АРП ЗПР, 7.2. Математика. 2-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
2-4 классы.

Авторы-составители:
учителя начальных
классов

Городище

Адаптированная рабочая программа по математике (далее – программа) для
обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (статьи 11, 12, 28),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
 уставом учреждения;
 Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обусловленными задержкой психического развития различного
характера.
Количество часов определяется учебным планом.
Реализация программы осуществляется в условиях инклюзивного образования.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим,
обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых
математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на
доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту
практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков
отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:
 формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
 формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
 уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах,
пространственных отношениях;
 формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также
оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
 учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
 формировать способность использовать знаково-символические средства путем
усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
 формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
начальным
курсом
математики
(наблюдения,
анализа,
сравнения,
противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);

 развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания
использованием математической терминологии;
 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения
переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
способствовать
совершенствованию
познавательной
деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков
сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 2-4 классах
обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
 научить соотносить цифры и количество, названия и обозначения действий
сложения и вычитания;
 сформировать осознанные навыки арифметических действий (сложения и
вычитания, умножения и деления);
 научить устанавливать закономерность — правило, по которому составлена
числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или
самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
 научить группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
 научить классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять
свои действия;
 научить читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь,
скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между
ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр,
метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр —
миллиметр).
 научить распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг);
 научить выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
 научить использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач,
находить длину отрезка, периметр и площадь прямоугольника и квадрата;
 научить устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче,
 планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
 научить решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и
задачи, связанные с повседневной жизнью;
 воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с
ЗПР низкую познавательную активность;
 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а также
переносу полученных знаний.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Математика» является одним из основных в системе подготовки
младшего школьника. Умение производить арифметические действия, анализировать,
планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимо
для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к учебному предмету,
которое необходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению

знаний, умений и навыков, а также большей успешности в быту. Без базовых знаний по
математике и автоматизированных навыков вычислений обучающиеся будут испытывать
значительные трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако
иногда даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение
необходимым учебным содержанием вызывает трудности по разным причинам.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет
разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над
пониманием обратимости математических операций, сопровождения совершаемых
действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное
высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный
вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У обучающихся
совершенствуется способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.
Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих
количественные отношения, памяток, отражающих ход решения задачи и т.п.
В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к
обучающимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Обучающиеся,
обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять
дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные
трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий,
посещая реализуемый педагогом-дефектологом модуль «Коррекция индивидуальных
пробелов в знаниях».
Коррекционно-развивающее значение учебного предмета заключается и в тесной
связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими
навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
Значение учебного предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
В общей системе коррекционно-развивающей работы учебный предмет
«Математика» в наибольшей степени способствует коррекции недостатков мышления и
улучшению функций планирования. При усвоении программного материала по математике
обучающиеся
овладевают
определенными
способами
деятельности:
учатся
ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать
предстоящие шаги выполнения работы, контролировать их правильность, рассказывать о
сделанном и давать ему оценку, что способствует развитию и совершенствованию
произвольности.
Для достижения коррекционно-развивающего эффекта настоятельно рекомендуется:
 широко
использовать
наглядно-практические
действия
при
решении
арифметических задач;
 предлагать детям самостоятельно составлять условие задачи;
 разбивать составную задачу на простые и решать их последовательно;
 при работе с мерами времени широко использовать упражнения, которые позволяют
детям почувствовать длительность того или иного временного отрезка;
 при наличии возможности понимать значение схемы широко пользоваться ими как
средствами, облегчающими решение;
 по возможности автоматизировать счетные навыки (только после того, как
обучающиеся действительно усвоят состав числа);
 при формировании счетного (и любого другого) навыка опираться на все каналы
восприятия учебной информации (слуховой, зрительный, тактильный);
 знакомить с новым материалом пошагово с детальным руководством выполнением
задания;
 использовать для обучающихся математические опоры, наглядные схемы, шаблоны
общего хода выполнения заданий (например: план-схема «решение задачи»).

Систематическое повторение позволяет прочно усвоить новый материал.
Обучающиеся с ЗПР, которым рекомендован вариант 7.2, нуждаются также в том, чтобы на
уроках математики учитель:
 создавал положительный эмоциональный настрой на уроке;
 постоянно сам напоминал-проговаривал способ и последовательность решения
задачи;
 предупреждал возможные неверные ответы наводящими вопросами;
 просил детей проговаривать совершаемые действия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально
значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Требования к результатам освоения АООП НОО, устанавливаемые ФГОС НОО для
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Личностные результаты освоения АООП НОО отражают:
1). Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
Принадлежности.
2). Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей.
3). Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4). Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5). Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности.
6). Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
7). Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8). Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9). Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
10). Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
11). Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении.
12). Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
13). Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий.
14). Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы;

– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО:
1). Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления.
2). Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3). Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
4). Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
5). Овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах.
6). Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям.
7). Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
8). Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.

9). Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
мотрудничества.
10). Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
11). Овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей
(законных представителей) и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные)
и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит,
а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания
предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные
для каждой предметной области, готовность их применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей,
обучающихся с ЗПР предметные результаты, отражают:
1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и
геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов,
явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми
выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом
и, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;
Числа и величины
Выпускник научится:
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
– устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно
выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои
действия;

– читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость),
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм
— грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр
— сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Арифметические действия
Выпускник научится:
– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с
использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных
арифметических действий (в том числе деления с остатком);
– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и
числом 1);
– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
– вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия,
со скобками и без скобок).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
– устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать
ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные
с повседневной жизнью;
– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина,
треть, четверть, пятая, десятая часть);
– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
– использовать Tm[<0свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Выпускник научится:
– измерять длину отрезка;
– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника
и квадрата;
– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Работа с информацией
Выпускник научится:
– читать несложные готовые таблицы;
– заполнять несложные готовые таблицы;
– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Содержание учебного предмета и тематическое планирование определяются
особенностями ребенка, обучающегося в условиях инклюзии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».