Методические рекомендации по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ обучающихся с ТНР с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Методические рекомендации полностью соответствуют законодательству РФ в сфере образования. Они разработаны для того, чтобы помочь педагогам реализовать процесс дистанционного обучения в начальных и средних классах школы, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. Взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии) представляет собой целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся в информационно-образовательном пространстве с помощью информационнокомпьютерных технологий и требует создания специальной учебной среды, которая позволяет комментировать работу ученика, давать рекомендации по исправлению ошибок и работать с каждым ребенком до полного решения учебных задач. Алгоритмы действия при организации взаимодействия обучающихся и педагогических работников опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Администрации школы необходимо: 1. Разработать и утвердить приказ или положение о реализации дистанционного обучения. В этом локальном акте нужно определить порядок оказания помощи ученикам, текущего и итогового контроля по каждой учебной дисциплине. 2.Сформировать расписание занятий на все учебные дни согласно учебному плану. Время уроков нужно сократить до 20-30 минут. А занятия нужно дифференцировать по классам. 3.Проинфорировать учеников и родителей о том, как будет реализован образовательный процесс с использованием дистанционных технологий. 4.Познакомить их с расписанием и графиком контроля. Рассказать о том, как будут оказываться консультации. 5. Вести учет результатов дистанционного обучения. 6. Внести корректировки в имеющиеся учебные планы и рабочие программы. 7. Насколько позволяют технические возможности, организовать проведение занятий с помощью видеоконференций или порталов образовательных услуг. 8. Педагогические работники должны планировать свое время, учитывая особенности работы в системах электронного обучения, создавать простые задания, проверять успехи каждого ученика и выражать свое отношение к его работе, оказывать консультации в онлайн-формате. 9.Руководитель образовательного учреждения должен назначить человека для ежедневного мониторинга тех, кто обучается дистанционно и кто не учится по состоянию здоровья или другим причинам. Классный руководитель осуществляет: 1. Ежедневный мониторинг фактически присутствующих, обучающихся дистанционно и заболевших школьников. 2.Регулярное видеообщение (при наличии технической возможности) с учащимися класса. Продумывает тематику этого общения для мотивации учеников, поддержки и формирования учебной самостоятельности. 3.Мониторинг готовности к обучению в дистанционном формате обучающихся: наличие компьютера-ноутбука, планшета-телефона с выходом в интернет; электронная почта ребёнка и родителей; адрес скайп (либо другого ресурса для видео взаимодействия Whats app, Viber). 4.Контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителямипредметниками, владеть информацией о текущей ситуации. 5.Информирование родителей (законных представителей) . 6. Организовать по договоренности об обратной связи с родителями( 1-2 видеоконференции в неделю) Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию. С этой целью могут использоваться практически любые достаточно современные компьютеры с установленной операционной системой. Необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры. Указанным требованиям соответствуют практически все современные мобильные компьютеры. В соответствии с техническими возможностями должно быть предусмотрено проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов и в различных формах дистанционного обучения (чат-занятие, веб-занятие, телеконференция), а также с помощью разнообразных способов передачи информации (электронная почта, сайт, электронный ресурс). Организуя реализацию образовательной программы начальной школы для детей с нарушениями речевого развития педагогам следует учитывать особенности звуковой и смысловой стороны речи детей с ТНР, которые в дальнейшем без систематической и последовательной работы препятствуют полноценному овладению грамотой, а в дальнейшем и письменной речью. Так, дети с недостатками речи испытывают значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Затруднения в выработке звуковой дифференциации чаще всего проявляются либо в замене одного звука другим, либо в смешении звуков. Замены и смешения звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. У детей с недоразвитием речи наблюдается несформированность лексических средств и грамматического строя речи: бедность словарного запаса, неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов, отсутствие сложных синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов в речи. Данные специфические особенности детей с ТНР должны быть учтены при реализации образовательной программы обучающихся с ТНР на начальной ступени обучения. С этой целью весь процесс обучения должен иметь коррекционную направленность. В связи с этим при организации образовательного процесса на начальной ступени образования в дистанционной форме необходимо обеспечить тщательный отбор учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей – состояние фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, умения использовать свои языковые средства в процессе коммуникации. Подбираемый речевой материал должен предусматривать: - совершенствование фонетико-фонематических процессов: различение оппозиционных звуков, звукобуквенный анализ и синтез; - уточнение значений, имеющихся у детей в активном запасе слов, обогащение их