Адаптированная рабочая программа. ОБЖ. Базовый уровень. 8-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8-9 классы.

Автор-составитель:
Фатеев
Алексей Владимирович

Городище

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» базового уровня разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статьи 11, 12, 28),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями),
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»,
 письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»,
 АООП ООО обучающихся с ВЗР (вариант 7.2) учреждения,
 учебным планом основного общего образования на 2021-2022 учебный год,
 календарным учебным графиком основного общего образования учреждения на 20212022 учебный год,
 Положением о рабочей программе педагогического работника учреждения.
Приоритетные задачи коррекционной работы:
 определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными
особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
 определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, в том
числе обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его
резервных возможностей;
 системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета






В результате изучения курса ОБЖ в основной школе:
выпускник научится:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при
использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов
питания;

 безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;
 безопасно использовать бытовые приборы;
 безопасно использовать средства бытовой химии;
 безопасно использовать средства коммуникации;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
подъезде;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
 безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
квартире;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
 безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
 адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
 безопасно применять первичные средства пожаротушения;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
 соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном,
воздушном и водном);
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
 использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;
 готовиться к туристическим походам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
 адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
 добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
 добывать и очищать воду в автономных условиях;
 добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное
жилище в автономных условиях;
 подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера
для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
 характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного
характера для личности, общества и государства;
 предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера;
 классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;
 безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
 безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

 комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае
эвакуации;
 классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и
последствия данных явлений для личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в
заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению
заложников;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
 классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления
людей;
 предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления
людей;
 оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
 характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для
личности, общества и государства;
 классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
 планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;
 адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 безопасно использовать ресурсы сети «Интернет»;
 анализировать состояние своего здоровья;
 определять состояния оказания неотложной помощи;
 использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
 классифицировать средства оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
 извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
 оказывать первую помощь при ушибах;
 оказывать первую помощь при растяжениях;
 оказывать первую помощь при вывихах;
 оказывать первую помощь при переломах;
 оказывать первую помощь при ожогах;
 оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
 оказывать первую помощь при отравлениях;
 оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
 оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;

 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных
привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье
человека;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая ресурсы сети
«Интернет» и другие базы данных;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные
эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.

2.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной
экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде,
почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные
правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии,
персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения.
Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной
защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре.
Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения
у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила
поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила
безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража,
мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная
безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения,
извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень),
крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения,
половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически
опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических
сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной
защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и
правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества.
Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую
деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при
террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при
проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых
мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового
образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы
(навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в
современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении.
Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и
растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем
переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая
помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе
насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме.
Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.

Формы организации учебных занятий
Формы обучения:
 фронтальная
 групповая (в том числе и работа в парах)
 индивидуальная
Типы уроков: усвоения нового материала; закрепления; повторения; контроля,
проверки знаний; практические занятия, самостоятельная работа и другие.
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы, анализ
карт.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность,
групповая и парная работа, деловые игры, «Круглый стол», дискуссия, метод эвристических
вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование и другие.
Средства обучения:
 для обучающихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы,
раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения
(компьютер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические
средства;
 для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование,
компьютер (ресурсы сети «Интернет»).
Основные виды учебной деятельности
 прослушивание объяснений учителя;
 работа с текстом учебника, дополнительной литературой и ресурсами сети
«Интернет»,
 анализ схем и таблиц;
 выполнение практических работ;
 беседа по вопросам;
 игровая деятельность;
 проектная деятельность;
 выполнение устных и письменных заданий, в том числе творческих (по желанию);
 мини-исследования;
 подготовка мультимедийных презентаций и т.п.

