Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.1) р.п. Городище, 2024 СОДЕРЖАНИЕ № 1 2 3 4 Наименование раздела Общие положения Целевой раздел АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1.) 2.1.Пояснительная записка 2.2.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС 2.3.Особые образовательные потребности обучающихся с РАС 2.4. Планируемые результаты освоения АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) 2.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 8.1) обучающимися с РАС Содержательный раздел АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1.) 3.1. Рабочие программы 3.2. Программа формирования УУД 3.3. Программа коррекционной работы 3.4. Рабочая программа воспитания 4.Организационный раздел АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1.) 4.1. Система условий реализации АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) 4.2. Учебный план 4.3. Календарный учебный график 4.4. План внеурочной деятельности 4.5. Календарный план воспитательной работы Страница 3 3 3 4 6 8 9 10 10 10 10 12 17 17 18 18 18 19 I. Общие положения Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.1) (далее – АООП НОО для обучающихся с РАС) разработана в соответствии с: ➢ Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), ➢ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», ➢ постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ➢ приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями), ➢ приказом Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», ➢ приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», ➢ приказом Министерства просвещения России от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ», ➢ постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», ➢ уставом МБОУ ГСШ № 3. 2.Целевой раздел 2.1.Пояснительная записка Содержание АООП НОО для обучающихся с РАС представлено учебно-методической документацией (учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с РАС. АООП НОО для обучающихся с РАС отражает вариант конкретизации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. Обязательной является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива педагогических работников, родителей (законных представителей), обучающихся класса и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; эмоционально- личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании и развитии адекватных отношений между обучающимся, педагогическими работниками, одноклассниками и другими обучающимися, родителями (законными представителями); работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, учреждении, поддержанию эмоционально комфортной обстановки; создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом; развитие стремления к самостоятельности и независимости от окружающих (в учебных и бытовых ситуациях), к проявлению социальной активности; развитие адекватного использования речевых и неречевых средств общения. В структуру АООП НОО обязательно включается программа коррекционной работы, направленная на осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с РАС с учетом их особых образовательных потребностей; минимизацию негативного влияния особенностей психофизического развития обучающихся с РАС на освоение ими АООП НОО; взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. 2.2.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития, проявляющимся в становлении аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. Во многих случаях у обучающихся с РАС диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем, расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у обучающихся, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда обучающиеся с выраженным аутизмом проявляют избирательную одаренность. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре варианта аутистического развития, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития. Ниже рассмотрены характеристики, наиболее значимые для организации начального обучения с обучающимися с РАС по варианту 8.1. АООП НОО. Для таких обучающихся с РАС характерны развернутые, достаточно сложные, но жесткие программы поведения (в том числе речевого) и стереотипные увлечения. Они стремятся к достижению, успеху, и их поведение можно назвать целенаправленным, однако, они мало способны к исследованию, гибкому диалогу с обстоятельствами, и принимают лишь те задачи, с которыми заведомо могут справиться. Их стереотипность в большей степени выражается в стремлении сохранить не постоянство окружения, а неизменность собственной программы действий; необходимость по ходу менять программу действий может спровоцировать аффективный срыв. Такие обучающиеся способны к развернутому монологу, но не к диалогу. Их умственное развитие часто производит блестящее впечатление, что подтверждается результатами стандартизированных обследований. Они могут рано проявить интерес к отвлеченным знаниям и накопить энциклопедическую информацию по астрономии, ботанике, электротехнике, генеалогии. При блестящих знаниях в отдельных областях, связанных с их стереотипными интересами, такие обучающиеся имеют ограниченное и фрагментарное представление о реальном окружающем мире. В области социального развития такие обучающиеся демонстрируют чрезвычайную наивность и прямолинейность, непонимание подтекста и контекста происходящего. Однако, при всех трудностях, их социальная адаптация может быть значительно более успешной, чем в случаях двух предыдущих групп, в случае постоянного специального сопровождения, позволяющего им получить опыт диалогических отношений, расширить круг интересов и сформировать навыки социального поведения. Отдельным обучающимся присущ аутизм. Аутизм данной категории обучающихся выступает уже не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога и произвольного взаимодействия. Такие обучающиеся тревожны, для них характерно легкое возникновение чувства сенсорного дискомфорта, они готовы испугаться при нарушении привычного хода событий. Они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Отличие их в том, что они более, чем другие, ищут помощи