лексикона новыми словами за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; - развитие у детей способности различать значимые части слова, выделять и сравнивать различные элементы в словах; - уточнение понимания учебного материала и формулирования учебных задач с помощью различных речевых оборотов для избегания неточности в понимании прочитанного/услышанного, механического выполнения заданий; - обучение сознательному построению высказываний (устное или письменное), то есть владение комплексом речевых умений, который включает: умения информационно-содержательного характера: получать информацию для высказывания, определять и раскрывать тему и основную мысль текста, отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью; структурно-композиционные умения: выделять части в тексте, строить вводное и заключительное предложения и формировать части текста, составлять план и связно, последовательно излагать содержание; умения использовать языковые средства: пользоваться лексическими, грамматическими и стилистическими средствами языка, то есть правильно и точно употреблять слова в речи, выбирать из синонимического ряда слово, наиболее соответствующие замыслу высказывания, употреблять слова в переносном смысле, синонимы и антонимы, отбирать морфологические формы, синтаксические конструкции; умения, связанные с совершенствованием текста: находить ошибки и недочеты в тексте и вносить необходимые изменения. - овладение различными типами высказываний (описание, доказательство, рассуждение и т.д.); - сопоставление и анализ предложений; - конструирование отдельных предложений с помощью вопросов, по заданным словам, словосочетаниям; - составление предложений, текстов по картине, плану, на основе личных наблюдений. - формирование умения работать с текстом (распространить текст, конструировать и воссоздавать по плану, определять связность предложений и смысловую зависимость между ними). Важно, чтобы предлагаемые детям задания учитывали их актуальный уровень речевого развития и находились в зоне ближайшего развития. Обязательным для организации обучения обучающихся с ТНР с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является использование коллективных форм дистанционной работы. Цель - создать возможность для интерактивного взаимодействия при усвоении учебного материала. Для обучающихся с нарушениями речевого развития важным в усвоении материала урока является его закрепление в условиях непосредственной коммуникации не только в паре «педагогобучающийся», но и в рамках моделей «обучающийся-обучающийся», «обучающийся-обучающиеся». Важно помнить об особенностях внеречевых процессов обучающихся с ТНР. В частности, о недостаточной наблюдательности по отношению к языковым явлениям, сформированности словесно-логического мышления, произвольности поведения, деятельности и общения, пониженной познавательной активности в области языковых средств, неустойчивости внимания, недостаточном развитии способности к переключению, пониженной работоспособности и повышенной психической истощаемости, трудностях проявления волевых усилий для преодоления трудностей учебной работы, недостаточном уровне развития контрольных действий. Данные проявления внеречевых процессов сказываются не только на формировании речевой деятельности, но и на формировании навыков полноценной учебной деятельности. Для преодоления данных особенностей в ходе освоения учебной программы, в том числе в дистанционной форме следует предусмотреть: планирование учебной работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование учебной деятельности; обучение умению работать в определенном темпе; развитие способности сосредотачиваться на учебной задаче, поставленной в вербальной форме, не отвлекаясь на ситуативные раздражители; формирование умений регулировать собственное поведение в соответствии с ситуацией учебной работы. При организации обучения в дистанционной форме педагог должен учитывать сниженную встречную познавательную активность детей. В связи с этим: - на начальных этапах перехода на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется совместный просмотр видеоуроков учащимися и родителями с дальнейшей возможностью их воспроизведения в удобное для семьи время. Полезно создать видеотеку уроков, с тем чтобы дети могли еще раз просмотреть материал видеозанятия в случае, если они не поняли с первого раза или недостаточно усвоили его. Инициатива повторного просмотра может исходить как от самого ребенка, так и от учителя или родителей. - продолжительность он-лайн уроков должна быть небольшой – от 1020 минут. В рамках индивидуального подхода для ряда учащихся (с повышенной утомляемостью или возбудимостью) урок может быть разбит на несколько частей с перерывами на физминутки или подвижные задания; - учебный материал следует подавать небольшими дозами и усложнять постепенно, используя многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее; - во время урока, практически на всех этапах, должна осуществляться обратная связь с учащимися. Подача информации обучающимся с ТНР должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими детей на диалог, на комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращение учеников в пассивных созерцателей или слушателей лекций; - должна сохраняться коррекционная направленность обучения. Одно из этих направлений коррекционной работы - систематическое расширение словарного запаса учащихся, т.