Учебный план основного общего образования на 2024-2025 учебный год (8-9 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов№ 3»
Введен в действие
приказом МБОУ ГСШ №3
от 30.08.2024 № 377.
Директор
МБОУ ГСШ № 3

УТВЕРЖДЕН
на заседании педагогического
совета МБОУ ГСШ № 3.
Протокол от 30.08.2024 № 1.

О.В. Зимарина

Учебный план
основного общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
(8-9 классы)

р.п. Городище, 2024

27

Пояснительная записка
к учебному плану основного общего образования
Учебный план основного общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа
с углубленным
изучением отдельных предметов № 3» (далее - Учебный план) разработан в соответствии с
нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- «Конституция РФ», принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (с изменениями и дополнениями);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- концепции преподавания предметных областей и учебных предметов;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 23.06.2014 № 780
«Об организации деятельности по реализации и введению федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования в Волгоградской
области» (с изменениями и дополнениями);
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2015 № 081228 «О методических рекомендациях по вопросам введения федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
- Приказ Министерства просвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников";
- письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 "О направлении информации"
(Методические
рекомендации
по
введению
федеральных
основных
общеобразовательных программ);
- Устав учреждения;
- Основная образовательная программа основного общего образования учреждения.

Учебный план, реализующий Основную образовательную программу основного
общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования
перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, фиксирует максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся;
определяет перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих Основную
образовательную программу основного общего образования учреждения, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива учреждения.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на:
• увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
• введение специально разработанных учебных практикумов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
• другие виды учебной, воспитательной и иной деятельности обучающихся.
Особенности учебного плана
Продолжительность учебного года (количество учебных недель) регламентируется
уставом учреждения и составляет 34 учебные недели.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более
6020 часов. Таким образом, ведется учет часов по годам обучения.
Учебный план составлен на основе федерального учебного плана основного общего
образования (Вариант 2).
Количество учебных часов по годам обучения
Периоды обучения
7а
7б
8а
8б
2020-2021
1088
1054
1088
1088
1122
1122
2021-2022
2022-2023
1020
1054
1122
1054
2023-2024
1088
1156
1156
1122
2024-2025
1088
1156
1224
1156
Итого (в часах)
4284
4454
5712
5508
Итого
(в % от 5267 ч.)

81%
85%
108%
105%
Предметная область «Русский язык и литература»
Ведущая цель обучения русскому языку – развитие и совершенствование навыков
грамотного письма, тех практических умений и навыков, которые обеспечивают свободное
владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Учебный предмет
«Русский язык» направлен на формирование у учащихся системы знаний о языке, умений и
навыков их использования в речевой практике, воспитания бережного отношения к языку и
29

речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры
речевого общения. Учебный предмет «Русский язык» изучается в 8-9 – по 3 часа в неделю.
Обязательный учебный предмет «Литература» принадлежит эстетическому,
гуманитарному, коммуникативному пласту знаний, интегрирует художественное,
историческое, географическое, речевое, обществоведческое образование, определяет
характер и направленность гражданского и нравственного воспитания. Курс литературы в
школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
формирования умения умений оценивать и анализировать художественные произведения,
овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
В 9 классах учебный предмет «Литература» изучается по 3 часов в неделю, в 8
классе – 2 часа в неделю.
Изучение предметов «Русский родной язык», «Родная литература (русская)» должно
обеспечить:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров;
- сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Изучение предмета «Иностранный язык» должно обеспечить:
- приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка,
воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и
достижения взаимопонимания между людьми и народами;
- осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным,
социальным и профессиональным ростом;
- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование,
чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и
письменной речи, правилами речевого этикета.
«Иностранный язык (английский)» изучается на базовом уровне (далее- Б) 3 часа в
неделю, на углубленном уровне (далее -Угл) 5 часов в неделю.
При изучении иностранного языка (английский) в классах осуществлено деление на 2
группы.
Предметная область «Математика и информатика»
30

Обязательная часть учебного плана в предметной области «Математика и
информатика» представлена учебными предметами: математика, алгебра, геометрия,
информатика, вероятность и статистика.
Задачи математического образования:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения
в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения
образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных
для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного
функционирования в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как
форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры,
понимания значимости математики для общественного прогресса.
В 8-9 классах изучаются учебные предметы «Алгебра» по 3 часа в неделю,
«Геометрия» по 2 часа в неделю, «Вероятность и статистика» по 1 часу в неделю.
Для решения главной задачи общего математического образования – целостного
развития и становления личности средствами математики, признание способности ребенка к
саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных
областей, а также в целях удовлетворения образовательных запросов и потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей) в 9в классе введены
индивидуально-групповые занятия по математике.
Учебный предмет «Информатика» изучается по 1 часу в неделю в обязательной
части учебного плана и направлен на формирование у обучающихся компьютерной
грамотности, развитие информационной культуры, привитие элементов логического
мышления, выражающегося в умении рассуждать, доказывать, обосновывать предлагаемые
решения, использование специальных компьютерных программ для более эффективного
усвоения знаний по другим учебным предметам.
При изучении информатики осуществлено деление на 2 группы.
Предметная область «Общественно-научные предметы»
Данная область представлена предметами: «История», «Обществознание»,
«География».
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
«Обществознание» изучается в соответствии с ФГОС ООО с шестого класса по 1
часу в неделю.
Учебный предмет «География» изучается по 2 часа в неделю.
Школьное географическое образование призвано решать следующие задачи:
- способствовать формированию географического мышления школьников, развитию
свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся систематические знания по географии, обладание которыми
поможет им ориентироваться в современном мире;

