Средства обучения и воспитания на 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

Средства обучения и воспитания в учреждении на 2024-2025 учебный год
Педагогическое средство – способ достижения педагогической цели.
1. Структурные элементы педагогического средства в контексте личностноразвивающего образования:
➢ поле жизненных коллизий и отношений, возникающих в педагогической
деятельности, среде, контактах обучающихся;
➢ субъективные переживания обучающимися коллизийных ситуаций, создание
новых смыслов;
➢ обретение и осмысление практического опыта;
➢ педагогическое сопровождение процесса, состоящее в организации деятельности и
отношений, поддержке собственных усилий обучающихся, их исканий, выработке
нравственно ценных видов.

2. Классификация средств обучения и воспитания
2.1.Печатные пособия
2.1.1.Таблицы и плакаты.
2.1.2.Рисунки и фотографии.
2.1.3.Портреты.
2.1.4.Карты.
2.2.Информационно-коммуникационные средства
2.1.Электронный диск (CD-ROM).
2.2.Авторские тематические мультимединые презентации.
2.3.Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска, документкамера и другие.
2.4.Учебно-практическое оборудование
2.5.Натуральные объекты
3.Характеристики педагогических средств:
➢ педагогическое средство не существует вне конкретной педагогической ситуации;
➢ личность самого педагога;
➢ избирательность в зависимости от ситуации;

➢ представляет некую ситуацию как организованную совокупность факторов
развития личности, ее качеств и опыта;
➢ отличает деятельностная природа (принцип деятельностного подхода);
➢ различаются по степени непосредственности и интенсивности воздействия
обучающихся (технологии, методы обучения, педагогические приемы).
Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе
№
1.

2.

3.

4.

Название технологии
Сущность технологии
Здоровьесберегающие Рассматривается как «сертификат безопасности для
технологии
здоровья»; как совокупность форм и методов организации
обучения детей без ущерба для их здоровья, как
качественную характеристику любой педагогической
технологии по критерию ее воздействия на здоровье
ребенка и педагога.
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения
здоровья, формирование у него необходимых знаний,
умений, навыков по здоровому образу жизни.
Компьютерные
Совокупность взаимосвязанных процессов переработки
технологии обучения информации с применением компьютерно-программных
средств. С целью информатизации образования
образовательная система насыщается компьютерами,
аудио- и видео-средствами.
Концептуальные положения:
• Обучение – это общение обучающегося с
компьютером.
• Принцип адаптивности: приспособления компьютера к
индивидуальным особенностям ребенка.
• Диалоговый характер обучения.
• Управляемость: в любой момент возможна коррекция
учителем процесса обучения.
• Взаимодействие обучающегося с компьютером может
осуществляться по все типам: субъект-объект, субъектсубъект, объект-субъект.
• Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой
работы.
• Поддержание
у
обучающегося
состояния
психологического
комфорта
при
общении
с
компьютером.
Игровые технологии
Характеризуются наличием игровой модели, сценарием
игры, ролевых позиций, предполагаемыми результатами,
критериями оценки результатов работы. Цель игровых
технологий
состоит
в
обеспечении
личностнодеятельностного характера усвоения знаний, умений и
навыков. Такая технология позволяет соединить
рациональное и эмоциональное в обучении, организовать
самостоятельную
познавательную
деятельность
обучающегося. Ее особенность – требует творческой
активности и педагога и обучающегося.
Технологии
В центре всей школьной образовательной системы –
личностно
личность
ребенка,
обеспечение
комфортных,
развивающего
бесконфликтных и безопасных условий ее развития,

образования

5.

Технологии
проблемного
обучения

6.

Технологии
проектного обучения

7.

