Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»
Адаптированная основная образовательная программа
среднего общего образования
для обучающихся с НОДА
с учетом психофизических особенностей
слабовидящего обучающегося
(вариант 6)
р.п. Городище, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела
Страница
1
Целевой раздел АООП СОО для обучающихся с НОДА с
2
учетом психофизических
особенностей слабовидящего
обучающегося (вариант 6)
Пояснительная записка
2
Планируемые результаты освоения АООП СОО
6
Система
оценки
достижения
планируемых
результатов
6
Содержательный раздел АООП СОО для обучающихся с
7
освоения АООП СОО
2
НОДА
с
учетом
психофизических
особенностей
слабовидящего обучающегося (вариант 6)
Рабочие программы
7
Программа формирования универсальных учебных действий у
9
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3
Программа коррекционной работы
10
Рабочая программа воспитания
18
Организационный раздел АООП СОО для обучающихся с
18
НОДА
с
учетом
психофизических
особенностей
слабовидящего обучающегося (вариант 6)
Учебный план
18
Календарный учебный график
19
План внеурочной деятельности
19
Календарный план воспитательной работы
19
1.Целевой раздел Адаптированной основной образовательной программы
среднего общего образования для обучающихся с НОДА
с учетом психофизических особенностей слабовидящего обучающегося (вариант 6)
Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования для
обучающихся с НОДА с учетом психофизических особенностей слабовидящего обучающегося
(вариант 6) (далее – АООП СОО) является основным документом, определяющим содержание
среднего общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность
учреждения в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС
СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
АООП СОО разработана в соответствии с:
❖ Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями),
❖ приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (с изменениями и дополнениями),
❖ распоряжением Министерства просвещения от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении
примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации»,
❖ постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
❖ постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»,
❖ приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями),
❖ заключения ЦПМПК о создании специальных условий для получения образования № 600
от 30.07.2025,
❖ уставом учреждения.
АООП СОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для
обучения, воспитания и социализации обучающихся с нарушениями НОДА с учетом
психофизических особенностей слабовидящего обучающегося.
АООП СОО реализуется как в условиях инклюзии, так и в условиях обучения на дому.
Целями реализации АООП СОО являются:
❖ организация учебного процесса для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата с учетом целей, содержания и планируемых результатов среднего общего
образования, отраженных в ФГОС СОО;
❖ создание условий для становления и формирования личности обучающегося с учетом
имеющихся ограничений в двигательной сфере с учетом психофизических особенностей
слабовидящего обучающегося;
❖ организация деятельности педагогических работников учреждения по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата с учетом психофизических
особенностей слабовидящего
обучающегося.
Достижение поставленных целей реализации АООП СОО для обучающихся с НОДА с
учетом психофизических особенностей слабовидящего обучающегося предусматривает решение
следующих основных задач:
обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования, в том
числе специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с
НОДА, достижение планируемых результатов освоения обучающимися адаптированной
основной общеобразовательной программы среднего общего образования, создание возможности
для их социализации;
обеспечение
индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения
обучающегося с НОДА с учетом психофизических особенностей слабовидящего обучающегося
и реализации ПКР;
взаимодействие учреждения при реализации АООП СОО с социальными партнерами, в том
числе с медицинскими, образовательными организациями, учреждениями социальной защиты,
оказывающими помощь обучающимся с НОДА с учетом психофизических особенностей
слабовидящего обучающегося;
выявление и развитие способностей обучающихся с НОДА, их интересов через систему
клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
профессиональная ориентация обучающихся с НОДА с учетом профессиональных
возможностей и имеющихся ограничений при поддержке педагогических работников, педагогапсихолога, социального педагога и сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной подготовки;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся с НОДА, коррекция отклонений в развитии, обеспечение безопасности;
формирование готовности обучающихся с НОДА к саморазвитию и социальной активности
для продолжения обучения в образовательных организациях профессионального образования,
профессиональной деятельности и успешной социализации с учетом имеющихся ограничений в
двигательной сфере.
АООП СОО для обучающихся с НОДА с учетом психофизических особенностей
слабовидящего обучающегося учитывает следующие принципы:
принцип учета ФГОС СОО: АООП СОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС
СОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне среднего
общего образования;
принцип учета ведущей деятельности обучающегося: АООП СОО обеспечивает
конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает
механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача,
учебные операции, контроль и самоконтроль);
принцип индивидуализации обучения: АООП СОО предусматривает возможность и
механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с НОДА
с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения,
на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его
готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся с НОДА при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики
изучаемых учебных предметов;
принцип интеграции обучения и воспитания: АООП СОО предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение
личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не
допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных
мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами
и нормами Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
принцип единства диагностики и коррекции, который реализуется в двух аспектах
(коррекционная работа на основе комплексного диагностического обследования и контроля
динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний
обучающегося);
принцип непрерывности получения образования (подготовка обучающегося с НОДА к
интеграции в систему непрерывного образования; обеспечение преемственности знаний);
принцип инклюзивности, направленный на продуктивное включение обучающегося с
НОДА в образовательный процесс вне зависимости от его ограничений и стартовых
возможностей.
