Краткая аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Литература». 5-9 классы
Уровень
обучения
Базовый
уровень
Цель изучения
Основное содержание
Рабочая программа разработана в соответствии
с требованиями ФГОС основного общего образования
и Основной образовательной программой основного
общего образования МБОУ ГСШ № 3, а также
Концепцией преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации.
Цель литературного образования: передача от
поколения к поколению нравственных и эстетических
традиций русской и мировой культуры.
Литература – учебный предмет, освоение
содержания которого направлено:
- на последовательное формирование читательской
культуры
через
приобщение
к
чтению
художественной литературы;
- на освоение общекультурных навыков чтения,
восприятия художественного языка и понимания
художественного
смысла
литературных
произведений;
- на развитие эмоциональной сферы личности,
образного, ассоциативного и логического мышления;
на
овладение
базовым
филологическим
инструментарием, способствующим более глубокому
эмоциональному переживанию и интеллектуальному
осмыслению художественного текста;
- на формирование потребности и способности
выражения себя в слове.
В цели предмета литература входит передача
от поколения к поколению нравственных и
эстетических традиций русской и мировой культуры,
что способствует формированию и воспитанию
личности.
Основным объектом изучения литературы как учебного предмета
является литературное произведение в его жанрово-родовой и историкокультурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе
системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и
самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух,
про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного,
сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического
письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.
Рабочая программа по литературе строится с учетом:
лучших традиций отечественной методики
преподавания
литературы, заложенных трудами В.И.Водовозова, А.Д. Алферова,
В.Я.Стоюнина,
В.П.Острогорского,
Л.И.Поливанова,
В.В.Голубкова,
Н.М.Соколова,
М.А.Рыбниковой,
И.С.Збарского,
В.Г.Маранцмана,
З.Н.Новлянской и др.;
традиций изучения конкретных произведений (прежде всего
русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике;
традиций научного анализа, а также художественной
интерпретации средствами литературы и других видов искусств
литературных произведений, входящих в национальный литературный
канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для
национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их
отдельных произведений);
необходимой вариативности авторской / рабочей программы по
литературе при сохранении обязательных базовых элементов содержания
предмета;
соответствия
рекомендуемых
к
изучению
литературных
произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
требований современного культурно-исторического контекста к
изучению классической литературы;
минимального количества учебного времени, отведенного на
изучение литературы согласно ФГОС ООО и учебному плану учреждения.