Рабочая программа. Физика. Базовый уровень. 7-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Физика»
7-9 классы.
Базовый уровень

Автор-составитель:
Алексеева
Оксана Борисовна

Городище

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физика» базового уровня разработана в
соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статьи 11, 12, 28),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями),
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»,
 письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»,
 Основной образовательной программой основного общего образования учреждения,
 учебным планом основного общего образования на 2021-2022 учебный год,
 календарным учебным графиком основного общего образования учреждения на 20212022 учебный год,
 Положением о рабочей программе педагогического работника учреждения.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015
№ 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» и Положением о рабочей программе
педагогического
работника
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 3» рабочая программа включает следующие основные элементы:
1) планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса биологии в основной школе:
выпускник научится:
выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление,
физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без
использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного

эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы
используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений
в этом случае не требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем,
сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока,
радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ
измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми
измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых
измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать
экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение
величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление
изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их
объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их
безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических
явлениях, справочные материалы, ресурсы сети «Интернет».
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об
окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной
погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с
использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства
измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа
измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных
результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и
средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников.
Раздел
Выпускник научится:
Выпускник получит
возможность научиться:
Механические - распознавать механические явления и объяснять - использовать знания о
на основе имеющихся знаний основные свойства механических явлениях в
явления
или условия протекания этих явлений: равномерное повседневной жизни для
и неравномерное движение, равномерное и обеспечения безопасности
равноускоренное
прямолинейное
движение, при обращении с приборами
относительность
механического
движения, и
техническими
свободное падение тел, равномерное движение по устройствами,
для
окружности,
инерция,
взаимодействие
тел, сохранения
здоровья
и
реактивное движение, передача давления твердыми соблюдения
норм
телами, жидкостями и газами, атмосферное экологического поведения в
давление, плавание тел, равновесие твердых тел, окружающей
среде;
имеющих
закрепленную
ось
вращения, приводить
примеры
колебательное движение, резонанс, волновое практического
движение (звук);
использования
физических

Тепловые
явления

- описывать изученные свойства тел и
механические явления, используя физические
величины: путь, перемещение, скорость, ускорение,
период обращения, масса тела, плотность вещества,
сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения),
давление, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа,
механическая мощность, КПД при совершении
работы с использованием простого механизма, сила
трения, амплитуда, период и частота колебаний,
длина волны и скорость ее распространения; при
описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы
измерения, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической
величины;
- анализировать свойства тел, механические
явления и процессы, используя физические законы:
закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение
равнодействующей силы), I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука,
закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать
словесную
формулировку
закона
и
его
математическое выражение;
- различать основные признаки изученных
физических
моделей:
материальная
точка,
инерциальная система отсчета;
- решать задачи, используя физические законы
(закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон
Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие
физические
величины
(путь,
скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества,
сила,
давление,
импульс
тела,
кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность,
КПД простого механизма, сила трения скольжения,
коэффициент трения, амплитуда, период и частота
колебаний, длина волны и скорость ее
распространения): на основе анализа условия
задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения
физической величины.
- распознавать тепловые явления и объяснять на
базе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: диффузия,
изменение
объема
тел
при
нагревании
(охлаждении), большая сжимаемость газов, малая
сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое
равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха,
различные
способы
теплопередачи
(теплопроводность,
конвекция,
излучение),
агрегатные состояния вещества, поглощение
энергии при испарении жидкости и выделение ее
при конденсации пара, зависимость температуры

знаний
о
механических
явлениях
и
физических
законах;
примеры
использования
возобновляемых источников
энергии;
экологических
последствий исследования
космического пространств;
различать
границы
применимости физических
законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных
законов (закон сохранения
механической энергии, закон
сохранения импульса, закон
всемирного тяготения) и
ограниченность
использования
частных
законов
(закон
Гука,
Архимеда и др.);
- находить адекватную
предложенной
задаче
физическую
модель,
разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний по
механике с использованием
математического
аппарата, так и при помощи
методов оценки.

- использовать знания о
тепловых
явлениях
в
повседневной жизни для
обеспечения безопасности
при обращении с приборами
и
техническими
устройствами,
для
сохранения
здоровья
и
соблюдения
норм
экологического поведения в
окружающей
среде;
приводить
примеры
экологических последствий

кипения от давления;
- описывать изученные свойства тел и тепловые
явления,
используя
физические
величины:
количество
теплоты,
внутренняя
энергия,
температура, удельная теплоемкость вещества,
удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания
топлива,
коэффициент
полезного
действия
теплового двигателя; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения,
находить
формулы,
связывающие
данную
физическую величину с другими величинами,
вычислять значение физической величины;
- анализировать свойства тел, тепловые явления и
процессы, используя основные положения атомномолекулярного учения о строении вещества и закон
сохранения энергии;
- различать основные признаки изученных
физических моделей строения газов, жидкостей и
твердых тел;
- приводить примеры практического использования
физических знаний о тепловых явлениях;
- решать задачи, используя закон сохранения
энергии в тепловых процессах и формулы,
связывающие физические величины (количество
теплоты, температура, удельная теплоемкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная
теплота парообразования, удельная теплота
сгорания
топлива,
коэффициент
полезного
действия теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Электрические - распознавать электромагнитные явления и
и магнитные объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений:
явления
электризация
тел,
взаимодействие
зарядов,
электрический ток и его действия (тепловое,
химическое, магнитное), взаимодействие магнитов,
электромагнитная индукция, действие магнитного
поля на проводник с током и на движущуюся
заряженную частицу, действие электрического поля
на заряженную частицу, электромагнитные волны,
прямолинейное распространение света, отражение
и преломление света, дисперсия света;
- составлять схемы электрических цепей с
последовательным и параллельным соединением
элементов, различая условные обозначения
элементов электрических цепей (источник тока,
ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр,
вольтметр);
- использовать оптические схемы для построения
изображений в плоском зеркале и собирающей
линзе;
- описывать изученные свойства тел и
электромагнитные явления, используя физические
величины: электрический заряд, сила тока,
электрическое
напряжение,
электрическое

