
профессиональному признаками.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве
ХVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта.
Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе.
Одежда буржуазии, простых горожан.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни
рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.
Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные
части классического герба. Формы щитов, геральдические т негеральдические фигуры, взятые из жизни и
мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической геральдике. Составные
элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).
Символы и эмблемы ч современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии,
фирмы и др.
Итоговая игра – викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративноприкладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных
поисковыми группами
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная
керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Декоративное искусство
в современном мире

28-33.
Ты
сам
–
декоративно-прикладного
искусства

мастер

6

34. Украсим школу своими руками
Итого: 34 часа

1

Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами декоративноприкладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и
воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств
(форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном
материале.
Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный
художественный образ. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах
современных художников
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по дереву
и т.д), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза
будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение
готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Лоскутная аппликация или коллаж.
Декоративные игрушки из мочала.
Витраж в оформлении интерьера школы.
Нарядные декоративные вазы.
Декоративные куклы.
Оформление выставки

6 класс
Тема урока

Виды
изобразительно
го искусства и
основы
образного
языка

Раздел

1.Изобразительное искусство. Семья
пространственных искусств.

Кол-во
часов
1

Элементы содержания
Виды изобразительного искусства Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три
группы:
изобразительные,
конструктивные
и
декоративные.
Художественные
материалы
и их выразительность в изобразительном искусстве. Знакомство с произведениями художников: Попова,
Татлина, Чернихова, Головина, Фаворского, Красницкого.
Знакомство с пространственными, конструктивными (архитектура и дизайн); декоративно-прикладными;
изобразительными видами искусства (живопись, графика, скульптура).

2. Рисунок – основа изобразительного
творчества

1

3. Линия и её выразительные
возможности. Ритм линий.

1

4. Пятно как средство выражения.
Ритм пятен.

1

5. Цвет. Основы цветоведения.

1

6. Цвет в произведениях живописи.

1

7.
Объёмные
скульптуре.

изображения

в

1

8. Основы языка изображения.

1

9. Реальность и фантазия в творчестве
художника.

1

Рисунок
–
основа
языка
всех
видов
изобразительного
искусства.
Виды
рисунка.
Подготовительный
рисунок
как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры.
Учебный
рисунок.
Рисунок
как
самостоятельное
графическое
произведение.
Графические материалы и их выразительные возможности. Изучение приёмов нанесения штриховки.
Знакомство с произведениями художников: Мане, Леонардо да Винчи, Кончаловского, Кибрика, Гольбейна,
Толстого.
Знакомство с понятиями: графика, набросок, зарисовка, технический рисунок, учебный рисунок, творческий
рисунок.
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм
линий. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников. Знакомство с
произведениями художников: Кузьмина, Пикассо, Ван Гога, Митурича.
«Формула» хорошей работы – «линия» плюс «пятно». Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности. Тон и тональные отношения: тёмное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен.
Доминирующее пятно. Знакомство с произведениями художников: Рачёва, Дейнеки, Констебля.
Знакомство с понятиями: пятно, контраст, тон, тональная шкала, фактура поверхности пятна.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Цветовой
контраст.
Насыщенность
цвета
и его светлота. Изучение свойств цвета.
Повторить закрепить понятия: спектр, дополнительные цвета,
основные цвета, составные цвета, насыщенность и светлота, цветовая шкала, восприятие цвета.
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Растяжка цвета. Цветовые отношения. Живое
смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи.
Выразительность мазка. Пуантилизм. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть,
нежность и т. д. Знакомство с произведениями художников: Церетели,Грабаря, Ренуара,Маврина, Обросова.
Повторить закрепить понятия: цветовые отношения, тёплые и холодные цвета, локальный цвет, колорит,
звонкие и приглушённые цвета.
Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и
освещением.
Художественные
материалы
в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. – и их выразительные свойства. Знакомство с произведениями
художников: Микеланджело, Родена, Гиберти.
Знакомство с понятиями: характер материала, круглая скульптура, рельеф, анималистический жанр, парковая
скульптура, произведения мелкой пластики.
Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности,
художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения. Закрепить знания о средствах
выразительности
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в
изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение
авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном
искусстве. Знакомство с произведениями художников: Шагала, Леонардо да Винчи.Знакомство с понятиями:
творческое воображение, правда искусства.Отличие искусства от науки.

Мир наших вещей. Натюрморт.

10.Изображение предметного мира –
натюрморт.

1

11. Понятие формы. Многообразие
форм окружающего мира.