АООП СОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
Особенности обучающегося с НОДА:
Двигательные расстройства. При лёгкой степени дети ходят самостоятельно, но их движения
недостаточно ловкие, замедленные, снижена мышечная сила, есть недостатки мелкой моторики.
Нарушения зрительного восприятия. Включают недостаточную фиксацию взора, нарушение
плавного прослеживания, сужение полей зрения, снижение остроты зрения. Часто встречается
косоглазие, двоение в глазах и др.
Расстройства эмоционально-волевой сферы. Иногда проявляется в виде повышенной
эмоциональной возбудимости, раздражительности, в других случаях — в виде заторможенности,
застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью
эмоциональных реакций.
Нарушения поведения. Иногда можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия,
безучастного отношения к окружающим.
Сложности с вниманием и памятью. Память характеризуется недостаточностью объёма
запоминания, трудностями приёма, хранения и воспроизведения информации.
Задержка психического развития. Чаще встречается задержка психического развития
органического генеза, которая проявляется в отставании формирования мыслительных операций,
неравномерности развития различных психических функций, выраженных астенических
проявлениях.
Слабовидящие дети юношеского возраста имеют особенности, связанные с нарушением
зрения, которые проявляются в физиологическом, психическом и социальном развитии. Эти
особенности требуют учёта при организации обучения таких детей.
Физиологические
Снижение двигательной активности из-за нарушения зрения, что отрицательно сказывается на
формировании двигательного анализатора. Некоторые особенности: нарушение координации,
точности, объёма движений, трудности в овладении измерительными навыками; нарушение
сочетания движений глаз, головы, тела, рук.
Психические
Затруднения в пространственной ориентировке — сложности в овладении практическими
навыками работы.
Особенности мышления — сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения
могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или
искажены.
Особенности речевого развития — замедленность формирования речи, нарушение словарносемантической стороны речи, формализм употребления слов с их конкретными чувственными
характеристиками.
Социальные
Ограниченный зрительный контакт — обучающийся не ищет встречи с глазами собеседника,
не применяет жесты для общения.
Сложности с «языком тела» — пантомимикой: слабовидящие дети плохо умеют пользоваться
крупной моторикой для выражения эмоций и потребностей.
Неуверенность в правильности и качестве выполнения работы — это выражается в более
частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому.
АООП СОО предполагает, что обучающиеся образование, соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения, планируемым результатам среднего общего
образования нормативно развивающихся сверстников, и в те же сроки обучения (10-11 классы)
при создании условий, учитывающих их особые образовательные потребности.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся с НОДА
с учетом психофизических особенностей слабовидящего обучающегося учреждение в праве
разрабатывать индивидуальные учебные планы, в том числе для домашнего обучения, в пределах
осваиваемой образовательной программы среднего общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами учреждения.
Планируемые результаты освоения АООП СОО
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения АООП СОО
обучающимся соответствуют ФГОС СОО с учетом их особых образовательных потребностей (с
учетом НОДА и психофизических особенностей слабовидящего обучающегося).
Личностные результаты максимально обеспечивают социализацию обучающихся с НОДА с
учетом их образовательных потребностей, формируя у них индивидуально-личностные качества
и социальные (жизненные) компетенции. Личностные результаты напрямую связаны как с
предметными и метапредметными результатами, так и с результатами освоения ПКР.
К жизненным компетенциям, необходимым для повышения качества жизни лиц с НОДА,
относятся следующие:
❖ сформированность навыков пространственной и социально-бытовой ориентировки,
мобильность;
❖ сформированность реальных представлений о собственных возможностях и ограничениях
здоровья, о необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со
взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий
для пребывания в учреждении, сообщать о своих нуждах и правах в учреждении;
❖ сформированность социально-бытовых умений, необходимых в рутинной жизни
(самостоятельное посещение туалета, организация рабочего места, переодевание на урок
физкультуры и другие умения), насколько это возможно в каждом индивидуальном
случае развития обучающегося с НОДА;
❖ сформированность умения обращаться с просьбой к окружающим, особенно в ситуации,
когда обучающийся с НОДА лишен возможности себя самостоятельно обслуживать,
поддержать разговор, корректно выразить отказ, сочувствие, благодарность, использовать
разные варианты коммуникации для решения какой-либо проблемной ситуации;
❖ сформированность осмысленных представлений о реальной картине мира (соблюдение
правил безопасности жизнедеятельности, уточнение, расширение, упорядочивание
представлений об окружающем природном и социальном мире);
❖ сформированность
дифференцированных и
осмысленных согласно возрасту
представлений о социальном окружении, ценностях и социальных ролях (знание правил и
норм общественного поведения, использование их, умение оценивать свое социальное
окружение, умение использовать принятые в обществе социальные ритуалы и другие
умения).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП СОО
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы
образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными
функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых
результатов освоения АООП СОО и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей
осуществлять управление образовательным процессом.
Процедуры текущей, промежуточной и итоговой оценки результатов освоения АООП СОО
адаптируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ.