работы
двигателей
внутреннего
сгорания,
тепловых
и
гидроэлектростанций;
различать
границы
применимости физических
законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных
физических законов (закон
сохранения
энергии
в
тепловых
процессах)
и
ограниченность
использования
частных
законов;
- находить адекватную
предложенной
задаче
физическую
модель,
разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний о
тепловых
явлениях
с
использованием
математического
аппарата, так и при помощи
методов оценки.

- использовать знания об
электромагнитных явлениях
в повседневной жизни для
обеспечения безопасности
при обращении с приборами
и
техническими
устройствами,
для
сохранения
здоровья
и
соблюдения
норм
экологического поведения в
окружающей
среде;
приводить примеры влияния
электромагнитных
излучений
на
живые
организмы;
различать
границы
применимости физических
законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных
законов (закон сохранения
электрического заряда) и
ограниченность
использования
частных
законов (закон Ома для
участка
цепи,
закон

Квантовые
явления

сопротивление, удельное сопротивление вещества,
работа электрического поля, мощность тока,
фокусное расстояние и оптическая сила линзы,
скорость электромагнитных волн, длина волны и
частота света; при описании верно трактовать
физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить
формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, электромагнитные
явления и процессы, используя физические законы:
закон сохранения электрического заряда, закон Ома
для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон
прямолинейного распространения света, закон
отражения света, закон преломления света; при
этом различать словесную формулировку закона и
его математическое выражение;
- приводить примеры практического использования
физических знаний о электромагнитных явлениях;
- решать задачи, используя физические законы
(закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца,
закон прямолинейного распространения света,
закон отражения света, закон преломления света) и
формулы, связывающие физические величины
(сила
тока,
электрическое
напряжение,
электрическое
сопротивление,
удельное
сопротивление вещества, работа электрического
поля, мощность тока, фокусное расстояние и
оптическая
сила
линзы,
скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота
света,
формулы
расчета
электрического
сопротивления
при
последовательном
и
параллельном соединении проводников): на основе
анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и
формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
- распознавать квантовые явления и объяснять на
основе имеющихся знаний основные свойства или
условия протекания этих явлений: естественная и
искусственная радиоактивность, α-, β- и γизлучения, возникновение линейчатого спектра
излучения атома;
- описывать изученные квантовые явления,
используя физические величины: массовое число,
зарядовое число, период полураспада, энергия
фотонов; при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы измерения; находить
формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
- анализировать квантовые явления, используя
физические законы и постулаты: закон сохранения
энергии, закон сохранения электрического заряда,
закон сохранения массового числа, закономерности
излучения и поглощения света атомом, при этом
различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;
- различать основные признаки планетарной

Джоуля-Ленца и др.);
использовать
приемы
построения
физических
моделей,
поиска
и
формулировки
доказательств выдвинутых
гипотез и теоретических
выводов
на
основе
эмпирически установленных
фактов;
- находить адекватную
предложенной
задаче
физическую
модель,
разрешать проблему как на
основе имеющихся знаний об
электромагнитных явлениях
с
использованием
математического
аппарата, так и при помощи
методов оценки.

- использовать полученные
знания в повседневной жизни
при обращении с приборами
и
техническими
устройствами
(счетчик
ионизирующих
частиц,
дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в
окружающей среде;
- соотносить энергию связи
атомных ядер с дефектом
массы;
приводить
примеры
влияния
радиоактивных
излучений
на
живые
организмы;
понимать
принцип
действия
дозиметра и различать
условия его использования;
- понимать экологические
проблемы, возникающие при
использовании
атомных

Элементы
астрономии

модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
- приводить примеры проявления в природе и
практического использования радиоактивности,
ядерных и термоядерных реакций, спектрального
анализа.

электростанций, и пути
решения
этих
проблем,
перспективы использования
управляемого
термоядерного синтеза.

- указывать названия планет Солнечной системы;
различать основные признаки суточного вращения
звездного неба, движения Луны, Солнца и планет
относительно звезд;
- понимать различия между гелиоцентрической и
геоцентрической системами мира.

- указывать общие свойства
и отличия планет земной
группы и планет-гигантов;
малых
тел
Солнечной
системы и больших планет;
пользоваться
картой
звездного
неба
при
наблюдениях звездного неба;
различать
основные
характеристики
звезд
(размер,
цвет,
температура) соотносить
цвет
звезды
с
ее
температурой;
- различать гипотезы о
происхождении Солнечной
системы.

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических
явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная
система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль
физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность
механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания
движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения).
Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности.
Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй
закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного
тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой
тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение
в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа.
Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида
механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось
движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике,
быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых
механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление
жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся
сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс,
насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов
Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические
волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона
звука.
Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в
газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и
отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел,
жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения
частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии
тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения
и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание
кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии
при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры
кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа
газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель
внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы
использования тепловых машин.
Электромагнитные явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических
зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения
электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп.
Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие
электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля
конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные
части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах.
Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы
сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление.
Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность
электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.
Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное
поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с
током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и
движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление
электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток.
Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их
свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые
организмы.
Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного
распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы.
Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе.
Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция
света.
Квантовые явления
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания
света атомами. Линейчатые спектры. Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности
массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада.
Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и
звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел
Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд.
Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Примерные темы лабораторных работ:
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие
типы:
1. Проведение прямых измерений физических величин

2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра
(косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению
факторов, влияющих на протекание данных явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением
результатов в виде графика или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение
заданных соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
Рабочая программа учителя предусматривает выполнение лабораторных работ всех
указанных типов. Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от особенностей рабочей
программы, имеющегося оборудования в учреждении и УМК.

