АООП НОО для обучающихся с РАС, вариант 8.1 РАС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального
общего образования для обучающихся
с расстройством аутистического спектра
(вариант 8.1)

р.п. Городище, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
№
1
2

3

4

Наименование раздела
Общие положения
Целевой раздел АООП НОО обучающихся с РАС
(вариант 8.1.)
2.1.Пояснительная записка
2.2.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с РАС
2.3.Особые образовательные потребности обучающихся с
РАС
2.4. Планируемые результаты освоения АООП НОО для
обучающихся с РАС (вариант 8.1)
2.5. Система оценки достижения планируемых результатов
освоения АООП НОО (вариант 8.1) обучающимися с РАС
Содержательный раздел АООП НОО обучающихся с
РАС (вариант 8.1.)
3.1. Рабочие программы
3.2. Программа формирования УУД
3.3. Программа коррекционной работы
3.4. Рабочая программа воспитания
4.Организационный
раздел
АООП
НОО
для
обучающихся с РАС (вариант 8.1.)
4.1. Система условий реализации АООП НОО для
обучающихся с РАС (вариант 8.1)
4.2. Учебный план
4.3. Календарный учебный график
4.4. План внеурочной деятельности
4.5. Календарный план воспитательной работы

Страница
3
3
3
4
6
8
9
10
10
10
10
12
17
17
18
18
18
19

I. Общие положения
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.1) (далее –
АООП НОО для обучающихся с РАС) разработана в соответствии с:
➢ Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями),
➢ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
➢ постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»,
➢ приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
➢ приказом Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
➢ приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
➢ приказом Министерства просвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»,
➢ постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
➢ уставом МБОУ ГСШ № 3.
2.Целевой раздел
2.1.Пояснительная записка
Содержание АООП НОО для обучающихся с РАС представлено учебно-методической
документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания,
календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации
базовые объем и содержание образования обучающихся с РАС.
АООП НОО для обучающихся с РАС отражает вариант конкретизации требований
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ), предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ).
Обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Обязательной является систематическая специальная и психолого-педагогическая
поддержка коллектива педагогических работников, родителей (законных представителей),
обучающихся класса и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной
поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
РАС; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; эмоционально-

личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия,
речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях
общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии
адекватных отношений между обучающимся, педагогическими работниками, одноклассниками
и другими обучающимися, родителями (законными представителями); работу по профилактике
внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, учреждении, поддержанию
эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной
деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации
школьного обучения в целом; развитие стремления к самостоятельности и независимости от
окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности;
развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения.
В структуру АООП НОО обязательно включается программа коррекционной работы,
направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической
помощи обучающимся с РАС с учетом их особых образовательных потребностей;
минимизацию негативного влияния особенностей психофизического развития обучающихся с
РАС на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности.
2.2.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и
характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими
являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с
динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и
стереотипность поведения. РАС связаны с особым системным нарушением психического
развития, проявляющимся в становлении аффективно-волевой сферы, в когнитивном и
личностном развитии.
Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения
психического развития, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального
развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения)
психического развития при аутизме может сильно различаться. Во многих случаях у
обучающихся с РАС диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с
тем, расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у обучающихся, чье
интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда
обучающиеся с выраженным аутизмом проявляют избирательную одаренность. В соответствии
с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития
выделяется четыре варианта аутистического развития, различающихся целостными
системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с
окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности,
возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем
психоречевого развития.
Ниже рассмотрены характеристики, наиболее значимые для организации начального
обучения с обучающимися с РАС по варианту 8.1. АООП НОО.
Для таких обучающихся с РАС характерны развернутые, достаточно сложные, но жесткие
программы поведения (в том числе речевого) и стереотипные увлечения. Они стремятся к
достижению, успеху, и их поведение можно назвать целенаправленным, однако, они мало
способны к исследованию, гибкому диалогу с обстоятельствами, и принимают лишь те задачи,
с которыми заведомо могут справиться. Их стереотипность в большей степени выражается в
стремлении сохранить не постоянство окружения, а неизменность собственной программы
действий; необходимость по ходу менять программу действий может спровоцировать
аффективный срыв.
Такие обучающиеся способны к развернутому монологу, но не к диалогу. Их умственное
развитие часто производит блестящее впечатление, что подтверждается результатами
стандартизированных обследований. Они могут рано проявить интерес к отвлеченным знаниям

