ПРАВИЛА внутреннего распорядка, в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» 1. Общие положения 1.1. Настоящие Правила являются документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3». 1.2. Правила внутреннего распорядка, в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» (далее – Правила, учреждение) разработаны в соответствии с: ➢ Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), ➢ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», ➢ постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ➢ приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (с изменениями и дополнениями); ➢ приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями), ➢ приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования», ➢ приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования», ➢ приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования», ➢ письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»; ➢ приказом Министерства образования и науки Волгоградской области от 15 апреля 2013 г. № 447 «Об утверждении основных требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Волгоградской области» (с изменениями и дополнениями); ➢ уставом учреждения. 1.3. Настоящие Правила регулируют режим организации образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся, применение поощрения и мер дисциплинарного взыскания к обучающимся учреждения. 1.4. Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. 1.5. Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми обучающимися учреждения и их родителями (законными представителями), обеспечивающими получение обучающимися общего образования. 1.6. Один экземпляр настоящих Правил хранится в библиотеке учреждения. 1.7. Текст настоящих Правил размещается на официальном сайте учреждения в сети «Интернет». 2.Режим работы учреждения 2.1. Учебные занятия в учреждении начинаются не ранее 8.00. Проведение нулевых уроков не допускается. 2.2. Обучение обучающихся 1-4-х классов осуществляется по 5-дневной учебной неделе, в 5-11-х классах – по 6-дневной учебной неделе. Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: ❖ учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену, ❖ обучение в первом полугодии: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый, ❖ в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут, ❖ предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей. В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. 2.3. При осуществлении присмотра и ухода в учреждении в группах продленного дня создаются условия, включающие организацию полдника и прогулок для всех обучающихся. 2.4. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса (при наличии), продолжительность урока в которых не должна превышать 40 минут. Продолжительность урока для обучающихся с ОВЗ не должна превышать 40 минут. 2.5. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. 2.6. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития. 2.7. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов и утверждается директором учреждения. 2.8. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования, планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут. 2.9. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, должны быть организованы в формах, отличных от урочных, предусматривающих проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и иные формы. 2.10. Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей. 2.11. Классные часы проводятся классными руководителями один раз в неделю, продолжительностью не менее 30 минут; классные часы не являются уроками и не включаются в расписание учебных занятий. 2.12. Питание обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, организуется в школьной столовой в соответствии с нормативами СанПиН и графиком, утвержденным директором учреждения. 2.13. При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах - до 3,5 часа. 3.Права, обязанности и ответственность обучающихся 3.1.В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) обучающимся предоставляются следующие академические права на: ❖ выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет; ❖ предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; ❖ обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами учреждения; ❖ выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого учреждением (после получения основного общего образования). ❖ освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в учреждении, в установленном ею порядке; ❖ зачет учреждением совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; ❖ уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; ❖ свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; ❖ каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком; ❖ участие в управлении учреждением в порядке, установленном ее уставом; ❖ ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в учреждении; ❖ обжалование локальных нормативных актов учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; ❖ бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами и учебной базой учреждения; ❖ пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами учреждения, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта учреждения; ❖ развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях; ❖ опубликование своих работ в изданиях учреждения на бесплатной основе; ❖ поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой и инновационной деятельности; ❖ иные академические права, предусмотренные действующим законодательством и локальными нормативными актами учреждения. 3.2. В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: ❖ обеспечение льготным питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами Волгоградской области и локальными нормативными актами учреждения; ❖ транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ❖ иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Волгоградской области, правовыми актами администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области и локальными нормативными актами учреждения. 3.3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в учреждении по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в учреждении по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе. 3.4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в учреждении, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами учреждения. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства. 3.5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, а также на создание общественных объединений обучающихся в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями). 3.6. Принуждение обучающихся к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается. 3.7. В случае прекращения деятельности учреждения, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель учреждения обеспечивает перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования учредитель учреждения обеспечивает перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. 3.8. Лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, при наличии итоговых оценок успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, учреждение одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль «За особые успехи в учении» I степени, а при наличии итоговых оценок успеваемости «отлично» и не более двух итоговых оценок «хорошо» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, медаль за особые успехи в учении» II степени. Образец, описание, порядок и условиях выдачи таких медалей определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. 3.9. Обучающиеся обязаны: 3.9.1. добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы. Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающимися заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время (домашнего задания), осуществляются обучающимися в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривают выполнение обучающимися письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета; 3.9.2. ликвидировать академическую задолженность в сроки, определяемые учреждением; 3.9.3. выполнять требования устава учреждения, настоящих правил внутреннего распорядка обучающихся, в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в учреждении, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; 3.9.4. заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию; 3.9.5. немедленно информировать педагогического работника, ответственного за осуществление мероприятия, о каждом несчастном случае, произошедшим с ними или очевидцами которого они стали; 3.9.6. уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; 3.9.7. не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев; 3.9.8. бережно относиться к имуществу учреждения, поддерживать в ней чистоту и порядок; 3.9.9. с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественнополезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда; 3.9.10. соблюдать режим организации образовательной деятельности, принятый в учреждении; 3.9.11. находиться в учреждении только в сменной обуви, иметь опрятный и ухоженный внешний вид. На учебных занятиях (кроме занятий, требующих специальной формы одежды) присутствовать одежде делового (классического) стиля в соответствии с локальным нормативным актом учреждения; 3.9.12. соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; 3.9.13.не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; 3.9.14. своевременно проходить все необходимые медицинские осмотры. 3.10. Обучающимся запрещается: 3.10.1. приносить, передавать, использовать в учреждении и на его территории оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества и иные предметы и вещества, способные причинить вред здоровью участникам образовательной деятельности и (или) деморализовать образовательную деятельность; 3.10.2. приносить, передавать использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам, возгораниям и отравлению; 3.10.3. иметь неряшливый и вызывающий внешний вид; 3.10.4. применять физическую силу в отношении других обучающихся, работников учреждения и иных лиц. 3.11. За неисполнение или нарушение устава учреждения, настоящих Правил и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности обучающиеся несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Поощрения и дисциплинарное воздействие 4.1. За образцовое выполнение своих обязанностей, повышение качества обученности, успехи в учебе, достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах и за другие достижения в учебной и внеурочной деятельности к обучающимся учреждения могут быть применены следующие виды поощрений: • объявление благодарности обучающемуся; • направление благодарственного письма родителям (законным представителям) обучающегося; • награждение почетной грамотой и (или) дипломом; • награждение ценным подарком; • представление к награждению медалью. 4.2. Виды поощрений: 4.2.1. Объявление благодарности обучающемуся, объявление благодарности родителям (законным представителям) обучающегося могут применять все педагогические работники учреждения при проявлении обучающимися активности с положительным результатом. 4.2.2. Награждение почетной грамотой (дипломом) может осуществляться администрацией учреждения по представлению классного руководителя и (или) учителяпредметника за особые успехи, достигнутые обучающимся по отдельным учебным предметам учебного плана и (или) во внеурочной деятельности. 4.2.3. Награждение ценным подарком осуществляется за счет дополнительных финансовых средств по представлению классного руководителя и (или) администрации учреждения на основании приказа учреждения за особые успехи, достигнутые на уровне региональном, российском или международном уровнях по согласованию с Управляющим советом учреждения. 4.2.6. Награждение медалью осуществляется решением педагогического совета на основании результатов государственной итоговой аттестации обучающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.3. За значимые достижения в области образования, искусства и (или) спорта по итогам учебного года обучающиеся поощряются: ❖ значком «Гордость школы» за успешное окончание учебного года и значимые достижения в области образования, искусства и (или) спорта областного, российского и международного уровней; ❖ почетной грамотой учреждения за значимые достижения в области образования, искусства и (или) спорта муниципального и областного уровней; ❖ значком «Тьютор школы» за оказание помощи младшим школьникам в организации и участии российских и международных предметных Интернет-олимпиадах и турнирах; ❖ дипломом Управляющего совета учреждения за активную общественную и социально значимую деятельность. 4.4. Значком «Ученик года» награждаются обучающиеся на каждом уровне образования за отличные успехи в обучении, значимые достижения в области образования, искусства и (или) спорта разного уровня, повышающие престиж учреждения в Городищенском муниципальном районе и Волгоградской области. 4.5. Все указанные выше значки выдаются вместе с удостоверением установленного образца. 4.6. По итогам учебного года не могут быть отмечены указанными наградами обучающиеся, имеющие в течение учебного года нарушения режима учреждения и взыскания директора учреждения. 4.7. Порядок проведения Церемонии награждения обучающихся по итогам учебного года регламентирован соответствующим локальным нормативным актом учреждения. 4.8. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: ➢ замечание; ➢ выговор; ➢ отчисление из учреждения. 4.9. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания. 4.10. При выборе меры дисциплинарного взыскания учреждение должно учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение совета старшеклассников, педагогического совета и (или) общешкольного родительского комитета (или) Управляющего совета учреждения. 4.11. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся: ➢ по образовательным программам начального общего образования; ➢ с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости); ➢ во время их болезни, каникул, карантина. 4.12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания регламентирован соответствующим локальным нормативным актом учреждения. 5. Защита прав обучающихся 5.1. В целях защиты своих прав обучающиеся и их родители (законные представители) самостоятельно или через своих представителей вправе: 5.1.1. направлять в органы управления учреждения обращения о нарушении и (или) ущемлении ее работниками прав, свобод и социальных гарантий обучающихся; 5.1.2. обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 5.1.3. использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты своих прав и законных интересов. 6. Контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения обучающихся в учреждении 6.1. Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся, педагогическим работникам и иным работникам такой организации не допускается. 6.2. Контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка, включая соблюдение дисциплины на учебных занятиях и правил поведения в учреждении, осуществляется педагогическими, руководящими работниками такого учреждения, а также иными лицами, на которых возложены соответствующие обязанности. 6.3. За неисполнение или нарушение устава учреждения, правил внутреннего распорядка, в том числе требований к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения в таком учреждении и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из учреждения. Правила внутреннего распорядка, в том числе требования к дисциплине на учебных занятиях и правилам поведения обучающихся учреждения разработаны методистом Е.В. Толмачевой