1

12.Изображение объёма на плоскости
и линейная перспектива.

1

Плоскость и объём. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объёмного изображения?
Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения
геометрических тел. Понятие ракурса. Знакомство с понятием: перспектива, точка зрения, линейная
перспектива, точка схода, линия горизонта, угловая перспектива, центральная линейная перспектива.

13. Освещение. Свет и тень.

1

14. Натюрморт в графике.

1

15. Цвет в натюрморте.

1

Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик»,
«полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей
освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине. Знакомство с
произведениями художников: Латура, Сурбарана, Леонардо да Винчи, Ван Хейсума, Хеда, Шардена, Хруцкого,
Толстого
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций,
движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и
представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность
художественных техник. Гравюра, её виды и выразительные возможности. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Знакомство с произведениями художников: Купреянова, Самарина.
Знакомство с понятиями: рисунок, печатная графика (гравюра), эстамп.
Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация
натюрморта – ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в
истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Знакомство с
произведениями художников: Сезанна, Матисса, Ван Гога, Коровина, Грабаря, Кончаловского, Машкова,
Фалька, КупринаКузнецова, Петрова-Водкина, Сарьяна.

16.Выразительные
натюрморта.

возможности

1

Многообразие
форм
изображения
мира
вещей
в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи,
графике,
скульптуре.
Плоскостное изображение. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и
декоративность плоского изображения в древности и сейчас. Знакомство с произведениями художников:
Караваджо, Матисса, Бейерена, Сарьяна.
Повторить закрепить понятия: натюрморт., композиционный центр.
Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Плоские геометрические тела, которые можно
увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила
изображения и средства выразительности. Выразительность формы. Знакомство с понятиями: конструкция,
геометрические фигуры, геометрические тела.

Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение
творческой индивидуальности художника. Знакомство с произведениями художников Никича, Стожарова,
Неменского

Вглядываясь в человека. Портрет.
Вглядываясь в человека. Портрет.

17. Образ человека – главная тема в
искусстве.

1

18.Конструкция головы человека и её
основные пропорции.

1

19.Изображение головы человека в
пространстве.

1

20.Портрет в скульптуре.

1

21.Графический портретный рисунок.

1

22.Сатирические образы человека.

1

23. Образные
освещения в портрете.

1

возможности

24. Роль цвета в портрете

1

25. Великие портретисты прошлого.

1

26. Портрет
в
искусстве XX века

1

изобразительном

Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.).
История
возникновения
и
развития
жанра
портрета.
Изображение
человека
в искусстве разных эпох (Древний Рим, Возрождение, Новое время…). Проблема сходства в портрете.
Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи,
графике, скульптуре. Великие художники-портретисты. Знакомство с произведениями художников: Дюрера,
Рубенса,Липпи,Клуэ, Вейдена,Островского, Подключникова, Боровиковского, Веницианова, Кипренского,
Брюллова.
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица
человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.
Подвижные части лица, мимика.
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица
человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.
Подвижные части лица, мимика.
Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Образ (индивидуальные особенности,
характер, настроение) человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического
изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала. Знакомство с
понятиями: монументальная скульптура, камерная скульптура.
Знакомство с произведениями художников: Аникушина, Манцу, Голубкиной, Белашовой.
Человек
–
основной
предмет
изображения
в
скульптуре.
Скульптурный
портрет
в истории искусства. Выразительные возможности, материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в
скульптурном портрете. Знакомство с понятиями: условность и лаконичность графического языка.
Знакомство с произведениями художников: Фаворского, Рембранта, Дюрера,Кипренского, Тышлера, Сомова,
Клуэ.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа.
Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Знакомство с понятиями: шарж, чувство меры,
чувство правды.
Знакомство с произведениями художников: Леонардо да Винчи, Домье, Пикассо, Кузьмина, Ефимова, Горяева.
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет,
направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Знакомство
с понятием: искусственный и естественный источник света.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и
характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. Знакомство с произведениями художников: Серова,
Ренуара, Архипова, Борисова-Мусатова, Дерена, Врубеля.
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника
и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного
языка в произведениях великих художников. Знакомство с произведениями художников: Леонардо да Винчи,
Рубенса, Рембранта, Репина, Сурикова, Ярошенко, Крамского.
Музеи как кладовые культуры, хранилища духовного опыта человечества. Лувр (Франция). Национальная
галерея
(Великобритания).
Прадо
(Испания).
Пинакотека
(Германия).
Эрмитаж
и Третьяковская галерея (Россия). Русская иконопись. Знакомство с произведениями художников: Модильяни,

Человек и пространство в изобразительном искусстве

27.
Жанры
искусстве.