и накопить энциклопедическую информацию по астрономии, ботанике, электротехнике,
генеалогии. При блестящих знаниях в отдельных областях, связанных с их стереотипными
интересами, такие обучающиеся имеют ограниченное и фрагментарное представление о
реальном окружающем мире. В области социального развития такие обучающиеся
демонстрируют чрезвычайную наивность и прямолинейность, непонимание подтекста и
контекста происходящего. Однако, при всех трудностях, их социальная адаптация может быть
значительно более успешной, чем в случаях двух предыдущих групп, в случае постоянного
специального сопровождения, позволяющего им получить опыт диалогических отношений,
расширить круг интересов и сформировать навыки социального поведения.
Отдельным обучающимся присущ аутизм. Аутизм данной категории обучающихся
выступает уже не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога и произвольного
взаимодействия. Такие обучающиеся тревожны, для них характерно легкое возникновение
чувства сенсорного дискомфорта, они готовы испугаться при нарушении привычного хода
событий. Они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные
проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного
понимания. Отличие их в том, что они более, чем другие, ищут помощи близких, чрезвычайно
зависят от них, нуждаются в постоянной поддержке и ободрении. Такие обучающиеся часто
ведут себя чересчур правильно, боятся отступить от выработанных и зафиксированных форм
одобренного поведения. В этом проявляется типичная для РАС негибкость и стереотипность.
Их психическое развитие характеризуется задержкой: неловкостью крупной и мелкой
моторики, трудностью усвоения навыков самообслуживания; отставанием в развитии речи, ее
нечеткостью, бедностью активного словарного запаса, аграмматизмами; медлительностью
интеллектуальной деятельности, недостаточностью и фрагментарностью представлений об
окружающем. Педагогическое обследование часто обнаруживает состояние, пограничное
между ЗПР и умственной отсталостью. Оценивая эти результаты, необходимо учитывать, что
такие обучающиеся в меньшей степени используют готовые стереотипы - пытаются говорить и
действовать спонтанно, вступать в речевой и действенный диалог со средой. Именно в этих
попытках общаться, подражать, обучаться они и проявляют свою неловкость, быстро
истощаются, что может привести к появлению моторных стереотипий. Стремление отвечать
правильно мешает им учиться думать самостоятельно, проявлять инициативу. Такие
обучающиеся наивны, неловки, негибки в социальных навыках, фрагментарны в своей картине
мира, затрудняются в понимании подтекста и контекста происходящего. Однако при
адекватном психолого-педагогическом подходе именно они дают наибольшую динамику
развития и имеют наилучший прогноз психического развития и социальной адаптации. У таких
обучающихся часто проявляется парциальная одаренность, которая имеет перспективы
плодотворной реализации.
Трудности и возможности обучающихся с РАС в начальной школе значительно
различаются и в зависимости от того, получали ли они адекватную специальную поддержку в
дошкольном возрасте. Уровень психического развития обучающегося с РАС в первые годы
школьного обучения зависит не только от характера и даже степени выраженности первичных
биологически обусловленных проблем, но и от социального фактора - качества
предшествующего обучения и воспитания.
Широкий спектр различий обучающихся с РАС обусловлен и тем, что достаточно часто
описанные выше типичные проблемы аутистического развития, серьезные сами по себе,
осложняются и другими патологическими условиями. Расстройство аутистического спектра
может быть частью картины разных аномалий детского развития, различных заболеваний, в том
числе и процессуального характера. Среди обучающихся с РАС могут быть такие, у которых
дополнительно имеются нарушения опорно-двигательного аппарата, сенсорные аномалии,
иные, не связанные напрямую с расстройствами аутистического спектра, трудности речевого и
умственного развития.
Таким образом, вследствие крайней неоднородности состава обучающихся с РАС,
диапазон различий в требуемом уровне и содержании их начального школьного образования
должен быть максимально широким, включая как образование, сопоставимое по уровню и

срокам овладения с образованием типично развивающихся сверстников, так и возможность
специального (коррекционного) обучения по индивидуальной программе на протяжении всего
младшего школьного возраста. Важно подчеркнуть, что для получения начального образования
даже наиболее благополучные обучающиеся с РАС нуждаются в специальной поддержке,
гарантирующей удовлетворение их особых образовательных потребностей.
2.3.Особые образовательные потребности обучающихся с РАС
В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны,
образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с РАС.
К общим потребностям относятся:
➢ получение специальной помощи средствами образования;
➢ психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогическими работниками и обучающимися;
➢ психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи
и учреждения;
➢ необходимое использование специальных средств обучения (в том числе и
специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию
«обходных» путей обучения;
➢ индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья;
➢ следует обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды;
➢ необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет
расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с РАС,
относятся:
❖ в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного
и индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения в классе.
Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с
наличными возможностями обучающегося справляться с тревогой, усталостью,
пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания обучающегося к ситуации
обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс
начального школьного обучения;
❖ выбор уроков, которые начинает посещать обучающийся, должен начинаться с тех, где
он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по
возможности, включает все остальные;
❖ большинство обучающихся с РАС значительно задержано в развитии навыков
самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной
бытовой беспомощности и медлительности обучающегося, проблемам с посещением
туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он
не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу
обычно мотивирует обучающегося на преодоление этих трудностей, и его попытки
должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социальнобытовых навыков;
❖ необходима специальная поддержка обучающихся (индивидуальная и при работе в
классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться
за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ,
поделиться впечатлениями;
❖ может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной
поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего
пребывания обучающегося в учреждении и его учебного поведения на уроке; поддержка
должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания обучающегося с
РАС, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в учреждении и на уроке,

