Применение дистанционных технологий при обучении обучающихся с ТНР

Методические рекомендации
по реализации адаптированных основных общеобразовательных
программ обучающихся с ТНР с использованием различных
образовательных технологий,
позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и
педагогических работников опосредованно (на расстоянии),
в том числе с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
Методические
рекомендации
полностью
соответствуют
законодательству РФ в сфере образования. Они разработаны для того, чтобы
помочь педагогам реализовать процесс дистанционного обучения в
начальных и средних классах школы, где обучаются дети с тяжелыми
нарушениями речи.
Взаимодействие обучающихся и педагогических работников
опосредованно (на расстоянии) представляет собой целенаправленный
процесс интерактивного взаимодействия преподавателей и обучающихся в
информационно-образовательном пространстве с помощью информационнокомпьютерных технологий и требует создания специальной учебной среды,
которая позволяет комментировать работу ученика, давать рекомендации по
исправлению ошибок и работать с каждым ребенком до полного решения
учебных задач.
Алгоритмы действия при организации взаимодействия обучающихся
и педагогических работников опосредованно (на расстоянии),
в том числе с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
Администрации школы необходимо:
1. Разработать и утвердить приказ или положение о реализации
дистанционного обучения. В этом локальном акте нужно определить порядок
оказания помощи ученикам, текущего и итогового контроля по каждой
учебной дисциплине.
2.Сформировать расписание занятий на все учебные дни согласно учебному
плану. Время уроков нужно сократить до 20-30 минут. А занятия нужно
дифференцировать по классам.
3.Проинфорировать учеников и родителей о том, как будет реализован
образовательный процесс с использованием дистанционных технологий.
4.Познакомить их с расписанием и графиком контроля. Рассказать о том, как
будут оказываться консультации.
5. Вести учет результатов дистанционного обучения.

6. Внести корректировки в имеющиеся учебные планы и рабочие программы.
7. Насколько позволяют технические возможности, организовать проведение
занятий с помощью видеоконференций или порталов образовательных услуг.
8. Педагогические работники должны планировать свое время, учитывая
особенности работы в системах электронного обучения, создавать простые
задания, проверять успехи каждого ученика и выражать свое отношение к его
работе, оказывать консультации в онлайн-формате.
9.Руководитель образовательного учреждения должен назначить человека
для ежедневного мониторинга тех, кто обучается дистанционно и кто не
учится по состоянию здоровья или другим причинам.
Классный руководитель осуществляет:
1.
Ежедневный мониторинг фактически присутствующих, обучающихся
дистанционно и заболевших школьников.
2.Регулярное видеообщение (при наличии технической возможности) с
учащимися класса. Продумывает тематику этого общения для мотивации
учеников, поддержки и формирования учебной самостоятельности.
3.Мониторинг готовности к обучению в дистанционном формате
обучающихся: наличие компьютера-ноутбука, планшета-телефона с выходом
в интернет; электронная почта ребёнка и родителей; адрес скайп (либо
другого ресурса для видео взаимодействия Whats app, Viber).
4.Контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителямипредметниками, владеть информацией о текущей ситуации.
5.Информирование родителей (законных представителей) .
6. Организовать по договоренности об обратной связи с родителями( 1-2
видеоконференции в неделю)
Обучение с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий не предъявляет высоких требований к
компьютерному оборудованию. С этой целью могут использоваться
практически любые достаточно современные компьютеры с установленной
операционной системой. Необходимым минимальным условием является
наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет.
На компьютере также должен быть установлен комплект программного
обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе
аудиоконференций, необходимо наличие микрофона и динамиков
(наушников). При использовании видеоконференций дополнительно
необходимо наличие веб-камеры. Указанным требованиям соответствуют
практически все современные мобильные компьютеры.
В соответствии с техническими возможностями должно быть
предусмотрено проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на
школьном портале или иной платформе с использованием различных

