Рабочая программа. Родная литература (русская). 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родная литература (русская)»
9 класс.
Базовый уровень

Автор-составитель:
Рамазанова
Светлана Максимовна

Городище

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» базового уровня
разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статьи 11, 12, 28),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями),
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»,
 письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»,
 Основной образовательной программой основного общего образования учреждения,
 учебным планом основного общего образования на 2021-2022 учебный год,
 календарным учебным графиком основного общего образования учреждения на 20212022 учебный год,
 Положением о рабочей программе педагогического работника учреждения.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 №
08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» и Положением о рабочей программе
педагогического работника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3»
рабочая программа включает следующие основные элементы:
1) планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Учебный
предмет
Родная
литература
(русская)

Выпускник научится:
взаимодействовать
с
окружающими людьми в
ситуациях формального и
неформального
межличностного
и
межкультурного общения;
осознавать
значимость
чтения и изучения родной

Планируемые результаты
Выпускник получит возможность научиться:
понимать
литературные
художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
- овладеть процедурами смыслового и эстетического
анализа текста на основе понимания принципиальных
отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., уметь
воспринимать, анализировать, критически оценивать и

литературы
для
своего
дальнейшего
развития;
испытывать потребность в
систематическом чтении как
средстве познания мира и себя
в этом мире, гармонизации
отношений
человека
и
общества,
многоаспектного
диалога;
воспринимать
родную
литературу как одну из
основных
национальнокультурных
ценностей
народа, как особого способа
познания жизни;
- осознавать коммуникативноэстетические
возможности
родного языка на основе
изучения
выдающихся
произведений
культуры
своего народа, российской и
мировой культуры.

интерпретировать
прочитанное,
осознавать
художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления;
- воспринимать произведение как художественное
целое, концептуально осмыслять его в этой
целостности, видеть воплощенный в нем авторский
замысел;
интерпретировать
художественный
смысл
произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с
какой целью?) произведение построено так, а не иначе?
Какой художественный эффект дало именно такое
построение? Какой вывод на основе именно такого
построения мы можем сделать о тематике,
проблематике и авторской позиции в данном
конкретном произведении?»;
- устно или письменно истолковывать художественные
функции
особенности
поэтики
произведения,
рассматриваемого в его целостности, а также
истолковывать
смысл
произведения
как
художественного целого;
- создавать эссе, научно-исследовательских заметок
(статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария
и т.п.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты
из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую
историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных
произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития
и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
 Устное народное творчество.
 Древнерусская литература.
 Русская литература XVIII в.
 Русская литература XIX в.
 Русская литература XX в.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Формы обучения:
 фронтальная
 групповая (в том числе и работа в парах)
 индивидуальная
Типы уроков: усвоения нового материала; закрепления; повторения; контроля,
проверки знаний; лабораторно-практические занятия, практикумы, самостоятельная работа и
другие.
Традиционные методы обучения:
1.
Словесные
методы;
рассказ,
объяснение,
беседа,
работа
с
учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, анализ текста.
Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность,
групповая и парная работа, деловые игры и другие.
Средства обучения:
 для обучающихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы,










раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения
(компьютер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические
средства;
для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер
(ресурсы сети «Интернет»).
Основные виды учебной деятельности
прослушивание объяснений учителя;
работа с текстом учебника, дополнительной литературой и ресурсами сети «Интернет»,
беседа по вопросам;
игровая деятельность;
выполнение устных и письменных заданий, в том числе творческих (по желанию);
мини-исследования и т.п.
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов

№

Раздел

1.
Древнерусская
литература
Из литературы
XVIII века
2.
3.

4.

Из литературы
XIX

5.

6.
7.
8.

9.

10.

Из литературы
XX века

Тема

Особенности развития древнерусской
литературы.
«Задонщина». Тема единения Русской
земли.
«История государства Российского»
(фрагмент). «Уважение к минувшему» в
исторической хронике Н.М. Карамзина.
Русские баснописцы 18 века. Басня
«Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и
А. П. Сумарокова.
Образ родной природы в стихах поэтов
XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение
«День ли царит, тишина ли ночная…».
Поэтические традиции XIX века в
творчестве Апухтина А.Н.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на
бивуаке».
Лицемерие
и
эгоизм
светского общества и благородство
чувств героя рассказа
И.А.Бунин.
Рассказы
из
цикла
«Темные аллеи». «Холодная осень».
А.Толстой. «Русский характер» своеобразный итог рассуждениям
о русском человеке.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» –
многолетние раздумья автора о
человеке, о природе, о проблемах
современного общества и о судьбе
России.
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»
Безнравственность забвения человека
человеком.
Тема
благодарности
воспитавшим нас людям, памяти о
них.
Психологизм рассказа Юрия Казакова
«Запах хлеба». (или К.Г.Паустовский.

Колво
часов
1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

Дата по
плану

Дата по
факту

11.
12.
13.
14.

15.

16.

17.

«Телеграмма». Отношение Насти к
матери. Смысл названия рассказа)
А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно
человеку для счастья.
Глубина философского обобщения в
рассказе А. Платонова «В прекрасном
и яростном мире».
Екимов Б.П. «Ночь исцеления».
Трагическая судьба человека в годы
Великой Отечественной войны.
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени
– один из основных мотивов рассказа.
Тема нравственного выбора. Образ
«вечной Сонечки»
Е.
Габова.
Рассказ
«Не пускайте Рыжую на озеро».
Проблема отсутствия понимания между
людьми.
Захар Прилепин. «Белый квадрат».
Нравственное
взросление
героя
рассказа. Проблемы памяти, долга,
ответственности,
непреходящей
человеческой жизни в изображении
писателя.
Повторение пройденного материала

1
1

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».