Адаптация предполагает (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического
консилиума учреждения с учетом индивидуальных психофизических особенностей
обучающегося):
организацию и проведение оценочных мероприятий в индивидуальной форме;
изменение временного режима, предусмотренного процедурой проведения оценочных,
контрольных работ;
адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала;
специальную психолого-педагогическую помощь обучающимся с двигательной патологией
(на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую
исходя из индивидуальных особенностей здоровья обучающегося с двигательными нарушениями
и имеющихся ограничений, направленную на создание и поддержание эмоционального
комфортного климата во время проведения оценочных мероприятий.
При организации оценочных процедур для обучающихся в соответствии с АООП СОО
создаются специальные условия, обусловленные особыми образовательными потребностями
обучающегося и связанными с ними объективными трудностями. Данные условия включают:
специально организованную среду и рабочее место в соответствии с особенностями
ограничений здоровья обучающегося;
сопровождение (помощь) обучающегося в соответствии с особенностями психофизического
развития и имеющихся ограничений обучающихся с ОВЗ (при необходимости);
использование ассистивных средств и технологий;
возможность организации короткого перерыва (10 - 15 мин) при нарастании в поведении
обучающегося проявлений утомления, истощения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП СОО
регламентируется локальными нормативными актами учреждения.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП
СОО предусматривает оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения
ПКР.
Оценка достижений по Программе коррекционной работы имеет дифференцированный
характер, так как требования к результатам освоения ПКР конкретизируются применительно к
каждому обучающемуся с НОДА в соответствии с его потенциальными возможностями и
особыми образовательными потребностями.
Для оценки эффективности реализации коррекционной работы учреждение использует
следующие методы: экспериментально-психологическое исследование, тестирование, опрос,
анкетирование, метод экспертных оценок, другие методы.
Оценка осуществляется по следующим направлениям:
адаптация обучающегося к среде учреждения;
динамика когнитивного, личностного, эмоционального развития обучающегося с ОВЗ;
оптимизация неадекватных профессиональных намерений обучающихся с ОВЗ;
оптимизация детско-родительских отношений, в том числе через преодоление особенностей
семейного воспитания;
готовность в ГИА.
Изучение достижения каждым обучающимся планируемых результатов ПКР проводится
педагогическими работниками в том числе педагогом-психологом, социальным педагогом,
классными руководителями, педагогом-библиотекарем и другими специалистами.
Основным способом оценки результатов ПКР является мониторинг, который проводится
психолого-педагогическом консилиумом учреждения в ходе анализа результатов
диагностической работы специалистов.
2. Содержательный раздел АООП СОО для обучающихся
Рабочие программы учебных предметов
При реализации АООП СОО для обучающихся рабочие программы учебных предметов
разрабатываются на основе федеральной образовательной программы среднего общего
образования (далее - ФОП СОО).
Рабочие программы по отдельным учебным дисциплинам учитель адаптируют с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей и ограничений,
обусловленных двигательными нарушениями, а также с учетом психофизических особенностей
слабовидящего обучающегося.
Особенности методики обучения:
❖ использование специальных технических и оптических средств для коррекции и
компенсации нарушенных функций.
создание условий для лучшего зрительного восприятия объекта — материал должен быть
крупным, хорошо видимым по цвету, контуру, силуэту.
❖ снижение темпа ведения занятия — детям с нарушением зрения требуется более
длительное время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного
рассматривания.
❖ смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного
утомления (зрительная гимнастика).
❖
Рекомендации учителям по адаптации
Книги, дидактические пособия
• Обеспечить альтернативными учебниками, похожими по содержанию, но более легкими
для прочтения (для коррекционных школ).
• Обеспечить по возможности аудиозапись текста учебника, чтобы ребенок мог слушать
пленку и следить за текстом.
• Материал для чтения должен быть комфортным для ребенка.
• Учитель может выделять маркером отдельные части текста для ознакомления ребенка с
содержанием.
• Возможно использование карточек для конспектирования ключевых тем.
• Тексты для чтения не должны содержать непонятных слов и словосочетаний, метафор.
• Желателен текст с иллюстрациями.
• Перед чтением текста познакомьте ребенка с последующим заданием, которое он будет
выполнять.
• Разделять текст на небольшие смысловые части.
• В тесте должна быть зафиксирована только основная мысль.
• При выполнении заданий по тексту ученик должен иметь возможность пользоваться
содержанием.
• Вопросы
и
задания
по
тексту
должны
быть
конкретными,
четкими,
на понимание фактической информации.
Планирование работы в классе
• Упрощать задания для ребенка с ОВЗ, делая акцент на основные идеи.
• Заменять письменные задания альтернативными. Например, ребенок диктует ответы на
магнитофон.
• Предлагать задания на выбор по содержанию, форме выполнения.
• Прописывать индивидуальные цели и задачи для детей с ОВЗ.
• Предусмотреть выполнение заданий учеником на компьютере.
• Уменьшать объем выполняемой учеником работы.
• Предусмотреть работу в парах, в группах.
• Изменять правила, которые ущемляют права ребенка.
• Предлагать четкие алгоритмы для работы.
• Использовать знаковые символы для ориентации ребенком в выполнении заданий,
планировании действий.
• Предусмотреть в ходе урока смену деятельности учащихся, чередование активной работы
с отдыхом.
• Ребенок должен иметь возможность выйти из класса и побыть в «спокойной зоне», если
он находиться в состоянии стресса.
• Обязательное использование наглядных средств.