электронных образовательных ресурсов и в различных формах
дистанционного обучения (чат-занятие, веб-занятие, телеконференция), а
также с помощью разнообразных способов передачи информации
(электронная почта, сайт, электронный ресурс).
Организуя реализацию образовательной программы начальной школы
для детей с нарушениями речевого развития педагогам следует учитывать
особенности звуковой и смысловой стороны речи детей с ТНР, которые в
дальнейшем без систематической и последовательной работы препятствуют
полноценному овладению грамотой, а в дальнейшем и письменной речью.
Так, дети с недостатками речи испытывают значительные затруднения
при восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и
артикуляционного
сходства
и
различия,
не
учитывают
смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Затруднения в
выработке звуковой дифференциации чаще всего проявляются либо в замене
одного звука другим, либо в смешении звуков. Замены и смешения звуков
наблюдаются внутри определенных фонетических групп. Все это усложняет
формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
У детей с недоразвитием речи наблюдается несформированность
лексических средств и грамматического строя речи: бедность словарного
запаса, неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в
употреблении слов, отсутствие сложных синтаксических конструкций,
наличие аграмматизмов в речи.
Данные специфические особенности детей с ТНР должны быть учтены
при реализации образовательной программы обучающихся с ТНР на
начальной ступени обучения. С этой целью весь процесс обучения должен
иметь коррекционную направленность.
В связи с этим при организации образовательного процесса на
начальной ступени образования в дистанционной форме необходимо
обеспечить тщательный отбор учебного материала с учетом особенностей
речевого развития детей – состояние фонетико-фонематических процессов,
лексико-грамматического строя речи, умения использовать свои языковые
средства в процессе коммуникации. Подбираемый речевой материал должен
предусматривать:
- совершенствование фонетико-фонематических процессов: различение
оппозиционных звуков, звукобуквенный анализ и синтез;
- уточнение значений, имеющихся у детей в активном запасе слов,
обогащение их лексикона новыми словами за счет развития умения
пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

- развитие у детей способности различать значимые части слова,
выделять и сравнивать различные элементы в словах;
- уточнение понимания учебного материала и формулирования
учебных задач с помощью различных речевых оборотов для избегания
неточности в понимании прочитанного/услышанного, механического
выполнения заданий;
- обучение сознательному построению высказываний (устное или
письменное), то есть владение комплексом речевых умений, который
включает:

умения информационно-содержательного характера: получать
информацию для высказывания, определять и раскрывать тему и основную
мысль текста, отбирать материал в соответствии с темой и основной мыслью;

структурно-композиционные умения: выделять части в тексте,
строить вводное и заключительное предложения и формировать части текста,
составлять план и связно, последовательно излагать содержание;

умения использовать языковые средства: пользоваться
лексическими, грамматическими и стилистическими средствами языка, то
есть правильно и точно употреблять слова в речи, выбирать из
синонимического ряда слово, наиболее соответствующие замыслу
высказывания, употреблять слова в переносном смысле, синонимы и
антонимы, отбирать морфологические формы, синтаксические конструкции;

умения, связанные с совершенствованием текста: находить
ошибки и недочеты в тексте и вносить необходимые изменения.
- овладение различными типами высказываний (описание,
доказательство, рассуждение и т.д.);
- сопоставление и анализ предложений;
- конструирование отдельных предложений с помощью вопросов, по
заданным словам, словосочетаниям;
- составление предложений, текстов по картине, плану, на основе
личных наблюдений.
- формирование умения работать с текстом (распространить текст,
конструировать и воссоздавать по плану, определять связность предложений
и смысловую зависимость между ними).
Важно, чтобы предлагаемые детям задания учитывали их актуальный
уровень речевого развития и находились в зоне ближайшего развития.
Обязательным для организации обучения обучающихся с ТНР с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий является использование коллективных форм дистанционной
работы. Цель - создать возможность для интерактивного взаимодействия при