Формы организации учебных занятий для 7-9 классов
Формы обучения:
 фронтальная, групповая (в том числе и работа в парах), индивидуальная.
Типы уроков: усвоения нового материала; закрепления; повторения; контроля,
проверки знаний; лабораторные работы, контрольные и самостоятельные работы.
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы, анализ
графиков.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность,
групповая и парная работа, деловые игры, «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия,
метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование
и другие.
Средства обучения:
 для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный
материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер) для
использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
 для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование,
компьютер (ресурсы сети «Интернет»).
Основные виды учебной деятельности

I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
 Слушание объяснений учителя.
 Слушание и анализ выступлений одноклассников.
 Самостоятельная работа с учебником.
 Работа с научно-популярной литературой.
 Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
 Написание рефератов и докладов.
 Решение текстовых количественных и качественных задач.
 Выполнение заданий по разграничению понятий.
 Систематизация учебного материала.
II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
 Наблюдение за демонстрациями учителя.
 Просмотр учебных фильмов и презентаций.
 Анализ графиков, таблиц, схем.
 Объяснение наблюдаемых явлений.
 Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
 Анализ проблемных ситуаций.
III - виды деятельности с практической (опытной) основой:
• Работа с опорными схемами.
• Решение физических задач.
• Работа с раздаточным материалом.
• Измерение величин.
• Постановка опытов для демонстрации классу.

• Постановка фронтальных опытов.
• Выполнение лабораторных работ.

№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Календарно-тематическое планирование по физике 7 класс
2 часа в неделю / 68 часов в год
Тема урока
Дата
По
плану

Фактичес
ки
Физика и физические методы изучения природы 5 ч
Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает физика?
Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.
Первичный инструктаж по ТБ
Физические величины. Измерение физических величин.
Точность и погрешность измерений.
Физика и техника
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления
измерительного прибора».
Первоначальные сведения о строении вещества 6 ч
Строение вещества. Молекулы
Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».
Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и
твердых телах
Взаимное притяжение и отталкивание молекул
Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном
строении твердых тел, жидкостей и газов
Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о
строении вещества»
Взаимодействие тел 23 ч
Механическое движение.
Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы
скорости
Расчет пути и времени движения
Графики движения
Инерция
Взаимодействие тел
Масса тела. Единицы массы
Лабораторная работа № 3 "Измерение массы на рычажных
весах".
Плотность вещества
Лабораторная работа № 4 "Измерение объема тела".
Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого
тела".
Расчет массы и объема тела по его плотности
Сила
Сила тяжести
Сила упругости. Закон Гука
Вес тела.
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой
Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Градуирование
пружины".
Сложение двух сил, направленных по одной прямой.
Равнодействующая сила.
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике
Лабораторная работа № 7 "Выяснение зависимости силы
трения от площади соприкосновения тел и прижимающей
силы".

Кол-во
часов

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»
Контрольная работа № 1 по теме "Взаимодействие тел"
Давление твердых тел, жидкостей и газов 17 ч
Давление. Единицы давления
Способы увеличения и уменьшения давления
Давление газа
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на
дно и стенки сосуда
Сообщающиеся сосуды
Вес воздуха. Атмосферное давление
Измерение атмосферного давления. Барометры
Измерение давления. Манометры
Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина.
Архимедова сила.
Лабораторная работа № 8 "Определение выталкивающей
силы, действующей на погруженное в жидкость тело".
Плавание тел.
Лабораторная работа № 9 "Выяснение условий плавания тел
в жидкости".
Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и
газов"
Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и
газов"
Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и
газов"
Контрольная работа № 2 по теме "Давление твердых тел,
жидкостей и газов"
Анализ контрольной работы
Работа и мощность. Энергия 13 ч
Механическая работа
Мощность
Простые механизмы
Момент силы. Рычаги. Лабораторная работа № 10 "Условия
равновесия рычага".
Блоки
"Золотое правило" механики
Коэффициент полезного действия
Лабораторная работа № 11 "Определение КПД при подъеме
тела по наклонной плоскости".
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия
Превращения энергии
Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия"
Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия"
Контрольная работа № 3по теме "Работа и мощность.
Энергия"
Обобщающее повторение 4 ч
Физика и мир, в котором мы живем
Контрольная работа № 4 за курс 7 класса. Подведение итогов
Урок обобщения и повторения (глава 1 и 2)
Урок обобщения и повторения (глава 3 и 4)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п Колво
часов

Тема урока

Элементы содержания

Глава 1. Тепловые явления. 23ч.

2.

1

3.

1

Тепловое
движение.
Температура.
Внутренняя
энергия.
Вводный
инструктаж по ТБ
Способы
изменения
внутренней
энергии
Первичный инструктаж по
ТБ,.
Теплопроводность.

4.

1

Конвекция. Излучение

Конвекция. Излучение

5.

1

6.
7.

1
1

Количество
теплоты.
Единицы
количества
теплоты.
Удельная теплоемкость
Расчет количества теплоты.

Количество
теплоты.
Единицы
количества
теплоты.
Удельная теплоемкость
Расчет
количества
теплоты,
необходимого
для нагревания тела или
выделяемого им
при
охлаждении.