Технология
коммуникативного
обучения иноязычной
культуре

реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка
в этой технологии не только субъект, но и субъект
приоритетный; она является целью образовательной
системы, а не средством достижения какой-либо
отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и
дидактоцентрических технологиях).
Личностно развивающие технологии характеризуются
антропоцентричностью,
гуманистической
и
психотерапевтической направленностью и имеют целью
разностороннее, свободное и творческое развитие
обучающегося.
Предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность обучающихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и
развития мыслительных способностей.
Особенности содержания: проблемное обучение основано
на создании особого вида мотивации – проблемной. Она
требует адекватного конструирования дидактического
содержания материала, который должен быть представлен
как цепь проблемных ситуаций.
Предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность обучающихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и
развития мыслительных способностей.
Особенности содержания: проблемное обучение основано
на создании особого вида мотивации – проблемной. Она
требует адекватного конструирования дидактического
содержания материала, который должен быть представлен
как цепь проблемных ситуаций.
Целевые ориентации:
• Обучение иноязычному общению с помощью
общения.
• Усвоение иноязычной культуры.
Концептуальные положения:
• Иностранный язык, в отличие от других школьных
предметов, является одновременно и целью, и
средством обучения.
• Язык-средство
общения,
идентификации,
социализации и приобщения индивида к культурным
ценностям.
• Овладение иностранным языком отличается от
овладения родным:
- способами овладения;
- плотностью информации в общении;
- включенностью языка в предметно-коммуникативную
деятельность;
- совокупностью реализуемых функций;
- соотнесенностью с сензитивным периодом речевого
развития обучающегося.

8.

Технологии
уровневой
дифференциации

9.

Диалог культур

10.

Технология
педагогической
поддержки

11.

Технология
опережающего

Главными участниками процесса обучения являются
учитель и обучающийся. Отношения между ними
основаны на сотрудничестве и равноправном речевом
партнерстве.
Технология дифференцированного обучения представляет
собой совокупность организационных решений, средств и
методов дифференцированного обучения, охватывающих
определенную часть учебного процесса.
Целевые ориентации:
• Обучение каждого обучающегося осуществляется на
уровне его возможностей и способностей.
• Приспособление обучения к особенностям различных
групп обучающихся.
Целевые ориентации:
• Формирования диалогического сознания и мышления,
освобождение его от плоского рационализма,
монофилии культуры.
• Обновление предметного содержания, сопряжения в
нем различных, не сводимых друг к другу культур,
форм деятельности, смысловых спектров.
Концептуальные идеи:
• Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент
внутреннего содержания личности.
• Многоголосье мира существует в индивидуальном
сознании в форме внутреннего диалога.
• Диалог есть позитивное содержание свободы
личности, так как он отражает полифонический слух
по отношению к окружающему миру.
• Диалог ни есть проявления противоречий, а
сосуществования и взаимодействие никогда не
сводимых в единое целое сознаний.
• Современное мышление строится по схематизму
культуры, когда «высшие» достижения человеческого
мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое
общение с предыдущими формами культуры
(Античности, Средних веков, Нового времени).
Технология педагогической поддержки обеспечивает
общую педагогическую поддержку всех обучающихся и
создает необходимый для этого тон доброжелательности,
взаимопонимания и сотрудничества. Это внешне
приветливое отношение учителя к обучающимся, доверия
к ним, привлечение к планированию урока, создание
ситуаций
взаимного
обучения,
использование
деятельностного содержания, игр, различных форм
драматизации, творческих работ, позитивная оценка
достижений, диалогичное общение.
Технология направлена на индивидуально-личностную
поддержку и предполагаемую диагностику индивидуума
развития,
обученности,
воспитания,
выявления
личностных проблем обучающихся и отслеживания
процессов развития каждого ребенка.
Концептуальные положения:
• Личностный подход педагогики сотрудничества.

обучения

12.