❖

❖

❖
❖

❖
❖
❖

❖
❖
❖

❖
❖

❖
❖
❖

навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации;
в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса,
обучающийся должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с
педагогическим работником по отработке форм адекватного учебного поведения,
умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с педагогическим работником,
адекватно воспринимать похвалу и замечания;
периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы
обучающемуся с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для
контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно
ему в период адаптации к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной
коррекционной помощи в освоении программы;
необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной
структуры уроков и всего пребывания обучающегося в школе, дающее ему опору для
понимания происходящего и самоорганизации;
необходима специальная работа по подведению обучающегося к возможности участия
во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от
индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в
использовании форм похвалы, учитывающих особенности обучающихся с РАС и
отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес
обучающихся;
в организации обучения такого обучающегося и оценке его достижений необходим учет
специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме, особенностей
освоения "простого" и "сложного";
необходимо
введение
специальных
разделов
коррекционного
обучения,
способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем,
отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и
дифференциации индивидуального жизненного опыта обучающегося, крайне неполного
и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний,
представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
обучающийся с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении
усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального
накопления и использования для аутостимуляции;
обучающийся с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной
организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему
отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие со сверстниками;
обучающийся с РАС для получения начального образования нуждается в создании
условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта
(ровный тон голоса педагогического работника в отношении любого обучающегося,
отсутствие спешки), упорядоченности и предсказуемости происходящего;
необходима специальная установка педагогического работника на развитие
эмоционального контакта с обучающимся, поддержание в нем уверенности в том, что
его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
педагогический работник должен стараться транслировать эту установку
одноклассникам обучающегося с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его
сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать
сверстников в доступное взаимодействие;
необходимо развитие внимания обучающихся с РАС к поступкам, чувствам близких
взрослых и других обучающихся, специальная помощь в понимании ситуаций,
происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
для социального развития обучающегося с РАС необходимо использовать
существующие у него избирательные способности;
процесс обучения обучающегося с РАС в начальной школе должен поддерживаться
психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие обучающегося с

педагогическими работниками и одноклассниками, семьи и учреждения;
❖ обучающийся с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально
дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы
учреждения.
2.4.Планируемые результаты освоения АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1)
Самым общим результатом освоения обучающимися с РАС содержания АООП НОО
является полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных)
компетенций. Планируемые результаты освоения АООП НОО дополняются результатами
освоения Программы коррекционной работы.
Обязательной для обучающегося с РАС, обучающегося в условиях инклюзии, является
систематическая специальная помощь, отвечающая его особым образовательным потребностям.
В том числе, обучающийся с РАС имеет право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации не только в общей, но и в иных формах. Для
обучающегося с РАС это: аттестация в индивидуальном порядке, в привычных условиях, в
присутствии знакомого педагогического работника, без обозначенного для обучающегося
ограничения по времени. Контрольные задания, при необходимости, представляются
обучающемуся в форме, наиболее удобной для него. Выбор одного из нескольких
предложенных вариантов ответа бывает затруднителен такому обучающемуся даже при знании
им правильного ответа.
АООП поддерживается Программой коррекционной работы. Требования к структуре
Программы коррекционной работы задаются ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Данная
программа содержит в себе значимые направления, которые состоят в поддержке
обучающегося с РАС в освоении АООП НОО и в развитие его жизненной компетенции.
Поддержка в освоении АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) реализуется:
❖ в создании оптимальных условий введения обучающегося с РАС в ситуацию обучения;
❖ в помощи в формировании адекватного учебного поведения в условиях работы в классе;
❖ в подаче учебного материала с учетом особенностей усвоения информации,
парадоксальности в освоении "простого" и сложного", специфики овладения учебными
навыками.
Требования к результатам развития жизненной компетенции включают:
➢ развитие у обучающегося с РАС внимания и интереса к окружающим людям,
установление эмоционального контакта со сверстниками и близкими взрослыми,
формирование желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию,
получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками;
приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации;
➢ развитие жизненного опыта обучающегося, совместное со взрослым осмысление
повседневных ситуаций, проработка значимых воспоминаний и намерений, достижение
возможности совершать собственный осмысленный выбор и совместно выстраивать
порядок и план действий;
➢ развитие позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при
неожиданных изменениях в привычном ходе событий и адекватности в реакции на них;
➢ формирование реальных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, способности обращаться за помощью к взрослым, в
том числе, по вопросам создания специальных условий для пребывания в учреждении;
➢ овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
➢ продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального
взаимодействия (приветствия, извинения, вежливой просьбы или отказа);
➢ помощь в осмыслении и дифференциации картины мира в ее целостной временнопространственной организации (продвижение в преодолении фрагментарности
восприятия);
➢ помощь в осмыслении социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

