Приложение № 2. Программа оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – программа оценки) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт) и Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности учреждения и педагогических кадров. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана решить следующие задачи: ❖ закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ❖ ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; ❖ обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; ❖ предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учреждения; ❖ позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся. Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений. При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов. Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования. В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») оцениваются исключительно качественно. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется учреждением и включает педагогических работников (учителей, педагога-психолога, социального педагога, др.), которые хорошо знают обучающегося. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП учреждение учитывает мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту динамики и развития обучающегося , что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум. Программа оценки включает: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. 2) Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. № Критерий Параметры оценки п/п 1 осознание себя как гражданина России, Сформированность формирование чувства гордости за гражданской позиции свою Родину 2 3 4 5 Индикаторы основ Знание своего города, своего адреса: улицы, дома. Идентификация себя со школой (я – ученик). воспитание уважительного отношения Сформированность основ к иному мнению, истории и культуре толерантного отношения к иному других народов мнению, истории и культуре других народов Ребенок взаимодействует национальности. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Способность описать свое физическое состояние (жарко, холодно, больно и т.п.). сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении с Ребенок не конфликтует национальности. с детьми другой детьми другой Способность сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.). овладение начальными навыками Сформированость способности Способность осознавать изменения. адаптации в динамично изменяющемся адаптироваться к изменяющимся Способность приспособится к и развивающемся мире условиям условиям. изменяющимся овладение социально-бытовыми Сформированность социально- Пользуется социально-бытовыми навыками дома навыками, используемыми в бытовых навыков, используемых в (убрать за собой, навыки гигиены). повседневной жизни повседневной жизни Пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены). Следит за своим внешним видом. 6 владение навыками коммуникации и Сформированность навыков Способность инициировать коммуникацию со принятыми нормами социального коммуникации со взрослыми взрослыми. взаимодействия Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях. Способность обращаться за помощью к взрослому. Сформированность навыков Способность инициировать коммуникации со сверстниками коммуникацию со сверстниками. и поддерживать Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях. Способность обращаться за помощью к сверстнику. 7 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей Сформированность способности к Ребенок информирован о жизни окружающего социума осмыслению социального (родителей). окружения, своего места в нем, Знает свои возраст, пол. принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей 8 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности Сформированность социальной Способность контролировать свои действия. роли обучающегося, проявления Положительное отношение к школе. социально значимых мотивов учебной деятельности Ориентация на содержательные моменты школьной жизни. Принятие образца «хорошего ученика». 9 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях сформированность навыков расширение круга общения, дружеских контактов сотрудничества с взрослыми и Умеет слушать собеседника, делиться своими сверстниками в разных социальных впечатлениями, отвечать на вопросы и просьбы ситуациях Выстраивание взаимоотношений с родственниками, друзьями, одноклассниками. 10 воспитание эстетических Сформированность эстетических Различает категории «красиво-некрасиво». потребностей, ценностей и чувств потребностей, ценностей и чувств Может оценить свою работу с точки зрения «красивонекрасиво». Может оценить работу сверстников с точки зрения «красиво-некрасиво». 11 развитие этических чувств, проявление Сформированность доброжелательности, эмоционально- чувств нравственной отзывчивости и этических Понимает смысл ценностей «Учитель», «Друзья». «Семья», «Школа», Способность испытывать чувства стыда, вины. взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей 12 сформированность установки на сформированность установки безопасный, здоровый образ жизни, здоровый образ жизни наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям сформированность установки безопасный образ жизни Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение. на Способность соблюдать режим дня. Отсутствуют вредные привычки. Сформированы навыки гигиены. на Соблюдает правила дорожного движения. Знает и соблюдает правила безопасного поведения дома (правила обращения с электроприборами и т.п.). Знает и соблюдает правила безопасного поведения на улице (правила общения с незнакомыми людьми). 13 проявление готовности самостоятельной жизни к Сформированность готовности самостоятельной жизни к Имеет свои домашние обязанности. Выполняет свои домашние обязанности. 3) Система бальной оценки результатов: 0 - динамика отсутствует 1 – минимальная динамика 2 – удовлетворительная динамика 3 – значимая динамика 4) Документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (Карта индивидуальных достижений обучающегося). 