Технологии
модульного обучения

•
•

Успех-главное условие развитие детей в обучении.
Комфортность
в
классе:
доброжелательность,
взаимопомощь; обучающийся, у которого что-то не
получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется
отвечать, не боится ошибиться.
• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
• Последовательность,
системность
содержания
учебного материала.
• Дифференциация, доступность знаний для каждого.
• К полной самостоятельности – постепенно.
• Через знающего обучающегося учить не знающего.
Особенности содержания:
чтобы уменьшить объективную трудность некоторых
вопросов учебной программы, учитель опережает их
введение в учебный процесс. Усвоение материала
происходит в три этапа:
1. Предварительное введение первых порций будущих
знаний.
2. Уточнение новых понятий, их обобщение, применение.
3. Развитие беглости мыслительных приемов и учебных
действий.
Подготовка
кадров
определенного
профиля
по
предъявленным заказам на основе модулей-комплексов
учебных дисциплин, поддерживающих соответствующую
специализацию. Это – модель совместной деятельности
учителя и обучающегося по планированию и проведению
учебного процесса с безусловным обеспечением
комфортных условий для них. Осуществлением данной
технологии на начальном этапе является дидактический
модуль – проект учебного процесса по отдельной теме
курса. Отличительными чертами такой технологии
являются
системность,
структурированность,
воспроизводимость..

Современные образовательные технологии, используемые при изучении
иностранного языка (английского) на углубленном уровне
№
1.

Название технологии
Игровые технологии

2.

Компьютерные
технологии обучения

Сущность технологии
Характеризуются наличием игровой модели, сценарием
игры, ролевых позиций, предполагаемыми результатами,
критериями оценки результатов работы. Цель игровых
технологий
состоит
в
обеспечении
личностнодеятельностного характера усвоения знаний, умений и
навыков. Такая технология позволяет соединить
рациональное и эмоциональное в обучении, организовать
самостоятельную
познавательную
деятельность
обучающегося. Ее особенность – требует творческой
активности и педагога и обучающегося.
Совокупность взаимосвязанных процессов переработки
информации с применением компьютерно-программных
средств. С целью информатизации образования
образовательная система насыщается компьютерами,
аудио- и видео-средствами.

3.

Технологии
личностно
развивающего
образования

4.

Технологии
проблемного
обучения

5.

Технологии
проектного обучения

6.

Технология

Концептуальные положения:
• Обучение – это общение обучающегося с
компьютером.
• Принцип адаптивности: приспособления компьютера к
индивидуальным особенностям ребенка.
• Диалоговый характер обучения.
• Управляемость: в любой момент возможна коррекция
учителем процесса обучения.
• Взаимодействие обучающегося с компьютером может
осуществляться по все типам: субъект-объект, субъектсубъект, объект-субъект.
• Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой
работы.
• Поддержание
у
обучающегося
состояния
психологического
комфорта
при
общении
с
компьютером.
В центре всей школьной образовательной системы –
личность
ребенка,
обеспечение
комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка
в этой технологии не только субъект, но и субъект
приоритетный; она является целью образовательной
системы, а не средством достижения какой-либо
отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и
дидактоцентрических технологиях).
Личностно развивающие технологии характеризуются
антропоцентричностью,
гуманистической
и
психотерапевтической направленностью и имеют целью
разностороннее, свободное и творческое развитие
обучающегося.
Предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность обучающихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и
развития мыслительных способностей.
Особенности содержания: проблемное обучение основано
на создании особого вида мотивации – проблемной. Она
требует адекватного конструирования дидактического
содержания материала, который должен быть представлен
как цепь проблемных ситуаций.
Цели проектного обучения:
- способствовать повышению личной уверенности у
каждого участника проектного обучения;
- позволить каждому обучающемуся увидеть себя как
человека способного и компетентного;
- развивать у каждого ребенка позитивный образ себя и
других, умение оценивать себя;
- совершенствовать у обучающихся «командный дух» и
«чувство локтя», вдохновлять на развитие таких
социальных навыков, как коммуникабельность и умение
сотрудничать.
Целевые ориентации:

коммуникативного
обучения иноязычной
культуре

7.

Диалог культур

8.