близких, чрезвычайно зависят от них, нуждаются в постоянной поддержке и ободрении. Такие обучающиеся часто ведут себя чересчур правильно, боятся отступить от выработанных и зафиксированных форм одобренного поведения. В этом проявляется типичная для РАС негибкость и стереотипность. Их психическое развитие характеризуется задержкой: неловкостью крупной и мелкой моторики, трудностью усвоения навыков самообслуживания; отставанием в развитии речи, ее нечеткостью, бедностью активного словарного запаса, аграмматизмами; медлительностью интеллектуальной деятельности, недостаточностью и фрагментарностью представлений об окружающем. Педагогическое обследование часто обнаруживает состояние, пограничное между ЗПР и умственной отсталостью. Оценивая эти результаты, необходимо учитывать, что такие обучающиеся в меньшей степени используют готовые стереотипы - пытаются говорить и действовать спонтанно, вступать в речевой и действенный диалог со средой. Именно в этих попытках общаться, подражать, обучаться они и проявляют свою неловкость, быстро истощаются, что может привести к появлению моторных стереотипий. Стремление отвечать правильно мешает им учиться думать самостоятельно, проявлять инициативу. Такие обучающиеся наивны, неловки, негибки в социальных навыках, фрагментарны в своей картине мира, затрудняются в понимании подтекста и контекста происходящего. Однако при адекватном психолого-педагогическом подходе именно они дают наибольшую динамику развития и имеют наилучший прогноз психического развития и социальной адаптации. У таких обучающихся часто проявляется парциальная одаренность, которая имеет перспективы плодотворной реализации. Трудности и возможности обучающихся с РАС в начальной школе значительно различаются и в зависимости от того, получали ли они адекватную специальную поддержку в дошкольном возрасте. Уровень психического развития обучающегося с РАС в первые годы школьного обучения зависит не только от характера и даже степени выраженности первичных биологически обусловленных проблем, но и от социального фактора - качества предшествующего обучения и воспитания. Широкий спектр различий обучающихся с РАС обусловлен и тем, что достаточно часто описанные выше типичные проблемы аутистического развития, серьезные сами по себе, осложняются и другими патологическими условиями. Расстройство аутистического спектра может быть частью картины разных аномалий детского развития, различных заболеваний, в том числе и процессуального характера. Среди обучающихся с РАС могут быть такие, у которых дополнительно имеются нарушения опорно-двигательного аппарата, сенсорные аномалии, иные, не связанные напрямую с расстройствами аутистического спектра, трудности речевого и умственного развития. Таким образом, вследствие крайней неоднородности состава обучающихся с РАС, диапазон различий в требуемом уровне и содержании их начального школьного образования должен быть максимально широким, включая как образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием типично развивающихся сверстников, так и возможность специального (коррекционного) обучения по индивидуальной программе на протяжении всего младшего школьного возраста. Важно подчеркнуть, что для получения начального образования даже наиболее благополучные обучающиеся с РАС нуждаются в специальной поддержке, гарантирующей удовлетворение их особых образовательных потребностей. 2.3.Особые образовательные потребности обучающихся с РАС В структуру особых образовательных потребностей входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для обучающихся с РАС. К общим потребностям относятся: ➢ получение специальной помощи средствами образования; ➢ психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и обучающимися; ➢ психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и учреждения; ➢ необходимое использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения; ➢ индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; ➢ следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; ➢ необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом. К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с РАС, относятся: ❖ в значительной части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с наличными возможностями обучающегося справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По мере привыкания обучающегося к ситуации обучения в классе оно должно приближаться к его полному включению в процесс начального школьного обучения; ❖ выбор уроков, которые начинает посещать обучающийся, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включает все остальные; ❖ большинство обучающихся с РАС значительно задержано в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной бытовой беспомощности и медлительности обучающегося, проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно мотивирует обучающегося на преодоление этих трудностей, и его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию социальнобытовых навыков; ❖ необходима специальная поддержка обучающихся (индивидуальная и при работе в классе) в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ, поделиться впечатлениями; ❖ может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником) организации всего пребывания обучающегося в учреждении и его учебного поведения на уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания обучающегося с РАС, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в учреждении и на уроке, ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации; в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса, обучающийся должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с педагогическим работником по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с педагогическим работником, адекватно воспринимать похвалу и замечания; периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий) необходимы обучающемуся с РАС даже при сформированном адекватном учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что может быть трудно ему в период адаптации к школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении программы; необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков и всего пребывания обучающегося в школе, дающее ему опору для понимания происходящего и самоорганизации; необходима специальная работа по подведению обучающегося к возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы, учитывающих особенности обучающихся с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес обучающихся; в организации обучения такого обучающегося и оценке его достижений необходим учет специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме, особенностей освоения "простого" и "сложного"; необходимо введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков; необходима специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта обучающегося, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать; обучающийся с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального накопления и использования для аутостимуляции; обучающийся с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие со сверстниками; обучающийся с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (ровный тон голоса педагогического работника в отношении любого обучающегося, отсутствие спешки), упорядоченности и предсказуемости происходящего; необходима специальная установка педагогического работника на развитие эмоционального контакта с обучающимся, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; педагогический работник должен стараться транслировать эту установку одноклассникам обучающегося с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать сверстников в доступное взаимодействие; необходимо развитие внимания обучающихся с РАС к поступкам, чувствам близких взрослых и других обучающихся, специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их взаимоотношений; для социального развития обучающегося с РАС необходимо использовать существующие у него избирательные способности; процесс обучения обучающегося с РАС в начальной школе должен поддерживаться психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и одноклассниками, семьи и учреждения; ❖ обучающийся с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы учреждения. 2.4.Планируемые результаты освоения АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) Самым общим результатом освоения обучающимися с РАС содержания АООП НОО является полноценное начальное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций. Планируемые результаты освоения АООП НОО дополняются результатами освоения Программы коррекционной работы. Обязательной для обучающегося с РАС, обучающегося в условиях инклюзии, является систематическая специальная помощь, отвечающая его особым образовательным потребностям. В том числе, обучающийся с РАС имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации не только в общей, но и в иных формах. Для обучающегося с РАС это: аттестация в индивидуальном порядке, в привычных условиях, в присутствии знакомого педагогического работника, без обозначенного для обучающегося ограничения по времени. Контрольные задания, при необходимости, представляются обучающемуся в форме, наиболее удобной для него. Выбор одного из нескольких предложенных вариантов ответа бывает затруднителен такому обучающемуся даже при знании им правильного ответа. АООП поддерживается Программой коррекционной работы. Требования к структуре Программы коррекционной работы задаются ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Данная программа содержит в себе значимые направления, которые состоят в поддержке обучающегося с РАС в освоении АООП НОО и в развитие его жизненной компетенции. Поддержка в освоении АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) реализуется: ❖ в создании оптимальных условий введения обучающегося с РАС в ситуацию обучения; ❖ в помощи в формировании адекватного учебного поведения в условиях работы в классе; ❖ в подаче учебного материала с учетом особенностей усвоения информации, парадоксальности в освоении "простого" и сложного", специфики овладения учебными навыками. Требования к результатам развития жизненной компетенции включают: ➢ развитие у обучающегося с РАС внимания и интереса к окружающим людям, установление эмоционального контакта со сверстниками и близкими взрослыми, формирование желания и возможности вступать в разнообразную коммуникацию, получать и давать информацию, делиться переживаниями, впечатлениями и оценками; приобретение опыта осмысленного использования адекватных форм коммуникации; ➢ развитие жизненного опыта обучающегося, совместное со взрослым осмысление повседневных ситуаций, проработка значимых воспоминаний и намерений, достижение возможности совершать собственный осмысленный выбор и совместно выстраивать порядок и план действий; ➢ развитие позитивного отношения к новизне, уменьшение тревоги и напряженности при неожиданных изменениях в привычном ходе событий и адекватности в реакции на них; ➢ формирование реальных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности обращаться за помощью к взрослым, в том числе, по вопросам создания специальных условий для пребывания в учреждении; ➢ овладение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни; ➢ продвижение в овладении навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия (приветствия, извинения, вежливой просьбы или отказа); ➢ помощь в осмыслении и дифференциации картины мира в ее целостной временнопространственной организации (продвижение в преодолении фрагментарности восприятия); ➢ помощь в осмыслении социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 2.5.Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 8.1) обучающимися с РАС Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности учреждения и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения ФАОП НОО призвана решать следующие задачи: ❖ закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ❖ ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с РАС, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и программы коррекционной работы, формирование УУД; ❖ обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; ❖ предусматривать оценку достижений обучающихся с РАС (итоговая оценка обучающихся, освоивших АООП НОО) и оценку эффективности деятельности учреждения; ❖ позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся с РАС. Результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми для оценки качества образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Оценка результатов освоения обучающимися с РАС АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Оценка результатов освоения обучающимися с РАС программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с РАС программы коррекционной работы учреждение опирается на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки. Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с РАС, освоивших АООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения АООП НОО должна также предусматривать оценку достижения обучающимися с РАС планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Оценка достижения обучающимися с расстройствами аутистического спектра планируемых результатов освоения программы коррекционной работы ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с РАС; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и курсов коррекционно-развивающей области, формирование УУД; обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися с РАС АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области), метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку достижений обучающихся с РАС, освоивших АООП НОО. Оценка результатов деятельности учреждения осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО с учетом: ❖ результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального); ❖ условий реализации АООП начального общего образования; ❖ особенностей контингента обучающихся. 3.Содержательный раздел АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.1.) 3.1. Рабочие программы Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей соответствуют требованиям в ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ООП НОО. 3.2. Программа формирования УУД Программа формирования УУД соответствуют требованиям в ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ООП НОО. 3.3.Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с РАС. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации. Программа коррекционной работы в рамках АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание. Целью программы коррекционной работы выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с РАС в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация. Направления и содержание программы коррекционной работы реализуются во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Программа коррекционной работы регламентируется локальными нормативными актами учреждения и программами коррекционной работы в соответствии с заключением ПМПК. Направление и содержание программы коррекционной работы Значительной части обучающихся с РАС доступно и показано образование, соотносимое по уровню "академического" компонента с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, получаемое в совместной с ними среде обучения в те же календарные сроки. Инклюзия в наибольшей степени целесообразна для обучающихся с РАС, имеющих формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития; она является оптимальной в том случае, если до поступления в школу обучающийся имел опыт посещения занятий в группе сверстников. Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, обучающиеся с РАС для успешного освоения начального образования в условиях инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворения их особых образовательных потребностей, которая реализуется на основе разрабатываемой для каждого обучающегося индивидуальной программы коррекционной работы. Основные принципы формирования программы коррекционной работы с обучающимися с РАС заключаются в следующем: ➢ необходимость постепенного, индивидуально дозированного введения обучающегося в ситуацию обучения в классе: начиная с уроков, где он чувствует себя наиболее комфортно и успешно, до полной инклюзии; ➢ при выраженности проблем, связанных с развитием социально-бытовых навыков и навыков коммуникации, ориентировки в происходящем, восприятием заданий и инструкций педагогического работника, подключается дозированная и временная помощь тьютора; ➢ в связи с трудностями формирования учебного поведения у обучающегося с РАС в начале обучения он временно обеспечивается дополнительными занятиями с педагогическим работником по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и регулироваться во взаимодействии с педагогическим работником, адекватно воспринимать похвалу и замечания; ➢ необходимость постепенного перехода от индивидуальной инструкции к фронтальной, специального внимания к выбору для обучающегося места в классе, где он будет более доступен организующей помощи педагогического работника; ➢ значимость для обучающегося с РАС четкой и осмысленной упорядоченности временнопространственной структуры уроков и всего его пребывания в учреждении, дающей ему опору для понимания происходящего и самоорганизации; ➢ необходимость индивидуальных педагогических занятий для контроля за освоением обучающимся новым учебным материалом и для оказания, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении основной программы; ➢ необходимость оказания специальной помощи в упорядочивании и осмыслении усваиваемых на уроках знаний и умений, не допускающего их простого механического накопления; ➢ необходимость специальной коррекционной работы по развитию вербальной коммуникации обучающихся с РАС, возможности вести диалог, делиться с другими своими мыслями, впечатлениями, переживаниями; ➢ развитие внимания к близким взрослым и одноклассникам, оказание специальной помощи в понимании происходящего с другими людьми, их взаимоотношений, переживаний; ➢ создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего; ➢ необходимость специальной установки педагогического работника на развитие эмоционального контакта с обучающимся, совместное осмысление происходящих событий; ➢ поддержание в обучающемся с РАС уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; трансляция