изобразительном

1

28.
Изображение
пространства.
Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива.

1

29. Пейзаж – большой мир.

1

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский
пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль
выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Знакомство с произведениями художников:
Го Си, Тобиаса, Эль Греко, Айвазовского, Богаевского.

30. Пейзаж настроение. Природа и
художник.

1

31. Пейзаж в русской живописи.

1

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира.
Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе:
утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Знакомство с произведениями художников: Моне, Мане, Сислея, Синьяка,
Ван Гога, Сезанна.
Роль колорита в пейзаже-настроении. Создание с помощью цвета художественного образа природы, передача
настроения в рисунке. Знакомство с произведениями художников: Сороки, Венецианова, Саврасова, Васильева,
Шишкина, Левитана.
Уметь писать пейзаж на тему «Страна моя родная» или «Дали моей Родины»; пейзаж-настроение на тему
«Весенний мотив», «Весеннее утро», «Весенний ветерок».

32. Пейзаж в графике.

1

33. Городской пейзаж.

1

34.
Выразительные
возможности
изобразительного искусства.
Язык и смысл.

1

Итого: 34 часа

в

Матисса, Дали, Попкова, Жилинского, Петрова-Водкина, Серебрякова, Салахова.
Закрепление материала по теме «Портрет».
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи.
Жанры
в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический
жанры. Закрепить знания о жанрах в изобразительном искусстве. Знакомство с произведениями художников:
Консебля, де Хема, ванн Дейка, Васнецова, Куинджи, Нестерова
Виды перспективы. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей
общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие
изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве
Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил
перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. Знакомство с настенной росписью Древнего Египтас
фресками Древнего Рима, с произведениями Брейгеля Старшего, Хоббема, Воробьёва, Карраччи.Знакомство с
правилами построения перспективы, с правилами воздушной перспективы, с понятиями: точка схода, линия
горизонта

Знакомство с понятиями: зарисовки, наброски, граттаж, монотипия.
Знакомство с произведениями художников: левитана, Пименова, Рембранта, Ван Гога, Фаворского,
Конашевича, Куманькова, Гаева.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XXвека. Знакомство с произведениями
художников: лоренцетти, Гонзага, Алексеева, Мазереля, Кокорина, Фаворского.
Значение изобразительного искусства в жизни людей и его виды. Средства выразительности, основы образновыразительного
языка
и произведение как целостность. Понимание искусства труд души. Эпоха, направление в искусстве и
творческая индивидуальность художника. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

7 класс
Тема урока

Элементы содержания

1.Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность
плоскостной композиции.
2.Прямые линии и организация пространства.

1

Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций:
симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.

1

3.Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и пятна.

1

4-5 Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

2

6.Композиционные основы макетирования в
полиграфическом дизайне. Текст и изображение как
элементы композиции.
7-8 Многообразие форм полиграфического дизайна.

1

9. Объект и пространство. От плоскостного
изображения к объёмному макету. Соразмерность и
пропорциональность.
10. Архитектура – композиционная организация
пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном
макете. Архитектура города Волгограда
11.Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание
различных объёмных форм. Понятие модуля.
12. Важнейшие архитектурные элементы здания.
13-14 Вещь: красота и целесообразность. Единство
художественного и функционального в вещи. Вещь
как сочетание объёмов и материальный образ времени.
15. Роль и значение материала в конструкции.

1

Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение
элементов композиции членение плоскости.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального
цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм,
доминанта.
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта,
«архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения,
образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их
композиционного расположения в пространстве.
Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение
текста и изображения.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.
Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного
изображения.
Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его
обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

16. Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектура и дизайн областного центра.
17. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой
язык архитектуры прошлого.
18. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры.

1

Гор
од
и
чел
ове
к.
Со
циа
льн
ое
зна
чен
ие
диз
айн
аи
арх
ите
кту
ры
в
жиз
ни
чел
ове
ка.

В мире вещей и зданий. Художественный
язык конструктивных искусств.

Художник-дизайн-архитектура.
Искусство композицииоснова дизайна и архитектуры

Раздел

Кол-во
часов

2

1

1
1
2

1

1
1

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление
простых объёмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль.
Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность
сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование.
Сочетание образного и рационального.
Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние
функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние
цвета. Цвет и окраска.
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.
Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Проблема урбанизации
ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

Человек в зеркале дизайна и
архитектуры. Образ жизни и
индивидуальное проектирование

19-20. Живое пространство города. Город,
микрорайон, улица. Волгоград – город, его
микрорайоны и улицы.
21-22. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в
формировании городской среды.
23. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство
создания пространственно-вещной среды интерьера.