8.

1

9.

1

10.

1

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

1.

1

Тепловое,
движение.
Температура. Внутренняя
энергия
Способы
изменения
внутренней энергии
Теплопроводность

Лабораторная работа №1
«Сравнение
количеств
теплоты при смешивании
воды»
Лабораторная работа №2
«Измерение
удельной
теплоемкости твердого тела»
Энергия топлива. Удельная
теплота сгорания топлива.
Закон
сохранения
и
превращения
энергии
в
механических и тепловых
процессах.
Контрольная работа №1 по
теме «Тепловые явления».
Агрегатные состояния
вещества. Плавление и
отвердевание

Закон
сохранения
и
превращения энергии в
механических и тепловых
процессах

Агрегатные
состояния
вещества. Плавление и
отвердевание
кристаллических тел. График
плавления и отвердевания
График
плавления
и Удельная
теплота
отвердевания
плавления.
Работа
с
кристаллических
тел. графиками.
Удельная теплота плавления

Домашнее
задание

Дата проведения
По
плану

По
факту

Решение задач по теме
«Нагревание тел. Плавление
и кристаллизация»
Испарение. Поглощение
энергии при испарении
жидкости и выделение ее
при конденсации пара
Кипение. Удельная теплота
парообразования и
конденсации
Решение задач на расчет
удельной теплоты
парообразования, количества
теплоты, отданного
(полученного) телом при
конденсации
(парообразовании).
Влажность воздуха. Способы
определения влажности
воздуха
Работа газа и пара при
расширении. Двигатель
внутреннего сгорания

Решение задач.

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

Паровая турбина. КПД
теплового двигателя

22.

1

23.

1

Решение задач по темам «
Влажность воздуха. Работа
газа и пара при расширении»
Контрольная работа №2 по
теме «Изменение агрегатных
состояний вещества.
Тепловой двигатель».
Глава 2. Электрические явления. 29 ч.

Испарение. Поглощение
энергии при испарении
жидкости и выделение ее
при конденсации пара
Кипение. Удельная
теплота парообразования
и
конденсации
Решение
задач.

Влажность воздуха.
Способы определения
влажности воздуха
Работа газа и пара при
расширении. Урок
презентация «Двигатель
внутреннего сгорания»
Паровая турбина. КПД
теплового двигателя.

25. 2 1
6

Электризация тел при
соприкосновении.
Взаимодействие заряженных тел. Два
рода зарядов
Электроскоп. Электрическое Электроскоп.
поле
Электрическое поле

26. 2 1
7

Делимость электрического
заряда. Строение атомов

27. 2 1
8

Объяснение электрических
явлений

28. 2 1
9

Проводники,
полупроводники и не
проводники электричества

29. 3 1
0

Электрический ток.
Источники электрического
тока
Электрическая цепь и её
составные части

24. 2 1
5

30. 3 1
1

Электризация тел при
соприкосновении.
Взаимодействие заряженных
тел. Два рода зарядов

Делимость электрического
заряда.
Строение атомов
Объяснение
электрических явлений
Проводники,
полупроводники и не
проводники.
Электризация тел.
Электрический ток.
Источники
электрического тока.
Электрическая цепь и её
составные части

Электрический ток в
металлах. Действие
электрического тока.
Направление тока
Сила тока. Единицы силы
тока

Электрический ток в
металлах. Действие
электрического тока.
Направление тока
Сила тока. Единицы
силы тока

33. 3 1
4

Лабораторная работа №3
«Сборка электрической цепи
и измерение силы тока в её
различных участках».

Амперметр. Измерение
силы тока. Сборка
электрической цепи и
измерение силы тока в её
различных участках

34. 3 1
5

Электрическое напряжение.
Единицы напряжения.

Электрическое
напряжение. Единицы
напряжения.

35. 3 1
6

Вольтметр.
Измерение Зависимость силы тока
напряжения
Зависимость от напряжения.
силы тока от напряжения
Измерение напряжения.

36. 3 1
7

Лабораторная работа №4
«Измерение напряжения на
различных
участках
электрической цепи».

37. 3 1
8
38. 3 1
9

Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для участка
цепи.
Расчет
сопротивления Расчет сопротивления
проводников.
Удельное проводников. Удельное
сопротивление
сопротивление

39. 4 1
0

Лабораторная работа №5
«Регулирование силы тока
реостатом».

40. 4 1
1

Лабораторная работа №6
«Измерение сопротивления
проводника при помощи
амперметра и вольтметра».

41. 4 1
2
42. 4 1
3

Последовательное
соединение проводников
Параллельное соединение
проводников

43.

1

44.

1

Решение задач по темам
«Соединение проводников»,
«Закон Ома для участка
цепи».
Контрольная работа№ 3 по
теме «Сила тока,
напряжение, сопротивление»
Работа и мощность
Работа электрического
электрического тока
тока.

31. 3 1
2

32. 3 1
3

45. 4 1
4

Последовательное
соединение проводников
Параллельное соединение
проводников

46. 4 1
6

Лабораторная работа №7
Измерение мощности и
«Измерение мощности и
работы тока в
работы тока в электрической электрической лампе
лампе».

47. 4 1
7

Нагревание проводников
Закон Джоуля-Ленца
электрическим током. Закон
Джоуля-Ленца

48.

Конденсаторы

Конденсаторы

49. 4 1
8

Лампа накаливания.
Электрические
нагревательные приборы.
Короткое замыкание.
Предохранители

Электрические
нагревательные приборы.
Короткое замыкание.
Предохранители

50. 5 1
0

Повторение материала темы Электрические явления
«Электрические явления»

51. 5 1
1

Решение задач по теме
«Электрические явления»

Электрические явления

52.