• В классе и на парте ребенка не должно быть предметов, способных отвлечь его от работы.
• Вместо сочинений и изложений предлагать записать ответы на прописанные
учителем
вопросы.
• Задание, записанное на доске, должно дублироваться в распечатке для ребенка.
• Избегать давать задание на переписывание.
• Научить пользоваться калькулятором и использовать его на уроках математики.
Формулировка заданий
• Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
• Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.
•
•
•
•
•
Просите ребенка повторить задание.
Задание можно формулировать в несколько этапов.
При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение
математической задачи...)
Формулируя задание, стойте рядом с ребенком.
Давать ребенку возможность закончить начатое задание.
ПРОГРАММА
формирования универсальных учебных действий у обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
I. Целевой раздел
Программа формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) у обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) обеспечивает:
➢ развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование
внутренней позиции личности, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД у
обучающихся;
➢ формирование опыта применения УУД в жизненных ситуациях для решения задач
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к
решению практических задач;
➢ повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования
компетенций в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
➢ формирование навыка участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах,
олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях, олимпиадах;
➢ овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со
сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной
учебно-исследовательской и проектной деятельности;
➢ формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ;
➢ на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей
информации, презентацией выполненных работ, основами информационной
безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет
формирование культуры пользования ИКТ;
➢ формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого
развития общества;
➢ развитие учебного сотрудничества, коммуникативных учебных действий, активизация
взаимодействия со взрослыми и сверстниками при расширении социальных практик при
общении с окружающими людьми.
УУД позволяют решать широкий круг задач в различных предметных областях и
являющиеся результатами освоения обучающимися АООП СОО.
Достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных предметов, учебных
курсов, модулей, характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и
регулятивных УУД отражают способность обучающихся использовать на практике УУД,
составляющие
умение
овладевать
учебными
знаково-символическими
средствами,
направленными на:
❖ овладение умениями замещения, моделирования, кодирования и декодирования
информации, логическими операциями, включая общие приемы решения задач
(универсальные учебные познавательные действия);
❖ приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать и
осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и
условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и
обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером (универсальные учебные
коммуникативные действия);
❖ включающими способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать
ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную
инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять
констатирующий
и
предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания (универсальные регулятивные действия).
II. Содержательный раздел
Описание взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов
Разработанные по всем учебным предметам рабочие программы отражают определенные во
ФГОС СОО универсальные учебные действия в трех своих компонентах, учитывают особые
образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, в том числе в целенаправленном развитии
речи - устной и письменной.
Программа коррекционной работы с обучающимся
I. Цели, задачи и принципы построения ПКР
АООП СОО для обучающегося с НОДА с учетом психофизических особенностей
слабовидящего обучающегося предполагает обязательную реализацию ПКР в системе учебной и
внеурочной деятельности при создании специальных условий, учитывающих особые
образовательные потребности разных категорий обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата и определяющих логику построения образовательного процесса, его
организацию, структуру и содержание на основе личностно ориентированного и индивидуальнодифференцированного подходов.
Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается
от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка и требует постоянного и терпеливого
руководства со стороны педагогов.
Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как
общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках ФГОС
СОО, так и коррекционно-развивающие задачи.
К ним относятся:
1. Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение
компенсаторных возможностей внимание (какой вид внимания для данного обучающегося
является более приемлемым).
2. Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа,
синтеза, классификации, обобщения;
3. Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти
(определение ведущего вида памяти).
4. Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук.
5. Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую
речь, а также развитие словаря.
6. Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы,
подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.
Дидактические принципы, которые необходимо соблюдать при планировании и организации
уроков.
1. Принцип педагогического оптимизма. Специальная педагогика исходит из того, что
учиться могут все дети.
2. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне
ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его
развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной
коррекционно-развивающей программы. Принцип педагогического оптимизма не
принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на
достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.
3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип
предполагает опору на здоровые силы обучающегося, построение образовательного
процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в
соответствии со спецификой природы недостатка развития.
4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования позволяет преодолеть
или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные
структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в
окружающей человека социокультурной среде.
5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального
образования.
6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.
7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированный
подход к обучающемуся с особыми образовательными потребностями в условиях
коллективного учебного процесса обусловлен наличием вариативных типологических
особенностей даже в рамках одной категории нарушений. Индивидуальный подход
является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание
благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности
каждого обучающегося, так и его специфические особенности, свойственные
обучающимся с НОДА и зрением.
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Коррекционно-развивающие курсы в Программе коррекционной работы АООП СОО
реализуются в виде коррекционно-развивающих занятий в соответствии с заключением ЦПМПК.
Особые образовательные потребности в коррекционной работе педагога-психолога.
В связи с выраженными астеническими проявлениями, замедленным темпом усвоения
знаний, двигательными нарушениями, парциальными нарушениями отдельных психических
функций, затрудняющими обучение данной группы обучающихся, требуются индивидуальные
занятия с педагогом-психологом по развитию когнитивных процессов.
В связи с особенностями личностного развития, обусловленными внешними проявлениями
заболевания и социальной депривацией, затрудняющими адаптацию в учреждении, требуются
занятия по профилактике и коррекции нарушений личностного развития.