2

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.
Схема-планировка и реальность. Цветовая среда.

2

24-25. Природа и архитектура. Организация
архитектурно-ландшафтного пространства.
26-27. Ты – архитектор. Проектирование города:
архитектурный замысел и его осуществление.
Архитекторы города Волгограда и его районов.
28. Мой дом – мой образ жизни. Функциональноархитектурная планировка своего дома.
29. Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн
вещно-пространственной среды жилища.
30. Дизайн и архитектура моего сада.

2

Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации
городской среды. Связь между архитектурой и человеком.
Архитектурный «остров» интерьера. Историчность и социальность интерьера.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура:
гармония и контраст.
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственноконструктивного мышления. Технология макетирования.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации
среды жизнедеятельности людей.

31. Мода, культура и ты. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды.
32. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной
одежды.
33. Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

34. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.
Моделируешь себя – моделируешь мир.
Итого: 34 часа

1

1

2

1
1
1

1
1

Принципы организации членения пространства на различные функциональные зоны.
Образно-личностное проектирование в дизайне.
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера.
Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба.
Планировка сада, огорода, зонирование территории.
Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология
создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт.
О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование
массовым сознанием. Стереотип и кич.
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж. Грим бытовой и
сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке.
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности.
Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу».

8 класс

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

Раздел

Тема урока

Кол-во
часов

1.Искусство
зримых
образов. Изображение в
театре и кино

1

2.Правда и магия театра
Театральное искусство и
художник.

1

3.Безграничное
пространство
сцены.
Сценография – особый вид
художественного
творчества.

1

4-5.
Сценография
как
искусство и производство

2

6.
Тайны
актерского
перевоплощения. Костюм,
грим
и
маска,
или
магическое «если бы».

1

7. Художник в театре
кукол.
Привет
от
Карабаса-Барабаса!

1

8. Спектакль: от замысла к
воплощению.
Третий

1

Элементы содержания
Понимать специфику изображенияи визуально-пластической образности в театре и на киноэкране. Получать
представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли Художникасценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра. Узнавать о жанровом многообразии театрального
искусства.
Актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Это определяет роль сценографии и художника
в театре. Сценография — элемент единого образа спектакля. Оформление живёт только через актёра, благодаря его
игре. Природа актёрской игры и основы актёрского искусства. Изменения театрального здания и сцены вследствие
эволюции художественных и общественных задач театра. Устройство сцены и принципы театрального
макетирования.
Различия в творчестве сценографа и художника-живописца. Основные задачи театрального художника: создание
пространственно-игровой среды спектакля и внешнего облика актёра (т. е. создание образа места действия и
костюма). Типы декорационного оформления спектакля: живописно-декорационное, конструктивное, условнометафорическое и др. Историческая эволюция театрально-декорационного искусства. Анализ драматургического
материала — основа режиссёрского и сценографического решения спектакля. Условность художественнообразного языка сценографии. Отличие бытовой среды от сценической, вещи в жизни от вещи на сцене. Основы
режиссёрско-сценографической и актёрской грамоты.
Этапы и формы работы театрального художника: от эскиза и макета до их сценического воплощения.
Производственно-технологическая составная сценографии: как и с кем работает художник. Театральные службы и
цеха. Элементы декорационного оформления спектакля. Цветосветовая и динамическая трансформация
визуального облика современных зрелищ и шоу. Проекционные и лазерные эффекты на основе компьютерных
технологий, требующие новые специальности дизайна сцены.
Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима и причёски от сценических.
Костюм — средство характеристики персонажа. Виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм
является главным элементом сценографии. Технологические особенности создания театрального костюма в
школьных условиях. Внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Фантазия и вера в происходящее (если бы это
была не сцена, а море или дворец) рождают естественность действий. Маска как средство актёрского
перевоплощения.
Кукольный театр – единственный вид сценического искусства с главенствующей ролью художника. Художник
куклы – создатель образа куклы-актёра Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актёра в
создании образа персонажа. Виды театра кукол и способы работы с ними. Технологии создания простейших кукол
на уроке. Игра с куклой — форма актёрского перевоплощения и средство достижения естественности в диалоге.
Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актёра в создании образа персонажа. Виды театра
кукол и способы работы с ними. Технологии создания простейших кукол на уроке. Игра с куклой — форма
актёрского перевоплощения и средство достижения естественности в диалоге.
Анализ этапов создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции, и премьеры.
Важнейшая роль зрителя как участника спектакля. Многофункциональность современных сценических зрелищ и их

Фильм – творец и зритель.
Что мы знаем об искусстве
кино?