усвоении учебного материала. Для обучающихся с нарушениями речевого
развития важным в усвоении материала урока является его закрепление в
условиях непосредственной коммуникации не только в паре «педагогобучающийся», но и в рамках моделей «обучающийся-обучающийся»,
«обучающийся-обучающиеся».
Важно помнить об особенностях внеречевых процессов обучающихся с
ТНР. В частности, о недостаточной наблюдательности по отношению к
языковым явлениям, сформированности словесно-логического мышления,
произвольности поведения, деятельности и общения, пониженной
познавательной активности в области языковых средств, неустойчивости
внимания, недостаточном развитии способности к переключению,
пониженной работоспособности и повышенной психической истощаемости,
трудностях проявления волевых усилий для преодоления трудностей
учебной работы, недостаточном уровне развития контрольных действий.
Данные проявления внеречевых процессов сказываются не только на
формировании речевой деятельности, но и на формировании навыков
полноценной учебной деятельности.
Для преодоления данных особенностей в ходе освоения учебной
программы, в том числе в дистанционной форме следует предусмотреть:

планирование учебной работы;

определение путей и средств достижения учебной цели;

контролирование учебной деятельности;

обучение умению работать в определенном темпе;

развитие способности сосредотачиваться на учебной задаче,
поставленной в вербальной форме, не отвлекаясь на ситуативные
раздражители;

формирование умений регулировать собственное поведение в
соответствии с ситуацией учебной работы.
При организации обучения в дистанционной форме педагог должен
учитывать сниженную встречную познавательную активность детей.
В связи с этим:
- на начальных этапах перехода на обучение с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
рекомендуется совместный просмотр видеоуроков учащимися и родителями
с дальнейшей возможностью их воспроизведения в удобное для семьи время.
Полезно создать видеотеку уроков, с тем чтобы дети могли еще раз
просмотреть материал видеозанятия в случае, если они не поняли с первого
раза или недостаточно усвоили его. Инициатива повторного просмотра
может исходить как от самого ребенка, так и от учителя или родителей.

- продолжительность он-лайн уроков должна быть небольшой – от 1020 минут. В рамках индивидуального подхода для ряда учащихся (с
повышенной утомляемостью или возбудимостью) урок может быть разбит на
несколько частей с перерывами на физминутки или подвижные задания;
- учебный материал следует подавать небольшими дозами и усложнять
постепенно, используя
многократное, поэтапное повторение, частое
обращение к знаниям, полученным ранее;
- во время урока, практически на всех этапах, должна осуществляться
обратная связь с учащимися. Подача информации обучающимся с ТНР
должна сопровождаться вопросами к ним, вызывающими детей на диалог, на
комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать
превращение учеников в пассивных созерцателей или слушателей лекций;
- должна сохраняться коррекционная направленность обучения.
Одно из этих направлений коррекционной работы - систематическое
расширение словарного запаса учащихся, т.е. развитие понимания значений,
слов и воспитание навыка их правильного употребления в самостоятельной
речи. У учащихся с ТНР затруднено спонтанное обогащение словарного
запаса – выделение незнакомого слова, выявление его лексического значения
из контекста; характерна для них и неустойчивость вербальной памяти, что
приводит к быстрому забыванию изучаемого словаря, особенно
терминологического. Поэтому на каждом уроке необходимо проводить
словарную работу. Во время проведения видеозанятия проводить словарную
работу с целью формирования ориентировочной основы перед изучением
нового материала. Кроме того, необходимо чтобы список терминов в
соответствии с преподаваемым учебным предметом находился в визуальном
доступе для обучающихся. На таблицах эти слова записываются четко,
крупными буквами, в них проставляется ударение. Кроме отдельных слов и
терминов в словарную работу могут быть включены фразеологизмы и
образные выражения, встречающиеся в тексте учебника, непонятные детям с
недоразвитием речи.
Успешному усвоению учебного материала препятствует не только
ограниченность словарного запаса школьников, но и нарушение понимания
синтаксических конструкций, включающих, например, страдательный залог,
инверсию, последовательную подчинительную связь слов и т.д. Известно,
что учебный текст требует неоднократного перечитывания, выделения
ключевых слов и словосочетаний. Однако учащиеся с патологией речи
читают текст поверхностно, основные усилия затрачивая на технику чтения.
Многое из прочитанного остается ими не понято. Поэтому необходимо
работать с текстом на каждом занятии, независимо от преподаваемого