В связи с особенностями воспитания по типу гиперопеки, а иногда по типу эмоционального
отвержения, требуется работа педагога-психолога по оптимизации внутрисемейных отношений и
преодолению неадекватных подходов к воспитанию в семье.
В связи с проблемами межличностных отношений обучающегося с НОДА с учетом
психофизических особенностей слабовидящего обучающегося со здоровыми сверстниками
требуется работа педагога-психолога по коррекции межличностных отношений.
Занятия с педагогом-психологом организуются в соответствии с рекомендацией ЦПМПК.
Работа проводится в течение двух лет.
Цели, задачи и принципы построения ПКР педагога-психолога.
Цель коррекционной работы педагога-психолога - коррекция и профилактика когнитивных
и личностных нарушений у обучающихся.
Задачи коррекционной работы педагога-психолога:
➢ психологическое изучение когнитивных процессов, особенностей личности,
межличностных отношений, профессиональных склонностей и намерений;
➢ психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов;
➢ психологическая коррекция и профилактика нарушений негативных особенностей
личности;
➢ психологическое консультирование участников образовательного процесса;
➢ психологическая помощь семье обучающегося;
➢ участие в профориентационной работе;
➢ психологическая подготовка к ГИА.
Принципы реализации Программы:
принцип комплексности, согласно которому психо-коррекционную работу следует
рассматривать в комплексе, с учетом всех клинических и психолого-педагогических
особенностей обучающегося и социальных факторов;
принцип личностного подхода, предполагающий подход к обучающемуся как к целостной
личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей;
принцип деятельностного подхода, предполагающий реализацию психо-коррекционных
воздействий в целостной осмысленной деятельности обучающихся;
принцип единства диагностики и коррекции, подразумевающий, что направления
коррекционной работы для каждого обучающегося определяются на основании данных
диагностики;
принцип вариативности, подразумевающий возможность сосуществования различных
подходов к отбору содержания и технологий коррекционной работы;
принцип единства коррекционной работы с обучающимся и его семьей, подразумевающий
активное включение родителей (законных представителей) обучающихся в коррекционный
процесс.
Перечень и содержание направлений коррекционной работы педагога-психолога
Диагностическая деятельность педагога-психолога
В задачи психолого-педагогического исследования обучающихся с двигательными
нарушениями входит выявление особенностей развития познавательной деятельности с оценкой
потенциальных возможностей интеллектуального развития и определения основных
направлений коррекционно-педагогического воздействия. С этой целью изучается состояние
сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), понимание речи, исследуются
особенности мышления, эмоционально-волевой сферы и психической деятельности
обучающегося.
После проведенного обследования составляется заключение, где отмечаются особенности
познавательной деятельности, развитие речи, а именно, что обучающийся знает, что может
делать сам, какие формы деятельности превалируют (конструирование, игра, рассматривание,
беседа и другие формы). Изучаются особенности психической деятельности, мышления,
эмоционально-волевой сферы, объем внимания и его устойчивость, тормозимость,
импульсивность и инертность психической деятельности, активность и самостоятельность,
настойчивость в действиях, ведущая направленность интересов. Указывается степень влияния
этих факторов на характер мыслительных процессов.
Психологическая коррекция и профилактика нарушений когнитивных процессов.
На основании анализа результатов диагностики особенностей развития педагог-психолог
определяет потребность обучающегося в психо-коррекционной работе по совершенствованию
когнитивных процессов. У большинства обучающихся нарушения когнитивных процессов были
компенсированы в ходе подготовки к школе или в период получения начального общего
образования. Однако у некоторых из них могут выявляться нарушения высших психических
функций, затрудняющих овладением учебным материалом и требующих коррекционного
воздействия. Для обучающихся по варианту 6.1. такими нарушениями являются истощаемость
психических процессов, колебания умственной работоспособности и внимания. Эти нарушения
проявляются постоянно, носят стойкий характер, отражают физическое и психическое состояние
обучающегося. Диагностировав эти особенности, педагог-психолог разрабатывает рекомендации
для педагогического работника, который учитывает данные состояния в учебном процессе. Реже
встречаются нарушения пространственно-временных представлений, наглядно-действенного
мышления. В этих случаях педагог-психолог разрабатывает программу коррекционной работы.
Содержание программы, сроки ее реализации, результаты ее освоения определяются
индивидуально. Программа реализуется в виде индивидуальных коррекционных занятий за счет
часов внеурочной деятельности.
Психологическая коррекция и профилактика нарушений личности
Особенности личностного развития лиц с НОДА обусловлены двумя основными
факторами: переживанием своего состояния в связи с имеющимися двигательными
нарушениями; особенностями семейного воспитания по типу гиперопеки, реже - эмоционального
отвержения больного ребенка. Педагог-психолог, диагностировав высокий уровень тревожности,
низкую или компенсаторно-завышенную самооценку, высокий уровень невротизации, риск
декомпенсации акцентуации характера и (или) другие негативные личностные проявления,
разрабатывает программу коррекционной работы для обучающихся, определяет формы и сроки
ее реализации, планирует результаты освоения программы. Программа реализуется в виде
индивидуальных коррекционных занятий за счет часов внеурочной деятельности.
Программы коррекционно-развивающих курсов являются приложением к ПКР.