2.5.Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
(вариант 8.1) обучающимися с РАС
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ являются оценка
образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности учреждения и
педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций
развития системы образования.
Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения ФАОП
НОО призвана решать следующие задачи:
❖ закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
❖ ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание
обучающихся с РАС, на достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование УУД;
❖ обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
❖ предусматривать оценку достижений обучающихся с РАС (итоговая оценка
обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности
учреждения;
❖ позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с РАС.
Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для
оценки качества образования.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести
оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с РАС АООП НОО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования.
Оценка результатов освоения обучающимися с РАС программы коррекционной работы,
составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с
требованиями ФГОС начального общего образования.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с РАС программы коррекционной работы учреждение опирается на следующие
принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического
и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки.
Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения
АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных
результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с РАС, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения
АООП НОО должна также предусматривать оценку достижения обучающимися с РАС
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с расстройствами аутистического спектра
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы ориентирует
образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с РАС;
на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального
общего образования и курсов коррекционно-развивающей области, формирование УУД;
обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с РАС АООП

НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения
коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку достижений обучающихся с
РАС, освоивших АООП НОО.
Оценка результатов деятельности учреждения осуществляется в ходе его аккредитации, а
также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов
итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО с учетом:
❖ результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального,
регионального, муниципального);
❖ условий реализации АООП начального общего образования;
❖ особенностей контингента обучающихся.
3.Содержательный раздел АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1.)
3.1. Рабочие программы
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей соответствуют требованиям в ФГОС начального общего
образования обучающихся с ОВЗ и ООП НОО.
3.2. Программа формирования УУД
Программа формирования УУД соответствуют требованиям в ФГОС начального общего
образования обучающихся с ОВЗ и ООП НОО.
3.3.Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального
сопровождения обучающегося с РАС. Содержание программы коррекционной работы для
каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на
основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Программа коррекционной работы в рамках АООП НОО для обучающихся с РАС
(вариант 8.1) включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное
содержание.
Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной
помощи обучающимся с РАС в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и
(или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Направления и содержание программы коррекционной работы реализуются во внеурочное
время в объеме не менее 5 часов.
Программа коррекционной работы регламентируется локальными нормативными актами
учреждения и программами коррекционной работы в соответствии с заключением ПМПК.
Направление и содержание программы коррекционной работы
Значительной части обучающихся с РАС доступно и показано образование, соотносимое
по уровню "академического" компонента с образованием сверстников, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, получаемое в совместной с ними среде обучения в те
же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени целесообразна для обучающихся с
РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития; она
является оптимальной в том случае, если до поступления в школу обучающийся имел опыт
посещения занятий в группе сверстников.
Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, обучающиеся с РАС для
успешного освоения начального образования в условиях инклюзии нуждаются в
систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей
удовлетворения их особых образовательных потребностей, которая реализуется на основе
разрабатываемой для каждого обучающегося индивидуальной программы коррекционной
работы.
Основные принципы формирования программы коррекционной работы с обучающимися с
РАС заключаются в следующем:
➢ необходимость постепенного, индивидуально дозированного введения обучающегося в