этой установки одноклассникам обучающегося с РАС с подчеркиванием его сильных сторон. Демонстрация симпатии к нему педагогическими работниками через свое отношение в реальном поведении. Для успешного обучения в условиях инклюзии обучающийся с РАС требует индивидуального подхода: ➢ при организации и подаче учебного материала в условиях фронтальных и индивидуальных занятий должны учитываться особенности усвоения информации и специфика выработки навыков при аутизме; ➢ при организации самостоятельного выполнения обучающимся с РАС учебных заданий на классных занятиях должны использоваться виды заданий, поддерживающие и организующие его работу; ➢ при оценке меры трудности задания и учебных достижений обучающегося необходим учет специфики проблем его искаженного развития, парадоксальности освоения "простого" и "сложного" при аутизме (например, легче выделить скрытые на картинке геометрические фигуры, чем раскрыть ее содержание по смыслу). Педагог-психолог и другие специалисты вводят в программу коррекционной работы специальные разделы обучения, способствующие: ➢ формированию у обучающегося с РАС представлений об окружающем мире; ➢ развитию способности к осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта; ➢ развитию самосознания на основе проработки воспоминаний, представлений о будущем; ➢ развитию способности планировать, выбирать, сравнивать, осмыслять причинноследственные связи в происходящем. Процесс обучения на уровне начального общего образования обучающегося с РАС поддерживается психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и другими обучающимися, семьи и учреждения. Обучающийся с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы учреждения. Программа коррекционной работы разрабатывается на всех годах обучения, результаты освоения ее обучающимися служат основанием для ее пересмотра и уточнения не реже одного раза в четверть. 3.4.Рабочая программа воспитания Пояснительная записка Рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания) является обязательной частью АООП НОО для обучающихся с РАС. Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в учреждении; разрабатывается и утверждается с участием совета старшеклассников, совета родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания обучающихся ориентирует педагогический коллектив на совместную работу, на создание и развитие внутришкольных сообществ, поддерживает традиционную для отечественной сферы образования нравственную, гуманистическую основу, приоритет воспитательных задач над узко прагматическими, а именно: приоритет в формировании и развитии жизненной компетенции обучающихся с умственной отсталостью, всестороннего развитии личности с целью социализации, интеграции в общество. Рабочая программа воспитания обучающихся с РАС рассматривается как составляющая комплекса программно-методического обеспечения воспитательного процесса в учреждении. Мероприятия реализуются со специалистами коррекционно-развивающего блока, психолого-педагогической службы, школьного психолого-педагогического консилиума. Основными требованиями к выбору методов воспитания являются: • использование игровой формы обучения как доминирующего средства воспитания; • использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения; • использование подражательности, свойственной детям с РАС; - предметно-действенное обучение с использованием конкретных предметов; • разделение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения; • постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. • частая смена видов деятельности; • частая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях; • эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребёнка. Ведущие подходы к организации воспитательного процесса: коммуникативнодеятельностный, индивидуально-дифференцированный и другие. Принципы воспитательной работы, используемых в учреждении: 1) культура взаимного уважения, неукоснительное соблюдение прав всех участников воспитательной работы, прав семьи, воспитывающей обучающегося с ОВЗ и инвалидностью, самого обучающегося, педагогических работников, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и его семье; 2) ориентир на создание в учреждении психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников; 3) здоровьесбережение как ключевой принцип воспитательной работы, развитие и укрепление ценности здоровья, здорового образа жизни; понимание ребенком собственных возможностей и умением грамотно обходиться ограничениями; 4) реализация процесса воспитания главным образом через создание в учреждении детсковзрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; 5) организация основных совместных дел, образовательных событий, мероприятий, включающих обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы; 6) последовательное дозированное вовлечение семьи обучающегося, включая братьев и сестер, в систему ценностно окрашенных, личностно значимых общих дел, событий, мероприятий; 7) системность, целесообразность и нешаблонность воспитательной работы как условия ее реализации; 8) поддержка максимально возможной самостоятельности обучающегося, способностей обучающегося опираться на собственные знания и умения; бытовая и социальная компетентность (в соответствии с реальным уровнем возможностей). Значимая составляющая современной системы воспитательной работы конструктивное взаимодействие учреждения с родительскими сообществами и общественными организациями, других заинтересованных структур. В учреждении соблюдается принцип преемственности в целях и задачах воспитания на всех этапах (уровнях) образования при построении непрерывного образовательного маршрута обучающихся с РАС. Стремление педагогических работников к достижению поставленной цели предполагает, прежде всего, выявление и поддержку положительной динамики в личностных образовательных результатах обучающихся с умственной отсталостью, а не единый уровень воспитанности. В этой связи важны скоординированные усилия всего коллектива обучающихся, вовлечение в воспитательную работу семьи обучающегося и значимых для него людей. Общая цель воспитания