Рабочие программы. Обществознание. Базовый уровень. 6-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание»
6-9 классы.
Базовый уровень

Авторы-составители:
учителя истории и
обществознания

Городище

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» базового уровня разработана в
соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статьи 11, 12, 28),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями),
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»,
 письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 № 08-1786 «О
рабочих программах учебных предметов»,
 Основной образовательной программой основного общего образования учреждения,
 учебным планом основного общего образования на 2021-2022 учебный год,
 календарным учебным графиком основного общего образования учреждения на 20212022 учебный год,
 Положением о рабочей программе педагогического работника учреждения.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки России от 25.10.2015 №
08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» и Положением о рабочей программе
педагогического работника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3»
рабочая программа включает следующие основные элементы:
1) планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
•
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15
лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной
(в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;

•
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения
к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закреплённым в Конституции РФ;
•
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для
социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования
общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
•
формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности,
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейнобытовых отношений.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать
в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать
оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Предметные результаты
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики
его природы;
 характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей
человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных
с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль
природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления и
процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на
ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;

 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;
 выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать
основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать специфику норм права;
 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать сущность процесса социализации личности;
 объяснять причины отклоняющегося поведения;
 описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое
мнение о явлениях культуры;
 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах
развития культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;
 объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
 раскрывать роль религии в современном обществе;
 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений
культуры;
 характеризовать основные направления развития отечественной культуры в
современных условиях;

 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать
основные социальные общности и группы;
 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;
 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение
к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;
 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам
молодежи;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый
образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями
безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
 находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их
примерами;
 давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
 различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные
признаки;
 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;

 соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать достижения российского народа;
 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
 осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на
положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную
из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами
и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;
 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;
 называть и конкретизировать примерами виды налогов;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Содержание учебного предмета
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и
животного. Природа человека. Отличие человека от животных. Мышление и речь.
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности. Агенты социализации.
Выдающаяся личность. Выдающиеся личности в истории нашей страны. Выдающиеся
личности Республики Коми. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения
между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности
человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие
деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Человек познает
мир. Познание человеком мира и самого себя. Самооценка, роль самооценки в
формировании
личности, самопознание. Способности человека. Задатки, талант,
гениальность.

Роль деятельности в жизни человека и общества. Деятельность человека и её основные
формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и
формированием
личности.
Потребности
человека.
Иерархия
потребностей.
Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и
особыми потребностями.
Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Труд и образ
жизни людей как создаются материальные блага. Готовимся выбирать профессию.
Межличностные отношения. Человек и его ближайшее окружение. Роль чувств в
отношениях между людьми. Человек в малой группе. Социальные группы (большие и
малые).
Группы формальные и неформальные. Лидеры. Лидерство. Личные и деловые отношения.
Референтные группы. Групповые нормы. Общение. Цели, формы, средства общения.
Стили общения. Особенности общения в со сверстниками, старшими и младшими.
Межличностные отношения. Межличностные конфликты, причины их возникновения..
Агрессивное поведение. Пути решения конфликта. Конструктивное решение конфликта.
Человек славен добрыми делами. Что такое человечность. Мораль. Золотое правило
нравственности. Основы нравственного воспитания. Смелость. Смелость и отвага. Страх защитная реакция человека. Преодоление страха. Человек и человечность. Гуманизм иуважение и любовь к людям. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Общественные отношения. Взаимосвязь общества и природы. Природа
Республики Коми и её охрана.
Развитие общества. Общественный прогресс. Типы обществ.
Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность
международного терроризма Человек - часть природы. Взаимосвязь человека и природы .
Проблема загрязнения окружающей среды.. Экологическая ситуация в современном мире.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану природы. Экологический кризис
и пути его разрешения. Главные правила экологической морали. Современные средства
связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество,
особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.. Обычаи, традиции,
общественные нравы. Общественные нравы, традиции и обычаи. Традиционные праздники
коми народа. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Права и обязанности граждан. Права и свободы
человека и гражданина в РФ. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в
жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло.
Долг. Совесть. Долг общественный и долг моральный Моральная ответственность. Право,
его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и
мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в
подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа
жизни.
Закон и правопорядок в обществе. Необходимость соблюдения законов. Закон и
справедливость. Закон и границы свободы поведения. Защита Отечества- долг и
обязанность. Защита Отечества. Регулярная армия. Военная служба. Важность
подготовки к исполнению
воинского долга. Дисциплина - необходимое условие
существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина.
Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание Ответственность
за нарушение законов. Понятие правонарушения и преступления. Ответственность
несовершеннолетних. Правоохранительные органы Российской Федерации. Полиция,
адвокатура, нотариат. Судебная система Российской Федерации.