ситуацию обучения в классе: начиная с уроков, где он чувствует себя наиболее
комфортно и успешно, до полной инклюзии;
➢ при выраженности проблем, связанных с развитием социально-бытовых навыков и
навыков коммуникации, ориентировки в происходящем, восприятием заданий и
инструкций педагогического работника, подключается дозированная и временная
помощь тьютора;
➢ в связи с трудностями формирования учебного поведения у обучающегося с РАС в
начале обучения он временно обеспечивается дополнительными занятиями с
педагогическим работником по отработке форм адекватного учебного поведения,
умения вступать в коммуникацию и регулироваться во взаимодействии с
педагогическим работником, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
➢ необходимость постепенного перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной,
специального внимания к выбору для обучающегося места в классе, где он будет более
доступен организующей помощи педагогического работника;
➢ значимость для обучающегося с РАС четкой и осмысленной упорядоченности временнопространственной структуры уроков и всего его пребывания в учреждении, дающей ему
опору для понимания происходящего и самоорганизации;
➢ необходимость индивидуальных педагогических занятий для контроля за освоением
обучающимся новым учебным материалом и для оказания, при необходимости,
индивидуальной коррекционной помощи в освоении основной программы;
➢ необходимость оказания специальной помощи в упорядочивании и осмыслении
усваиваемых на уроках знаний и умений, не допускающего их простого механического
накопления;
➢ необходимость специальной коррекционной работы по развитию вербальной
коммуникации обучающихся с РАС, возможности вести диалог, делиться с другими
своими мыслями, впечатлениями, переживаниями;
➢ развитие внимания к близким взрослым и одноклассникам, оказание специальной
помощи в понимании происходящего с другими людьми, их взаимоотношений,
переживаний;
➢ создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального
комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего;
➢ необходимость специальной установки педагогического работника на развитие
эмоционального контакта с обучающимся, совместное осмысление происходящих
событий;
➢ поддержание в обучающемся с РАС уверенности в том, что его принимают, ему
симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; трансляция этой установки
одноклассникам обучающегося с РАС с подчеркиванием его сильных сторон.
Демонстрация симпатии к нему педагогическими работниками через свое отношение в
реальном поведении.
Для успешного обучения в условиях инклюзии обучающийся с РАС требует
индивидуального подхода:
➢ при организации и подаче учебного материала в условиях фронтальных и
индивидуальных занятий должны учитываться особенности усвоения информации и
специфика выработки навыков при аутизме;
➢ при организации самостоятельного выполнения обучающимся с РАС учебных заданий
на классных занятиях должны использоваться виды заданий, поддерживающие и
организующие его работу;
➢ при оценке меры трудности задания и учебных достижений обучающегося необходим
учет специфики проблем его искаженного развития, парадоксальности освоения
"простого" и "сложного" при аутизме (например, легче выделить скрытые на картинке
геометрические фигуры, чем раскрыть ее содержание по смыслу).
Педагог-психолог и другие специалисты вводят в программу коррекционной работы
специальные разделы обучения, способствующие:
➢ формированию у обучающегося с РАС представлений об окружающем мире;

➢ развитию способности к осмыслению, упорядочиванию и дифференциации
индивидуального жизненного опыта;
➢ развитию самосознания на основе проработки воспоминаний, представлений о будущем;
➢ развитию способности планировать, выбирать, сравнивать, осмыслять причинноследственные связи в происходящем.
Процесс обучения на уровне начального общего образования обучающегося с РАС
поддерживается психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие
обучающегося с педагогическими работниками и другими обучающимися, семьи и учреждения.
Обучающийся с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально
дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы
учреждения.
Программа коррекционной работы разрабатывается на всех годах обучения, результаты
освоения ее обучающимися служат основанием для ее пересмотра и уточнения не реже одного
раза в четверть.
3.4.Рабочая программа воспитания
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания) является обязательной
частью АООП НОО для обучающихся с РАС.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в
учреждении;
разрабатывается и утверждается с участием совета старшеклассников, совета родителей
(законных представителей);
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с
семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания обучающихся ориентирует педагогический коллектив на
совместную работу, на создание и развитие внутришкольных сообществ, поддерживает
традиционную для отечественной сферы образования нравственную, гуманистическую основу,
приоритет воспитательных задач над узко прагматическими, а именно: приоритет в
формировании и развитии жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью,
всестороннего развитии личности с целью социализации, интеграции в общество.
Рабочая программа воспитания обучающихся с РАС рассматривается как
составляющая комплекса программно-методического обеспечения воспитательного процесса в
учреждении. Мероприятия реализуются со специалистами коррекционно-развивающего блока,
психолого-педагогической службы, школьного психолого-педагогического консилиума.
Основными требованиями к выбору методов воспитания являются:
• использование игровой формы обучения как доминирующего средства воспитания;
• использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для
формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения;
• использование подражательности, свойственной детям с РАС; - предметно-действенное
обучение с использованием конкретных предметов;
• разделение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и
логики построения;
• постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по
подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
• частая смена видов деятельности;
• частая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;