е. развитие понимания значений, слов и воспитание навыка их правильного употребления в самостоятельной речи. У учащихся с ТНР затруднено спонтанное обогащение словарного запаса – выделение незнакомого слова, выявление его лексического значения из контекста; характерна для них и неустойчивость вербальной памяти, что приводит к быстрому забыванию изучаемого словаря, особенно терминологического. Поэтому на каждом уроке необходимо проводить словарную работу. Во время проведения видеозанятия проводить словарную работу с целью формирования ориентировочной основы перед изучением нового материала. Кроме того, необходимо чтобы список терминов в соответствии с преподаваемым учебным предметом находился в визуальном доступе для обучающихся. На таблицах эти слова записываются четко, крупными буквами, в них проставляется ударение. Кроме отдельных слов и терминов в словарную работу могут быть включены фразеологизмы и образные выражения, встречающиеся в тексте учебника, непонятные детям с недоразвитием речи. Успешному усвоению учебного материала препятствует не только ограниченность словарного запаса школьников, но и нарушение понимания синтаксических конструкций, включающих, например, страдательный залог, инверсию, последовательную подчинительную связь слов и т.д. Известно, что учебный текст требует неоднократного перечитывания, выделения ключевых слов и словосочетаний. Однако учащиеся с патологией речи читают текст поверхностно, основные усилия затрачивая на технику чтения. Многое из прочитанного остается ими не понято. Поэтому необходимо работать с текстом на каждом занятии, независимо от преподаваемого предмета. При этом важно не столько читать текст вслух или про себя целиком (за исключением уроков чтения в начальной школе), сколько учить выделять главное в тексте. В процессе работы с определениями терминов и понятий необходимо совместно с детьми переконструировать их так, чтобы формулировки были понятны учащимся и доступны для воспроизведения. Как правило, изменение определений и правил имеет свой целью приблизить их строй к строю устной речи. Понимание учебного материала должно находиться под постоянным контролем учителя. В процессе чтения текста учебника или любого научноучебного текста ученикам задаются вопросы: «Как это можно сказать подругому?», «Расскажи своими словами, о чем ты сейчас прочитал?», «Как ты понял, о чем здесь написано?». Если ученик, вместо того чтобы воспроизвести смысл прочитанного своими словами, начинает перечитывать текст еще раз, это значит, что смысл предложения (определения, правила, задания к упражнению и т.п.) ему не ясен. - при работе с подростками с дислексией и дисграфией необходимо, с одной стороны, ограничить объем их работы с письменным (печатным) текстом, с другой – требовать от них соблюдения правильного чтения и грамотного письма. - особое внимание должно уделяться домашнему заданию. Оно должно носить творческий характер и быть подготовленным в ходе видеозанятий. Предпочтительно давать задания творческого характера, а не сплошное перечитывание, переписывание и пересказывание больших текстов. Такие домашние задания трудно проверить в условиях дистанционного обучения. Внимание детей привлекается к ключевым моментам изложенного в книге материала, например, предлагается отыскать в тексте ответы на поставленные учителем вопросы, карандашом отметить наиболее важные мысли, подчеркнуть те предложения, которые могут служить планом будущего ответа. Виды работ с текстом учебника разнообразны. В какой мере и какие из них использовать - зависит от учителя; многое, конечно, определяется уровнем речевого развития класса. - необходимо проводить плановые проверочные и контрольные работы, диктанты. В 5-7 классах проверочные и контрольные работы проводятся в присутствии родителей, но родители не должны вмешиваться в процесс написания работы. В то же время, родители могут принимать участие в проверке работ по шаблону. Обсуждение проблем и ошибок полезно проводить в присутствии родителей (по возможности). Это позволяет включить их более активно в образовательный процесс. При организации электронного обучения в дистанционном формате учителю рекомендуется использовать ресурсы различных образовательных платформ: Инфоурок, Учи.ру, «Московская электронная школа», Яндекс.Учебник, Mersibo и другие, доступ, к которым открыт для каждого ученика, учителя, родителя бесплатно. На образовательных платформах школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформ помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете. Также в личных кабинетах пользователей создан внутренний чат, где учителя, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и прогресс. Также рекомендуется использовать бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, который предоставляет издательство «Просвещение». Доступ распространяется как на учебник, так и специальные тренажёры для отработки и закрепления полученных знаний. При этом для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету. Учитывая популярность социальных сетей среди школьников, эффективным инструментом проведения дистанционных уроков для учителей могут стать социальные сети: WhatsApp, Skype, Zoom, Facebook, VK, Viber. Это групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и текстов до аудио и видео. Все это даёт возможность сохранить живое общение учителя с учеником и обеспечить непрерывность образовательного процесса. Главным принципом дистанционного образования является нацеленность на самостоятельную работу обучающегося с учебным материалом. С этой целью для обучающихся с нарушениями речевого развития должна быть предусмотрена последовательность в формировании данного навыка. Важная роль в этом возлагается на родителей. С этой целью должен быть определен алгоритм взаимодействия с родителями и конкретные их функциональные задачи. Важно предложить родителям виды заданий, предусматривающие различную степень их участия и контроля выполнения заданий.