Сфера духовной культуры
Сфера духовной жизни. И её особенности. Культура личности в обществе. Тенденции
развития культуры в современной России. Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном
обществе. Развитие науки в России. Деятельность Коми отделения РАН. Образование,
его значимость в условиях информационного общества. Система образования в
Российской Федерации. Система образования в Республике Коми.Уровни общего
образования. Государственная итоговая аттестация. История Объячевской средней школы.
Самообразование. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном
развитии. Религиозные организации объединения. Мировые религии. Роль религии в
жизни общества. Свобода совести.Атеизм. Деятельность Стефана Пермского. Искусство
как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Учреждения культуры Республики Коми. Развитие культуры в Республике Коми.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальная
мобильность Многообразие социальных групп. Социальные статусы и роли. Социальный
статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные
ценности и традиции. Моя семья( родословная моей семьи). Основные роли членов семьи.
Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное
самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство.
Республика Коми - многонациональная республика. Социальная политика Российского
государства. Социальная политика в Республике Коми.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные
признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы
правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим.
Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Выборы на
территории Республики Коми. Разделение властей. Участие граждан в политической
жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль
в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное
самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и
способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя
Российской Федерации. Государственные символы России. Конституция Республики
Коми. Символика Республики Коми. Россия – федеративное государство. Субъекты
федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации. Правоохранительные органы Российской Федерации. Полиция,
адвокатура, нотариат..Система власти в Республике Коми. Гражданство Российской
Федерации.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах
человека и правах ребенка. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения
родителей.
Основы российского законодательства.
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения.
Правоспособность
и
дееспособность.
Признаки
и
виды

правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция
невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой
договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под
защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав
детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственность за нарушение законов.
Понятие правонарушения и преступления. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Опасный
путь преступной жизни. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18
лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое
регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая
защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Главные вопросы экономики.
Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики :производители и
потребители.Товары и услуги. Мастерство работника.
Профессионализм и
профессиональная успешность. Труд и заработная плата. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов.
Экономический выбор и альтернативная стоимость.
Производство
основа экономики. Производство: затраты, выручка, прибыль.
Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Экономическая система и её
функции. Рыночная экономика. Закон спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Законы рыночной экономики. Производительность труда. Разделение труда и
специализация. Новые технологии и их возможности. Собственность. Торговля и ее
формы. Реклама. Деньги и их функции. Исторические формы денег. Инфляция, ее
последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Виды и формы бизнеса. Роль предпринимательства в
развитии экономики. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика
предпринимателя. Цели фирмы и её основные
организационно-правовые формы.
Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.Безработица,
её причины и последствия. Причины безработицы в Прилузском районе. Каким должен
быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование
труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных
эпох. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав
собственности. Прожиточный минимум. Права потребителей.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы
Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Экономика семьи. Расходы и доходы
семьи. Прожиточный минимум. Распределение доходов.
Неравенство доходов.
Экономические меры социальной поддержки населения. Активы и пассивы. Личный
финансовый план. Сбережения. Мировое хозяйство. Мировая торговля.

Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения,
проектная деятельность.
. При реализации программы ориентируемся на широкий спектр форм и методов
раскрытия содержания, а именно:

Школьную лекцию.

Семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных
дополнительных материалов из хрестоматий и других источников.

Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после
текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на вторую и третью часть Единого
государственного экзамена.

Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на
групповую форму.

Написание сочинений-эссе.

Уроки-презентации, творческие лаборатории, уроки-проекты и др.

Уроки с использованием мультимедиа.
Формы организации учебного процесса

классно-урочная;

индивидуальная;

групповая;

индивидуально-групповая;

фронтальная;

практикумы;

проектно-исследовательская.




Календарно-тематическое планирование.
6 класс
№
урока

Тема

Введение. Путешествие в мир знаний об обществе.(1 час)
Тема 1
Общество. Сферы общества(2)
2
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы
общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
3
Взаимодействие общества и природы.
Природа Волгоградской области и её охрана
1.

ТемаII. Человек в социальном измерении (12)
4
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий
человека и животного
5
Индивид, индивидуальность, личность. Качества сильной личности.

Дата по
плану/
по
факту

Кол-во
часов

1
1

1

1
1

Выдающиеся личности в истории нашей страны и республики Коми.
Человек познает мир. Познание мира и самого себя.
Познание мира и самого себя. Самопознание. Самооценка, роль
самооценки в формировании личности, самопознание.
9
Способности человека. Задатки, талант, гениальность. Практическая
работа по тексту.
10
Роль деятельности в жизни человека и общества.
Деятельность человека и её основные формы.(труд, игра, учение)
11
Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием
личности.
12
Потребности человека. Иерархия потребностей. Индивидуальный
характер потребностей.
13
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
14
Духовный мир человека. Мысли и чувства.
15
На пути к жизненному успеху. Труд и образ жизни людей как
создаются материальные блага. Готовимся выбирать профессию.
16
Практикум по теме «Человек в социальном измерении»
Тема III.Человек среди людей(10)
17
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль
чувств в отношениях между людьми.
18
Сотрудничество и соперничество. Солидарность, толерантность,
взаимопонимание.
19
Человек в группе. Социальные группы (большие и малые).
20
Группы формальные и неформальные. Лидеры. Лидерство. Личные и
деловые отношения.
21
Референтные группы. Групповые нормы.
22
Общение. Цели, формы, средства общения. Стили общения.
23
Особенности общения в со сверстниками, старшими и младшими.
24
Межличностные отношения. Межличностные конфликты ,причины их
возникновения. Агрессивное поведение.