•

эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребёнка.
Ведущие подходы к организации воспитательного процесса: коммуникативнодеятельностный, индивидуально-дифференцированный и другие.
Принципы воспитательной работы, используемых в учреждении:
1) культура взаимного уважения, неукоснительное соблюдение прав всех участников
воспитательной работы, прав семьи, воспитывающей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью,
самого обучающегося, педагогических работников, соблюдения конфиденциальности
информации об обучающемся и его семье;
2) ориентир на создание в учреждении психологически комфортной среды для каждого
обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
обучающихся и педагогических работников;
3) здоровьесбережение как ключевой принцип воспитательной работы, развитие и
укрепление ценности здоровья, здорового образа жизни; понимание ребенком собственных
возможностей и умением грамотно обходиться ограничениями;
4) реализация процесса воспитания главным образом через создание в учреждении детсковзрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
5) организация основных совместных дел, образовательных событий, мероприятий,
включающих обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы;
6) последовательное дозированное вовлечение семьи обучающегося, включая братьев и
сестер, в систему ценностно окрашенных, личностно значимых общих дел, событий,
мероприятий;
7) системность, целесообразность и нешаблонность воспитательной работы как условия ее
реализации;
8) поддержка максимально возможной самостоятельности обучающегося, способностей
обучающегося опираться на собственные знания и умения; бытовая и социальная
компетентность (в соответствии с реальным уровнем возможностей).
Значимая составляющая современной системы воспитательной работы конструктивное взаимодействие учреждения с родительскими сообществами и общественными
организациями, других заинтересованных структур.
В учреждении соблюдается принцип преемственности в целях и задачах воспитания на
всех этапах (уровнях) образования при построении непрерывного образовательного маршрута
обучающихся с РАС.
Стремление педагогических работников к достижению поставленной цели
предполагает, прежде всего, выявление и поддержку положительной динамики в личностных
образовательных результатах обучающихся с умственной отсталостью, а не единый уровень
воспитанности. В этой связи важны скоординированные усилия всего коллектива
обучающихся, вовлечение в воспитательную работу семьи обучающегося и значимых для него
людей.
Общая цель воспитания конкретизируется через учет возрастных особенностей
обучающихся и их особых потребностей, обусловленных состоянием здоровья.
В воспитании обучающихся целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения обучающимися с умственной отсталостью социально значимых знаний знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Знание их станет базой
для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта
осуществления социально значимых дел в будущем.
Приоритетные ценностные отношения:
1) к семье как главной опоре в жизни человека, к значимым взрослым и обучающимся;
2) к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального становления и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
3) к собственному здоровью как ресурсу выполнения личностно и общественно значимых
задач, жизненных целей;
4) к формированию особой культуры - культуры здоровьесбережения;

5) к своему отечеству, своей малой и большой Родине, историю и культуру которой
необходимо знать, уважать и сохранять;
6) к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся
в защите и постоянном внимании со стороны человека;
7) к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с другими людьми;
8) к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
9) к мировой и отечественной культуре как духовному богатству общества и важному
условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение.
Сформулированная цель предполагает ряд задач, максимально приближающих к ее
достижению:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел и событий,
поддерживать традиции их коллективного обсуждения, планирования, организации, проведения
и анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни учреждения;
вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные организации
дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности, вовлекать
педагогических работников дополнительного образования в обсуждение совместной
воспитательной работы;
использовать в воспитании обучающихся потенциал школьного урока, поддерживать
использование на уроках адекватных форм занятий с обучающимися;
максимально использовать воспитательные возможности коррекционных и
коррекционно-развивающих занятий, последовательно вовлекать специалистов коррекционного
профиля и педагогических работников сопровождения в обсуждение воспитательных задач и
способов их решения;
развивать взаимодействие между педагогическими работниками и последовательность
в решении воспитательных задач;
развивать внутришкольные системы наставничества, тьюторства, опираясь на
традиции образовательной организации и требования профессионального стандарта
"Специалист в области воспитания";
выявлять и поддерживать детские инициативы и самостоятельность; ученическое
самоуправление - как на уровне учреждения, так и на уровне классных сообществ;
поддерживать деятельность функционирующих на базе учреждения детско-взрослых
общественных объединений и организаций;
организовывать для обучающихся экскурсии и реализовывать их воспитательный
потенциал;
организовывать раннюю профориентационную работу с обучающимися, знакомить с
миром современных профессий;
развивать здоровьесберегающую предметно-пространственную и коммуникативную
среду учреждения и реализовывать ее воспитательные возможности;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся, развитие насыщенной школьной жизни.
Программа воспитания обучающихся с РАС в основном соответствует программе
воспитания на уровне НОО.
Однако для обучающихся с РАС формируется инклюзивная среда, включающая
создание особых условий с учетом индивидуальных психологических и индивидуальных
особенностей школьников, а также дополняется коррекционно-развивающими задачами при
реализации отдельных модулей программы воспитания.