Психологическая помощь семье обучающегося
Основные направления в работе педагога-психолога с семьей обучающегося
представляются следующими:
гармонизация семейных взаимоотношений;
установление правильных детско-родительских отношений;
помощь в адекватной оценке физических и психологических возможностей своего ребенка;
обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенная тренировка,
элементы игротерапии, сказкотерапии, игровые занятия по развитию психических функций и
другие).
Приоритетность тех или иных направлений в работе определяется после исследования
семьи,
бесед
с
родителями
(законными
представителями)
и
обучающимся,
психодиагностических исследований. Сама работа строится в моделях психологического
консультирования, психологической коррекции и психотерапии (хотя такое разделение является
относительным).
Конкретные формы работы зависят от задач, стоящих перед педагогом-психологом, и его
профессиональной подготовки. Это: родительские клубы, систематические групповые занятия и
индивидуальная работа с матерью.
Поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры, драматизации, родительские
сочинения и другие методы используются для работы с семьей. Конкретные приемы
коррекционной работы, представлены в исследовании В.В. Ткачевой и И.Ю. Левченко.
Психологическое консультирование участников образовательного процесса
Важным направлением деятельности педагога-психолога является психологическое
консультирование участников образовательных отношений. Это консультирование
осуществляется по итогам диагностического этапа. Участникам образовательных отношений
предоставляются сведения об индивидуальных особенностях обучающихся и даются
рекомендации. Рекомендации направлены на учет выявленных особенностей в образовательном
процессе, профилактику и коррекцию нарушений. Особую значимость эти рекомендации имеют
для педагогических работников, так как они часто не знают особенностей развития обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с НОДА, не владеют приемами
коррекционной работы.
Участие психолога в профориентационной работе
Профориентационная работа с обучающимися осуществляется с начала обучения на уровне
среднего общего образования. Конкретное содержание работы зависит от многих факторов и
определяется по результатам диагностики. Работу по профориентации и профконсультированию
педагог-психолог ведет совместно с классным руководителем. Обучающийся в среде здоровых
сверстников включается в профориентационные мероприятия совместно с ними. Однако для
него проводят дополнительную профориентационную работу. Основной задачей педагогапсихолога в структуре этой работы является коррекция неадекватных профессиональных
намерений, которые отмечаются у большинства обучающихся, и препятствуют
профессиональному выбору.
Система работы предусматривает два этапа.
На подготовительном этапе создается примерный перечень профессий, рекомендованных
каждому обучающемуся с учетом его профессиональных склонностей и функциональных
возможностей.
Основной этап психо-коррекционной работы строится по типу занятий интенсивного
общения в группах социально-психологического тренинга.
Реализация этого этапа возможна на любом году обучения, но особенно важно включить
эту деятельность психолога в программу коррекционной работы в последние годы обучения на
уровне основного общего образования для подготовки к адекватному профессиональному
выбору после ее окончания.
Участвуя в групповых занятиях, обучающиеся часто впервые осознают, что другие
участники группы имеют аналогичные проблемы, связанные с профессиональным будущим;
кроме того, совершенствуются навыки общения, расширяется и сам круг общения.
Профориентационная работа педагога-психолога с обучающимися сочетается с работой с
родителями (законными представителями) по оптимизации родительских позиций в отношении
профессионального будущего их детей.
Психологическая помощь при подготовке к ГИА
Выпускники при подготовке к ГИА испытывают когнитивные, личностные,
процессуальные трудности. Это обусловлено особенностями развития обучающихся с
двигательными нарушениями и зрением.
Для преодоления трудностей необходимо:
помогать выпускнику осваивать навыки работы с экзаменационными материалами;
помогать выпускнику в выработке индивидуальной стратегии сдачи экзамена.
Работа по преодолению личностных трудностей заключается в проведении занятий по
контролю эмоций, развитию интроверсии, рефлексии, снятию тревожности.
Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает пробное проведение экзаменов,
выступление выпускников прошлых учебных лет, выпуск различных брошюр, памяток для
выпускников, родителей (законных представителей).
На этапе подготовки к экзаменам педагоги применяют различные формы психологической
поддержки:
классные часы, мини-лекции, беседы с выпускниками об условиях эффективной подготовки
к экзаменам: соблюдение режима сна и бодрствования, питания, организация рабочего
пространства и по другим вопросам;
групповые психологические занятия для различных категорий обучающихся;
индивидуальные консультации для выпускников;
разработка рекомендаций для выпускников и их родителей (законных представителей).
Рекомендации представляются как в устной (на родительских собраниях, классных часах,
во время консультаций), так и в письменной форме (в виде памяток, стендовой информации,
информации на официальном сайте учреждения в сети «Интернет»).
Перечень и содержание направлений коррекционной работы на специальных
коррекционных занятиях по учебным предметам определяется на основе выявленных у
обучающихся трудностей освоения АООП СОО.
II. Механизмы реализации программы
ПКР разрабатывается рабочей группой учреждения поэтапно. В рабочие группы
включаются педагог-психолог, социальный педагог, учителя и другие специалисты учреждения
по необходимости.
На
подготовительном
этапе
определяется
нормативно-правовое
обеспечение
коррекционной работы, анализируется состав обучающихся в учреждении, их особые
образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих обучающихся на
уровне начального общего образования; создается (систематизируется, дополняется) фонд
методических рекомендаций по обучению разных категорий обучающихся.