1. Карта индивидуальных достижений обучающегося № Критерий Индикаторы Баллы п/п 1 осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Знание своего города, своего адреса: улицы, Родину дома Идентификация себя со школой (я – ученик) 2 воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре Ребенок взаимодействует с детьми другой других народов национальности Ребенок не конфликтует с детьми другой национальности 3 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни Способность описать свое физическое состояние (жарко, холодно, больно и т.п.). Способность сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.). 4 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и Способность осознавать изменения развивающемся мире Способен приспособится к изменяющимся условиям 5 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального Пользуется социально-бытовыми навыками взаимодействия дома (убрать за собой, навыки гигиены) Пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены) Следит за своим внешним видом 6 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального Способность инициировать коммуникацию взаимодействия со взрослыми Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях Способность обращаться за помощью к взрослому Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях Способность обращаться за помощью к сверстнику 7 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, информированность о жизни окружающего принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей социума (родителей) Знает свои возраст, пол 8 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально Способность контролировать свои действия значимых мотивов учебной деятельности Положительное отношение к школе Ориентация на содержательные моменты школьной жизни Принятие образца «хорошего ученика» 9 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в расширение круга общения, дружеских разных социальных ситуациях контактов умение слушать собеседника, делиться своими впечатлениями, отвечать на вопросы и просьбы выстраивание взаимоотношений с родственниками, друзьями, одноклассниками 10 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств Различает категории «красиво-некрасиво» Может оценить свою работу с точки зрения «красиво-некрасиво» Может оценить работу сверстников с точки зрения «красиво-некрасиво» 11 развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- Понимает смысл ценностей «Семья», нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к «Школа», «Учитель», «Друзья» чувствам других людей Способность испытывать чувства стыда, вины Знает основные моральные нормы ориентирован на их выполнение 12 Способность соблюдать режим дня и Отсутствуют вредные привычки Сформированы навыки гигиены Соблюдает правила дорожного движения сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Знает и соблюдает правила безопасного поведения дома (правила обращения с электроприборами и т.п.) Знает и соблюдает правила безопасного поведения на улице (правила общения с незнакомыми людьми) 13 проявление готовности к самостоятельной жизни Имеет свои домашние обязанности Выполняет свои домашние обязанности 5) Материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов. 1. Анкета для родителей (законных представителей), содержащая вопросы для оценки личностных результатов обучающегося. 1. Может ли ребенок назвать свои ФИО, возраст и пол? 2. Знает ли ваш ребенок свой адрес? 3. Способен ли ваш ребенок описать свое физическое состояние? Например, когда ему жарко, холодно, больно и т.п. 4. Способен ли ваш ребенок сказать о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.)? 5. Убирает ли ребенок за собой свои вещи, игрушки? 6. Какими навыками личной гигиены ребенок пользуется в повседневной жизни? 7. Дома и во дворе следит за своим внешним видом? 8. Обращается ли за помощью к взрослым членам семьи? С какими просьбами? 9. Знает ли ребенок ФИО и место работы близких родственников? 10. Нравится ли ему учиться в школе? 11. Делится ли ребенок своими впечатлениями? 12. Случается ли, что ребенок испытывает чувство стыда, вины? В каких ситуациях? Как это проявляется? 13. Дома ребенок соблюдает режим дня? 14. Есть ли у ребенка вредные привычки? 15. Соблюдает правила дорожного движения? 16. Соблюдает правила безопасного поведения дома (например, правила обращения с электроприборами и т.п.) ? 17. Соблюдает правила безопасного поведения на улице (например, правила общения с незнакомыми людьми) 18. Имеет ли ребенок свои домашние обязанности? Какие? № 2. Лист наблюдений учителя, предназначенный для отслеживания процесса формирования личностных результатов обучающегося. Лист наблюдений учителя Показатели оценки Оценка (учебный год) Начало 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Называет город, в котором живет, свой домашний адрес (улицу, дом). Описывает свое физическое состояние (жарко, холодно, больно и т.п.). Говорит о своих нуждах (хочу пить, хочу есть и т.п.). Способен осознавать изменения в окружающей обстановке. Способен приспособится к изменяющимся условиям. Пользуется социально-бытовыми навыками в школе (убрать за собой, навыки гигиены). Следит за своим внешним видом. Может обратиться к учителю. Адекватно ведет себя в разных ситуациях. Способность обратиться за помощью к взрослому. Инициативен в общении со сверстниками. Способность поддерживать дружеские отношения со сверстниками. Способен обратиться за помощью к сверстнику. Может рассказать о своих родителях (законных представителях). Может рассказать о себе. Способен контролировать свои действия. Нравится учиться в школе. Умеет слушать собеседника. Делится своими впечатлениями. Отвечает на вопросы. Выполняет просьбы. Может оценить свою работу с точки зрения «красиво-некрасиво». Может оценить работу сверстников с точки зрения «красивонекрасиво». Понимает смысл ценностей «Семья», «Школа», «Учитель», «Друзья». Способен испытывать чувства стыда, вины. Конец 26 Знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение. 27 Соблюдает школьный режим дня. 28 Вредные привычки. 29 Сформированы навыки гигиены. 30 Соблюдает правила дорожного движения. 31 Знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе. Оценки: + - или 1, 2, 3.