Эстафета искусств: от рисунка к
фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий

звонок

культурно-общественная значимость. Единство творческой природы театрального и школьного спектаклей.
Творческие упражнения и этюды — эффективная форма развития театрального сознания учащихся.
Становление фотографии как искусства: от подражания живописи к поиску своей образной специфики и языка.
Фотография — новое изображение реальности, новое соотношение объективного и субъективного. История
фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотографическое изображение — не реальность, а
новая художественная условность, несмотря на своё внешнее правдоподобие. Центральное положение темы:
фотографию делает искусством не аппарат, а художническое видение фотографирующего.
Опыт изобразительного искусства — фундамент съёмочной грамоты. Композиция в живописи и в фотографии:
общее и различное. Дар видения и отбора — основа операторского мастерства. Практика фотокомпозиции и
съёмки: выбор объекта и точки съёмки, ракурс и крупность плана как художественно-выразительные средства в
фотографии.

9. Фотография – взгляд
сохраненный
навсегда.
Фотография
–
новое
изображение реальности

1

10.
Грамота
фотокомпозиции и съемки.
Основы
операторского
мастерства: уметь видеть и
выбирать
11.
Фотография
–
искусство
светописи.
Вещь: свет и фактура

1

1

Свет — средство выразительности и образности. Фотография — искусство светописи, когда свет является не только
техническим средством, а её изобразительным языком. Операторская грамота съёмки фото- натюрморта. Роль света
в выявлении формы и фактуры вещи.

12. На фоне Пушкина
снимается
семейство
Искусство
пейзажа
и
фотоинтерьера
13-14.
Человек
на
фотографии. Операторское
мастерство фотопортрета

1

15. Событие в кадре.
Искусство фоторепортажа

1

16.
Фотография
компьютер. Документ или
фальсификация: факт или
его
компьютерная
трактовка
17. Многоголосый язык
экрана.
Сценическая
природа фильма и монтаж.
Пространство и время в
кино
18-20.
Художник
и
художественное

1

Образные возможности цветной и чёрно-белой фотографии. Световые эффекты и атмосферные состояния природы
(дождь, туман, восход) как объект съёмки. Цвет в живописи и фотографии (авторский сочинённый и природнофиксирующий). Графическая природа чёрно- белой фотографии. Фото пейзаж — хранилище визуальноэмоциональной памяти об увиденном.
Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека?
Постановочный и репортажный фотопортреты. Типичное и случайное при передаче характера человека в
фотографии. Операторская грамота репортажного фотопортрета: оперативность в выборе момента и места съёмки,
передача эмоционально-психологического состояния и др. Практика съёмки постановочного портрета.
Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории общества и жизни человека.
Визуальная информативность фоторепортажа. Методы работы над событийным репортажем: наблюдение, скрытая
и открытая съёмка с отвлечением идр. Семейная фотохроника (альбом или электронная презентация) — история в
родных лицах, запечатлённая навсегда память о близких. Операторская грамота фоторепортажа: оперативность
съёмки, нацеленность и концентрация внимания на событии и др.
Фотография — остановленное и запечатлённое навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возрастающая роль
фотографии в культуре и средствах массовой информации (СМИ). Возможности компьютера в обработке
фотографического материала. Значение фотоархива для компьютерного коллажа. Компьютер: расширение
художественных возможностей или фальсификация документа?

1

1

3

Кино — синтез слова, звука, музыки, но прежде всего это движущееся экранное изображение. Экранное
изображение — эффект последовательной смены кадров, их соединение — т. е. монтаж, который рождает экранный
образ, придаёт смысл изображаемому и является языком кино. Художественная условность пространства и времени
в фильме. Эволюция и жанровое многообразие кинозрелища: от Великого немого до прихода в кинематограф звука
и цвета.
Коллективность художественного творчества в кино. Художническая роль режиссёра и оператора в создании
визуального образа фильма. Специфика творчества художника- постановщика в игровом фильме. Многообразие

«Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель»

творчество
в
кино.
Художник
в
игровом
фильме
21-23. От «большого»
экрана
к
домашнему
видео. Азбука киноязыка

возможностей творческого выражения в кино.