конкретизируется через учет возрастных особенностей обучающихся и их особых потребностей, обусловленных состоянием здоровья. В воспитании обучающихся целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися с умственной отсталостью социально значимых знаний знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в будущем. Приоритетные ценностные отношения: 1) к семье как главной опоре в жизни человека, к значимым взрослым и обучающимся; 2) к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального становления и ощущения уверенности в завтрашнем дне; 3) к собственному здоровью как ресурсу выполнения личностно и общественно значимых задач, жизненных целей; 4) к формированию особой культуры - культуры здоровьесбережения; 5) к своему отечеству, своей малой и большой Родине, историю и культуру которой необходимо знать, уважать и сохранять; 6) к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; 7) к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с другими людьми; 8) к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; 9) к мировой и отечественной культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. Сформулированная цель предполагает ряд задач, максимально приближающих к ее достижению: реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел и событий, поддерживать традиции их коллективного обсуждения, планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни учреждения; вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные организации дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности, вовлекать педагогических работников дополнительного образования в обсуждение совместной воспитательной работы; использовать в воспитании обучающихся потенциал школьного урока, поддерживать использование на уроках адекватных форм занятий с обучающимися; максимально использовать воспитательные возможности коррекционных и коррекционно-развивающих занятий, последовательно вовлекать специалистов коррекционного профиля и педагогических работников сопровождения в обсуждение воспитательных задач и способов их решения; развивать взаимодействие между педагогическими работниками и последовательность в решении воспитательных задач; развивать внутришкольные системы наставничества, тьюторства, опираясь на традиции образовательной организации и требования профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"; выявлять и поддерживать детские инициативы и самостоятельность; ученическое самоуправление - как на уровне учреждения, так и на уровне классных сообществ; поддерживать деятельность функционирующих на базе учреждения детско-взрослых общественных объединений и организаций; организовывать для обучающихся экскурсии и реализовывать их воспитательный потенциал; организовывать раннюю профориентационную работу с обучающимися, знакомить с миром современных профессий; развивать здоровьесберегающую предметно-пространственную и коммуникативную среду учреждения и реализовывать ее воспитательные возможности; организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся, развитие насыщенной школьной жизни. Программа воспитания обучающихся с РАС в основном соответствует программе воспитания на уровне НОО. Однако для обучающихся с РАС формируется инклюзивная среда, включающая создание особых условий с учетом индивидуальных психологических и индивидуальных особенностей школьников, а также дополняется коррекционно-развивающими задачами при реализации отдельных модулей программы воспитания. Модуль "Классное руководство" Виды деятельности обучающихся с РАС адаптируются с учетом их особенностей и особых образовательных потребностей: На уровне индивидуальной воспитательной работы с обучающимся: поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем и задач (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или взрослыми, выбор профессии и дальнейшего трудоустройства, успеваемость), когда каждая проблема преобразуется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; индивидуальная работа с обучающимся класса, направленная на формирование их личного портфолио, в котором обучающийся не просто фиксирует свои достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи; коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса (группы); через включение в тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе (группе). Взаимодействие со специалистами, работающими с обучающимися класса (группы): регулярные консультации классного руководителя с другими педагогическими работниками и специалистами коррекционно-развивающего профиля, направленные на формирование у них единства требований по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и развитие культуры конструктивного разрешение конфликтов между педагогическими работниками и обучающимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; привлечение других педагогических работников и специалистов к участию во внутриклассных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, их интересы, способности, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение других педагогических работников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся; участие в работе психолого-педагогического консилиума. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся или их законными представителями в рамках воспитательной работы: регулярное информирование родителей (законных представителей) об успехах и проблемах в обучении их детей, о жизни класса (группы) в целом; помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией учреждения и другими педагогическими работниками и специалистами коррекционно-развивающего профиля; организация родительских собраний, происходящих в разных формах (круглый стол, дискуссия, деловая игра), с целью совместного обсуждения наиболее актуальных проблем воспитания обучающихся; коммуникация с родительскими сообществами, участвующими в управлении учреждения и решении вопросов воспитания обучающихся; привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел и мероприятий класса; организация на базе класса системы мероприятий (праздников, конкурсов, соревнований), направленных на развитие