предмета. При этом важно не столько читать текст вслух или про себя
целиком (за исключением уроков чтения в начальной школе), сколько учить
выделять главное в тексте. В процессе работы с определениями терминов и
понятий необходимо совместно с детьми переконструировать их так, чтобы
формулировки были понятны учащимся и доступны для воспроизведения.
Как правило, изменение определений и правил имеет свой целью приблизить
их строй к строю устной речи.
Понимание учебного материала должно находиться под постоянным
контролем учителя. В процессе чтения текста учебника или любого научноучебного текста ученикам задаются вопросы: «Как это можно сказать подругому?», «Расскажи своими словами, о чем ты сейчас прочитал?», «Как ты
понял, о чем здесь написано?».
Если ученик, вместо того чтобы
воспроизвести смысл прочитанного своими словами, начинает перечитывать
текст еще раз, это значит, что смысл предложения (определения, правила,
задания к упражнению и т.п.) ему не ясен.
- при работе с подростками с дислексией и дисграфией необходимо, с
одной стороны, ограничить объем их работы с письменным (печатным)
текстом, с другой – требовать от них соблюдения правильного чтения и
грамотного письма.
- особое внимание должно уделяться домашнему заданию. Оно должно
носить творческий характер и быть подготовленным в ходе видеозанятий.
Предпочтительно давать задания творческого характера, а не сплошное
перечитывание, переписывание и пересказывание больших текстов. Такие
домашние задания трудно проверить в условиях дистанционного обучения.
Внимание детей привлекается к ключевым моментам изложенного в книге
материала, например, предлагается отыскать в тексте ответы на
поставленные учителем вопросы, карандашом отметить наиболее важные
мысли, подчеркнуть те предложения, которые могут служить планом
будущего ответа. Виды работ с текстом учебника разнообразны. В какой
мере и какие из них использовать - зависит от учителя; многое, конечно,
определяется уровнем речевого развития класса.
- необходимо проводить плановые проверочные и контрольные работы,
диктанты. В 5-7 классах проверочные и контрольные работы проводятся в
присутствии родителей, но родители не должны вмешиваться в процесс
написания работы. В то же время, родители могут принимать участие в
проверке работ по шаблону. Обсуждение проблем и ошибок полезно
проводить в присутствии родителей (по возможности). Это позволяет
включить их более активно в образовательный процесс.

При организации электронного обучения в дистанционном формате
учителю рекомендуется использовать ресурсы различных образовательных
платформ: Инфоурок, Учи.ру, «Московская электронная школа»,
Яндекс.Учебник, Mersibo и другие, доступ, к которым открыт для каждого
ученика, учителя, родителя бесплатно. На образовательных платформах
школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и
подготовке к проверочным работам, а учителям и родителям – тематические
вебинары по дистанционному обучению. Методика платформ помогает
отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную
образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном
кабинете. Также в личных кабинетах пользователей создан внутренний чат,
где учителя, ученики и родители могут обсуждать задания, свои успехи и
прогресс.
Также рекомендуется использовать бесплатный доступ к электронным
версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный
перечень, который предоставляет издательство «Просвещение». Доступ
распространяется как на учебник, так и специальные тренажёры для
отработки и закрепления полученных знаний. При этом для работы с
учебниками не потребуется подключения к интернету.
Учитывая популярность социальных сетей среди школьников, эффективным
инструментом проведения дистанционных уроков для учителей могут стать
социальные сети: WhatsApp, Skype, Zoom, Facebook, VK, Viber. Это
групповые чаты, видео- и прямые трансляции, статьи, сообщества, куда
можно загрузить необходимые файлы разных форматов – от презентаций и
текстов до аудио и видео. Все это даёт возможность сохранить живое
общение учителя с учеником и обеспечить непрерывность образовательного
процесса.
Главным
принципом
дистанционного
образования
является
нацеленность на самостоятельную работу обучающегося с учебным
материалом. С этой целью для обучающихся с нарушениями речевого
развития должна быть предусмотрена последовательность в формировании
данного навыка. Важная роль в этом возлагается на родителей. С этой целью
должен быть определен алгоритм взаимодействия с родителями и
конкретные их функциональные задачи. Важно предложить родителям виды
заданий, предусматривающие различную степень их участия и контроля
выполнения заданий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».