3

24-26. Бесконечный мир
кинематографа

3

27. Мир на экране: здесь и
сейчас. Информационная и
художественная природа
телевизионного
изображения
28.
Телевидение
и
документальное
кино.
Телевизионная
документалистика:
от
видеосюжета
до
телерепортажа
29-30.
Киноглаз,
или
Жизнь врасплох

1

31.
Телевидение,
Интернет… Что дальше?
Современные
формы
экранного языка

1

1

2

Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции рассматриваются в трёх аспектах: сценарном, режиссёрском и
операторском Значение сценария в создании фильма. Сценарий — литературно- текстовая запись будущего
фильма. Раскадровка — изобразительная запись (покадровая зарисовка) фильма, в которой планируется монтажная
последовательность планов. Понятие кадра и плана. Простейшая покадровая запись предстоящей съёмки со
схематическими зарисовками — наилучшая сценарная форма для любительского видео. Художническая природа
режиссёрско-операторской работы в создании фильма. Искусство видеть и осознанно выражать свою мысль на
киноязыке (или читать её на экране) — основа зрительской и творческой кинокультуры. Образ как результат
монтажного соединения планов. Азбука композиции кинослова и кинофразы. Последовательный и параллельный
монтаж событий. Организация действия в кадре — главная задача режиссёра.
Многообразие образного языка кино, вбирающего в себя поэзию и драму, сухую информацию и безудержную
фантазию. Многообразие жанровых киноформ: от большого «метра» игровых блокбастеров (популярный и
успешный в финансовом смысле фильм) до мини-анимации или видеоклипов. История и специфика рисованного
фильма, его эволюции от «мультика» до высокого искусства анимации, в котором роль художника соизмерима с
ролью режиссёра.
Многообразие образного языка кино, вбирающего в себя поэзию и драму, сухую информацию и безудержную
фантазию. Многообразие жанровых киноформ: от большого «метра» игровых блокбастеров (популярный и
успешный в финансовом смысле фильм) до мини-анимации или видеоклипов. История и специфика рисованного
фильма, его эволюции от «мультика» до высокого искусства анимации, в котором роль художника соизмерима с
ролью режиссёра.
Специфика телевидения — это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е.
прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинформации. Принципиальная общность
творческого процесса в любительском и телевизионном видеосюжете или репортаже. Основы школьной
тележурналистики
Кинонаблюдение — основа документального видео творчества. Метод кинонаблюдение — основное средство
изображения события и человека в документальном фильме и телерепортаже. Событие и человек в реалиях нашей
действительности — главное содержание телеинформации. Правда жизни и естественность поведения человека в
кадре — основная задача авторов-документалистов. Средства достижения правды на телеэкране и в собственных
видеосюжетах. Фиксация события — пусть долгая и кропотливая съёмка, но не инсценировка. Режиссёрскооператорская грамота рассматривается на примере создания видео этюда и видеосюжета. Видео этюд в пейзаже и
портрете. Дальнейший этап освоения кино- грамоты: от видео фразы к видео этюду. Анализ драматургического
построения экранного действия на примере фрагментов документальных телефильмов
Киноязык и киноформы не являются чем-то, застывшим и неизменным Анализ эволюции выразительных средств и
жанровых форм современного телевидения: от реалити-шоу до видеоклипа и видеоарта. Анализ специфики
сюжетно-изобразительного построения и монтажа видеоклипа, а также зависимость ритма и стилистики
«картинки» от музыкальной или текстовой фабулы. Роль и возможности экранных форм в активизации
художественного сознания и творческой видеодеятельности молодёжи в интернет-пространстве.

32-34.В царстве кривых
зеркал, или вечные истины
искусства

Итого: 34 часа

3

Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества. Позитивная и негативная роль СМИ в
формировании сознания и культуры общества. Телевидение — регулятор интересов и запросов общества
потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры. Экран — не пространство культуры, а кривое зеркало,
отражающее пошлость и бездуховность. Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры —
путь духовно-эстетического становления личности. Искусство — зритель — современность Прозрение и дар
художника дают нам истинное понимание мира и самих себя. Лучше ли модный фильм простого рисунка оттого,
что он создан при помощи компьютера? Никакая новая технология в искусстве не отменяет художественные
произведения своих предшественников. Кино не отменяет театр, телевидение не отменяет художественные
достижения кино, а все они вместе не отменяют живопись, музыку и поэзию. Истинное искусство бессмертно. Оно
— вечный спутник человека на дороге длиною в жизнь.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».