Модуль "Классное руководство"
Виды деятельности обучающихся с РАС адаптируются с учетом их особенностей и
особых образовательных потребностей:
На уровне индивидуальной воспитательной работы с обучающимся:
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем и задач
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или взрослыми, выбор профессии и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость), когда каждая проблема преобразуется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимся класса, направленная на формирование их
личного портфолио, в котором обучающийся не просто фиксирует свои достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года
планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи;
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями
(законными представителями), с другими обучающимися класса (группы); через включение в
тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение
в классе (группе).
Взаимодействие со специалистами, работающими с обучающимися класса (группы):
регулярные консультации классного руководителя с другими педагогическими
работниками и специалистами коррекционно-развивающего профиля, направленные на
формирование у них единства требований по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и развитие культуры конструктивного разрешение конфликтов между
педагогическими работниками и обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение других педагогических работников и специалистов к участию во внутриклассных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, их
интересы, способности, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение других педагогических работников к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся;
участие в работе психолого-педагогического консилиума.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся или их
законными представителями в рамках воспитательной работы:
регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и
проблемах в обучении их детей, о жизни класса (группы) в целом;
помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании
отношений между ними, администрацией учреждения и другими педагогическими работниками
и специалистами коррекционно-развивающего профиля;
организация родительских собраний, происходящих в разных формах (круглый стол,
дискуссия, деловая игра), с целью совместного обсуждения наиболее актуальных проблем
воспитания обучающихся;
коммуникация с родительскими сообществами, участвующими в управлении
учреждения и решении вопросов воспитания обучающихся;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел и
мероприятий класса;
организация на базе класса системы мероприятий (праздников, конкурсов,
соревнований), направленных на развитие детско-взрослого сообщества.
Модуль "Школьный урок"
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС, а также индивидуальные
особенности, семейная ситуация напрямую влияют на выбор учителем образовательных
технологий и методик урока. Воспитательный компонент проявляется, в первую очередь, не
"набором" эффектных педагогических техник, а постепенным и последовательным введением
того или иного принятого обучающимися и понятного обучающимся правила поведения на
уроке, стиля коммуникации его участников, способности радоваться успехам других и
признавать их, рабочей атмосферы урока, взаимного уважения между педагогом и

обучающимися, искренней заинтересованностью педагогического работника в успехах
обучающихся, оказания им поддержки, педагогической чуткостью и профессионализмом.
Учитель использует на уроке адекватные коммуникативные и коммуникационные
(цифровые) технологии, отвечающие особым потребностям и возможностям обучающихся с
умственной отсталостью; организует взаимопомощь обучающихся друг другу в рамках урочной
деятельности.
Виды и формы деятельности на уровне взаимодействия учителей-предметников и
специалистов коррекционно-развивающего профиля:
ведение совместных "педагогических дневников", "методических копилок" в виде
таблиц или папок, открытых для взаимного доступа, в которые заносятся успехи, достигнутые
ребенком, педагогические находки, предпочитаемые обучающимися способы работы,
адаптированные дидактические и стимульные материалы, привлекательные для конкретных
обучающихся;
разработка и проведение совместных педагогических мастерских, так называемых
"бинарных уроков", включающих учителя-предметника и специалистов коррекционноразвивающего профиля в рамках решения воспитательных и коррекционно-развивающих задач.
Виды и формы деятельности на уровне взаимодействия с сетевыми партнерами и
родительскими сообществами: при наличии педагогической обоснованности и уместности
возможно привлечение к подготовке и проведению уроков представителей родительских
сообществ и сетевых партнеров (урок-экскурсия в промышленные мастерские и цеха; уроквикторина, урок в форме "Литературно-художественной гостиной", урок-спортивное
соревнование).
Модуль "Внеурочная деятельность" в рамках двух направлений (коррекционноразвивающих и общеразвивающих занятий) в соответствии с основными направлениями
является неотъемлемым компонентом АООП.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено обязательными
коррекционными курсами в соответствии с АООП. Содержание коррекционной и
коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося при необходимости
дополняется учреждением самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Особое внимание уделяется выстраиванию уважительных взаимоотношений со
специалистом; помощи обучающимся в самоорганизации, в опоре на сохранные функции,
умению максимально пользоваться собственными ресурсами, развитию максимальной
самостоятельности, развитию коммуникации, доступным ребенку способом.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на
обучающегося, из которых не менее 5 часов включают обязательные занятия коррекционной
направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических
потребностей
(пункт
3.4.16
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
Виды и формы деятельности:
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях, детско-взрослых общностей, которые
могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения;
поддержка в детских объединениях обучающихся, которые проявили познавательные
способности, лидерские качества;
поощрение педагогического работниками детской активности и творческих инициатив.
Виды и формы деятельности на индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) при возникновении
проблемных ситуаций;