1

Контрольная работа №4 по
теме «Электрические
явления»

Электрические явления

53.

1

Магнитное поле. Магнитное Магнитное поле. Магполе прямого тока.
нитное поле прямого
Магнитные линии
тока. Магнитные линии

54.

1

Магнитное поле катушки с
током. Электромагниты.
Лабораторная работа №8
«Сборка электромагнита и
испытание его действия»

55.

1

Магнитное поле постоянных Магнитное поле помагнитов. Магнитное поле стоянных магнитов.
Земли
Магнитное поле Земли

56.

1

Действие магнитного поля
на проводник с током.
Электрический
двигатель
Лабораторная работа №9
«Изучение электрического
двигателя постоянного тока
(на модели)».

57.

1

58.

1

Решение задач по теме
«Электромагнитные
явления»
Контрольная работа №5 по
теме
«Электромагнитные
явления»
Источники света.
Источники света. РасРаспространение света.
пространение света.
Видимое движение светил.

1

59. 5 1
8
60. 5 1
9
61. 6 1
0

Отражение света.
отражения света
Плоское зеркало

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты

Действие магнитного
поля на проводник с
током. Электрический
двигатель

Законы Отражение света. Законы
отражения света
Плоское зеркало

62. 6 1
63. 16 1
2
64. 6 1
3
65. 6 1
4

Преломление света
Линзы. Оптическая сила
линзы
Изображения,
даваемые
линзой
Лабораторная работа №10
«Получение
изображения
при помощи линзы».

66. 6 1
5
67. 6 1
6

Контрольная работа №6 по
теме «Световые явления»
Экскурсия на природе с Оптические явления
изучением
оптических
явлений на практике
Урок
повторения
и
обобщения по теме.

68. 6 1
7

Преломление света
Линзы. Оптическая сила
линзы
Изображения, даваемые
линзой
Получение изображения
при помощи линзы

Календарно-тематическое планирование 9 класс (102 часа – 3 часа в неделю)
№
урока

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Элементы содержания

1. Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел (33 часа).
Тема 1. Прямолинейное равномерное движение (6 часа).
1.1

2.2

3.3

Материальная точка.
Система отсчёта.
Вводный инструктаж по
ТБ
Перемещение.
Сложение векторов.
Первичный инструктаж
по ТБ
Путь и скорость.

4.4

Прямолинейное
равномерное движение.
Графическое
представление
прямолинейного
равномерного движения

5.5

Решение задач на
прямолинейное
равномерное движение

6.6

Контрольная работа №1
по теме

Урок обобщения и
систематизации

Фронтальный
опрос

Механическое движение,
относительность движения

Вводный урок постановка и
решение общей
учебной задачи
Решение учебной
задачи – поиск и
открытие нового
способа действия
Решение частных
задач –
осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретнопрактических задач
Решение частных
задач –
осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
Урок контроля
оценки и

Физический
диктант

Траектория, путь,
перемещение

Ответ у доски

Путь и скорость
при равномерном
движении

Работа по
карточкам

Прямолинейное
равномерное
движение

Самостоятельная
работа

Прямолинейное
равномерное движение

контроль

Прямолинейное
равномерное

Кол-во часов

Дата по
плану

Дата по
факту

«Прямолинейное
равномерное движение»
7.1

8.2

9.3

10.4

11.5

12.6

коррекции
движение
знаний учащихся
Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение (8 часов).
Прямолинейное
Комбинирова
Физический
Прямолинейное
равноускоренное
нный урок
диктант
равноускоренное
движение. Ускорение
движение,
ускорение
Скорость
Комбинирова
Фронтальный
Скорость, график
прямолинейного
нный урок.
опрос
скорости при
равноускоренного
Чтение графиков,
движении с
движения. График
определение
ускорением
скорости.
физических
величин.
Перемещение при
Урок
Самостоятельная Перемещение при
прямолинейном
изучения и
работа
движении с
равноускоренном
первичного
ускорением
движении.
закрепления
новых знаний
Перемещение
при Урок
Фронтальный
Перемещение при
прямолинейном
изучения и
опрос
прямолинейном
равноускоренном
первичного
равноускоренном
движении
без закрепления
движении без
начальной скорости.
новых знаний
начальной
скорости
Лабораторная работа
Оформление
Исследование
№1. «Исследование
Лабораторная
работы, вывод.
равноускоренного
равноускоренного
работа, наличие
движения без
движения без
таблицы, рисунка,
начальной
начальной скорости».
правильные
скорости.
прямые, измерения,
ответ с единицами
измерения в СИ,
вывод.
Прямолинейное и
Урок
Тест
Движение тела по
криволинейное
изучения и
окружности с
движение. Движение
первичного
центростремительным
тела по окружности с
закрепления
ускорением

постоянной по
модулю скоростью.
Решение задач на
движение тела по
окружности с
постоянной по
модулю скоростью
скоростью.
Контрольная работа № 2
по теме «Кинематика
материальной точки»

новых знаний

15.1

Относительность
механического
движения.

16.2

Инерциальные
системы отсчета.
Первый закон
Ньютона.

17.3

Второй закон
Ньютона.
Решение задач на
второй закон
Ньютона.
Третий закон
Ньютона.
Решение задач по

Урок
изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Решение частных
задач –
осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретнопрактических задач
Комбинирова
нный урок

13.7

14.8

18.4

19.5
20.6

Комбинирова
нный урок.

Работа у доски

Движение тела по
окружности с
центростремительн
ым ускорением

Урок
контроля
оценки и
коррекции
знаний
учащихся

Тест

Механическое
движение

Индивидуальная
работа
Комбинирова
нный урок
Комбинирова

Тема 3. Законы динамики (14 часов).
Работа у доски
Относительность
механического
движения.
Фронтальный
опрос

Первый закон
Ньютона.