31

- формирование у учащихся представления о целостности окружающего мира при его
территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством,
имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развитие у школьников словесно - логического и образного мышления.
Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости
международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей
среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на
межпредметном анализе учебных задач.
Предметная область «Естественнонаучные предметы» на уровне ООО представлена
учебными предметами: «Биология», «Физика», «Химия».
Учебный предмет «Биология» призван развивать у обучающихся понимание
величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия, развивать
экологическую культуру, нацелен на установление гармонических отношений школьников с
природой. Учебный предмет «Физика» изучается в 8-х классах 2 часа в неделю, в 9 классах
по 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Химия» изучается в 8-9 классах и рассчитан на 2 часа в неделю.
Содержание курса химии обеспечивает выпускнику достаточный объем химических знаний,
необходимый современному человеку.
Предметная область «Искусство»
Одна из главных целей преподавания ИСКУССТВА – развитие интереса к
внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития
способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние
переживания в контексте истории культуры. Систематическое освоение художественного
наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание
человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.
Предметная область «Технология»
Учебный предмет «Труд (технология)» преподается в 8-9-х классах - 1 час в обязательной
части, 34 часа в год.
Учебный предмет «Физическая культура» реализуется в 8-9 классах и изучается по 3 часа в
неделю.
Физическое воспитание - это содействие всестороннему развитию личности
посредством формирования физической культуры личности школьника. Достижение цели
32

физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, содействию
воспитанию нравственных и волевых качеств.
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» изучается в 8-9
классах и направлен на формирование у обучающихся сознательное и ответственное
отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, способствуют
приобретению привычек здорового образа жизни.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В 2024-2025
учебном году время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов,
обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Таким образом, в 2024-2025 учебном году часы направлены на увеличение изучения
предметов:
• «Иностранный язык (английский)» на углубленном уровне в 8б, 9а классах (+2 часа в
неделю);
• «История» в 9-х классах (+1 час в неделю), в соответствии с п. 167.13 ФОП ООО.
В соответствии с п.20 ФГОС ОО «Организация образовательной деятельности по
программе основного общего образования, в том числе адаптированной, может быть
основана на делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в
выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов,
психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в
том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных
предметов (профильное обучение) (далее - дифференциация обучения)».
Деление обучающихся на группы осуществляется в рамках изучения следующих предметов:
− предмет « Иностранный язык (английский)»;
− предмет «Технология» с учетом объединения в одну подгруппу девочек и мальчиков;
− предмет «Физическая культура» в 8-х классах;
− предмет «Информатика».
Освоение Основной образовательной программы основного общего образования
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся: по учебным четвертям.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной
части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Основной образовательной
программой основного общего образования, локальными нормативными актами учреждения
и календарным учебным графиком в форме контрольных и проверочных работ, диктантов,
диагностических работ (промежуточных, итоговых, комплексных на межпредметной
основе), тестирования, защиты проектов или исследовательских работ, зачёта, а также
стартового и итогового мониторинга – по физической культуре.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5 часа - для 6-8
классов, 3,5 часа - для 9-11 классов. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем
предметам в соответствии с санитарными нормами.
33

Составной частью учебной и внеурочной деятельности обучающихся является
проектная деятельность.
Проектная деятельность – целенаправленно организованная работа педагогов и
обучающихся по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) современной
общественной жизни. При этом происходит самостоятельное освоение участниками проекта
комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается
собственный интеллектуальный и предметный продукт, предназначенный для активного
применения в научно-познавательной и общественной практике.
Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего
(личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных
исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации,
проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию
творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе
учебного процесса и внеурочной деятельности,
приобщает к решению конкретных
жизненно важным проблем. Проектная деятельность является одной из форм представления
обучающимися результатов освоения Основной образовательной программы основного
общего образования. В 7-х классах проект может быть индивидуальным или групповым.
Обучающиеся выполняют итоговый метапредметный проект как итог внеурочной
деятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования в соответствии с
Основной образовательной программой основного общего образования учреждения и
локальных нормативных актов учреждения.
Итоговой проект в 9-х классах представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации
своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и
отзыва руководителя.
Результаты проектной деятельности обучающихся оформляются протоколом.

34

Недельный учебный план 7-9-х классов в рамках ФГОС ООО

Филология

Предметные
Учебный предмет
области
Обязательная часть
Русский
Русский язык
язык и
Литература
литература
Иностранны Иностранный Б
й язык
язык
У
(английский)
Математика и
Алгебра
информатика
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
ОбщественноИстория
научные
Обществознание
предметы
География
ЕстественноФизика
научные
Химия
предметы
Биология
Изобразительное
Искусство
искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)

Основы
безопасности и
защиты
Родины

Основы
безопасности и
защиты Родины

Физическая
Физическая культура
культура
Итого (обязательная часть)
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Иностранный язык (английский)
История
ИГЗ по математике
ИТОГО (часть, формируемая
участниками образовательных
отношений)
ИТОГО (общая НАГРУЗКА)

8а

8б
3
2

Классы
9а

Всего часов
9б

3
2

3
3

3
3

12

3/3

3/3

3/3

6/6
6/6

3
2
1

3
2
1

3
2
1

3
2
1

12
8
4

1/1
2
1
2
2
2
2

1/1
2
1
2
2
2
2

1/1
2
1
2
3
2
2

1/1
2
1
2
3
2
2

4/4
8
4
8
10
8
8

1
1/1

1
1/1

1/1

1/1

4/4

1

1

1

1

4

3/3

3/3

3

3

12/6

32

32

33

33

130/22

4

4

3

3

2/2

2/2
1

3/3

10

2

1
1

4/4
2
1

0

2

3

2

6/4

32

34

36

35

137/26

1088

1156

1224

1190

Учебные недели -34
Всего часов
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 6-дневной неделе) в
соответствии с санитарными правилами
и нормами

36

35

4658


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».