1
1
1

25
Пути решения конфликта. Конструктивное решение конфликта.
26
Урок-практикум по теме «Человек среди людей».
Тема IV.Нравственные основы жизни.(9)
27
Человек славен добрыми делами. Что такое человечность
28
Мораль. Золотое правило нравственности. Учимся делать добро.
29
Основы нравственного воспитания. Практическая работа.
30
Смелость. Смелость и отвага.

1
1

6
7
8

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Страх - защитная реакция человека. Преодоление страха.
Человек и человечность.
Гуманизм и- уважение и любовь к людям.
Обобщающий урок по теме « Нравственные основы жизни». Гуманизм
и человечность вокруг нас.

31
32
33
34

1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование.
7 класс
№
урока

Тема

Дата
по
плану/
по
факту

Тема 1
Регулирование людей в обществе. (14 часов)
1.
Введение. Вводный инструктаж по ТБ.
2.
3.
4-5.
6.
7-8.
9-10.
11-12.
13.
14.
Тема II.
15.
16.
17-18.
19-20.
21-22.
23.
24.
25.
26.
Тема III.
27.
28.
29-30.
31-32.
33.
34.

Что значит жить по правилам. Первичный инструктаж по ТБ
Права и обязанности граждан.
Почему важно соблюдать законы.
Защита Отечества. Входная диагностическая работа.
Анализ контрольной работы. Для чего нужна дисциплина.
Виновен-отвечай.
Кто стоит на страже закона.
Обобщающее повторение по теме: Регулирование людей в обществе.
Защита проектов.

Колво
часов

1
1
1
2
1
2
2
2
1
1

Человек в экономических отношениях. (12 часов)
Экономика и её основные участники.
Мастерство работника.
Производство: затраты, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса.
Обмен, торговля, реклама.
Деньги, их функции
Экономика семьи
Обобщающее повторение по теме: человек в экономических отношениях.
Защита проектов. Промежуточная диагностическая работа.
Человек и природа. (8 часов)
Воздействия человека на природу.
Охранять природу-значит охранять жизнь.
Закон на страже природы.
Обобщающее повторение по теме: человек и природа.
Итоговая диагностическая работа.
Анализ итоговой диагностической работы.

1
1
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1

Календарно-тематическое планирование
8 класс
№
урока

Тема

Тема 1
Личность и общество. (6 часов)
1.
Что делает человека человеком. Вводный инструктаж по ТБ.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема II.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Тема III.

Человек, общество, природа. Первичный инструктаж по ТБ.
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Развитие общества. Входная диагностическая работа.
Анализ диагностической работы. Как стать личностью.
Практикум по теме: личность и общество.
Сфера духовной культуры. (8 часов)
Сфера духовной жизни.
Мораль.
Долг и совесть.
Моральный выбор-это ответственность.
Образование.
Наука в современном обществе.
Религия как одна из форм культуры.
Практикум по теме: сфера духовной культуры.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Социальная сфера. (5 часов)

15.
Социальная структура общества.
16.
Социальные статусы и роли. Промежуточная диагностическая работа.
17.
Анализ диагностической работы. Нации и межнациональные отношения.
18.
Отклоняющееся поведение.
19.
Практикум по теме: социальная сфера.
Тема IV. Экономика. (15 часов)
20.
Экономика и её роль в жизни общества.
21.
Главные вопросы экономики.
22.
Собственность.
23.
Рыночная экономика.
24.
Производство-основа экономики.
25.
Предпринимательская деятельность.
26.
Роль государства в экономике.
27.
Распределение доходов.
28.
Потребление.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Дата
по
плану/
по
факту

Инфляция и семейная экономика.
Безработица, её причины и последствия.
Мировое хозяйство и международная торговля.
Практикум по теме: экономика.
Итоговая диагностическая работа.
Анализ диагностической работы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование.
9 класс
Раздел

Тема урока

Политика и Политика и власть. Роль политики в жизни общества
социальное Государство, его отличительные признаки.
управление Политический режим
Правовое государство
Гражданское общество. Местное самоуправление
Участие граждан в политической жизни
Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни
Средства массовой информации
Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе»
Право

Колво
часов
1
1
2
1
1
1
1
1
1

Самостоятельная работа по теме «Гражданское общество»
Право, его роль в жизни человека, общества и государства
Понятие правоотношения.
Правоохранительные органы

1
1
2
1

Конституция - основной закон РФ
Основы конституционного строя РФ
Практическая работа по теме: «Конституция РФ»

1
1
1

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.
Права ребёнка.
Лабораторная работа по теме: «Права и свободы граждан»
Гражданские правоотношения

1

Право на труд. Трудовые правоотношения

1

Семейные правоотношения

1

Административные правоотношения

1

Основные понятия и институты уголовного права

2

Социальные права
Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов
Правовое регулирование отношений в сфере образования

1
1

Контрольная работа

1

Повторение и обобщение

1

1
1
2

1

Дата по Дата по
плану
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».