Физический
диктант
Работа у доски

Второй закон
Ньютона.
Второй закон
Ньютона.

Фронтальный
опрос
Работа по

Третий закон
Ньютона.
Законы Ньютона

21.7
22.8

23.9

теме: на законы
Ньютона.
Свободное падение
тел.
Движение тела,
брошенного
вертикально вверх.
Вес тела
движущегося с
ускорением.
Невесомость.
Решение задач на
движение тела под
действием силы
тяжести.

нный урок

карточкам

Групповая
фронтальная работа
Комбинирова
нный урок

Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос

Свободное падение
тел.
Свободное падение,
движение тела,
брошенного
вертикально вверх

Работа у доски

Закон всемирного
тяготения.

Самостоятельная
работа

Сила тяжести и
ускорение
свободного
падения.
Сила тяжести и
ускорение
свободного
падения

Самостоятельная
работа, решение
задач разной
степени сложности.
Решение учебной
задачи – поиск и
открытие нового
способа действия
Лабораторная
работа, наличие
таблицы, рисунка,
правильные
прямые, измерения,
ответ с единицами
измерения в СИ,
вывод.

24.10

Закон Всемирного
тяготения

25.11

Ускорение
свободного падения
на Земле и других
небесных телах.
Лабораторная
работа№2;
«Измерение
ускорения свободного
падения»
Движение
Тест или беседа по
искусственных
вопросам урока,
спутников Земли и
сообщения
космических
учащихся,
кораблей.
презентации.
Решение
задач
на Тест с
законы Ньютона.
взаимопроверкой

26.12

27.13

Самостоятельная
работа
Оформление
работы, вывод.,

реферат

Сила тяжести и
ускорение
свободного
падения

Работа по
карточкам с
проверкой у

Законы Ньютона

28.14

Контрольная работа №3
по теме «Силы в
механике. Законы
Ньютона»

29.1

Импульс тела Закон
сохранения
импульса
Реактивное
движение. ракеты.

30.2

31.3

32.4

33.5

34.1

35.2

Индивидуальная
работа

доски
Тест

Тема 4. Импульс тела. Закон сохранения импульса (5 часа).
Комбинирова
Самостоятельная Импульс тела.
нный урок
работа
Закон сохранения
импульса
Тест или беседа по Физический
Реактивное
вопросам урока,
диктант
движение.
сообщения
учащихся,
презентации.
Энергия. Закон
Урок
Работа по
сохранения энергии.
изучения и
карточкам с
первичного
проверкой у
закрепления
доски
новых знаний
Решение задач на
Самостоятельная
Работа по
Законы динамики
законы сохранения.
работа или тест,
карточкам с
решение задач
проверкой у
разной степени
доски
сложности.
Контрольная работа № Тест с
контроль
Законы динамики
4. по теме «Динамика взаимопроверкой
материальной точки».
Раздел 2. Механические колебания. Звук. (10 часов)
Колебательное
Комбинирова
Физический
Колебания.
движение.
нный урок
диктант
Колебательная
Свободные
система. Маятник.
колебания
Амплитуда,
период, фаза,
частота
Лабораторная
Лабораторная
Оформление
Исследование
работа№3
работа, наличие
работы, вывод.
зависимости
«Исследование
таблицы, рисунка,
периода и частоты

колебаний нитяного
маятника.

36.3

Затухающие и
вынужденные
колебания. Резонанс.

37.4

38.5

Распространение
колебаний в среде.
Волны.
Характеристики
волн.
Решение задач на
волновые процессы.

39.6

Звуковые колебания.
Источники звука.

40.7

Высота, тембр,
громкость звука.
Звуковые волны.

41.8

42.9
43.10

Отражение звука.
Эхо.
Контрольная работа № 5
по теме «Механические
колебания. Звук».

правильные
прямые, измерения,
ответ с единицами
измерения в СИ,
вывод.
Комбинирова
нный урок

Задания на
соответствие

Комбинирова
нный урок

Фронтальный
опрос

Урок
изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Урок
изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок

Физический
диктант

Комбинирова
нный урок
Урок
контроля
оценки и
коррекции
знаний
учащихся

Самостоятельная
работа
контроль

свободных
колебаний
математического
маятника от его
длины.
Затухание
свободных
колебаний.
Вынужденные
колебания
Резонанс.
Распространение
колебаний в
упругой среде.
Волны в среде.

Фронтальный
опрос

Звуковые
колебания.
Источники звука

Беседа по
вопросам.
Беседа по
вопросам.

Высота, тембр,
громкость звука
Распространение
звука. Скорость
звука
Отражение звука.
Эхо.
контроль

44.1

Магнитное поле.

Комбинирова
нный урок

45.2

Направление тока и
направление линий
его магнитного поля.

46.3

Обнаружение
магнитного поля по его
действию на
электрический ток.
Правило левой руки.
Индукция
магнитного поля.
Действие магнитного
поля на движущуюся
заряженную частицу.

Урок
изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Урок
изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Урок
изучения и
первичного
закрепления
новых знаний

47.4

48.5

Решение задач на
силу Ампера и силу
Лоренца.

Комбинирова
нный урок

49.6

Магнитный поток.

50.7

Явление
электромагнитной
индукции.

51.8

Направление

Урок
изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Урок
изучения и
первичного
закрепления
новых знаний
Комбинирова

Раздел 3. Электромагнитное поле (18 часов).
Беседа по
Магнитное поле,
вопросам.
условия его
возникновения и
проявления
Решение
Графическое
качественных
изображение
задач.
магнитного поля.
Правило правой
руки
Самостоятельная Действие
работа
магнитного поля
на проводник с
током.
Тест.