Далее, на основном этапе разрабатываются общая стратегия коррекционной работы
обучающихся с двигательными нарушениями, организация и механизм реализации
коррекционной работы; раскрываются направления и ожидаемые результаты, описываются
специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания индивидуальноориентированной работы могут быть представлены в рабочих коррекционных программах,
которые прилагаются к ПКР.
На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, при
необходимости ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на психологопедагогических консилиумах.
Для реализации требований к ПКР в учреждении создана служба психологопедагогического сопровождения обучающихся, в которую включаются педагог-психолог,
социальный педагог и другие педагогические работники и специалисты учреждения по
необходимости.
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ,
включает комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения
АОП СОО.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является
тесное взаимодействие педагогов учреждения, представителей администрации и родителей
(законных представителей) обучающихся.
Основной формой взаимодействия специалистов в рамках реализации ПКР является
психолого-педагогический консилиум учреждения.
Программа коррекционной работы на уровне основного общего образования реализуется
учреждением как самостоятельно, так и при осуществлении сетевого взаимодействия с другими
образовательными организациями и иными учреждениями.
Сетевая форма реализации ПКР предполагает использование ресурсов нескольких
организаций, в том числе образовательных, медицинских, социальных, а также при
необходимости ресурсов организаций медицины, науки, культуры, спорта и других.
Сетевое взаимодействие осуществляется в форме совместной деятельности
образовательных организаций, направленной на обеспечение условий для освоения
обучающимися АООП СОО, в том числе ПКР.
Порядок и условия взаимодействия образовательных организаций при совместной
реализации ПКР определяется договором между ними.
В ходе реализации ПКР применяется гибкое сочетание различных видов и форм
коррекционной работы (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).
III. Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
В процессе реализации ПКР для обучающихся с двигательными нарушениями в
учреждении созданы следующие психолого-педагогические условия:
индивидуально ориентированная коррекционная работа специалистов психологопедагогического сопровождения;
учет индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся
с НОДА;
соблюдение ортопедического режима;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
для повышения эффективности ПКР - применение коллективных форм работы и работы в
парах;
использование специальных методов, приемов, средств обучения;
использование современных психолого-педагогических, в том числе информационных,
компьютерных технологий;
учет специфики нарушения развития обучающегося с НОДА;
обеспечение здоровьесберегающих технологий (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и
психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и
норм);
обеспечение участия обучающихся с НОДА независимо от степени выраженности
нарушений их развития, в совместных мероприятиях со сверстниками;
включение родителей (законных представителей) в реализацию ПКР.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации ПКР используют рабочие коррекционные программы,
разрабатываемые педагогами учреждения, диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, подобранный с учетом специфика развития обучающихся с ОВЗ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации,
имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную
курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
Педагоги регулярно повышают уровень квалификации.
Уровень квалификации работников учреждения для каждой занимаемой должности
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Педагогические работники учреждения имеют четкое представление об особенностях
психического и (или) физического развития обучающихся с ОВЗ, об их особых образовательных
потребностях, о методиках и технологиях организации образовательного и воспитательного
процесса с учетом специфики нарушения.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материальнотехнической базы, позволяющей обеспечивать безбарьерную адаптивную и коррекционноразвивающую среду учреждения, в том числе материально-технические условия,
обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА и
слабовидящих в здание и помещения учреждения, ко всем объектам ее инфраструктуры и
организацию их пребывания и обучения.
Материально-техническое обеспечение включает технические средства обучения, в том
числе специализированные компьютерные инструменты обучения, с учетом специальных
образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, при необходимости - использование средств
для альтернативной и дополнительной коммуникации.
Информационное обеспечение
В процессе реализации ПКР для обучающихся с ОВЗ созданы условия информационного
обеспечения, которые направлены на обеспечение доступа всех участников образовательных
отношений к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми
результатами, организацией коррекционно-образовательного процесса и условиями его
осуществления.
В учреждении созданы условия для функционирования современной информационнообразовательной среды учреждения, включающей электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий, в том
числе ассистивных, обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально
возможных для него результатов коррекционной работы.
IV. Планируемые результаты коррекционной работы
Планируемые результаты реализации ПКР включают:
адаптацию обучающегося к среде учреждения;
динамику когнитивного, личностного, эмоционального развития обучающегося;
уменьшение степени выраженности речевых нарушений;
улучшение владения родным (русским) языком;
оптимизацию неадекватных профессиональных намерений обучающихся;
оптимизацию детско-родительских отношений как преодоление особенностей семейного
воспитания.
Планируемые результаты реализации ПКР уточняются и конкретизируются с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ.
Планируемые результаты ПКР имеют дифференцированный характер, в отдельных случаях
определяются индивидуально.
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы
результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются
предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной - личностные и
метапредметные результаты.
Личностные результаты - индивидуальное продвижение обучающегося в личностном
развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности
и другое).
Метапредметные результаты - овладение общеучебными умениями с учетом
индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ; совершенствование умственных действий,
направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность
коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение.
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются в динамике с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений.