детско-взрослого сообщества. Модуль "Школьный урок" Особые образовательные потребности обучающихся с РАС, а также индивидуальные особенности, семейная ситуация напрямую влияют на выбор учителем образовательных технологий и методик урока. Воспитательный компонент проявляется, в первую очередь, не "набором" эффектных педагогических техник, а постепенным и последовательным введением того или иного принятого обучающимися и понятного обучающимся правила поведения на уроке, стиля коммуникации его участников, способности радоваться успехам других и признавать их, рабочей атмосферы урока, взаимного уважения между педагогом и обучающимися, искренней заинтересованностью педагогического работника в успехах обучающихся, оказания им поддержки, педагогической чуткостью и профессионализмом. Учитель использует на уроке адекватные коммуникативные и коммуникационные (цифровые) технологии, отвечающие особым потребностям и возможностям обучающихся с умственной отсталостью; организует взаимопомощь обучающихся друг другу в рамках урочной деятельности. Виды и формы деятельности на уровне взаимодействия учителей-предметников и специалистов коррекционно-развивающего профиля: ведение совместных "педагогических дневников", "методических копилок" в виде таблиц или папок, открытых для взаимного доступа, в которые заносятся успехи, достигнутые ребенком, педагогические находки, предпочитаемые обучающимися способы работы, адаптированные дидактические и стимульные материалы, привлекательные для конкретных обучающихся; разработка и проведение совместных педагогических мастерских, так называемых "бинарных уроков", включающих учителя-предметника и специалистов коррекционноразвивающего профиля в рамках решения воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Виды и формы деятельности на уровне взаимодействия с сетевыми партнерами и родительскими сообществами: при наличии педагогической обоснованности и уместности возможно привлечение к подготовке и проведению уроков представителей родительских сообществ и сетевых партнеров (урок-экскурсия в промышленные мастерские и цеха; уроквикторина, урок в форме "Литературно-художественной гостиной", урок-спортивное соревнование). Модуль "Внеурочная деятельность" в рамках двух направлений (коррекционноразвивающих и общеразвивающих занятий) в соответствии с основными направлениями является неотъемлемым компонентом АООП. Содержание коррекционно-развивающей области представлено обязательными коррекционными курсами в соответствии с АООП. Содержание коррекционной и коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося при необходимости дополняется учреждением самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА. Особое внимание уделяется выстраиванию уважительных взаимоотношений со специалистом; помощи обучающимся в самоорганизации, в опоре на сохранные функции, умению максимально пользоваться собственными ресурсами, развитию максимальной самостоятельности, развитию коммуникации, доступным ребенку способом. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов включают обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28. Виды и формы деятельности: формирование в кружках, секциях, клубах, студиях, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержка в детских объединениях обучающихся, которые проявили познавательные способности, лидерские качества; поощрение педагогического работниками детской активности и творческих инициатив. Виды и формы деятельности на индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) при возникновении проблемных ситуаций; плановое участие родителей (законных представителей) в работе психолого-педагогического консилиума учреждения с целью обмена мнениями о динамике личностных образовательных результатов обучающегося, о достигнутых результатах и актуальных дефицитах; помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении общешкольных и классных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных представителей). 4.Организационный раздел АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1.) 4.1.Система условий реализации АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.1) Система условий реализации АООП НОО для обучающихся с РАС обеспечивает достижение планируемых результатов ее освоения. Система условий учитывает особенности организации, а также ее взаимодействие с социальными партнерами. Система условий содержит: наличие условий: кадровых, финансовых, материально-технических (включая учебнометодическое и информационное обеспечение); контроль за состоянием системы условий. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам образовательной среды, обеспечивающей: высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества; духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся; охрану и укрепление их физического, психического и социального здоровья; коррекцию нарушений развития и профилактику возникновения вторичных отклонений развития. В целях обеспечения реализации АООП НОО для обучающихся с РАС в учреждении создаются условия, обеспечивающие возможность: ➢ достижения планируемых результатов освоения АООП НОО всеми обучающимися с РАС; ➢ выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, студий и кружков, и через использование возможностей образовательных организаций дополнительного образования; ➢ расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся с РАС, в том числе с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья; ➢ учета особых образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся с РАС; ➢ участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке АООП начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; ➢ эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АООП начального общего образования, формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами обучающихся с РАС и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной организации; ➢ использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, технических средств обучения и средств обучения, соответствующих особым образовательным потребностям обучающихся с РАС; ➢ обновления содержания АООП начального общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся с РАС и их родителей (законных представителей); ➢ эффективного управления учреждением с использованием информационнокоммуникационных технологий, современных механизмов финансирования; ➢ эффективной самостоятельной работы обучающихся с РАС при поддержке педагогических работников. 