Работа по
карточкам с
проверкой у
доски
Беседа по
вопросам.

Тест.

Индукция
магнитного поля.
Действие
магнитного поля
на движущуюся
заряженную
частицу.
Количественные
характеристики
магнитного поля
Магнитный поток.

Явление
электромагнитной
индукции. Опыты
Фарадея.
Индуктивность.

52.9

индукционного тока.
Правило Ленца.
Явление
самоиндукции.
Лабораторная работа
№ 4 . «Изучение
явления
электромагнитной
индукции».

нный урок

Самоиндукция.
Правило Ленца

Лабораторная
работа, наличие
таблицы, рисунка,
правильные
прямые, измерения,
ответ с единицами
измерения в СИ,
вывод.
Лекция,
составление
опорного конспекта

Оформление
работы, вывод.

Явления
электромагнитной
индукции.

Самостоятельная
работа

Получение
переменного
электрического
тока.
Трансформатор.
Электромагнитное
поле.
Электромагнитны
е волны
Колебательный
контур. Передача
и прием
информации с
помощью
электромагнитных
волн
Электромагнитная
природа света.
Закон преломления
света. Физический
смысл показателя
преломления.
Дисперсия света
Типы оптических
спектров.

53.10

Получение
переменного
электрического тока.
Трансформатор.

54.11

Электромагнитное
поле.
Электромагнитные
волны.
Колебательный
контур. Принципы
радиосвязи и
телевидения.

Лекция,
составление
опорного конспекта

Тест.

Тест или задание на
соответствие

Беседа по
вопросам,
решение
качественных
задач.

57.14

Электромагнитная
природа света.
Преломление света.
Дисперсия света.
Цвета тел.

Индивидуальная
работа
Индивидуальная
работа

58.15

Типы оптических
спектров.

Тест или задание на
соответствие

Беседа по
вопросам.
Беседа по
вопросам,
решение
качественных
задач.
Беседа по
вопросам,

55.12

56.13

Происхождение
линейчатых спектров.
59.16

Лабораторная работа
№5. «Наблюдение
сплошного и
линейчатых спектров
испускания».

60.17

Обобщающий урок по
теме:
«Электромагнитное
поле».
Контрольная
работа № 6 по теме
«Электромагнитное
поле».

61.18.

62.1

63.2

64.3

65.4

Лабораторная
работа, наличие
таблицы, рисунка,
правильные
прямые, измерения,
ответ с единицами
измерения в СИ,
вывод.
Тест или задание на
соответствие

решение
качественных
задач.
Самостоятельная
работа

Происхождение
линейчатых
спектров
Наблюдение
спектров

Урок
контроль
контроль
контроля
оценки и
коррекции
знаний
учащихся
Раздел 4. Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (15 часов).
Радиоактивность.
Комбинирова
Беседа по
Радиоактивность
Модели атомов.
нный урок
вопросам.
как свидетельство
сложного
строения атома
Радиоактивные
Осмысление,
Физический
Радиоактивные
превращения
конкретизация и
диктант
превращения
атомных ядер.
отработка ЗУН,
атомных ядер
СУД
Экспериментальные
Комбинирова
Тест.
Эксперименталь
методы исследования
нный урок
ные методы
частиц.
исследования
частиц.
Открытие протона и
Лекция,
Беседа по
Открытие
нейтрона.
составление
вопросам.
протона и
опорного конспекта
нейтрона.

66.5

Состав атомного
ядра. Ядерные силы.

Лекция,
составление
опорного конспекта

Физический
диктант

67.6

Энергия связи.
Дефект масс.

Самостоятельная
работа

68.7

Деление ядер
урана. Цепные
ядерные реакции.
Ядерный реактор.
Преобразование
внутренней энергии
ядер в электрическую
энергию.
Решение задач на
строение атома и
атомного ядра

Осмысление,
конкретизация и
отработка ЗУН,
СУД
Тест или задание на
соответствие
Лекция,
составление
опорного конспекта

Физический
диктант

Комбинирова
нный урок

Работа по
карточкам с
проверкой у
доски
Оформление
работы, вывод.

69.8

70.9

71.10

Лабораторная
работа № 6.
«Изучение деления
ядер урана по
фотографии треков».

72.11

Атомная энергетика.
Термоядерная
реакция.
Биологическое
действие радиации.

73.12

74.13

Лабораторная работа
№ 7 «Изучение треков
заряженных частиц по

Лабораторная
работа, наличие
таблицы, рисунка,
правильные
прямые, измерения,
ответ с единицами
измерения в СИ,
вывод.
Лекция,
составление
опорного конспекта
Лекция,
составление
опорного конспекта
Лабораторная
работа, наличие
таблицы, рисунка,

Самостоятельная
работа

Состав атомного
ядра. Ядерные
силы. Массовое
число
Энергия связи.
Дефект масс
Деление ядер
урана. Цепные
ядерные реакции.
Ядерный
реактор

Изучение
деления ядер
урана по
фотографиям
треков.

Тест.

Термоядерная реакция. Атомная
энергетика

Беседа по
вопросам.

Биологическое действие
радиации.

Оформление
работы, вывод.

Изучение треков
заряженных частиц по готовым
фотографиям

готовым фотографиям».

75.14

76.15

Подготовка к
контрольной работе по
теме «Строение атома и
атомного ядра»
Контрольная работа №7
по теме «Строение
атома и атомного ядра»

77.1

Состав, строение и
происхождение
Солнечной системы.

78.2

Планеты земной
группы.

79.3

Планеты гиганты
Солнечной системы.

80.4

Малые тела
Солнечной системы.

81.5

Строение, излучения
и эволюция звезд.