Методы
оценки
эффективности
реализации
программы:
экспериментальнопсихологические исследования, тестирования, опросы, анкетирования.
Мониторинг освоения ПКР проводится на психолого-педагогическом консилиуме
учреждения в ходе анализа результатов диагностической работы специалистов. Оценка
образовательных достижений освоения ПКР осуществляется экспертной группой и выражается в
уровневой шкале - 3 балла - значительная динамика, 2 балла - удовлетворительная динамика, 1
балл - незначительная динамика, 0 баллов - отсутствие динамики.
Приложениями к ПКР являются:
➢ индивидуальный план коррекционно-развивающей работы,
➢ план консультативной работы,
➢ план информационно-просветительской работы.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы оформляется по следующей
форме (таблица 1).
Таблица 1. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
Фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося
Класс
Возраст обучающегося
Причины, время и характер нарушения зрения
Состояние зрения в настоящее время
Рекомендации ПМПК и ИПРА
Индивидуальные особенности обучающегося:
Направления Основное Организацио Примерные Планируемы Фамилия, имя,
коррекционн содержание нные формы
сроки
е результаты отчество (при
окоррекционн коррекционн
коррекционн
наличии),
развивающе
ооодолжность
й работы
развивающе развивающе
развивающе педагогическог
й работы
й работы
й работы
о работника
Форма плана консультативной работы представлена в таблице 2.
Таблица 2. План консультативной работы
Направления
Задачи
Содержание
Формы
Сроки
Фамилия, имя,
консультатив консультатив консультати доведения проведени отчество (при
ной работы ной работы вной работы консультати
я
наличии),
вной работы консультат
должность
ивной
педагогическог
работы
о работника
Форма плана информационно-просветительской работы представлена в таблице 3.
Таблица 3. План информационно-просветительской работы
Направления
Задачи
Содержание
Формы
Сроки
Фамилия, имя,
информацион информацион информацион проведения проведения
отчество (при
нононоинформацион
наличии),
просветительс просветительс просветитель
нодолжность
кой работы
кой работы
ской работы просветитель
педагогического
ской работы
работника
Рабочая программа воспитания
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания соответствует содержанию рабочей программе ООП СОО с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося.
Требования к условиям работы с обучающимся с ОВЗ
Для реализации воспитательной работы с обучающимся с НОДА с учетом психофизических
особенностей слабовидящего обучающегося создаются специальные условия в соответствии с
психофизическими особенностями такого обучающегося.
Особыми задачами воспитания обучающегося с НОДА с учетом психофизических
особенностей слабовидящего обучающегося являются:
❖ обеспечение включенности обучающегося с ОВЗ во все виды деятельности в
доступных для них пределах;
❖ стимулирование стремления обучающегося к самостоятельности, независимости в
быту, мобильности;
❖ налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в социум;
❖ формирование доброжелательного отношения к обучающемуся и его семьи со
стороны всех участников образовательных отношений;
❖ построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей обучающегося;
❖ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи обучающегося, содействие
повышению уровня его педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающегося с ОВЗ учреждение ориентировано на:
формирование личности обучающегося с использованием адекватных возрасту и
физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающегося и его
сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов,
организацией совместных форм работы социального педагога, педагога-психолога, других
имеющихся специалистов;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающегося.
3.Организационный раздел АООП СОО
Учебный план АООП СОО
Учебный план АООП СОО в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС СОО и
ООП СОО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных
занятий по Программе коррекционной работы за счет часов внеурочной деятельности в объеме
не менее 5 часов в неделю.
Учебный план АООП СОО адресован обучающимся с НОДА с учетом психофизических
особенностей слабовидящего обучающегося, осваивающим АООП СОО как в условиях
инклюзивного образования, так и в условиях обучения на дому.
Индивидуальный учебный план разрабатывается и утверждается приказом учреждения
ежегодно и является приложением к АООП СОО.
Индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных
задач:
введение в содержание образовательной программы учебных дисциплин, отвечающих
особым образовательным потребностям обучающегося, в том числе потребностям в сохранении
и укреплении здоровья;
проведение коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционной работы;
организация и проведение индивидуальных консультаций педагогических работников по
обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для
пропедевтики
возникновения
специфически
обусловленных
или
индивидуально
ориентированных трудностей в обучении;
реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей,
способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении.
Календарный учебный график
Календарный учебный график АООП СОО соответствует календарному учебному графику
ООП СОО.
План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
АООП СОО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных
от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП СОО.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через
внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение
обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. При этом до 5 часов в неделю отводится на
коррекционно-развивающую работу, которая может осуществляться как индивидуально, так и по
подгруппам. Решение о форме проведения коррекционно-развивающих занятий и распределение
часов между разными коррекционно-развивающими занятиями (занятия с педагогом-психологом
и другими специалистами) принимается психолого-педагогическим консилиум учреждения в
соответствии с заключением ЦПМПК о создании специальных условий для получения
образования № 600 от 30.07.2025 и утверждается приказом учреждения.
Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы является единым для ООП СОО и АООП СОО.
Календарный план воспитательной работы реализуется в рамках урочной и внеурочной
деятельности.
Учреждение наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы проводит
иные мероприятия согласно рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям
воспитания и дополнительного образования детей.