плановое участие родителей (законных представителей) в работе психолого-педагогического
консилиума учреждения с целью обмена мнениями о динамике личностных образовательных
результатов обучающегося, о достигнутых результатах и актуальных дефицитах;
помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении
общешкольных и классных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий
педагогических работников и родителей (законных представителей).
4.Организационный раздел АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1.)
4.1.Система условий реализации АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1)
Система условий реализации АООП НОО для обучающихся с РАС обеспечивает
достижение планируемых результатов ее освоения. Система условий учитывает особенности
организации, а также ее взаимодействие с социальными партнерами.
Система условий содержит:
наличие условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебнометодическое и информационное обеспечение);
контроль за состоянием системы условий.
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание
комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной
среды, обеспечивающей: высокое качество образования, его доступность, открытость и
привлекательность для всех обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего
общества; духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся; охрану и укрепление их
физического, психического и социального здоровья; коррекцию нарушений развития и
профилактику возникновения вторичных отклонений развития.
В целях обеспечения реализации АООП НОО для обучающихся с РАС в учреждении
создаются условия, обеспечивающие возможность:
➢ достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми обучающимися с
РАС;
➢ выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и
кружков, и через использование возможностей образовательных организаций
дополнительного образования;
➢ расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с РАС, в том
числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;
➢ учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы
обучающихся с РАС;
➢ участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в разработке АООП начального общего образования,
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в
формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся;
➢ эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП
начального общего образования, формируемой участниками образовательного процесса,
в соответствии с запросами обучающихся с РАС и их родителей (законных
представителей), спецификой образовательной организации;
➢ использования в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа, технических средств обучения и средств обучения,
соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся с РАС;
➢ обновления содержания АООП начального общего образования, методик и технологий
ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов
обучающихся с РАС и их родителей (законных представителей);
➢ эффективного управления учреждением с использованием информационнокоммуникационных технологий, современных механизмов финансирования;
➢ эффективной самостоятельной работы обучающихся с РАС при поддержке
педагогических работников.

4.2. Учебный план
Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют учебному плану
ООП НОО. Во внеурочную область учебного плана включаются коррекционно-развивающие
занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного
обучающегося (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
4.3. Календарный учебный график
Календарный учебный график АООП НОО для обучающихся с РАС соответствует
календарному учебному графику ООП НОО МБОУ ГСШ № 3.
4.4. План внеурочной деятельности
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности формируется учреждением с учетом особенностей
развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.
Участникам образовательных отношений предоставляется право выбора направления и
содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы общего образования;
2) развитие навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
6) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающихся с учетом намеченных задач внеурочной деятельности и воспитательного
процесса. При выборе направлений и отборе содержания обучения учреждение учитывает:
➢ особенности учреждения (условия функционирования, тип учреждения, особенности, в
том числе нозологические характеристики контингента, кадровый состав);
➢ результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
➢ возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и
их содержательная связь с урочной деятельностью;
➢ особенности информационно-образовательной среды учреждения, национальные и
культурные особенности региона.
Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение
конкретизируются ежегодно и могут быть дополнением к данной АООП НОО для
обучающихся с РАС.
При отборе направлений внеурочной деятельности учреждение ориентируется, прежде
всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические и нозологические
характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К
выбору направлений внеурочной деятельности и их организации привлекаются родители
(законные представители) как законные участники образовательных отношений.
Направления и цели внеурочной деятельности:
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника,
углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил
здорового безопасного образа жизни.

2. Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся формах в процессе
совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры общения.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности
к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений
участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. "Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда
педагогический работник непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
7. Реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на преодоление
ограничений жизнедеятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
8. Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту.
Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их
практико-ориентированные характеристики. Выбор форм организации внеурочной
деятельности подчиняется следующим требованиям:
➢ целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
➢ преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной
(парной, групповой, коллективной);
➢ учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
➢ использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.
Формами организации внеурочной деятельности являются следующие: учебные курсы;
художественные, музыкальные и спортивные студии (по выбору родителей (законных
представителей) обучающегося); соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы,
секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики, реабилитационные
мероприятия.
К участию во внеурочной деятельности при необходимости учреждение привлекает
организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае
внеурочная деятельность проходит не только в помещении учреждения, но и на территории
другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в учреждении в этой
работе принимают участие все педагогические работники (учителя, социальный педагог,
педагог-психолог, педагог-библиотекарь, другие специалисты).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием
обучающихся в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся,
включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.
Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на
использовании единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как
правило, учитель начальных классов.
План внеурочной деятельности для обучающихся с РАС соответствует плану
внеурочной деятельности ООП НОО.
4.5. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы для обучающихся с РАС соответствует
календарному плану воспитательной работы ООП НОО МБОУ ГСШ № 3.

Календарный план воспитательной работы реализуется в рамках урочной и внеурочной
деятельности.
Учреждение вправе проводить иные мероприятия согласно рабочей программе воспитания
учреждения, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День снятия блокады Ленинграда, День освобождения Красной
армией крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв
Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;

27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».