правильные
прямые, измерения,
ответ с единицами
измерения в СИ,
вывод.
Комбинирова
нный урок
Урок
контроля
оценки и
коррекции
знаний
учащихся

Работа по
карточкам с
проверкой у
доски
контроль

контроль

Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной. ( 6 часов)
Лекция,
Беседа по
Состав строение и
составление
вопросам.
происхождение Солнечной
опорного
системы геоцентрическая и
конспекта.
гелиоцентрическая системы
мира. Строение вселенной.
Эволюция Вселенной. Гипотеза
Большого взрыва
Лекция,
Беседа по
Планеты земной
составление
вопросам.
группы
опорного
конспекта.
Лекция,
Беседа по
Планеты гиганты
составление
вопросам.
Солнечной системы
опорного
конспекта.
Лекция,
Беседа по
Малые тела
составление
вопросам.
Солнечной системы.
опорного
конспекта.
Лекция,
Беседа по
Строение, излучение
составление
вопросам.
и эволюция звезд

опорного конспекта
Лекция,
составление
опорного конспекта

82.6

Строение и эволюция
Вселенной

83.1
84.2

Давление.
Давление твердых
тел жидкостей и
газов

Тест.
Тест с
взаимопроверкой

85.3

Тепловые явления.

Тест с
взаимопроверкой

86.4

Тепловые явления.

Индивидуальная
работа.

Беседа по
вопросам.

Строение и эволюция
Вселенной

Повторение (20 часов)
контроль
Знания за курс 7 класс
Самостоятельная Давление. Формула для
работа
нахождения давления. Единицы
давления. Решение задач.
Демонстрации. Зависимость
давления от действующей силы и
площади опоры. Разрезание
куска пластилина тонкой проволокой. Выяснение способов
изменения давления в быту и
технике.
Комбинирова
Удельная теплота плавления, её
нный урок
физический смысл и единица
измерения. Объяснение
процессов плавления и
отвердевания на основе знаний о
молекулярном строении
вещества. Анализ таблицы 4 в
учебнике. Формула для расчета
количества теплоты,
необходимого для плавления
тела или выделяющегося при его
кристаллизации.
Комбинирова
Удельная теплота плавления, её
нный урок
физический смысл и единица
измерения. Объяснение
процессов плавления и
отвердевания на основе знаний о
молекулярном строении
вещества. Анализ таблицы 4 в
учебнике. Формула для расчета
количества теплоты,

87.5

Законы
взаимодействия и
движения тел.

Индивидуальная
работа.

Самостоятельная
работа

88.6

Законы
взаимодействия и
движения тел.

Индивидуальная
работа.

Индивидуаль
ная работа

89.7

Механическая работа
и мощность, простые
механизмы

Тест с
взаимопроверкой

Тестирование

90.8

Пробный экзамен по
форме ОГЭ.
Пробный экзамен по
форме ОГЭ.
Механические
колебания и волны.

Тест

Контроль

необходимого для плавления
тела или выделяющегося при его
кристаллизации.
Определение пути, пройденного
телом
при
равномерном
движении, по формуле и с
помощью графиков. Нахождение
времени движения тел. Решение
задач.
Демонстрации. Движение
заводного автомобиля.
Определение пути, пройденного
телом
при
равномерном
движении, по формуле и с
помощью графиков. Нахождение
времени движения тел. Решение
задач.
Демонстрации. Движение
заводного автомобиля.
Мощность — характеристика
скорости выполнения работы.
Единицы мощности. Анализ
табличных данных. Решение задач.
Демонстрации. Определение
мощности, развиваемой
учеником при ходьбе.
Знания полученные за 7-9 класс

Тест

Контроль

Знания полученные за 7-9 класс

Тест с
взаимопроверкой

Самостоятельная
работа

Колебания.
Колебательная
система. Маятник.
Амплитуда,
период, фаза,
частота

91.9
92.10

апрель
апрель

93.11

Электрические явления.

Обобщение и
систематизация
знаний. Работа с
"картой знаний"

Комбинирова
нный урок

94.12

Электрические
явления.

Обобщение и
систематизация
знаний. Работа с
"картой знаний"

Комбинирова
нный урок

95.13

Электромагнитные
явления.

Обобщение и
систематизация
знаний. Работа с
"картой знаний"

Самостоятельная
работа

96.14

Электромагнитные
явления.

Обобщение и
систематизация
знаний. Работа с
"картой знаний"

Комбинирова
нный урок

97.15

Световые явления.

Обобщение и
систематизация
знаний. Работа с
"картой знаний"

тест

Последовательное и
параллельное соединение
проводников. Основные
закономерности при
последовательном и
параллельном соединениях.
Решение задач. Практическое
использование соединений
проводников.
Последовательное и
параллельное соединение
проводников. Основные
закономерности при
последовательном и
параллельном соединениях.
Решение задач. Практическое
использование соединений
проводников.
Колебательный
контур. Передача
и прием
информации с
помощью
электромагнитных
волн
Колебательный
контур. Передача
и прием
информации с
помощью
электромагнитных
волн
Источник света. Естественные и
искусственные источники тока.
Точечный источник света и
световой луч. Прямолинейное
распространение света. Закон

98.16

Световые явления.

Обобщение и
систематизация
знаний. Работа с
"картой знаний"

99.17102.20

Обобщающие
повторение за курс
«Физики» 7-9

Самостоятельная
работа или тест.

тест

прямолинейного
распространения света.
Образование тени и полутени.
Солнечное и лунное затмение.
Видимое движение светил.
Источник света. Естественные и
искусственные источники тока.
Точечный источник света и
световой луч. Прямолинейное
распространение света. Закон
прямолинейного
распространения света.
Образование тени и полутени.
Солнечное и лунное затмение.
Видимое движение светил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».