4.2. Учебный план Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют учебному плану ООП НОО. Во внеурочную область учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). 4.3. Календарный учебный график Календарный учебный график АООП НОО для обучающихся с РАС соответствует календарному учебному графику ООП НОО МБОУ ГСШ № 3. 4.4. План внеурочной деятельности Пояснительная записка План внеурочной деятельности формируется учреждением с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Участникам образовательных отношений предоставляется право выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы общего образования; 2) развитие навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающихся с учетом намеченных задач внеурочной деятельности и воспитательного процесса. При выборе направлений и отборе содержания обучения учреждение учитывает: ➢ особенности учреждения (условия функционирования, тип учреждения, особенности, в том числе нозологические характеристики контингента, кадровый состав); ➢ результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; ➢ возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; ➢ особенности информационно-образовательной среды учреждения, национальные и культурные особенности региона. Направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение конкретизируются ежегодно и могут быть дополнением к данной АООП НОО для обучающихся с РАС. При отборе направлений внеурочной деятельности учреждение ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические и нозологические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации привлекаются родители (законные представители) как законные участники образовательных отношений. Направления и цели внеурочной деятельности: 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектная деятельность организуется в доступных для обучающихся формах в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры общения. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. "Учение с увлечением!" включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда педагогический работник непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. 7. Реабилитационная (абилитационная) деятельность направлена на преодоление ограничений жизнедеятельности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. 8. Деятельность по развитию навыков самообслуживания и независимости в быту. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: ➢ целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; ➢ преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); ➢ учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; ➢ использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. Формами организации внеурочной деятельности являются следующие: учебные курсы; художественные, музыкальные и спортивные студии (по выбору родителей (законных представителей) обучающегося); соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики, реабилитационные мероприятия. К участию во внеурочной деятельности при необходимости учреждение привлекает организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность проходит не только в помещении учреждения, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности непосредственно в учреждении в этой работе принимают участие все педагогические работники (учителя, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-библиотекарь, другие специалисты). Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием обучающихся в части создания условий для развития творческих интересов обучающихся, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, учитель начальных классов. План внеурочной деятельности для обучающихся с РАС соответствует плану внеурочной деятельности ООП НОО. 4.5. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы для обучающихся с РАС соответствует календарному плану воспитательной работы ООП НОО МБОУ ГСШ № 3. Календарный план воспитательной работы реализуется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Учреждение вправе проводить иные мероприятия согласно рабочей программе воспитания учреждения, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. Сентябрь: 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом; 8 сентября: Международный день распространения грамотности. Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День учителя; 25 октября: Международный день школьных библиотек; Третье воскресенье октября: День отца. Ноябрь: 4 ноября: День народного единства; 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; Последнее воскресенье ноября: День Матери; 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. Декабрь: 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов; 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 9 декабря: День Героев Отечества; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации. Январь: 25 января: День российского студенчества; 27 января: День снятия блокады Ленинграда, День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста. Февраль: 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; 8 февраля: День российской науки; 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества. Март: 8 марта: Международный женский день; 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра. Апрель: 12 апреля: День космонавтики. Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 19 мая: День детских общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь: 1 июня: День защиты детей; 6 июня: День русского языка; 12 июня: День России; 22 июня: День памяти и скорби; 27 июня: День молодежи. Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности. Август: 12 августа: День физкультурника; 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 27 августа: День российского кино.