3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
8 класс
Раздел
Обеспечение личной
безопасности в
повседневной жизни
Глава 1. Пожарная
безопасность

Глава 2. Безопасность
на дорогах

Глава 3. Безопасность
на водоемах
Глава 4. Экология и
безопасность
Чрезвычайные
ситуации техногенного
характера и
безопасность
населения.
Глава 5. Чрезвычайные
ситуации техногенного
характера

Глава 6. Организация
защиты населения от
ЧС техногенного
характера
Глава 7. Основы
медицинских знаний и
здорового образа жизни
Основы здорового
образа жизни

Тема урока
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина
и последствия. Вводный инструктаж по ТБ.
Профилактика пожаров в повседневной жизни и
организация защиты населения. Первичный инструктаж
по ТБ
Права. Обязанности и ответственность граждан в
области пожарной безопасности. Обеспечение личной
безопасности при пожаре.
Причины дорожно-транспортных происшествий и
травматизм людей.
Организация дорожного движения. Обязанности
пешеходов и пассажиров.
Велосипедист. Водитель. Формирование качеств
безопасного водителя.
Безопасное поведение на водоемах в различных
условиях.
Безопасный отдых на водоемах.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье
человека.
Правила безопасного поведения при неблагоприятной
экологической обстановке.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного
характера.
Аварии на радиационно-опасных объектах и их
возможные последствия.
Обеспечение радиационной безопасности населения.
Аварии на химически опасных объектах и их возможные
последствия.
Повторный инструктаж по ТБ, ИТБ-015-2016.
Обеспечение химической защиты населения.
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики
и их возможные последствия.
Обеспечение защиты населения от последствий
взрывопожароопасных объектах.
Аварии на гидротехнических сооружениях и их
последствия.
Обеспечение защиты населения от аварий на
гидротехнических сооружениях
Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного
характера.
Эвакуация населения.
Мероприятия по инженерной защите населения от
чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Общие понятия о здоровье как основной ценности
человека.
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и
социальная сущность.
Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья

Кол-во
часов
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Глава 8. Основы
медицинских знаний и
оказание первой
медицинской помощи

человека и общества.
Здоровый образ жизни как необходимое условие
сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни и профилактика основных
неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Здоровый
образ
жизни
и
безопасность
жизнедеятельности.
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее
значение (практическое занятие).
Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ
(практическое занятие).
Первая медицинская помощь при травмах. Итоговый
урок.

1
1
1
1
1
1
2

9 класс
Кол-во
часов
1

Раздел
Глава 1.Основы
медицинских знаний и
оказание первой
медицинской помощи

Тема урока
Вводный инструктаж по ТБ. Здоровье человека как
индивидуальная, так и общественная ценность.
Первичный инструктаж по ТБ. Здоровый образ жизни и
его составляющие.

Глав 2.Чрезвычайные
ситуации природного и
техногенного характера
как угроза
национальной
безопасности России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и
определения. Классификация чрезвычайных ситуаций,
основные причины увеличения их числа.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их
причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их
причины и последствия.

1

Военные угрозы национальной безопасности России.
Роль Вооруженных Сил России в обеспечении
национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной
безопасности России.
Обеспечение личной безопасности при угрозе
террористического акта.
Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные
задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
МЧС России – федеральный орган управления в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Основные мероприятия по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Инженерная защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Централизованная система оповещения населения о
чрезвычайных
ситуациях,
единая
дежурнодиспетчерская служба на базе телефона 112.
Повторный инструктаж по ТБ, ИТБ-015-2016. Строевые
упражнения.

1

Глава 3.Современный
комплекс проблем
безопасности
социального характера

Глава 4.
Организационные
основы по защите
населения страны от
чрезвычайных ситуаций
мирного и военного
времени

Глава 5. Военнопатриотическое

1

1
1

1
1
1

1

1
1
1

4

направление.

Стрельба из пневматической винтовки из положения
сидя, с упора на локоть. ИТБ-054-2016.
Стрельба из пневматической винтовки из положения
лежа.
Стрельба из пневматической винтовки из положения
сидя, с упора на локоть, после физической нагрузки.
Общевойсковой защитный комплект. Назначение,
способы использования.
Репродуктивное здоровье населения и национальная
безопасность России.
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о
ВИЧ-инфекции и СПИДе.

2

Глава 7.Правовые
основы сохранения и
укрепления
репродуктивного
здоровья

Брак и семья. Влияние культуры общения мужчины и
женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в
формировании здорового образа жизни.

1

Глава 8.Основы
медицинских знаний и
оказание первой
помощи.

Первая помощь при массовых поражениях. Первая
помощь при передозировке психоактивных веществ.
Классификация
травм.
Первая
помощь
при
кровотечениях.
Итоговый урок.

1

Глава 6. Среда
обитания, безопасность
человека в
повседневной жизни.

3
3
1
1
1
1

1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».