Групповые
технологии

•

Обучение иноязычному общению с помощью
общения.
• Усвоение иноязычной культуры.
Концептуальные положения:
• Иностранный язык, в отличие от других школьных
предметов, является одновременно и целью, и
средством обучения.
• Язык-средство
общения,
идентификации,
социализации и приобщения индивида к культурным
ценностям.
• Овладение иностранным языком отличается от
овладения родным:
- способами овладения;
- плотностью информации в общении;
- включенностью языка в предметно-коммуникативную
деятельность;
- совокупностью реализуемых функций;
- соотнесенностью с сензитивным периодом речевого
развития обучающегося.
Главными участниками процесса обучения являются
учитель и обучающийся. Отношения между ними
основаны на сотрудничестве и равноправном речевом
партнерстве.
Целевые ориентации:
• Формирования диалогического сознания и мышления,
освобождение его от плоского рационализма,
монофилии культуры.
• Обновление предметного содержания, сопряжения в
нем различных, не сводимых друг к другу культур,
форм деятельности, смысловых спектров.
Концептуальные идеи:
• Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент
внутреннего содержания личности.
• Многоголосье мира существует в индивидуальном
сознании в форме внутреннего диалога.
• Диалог есть позитивное содержание свободы
личности, так как он отражает полифонический слух
по отношению к окружающему миру.
• Диалог ни есть проявления противоречий, а
сосуществования и взаимодействие никогда не
сводимых в единое целое сознаний.
• Современное мышление строится по схематизму
культуры, когда «высшие» достижения человеческого
мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое
общение с предыдущими формами культуры
(Античности, Средних веков, Нового времени).
Создание условий для активной совместной учебной
деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе.
Варианты обучения в сотрудничестве
Student Team Learning (STL, обучение в команде):
самостоятельная работа каждого члена группы (команды)
в постоянном взаимодействии с другими членами этой же

9.

10.

11.

группы при работе над темой, проблемой или вопросом,
подлежащими изучению;
индивидуально-групповая работа (Student-Teams Achievement Divisions – STAD): организация работы по
формированию ориентировочной основы действий для
каждого обучающегося;
индивидуальная работа в команде (Team Assisted
Individualization - TAI): обучающиеся получают
индивидуальное задание по результатам проведенного
ранее тестирования и далее обучаются в собственном
темпе, индивидуально, но в рамках команды;
командно-игровая работа (Teams-Games-Tournament TGT): организация групповой работы для формирования
ориентировки, но вместо индивидуального тестирования
обучающимся
предлагаются
каждую
неделю
соревновательные турниры между командами.
Learning Together (Учимся вместе): организация
совместной работы отдельных групп и всех групп с целью
качественного усвоения всего материала;
индивидуальная самостоятельная работа: исходная,
элементарная частица самостоятельной коллективной
работы, в ходе которой каждый обучающийся пользуется
результатами, как групповой, так и коллективной работы,
при обобщении результатов, их обсуждении и принятии
общего решения, или при работе над следующим, новым
заданием, проектом или проблемой, когда обучающиеся
используют знания, полученные и обработанные
усилиями всей группы.
Здоровьесберегающие Рассматривается как «сертификат безопасности для
технологии
здоровья»; как совокупность форм и методов организации
обучения детей без ущерба для их здоровья, как
качественную характеристику любой педагогической
технологии по критерию ее воздействия на здоровье
ребенка и педагога.
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения
здоровья, формирование у него необходимых знаний,
умений, навыков по здоровому образу жизни.
Технология
Включает обучение технике работы с различными видами
языкового
справочной иноязычной литературы, развитие культуры
самообразования
работы с аутентичными материалами (включая аудиоивидеоматериалы).
Технология
Создание
условий
для
формирования
умения
критического
формулировать проблемы; структурировать материал;
мышления
работать над речью обучающихся; совершенствовать
исследовательские умения обучающихся; развивать
личностные качества: готовность к планированию,
гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои
ошибки, осознанность, поиск компромиссных решений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».