Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» Средства обучения и воспитания в учреждении на 2024-2025 учебный год Педагогическое средство – способ достижения педагогической цели. 1. Структурные элементы педагогического средства в контексте личностноразвивающего образования: ➢ поле жизненных коллизий и отношений, возникающих в педагогической деятельности, среде, контактах обучающихся; ➢ субъективные переживания обучающимися коллизийных ситуаций, создание новых смыслов; ➢ обретение и осмысление практического опыта; ➢ педагогическое сопровождение процесса, состоящее в организации деятельности и отношений, поддержке собственных усилий обучающихся, их исканий, выработке нравственно ценных видов. 2. Классификация средств обучения и воспитания 2.1.Печатные пособия 2.1.1.Таблицы и плакаты. 2.1.2.Рисунки и фотографии. 2.1.3.Портреты. 2.1.4.Карты. 2.2.Информационно-коммуникационные средства 2.1.Электронный диск (CD-ROM). 2.2.Авторские тематические мультимединые презентации. 2.3.Технические средства обучения Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска, документкамера и другие. 2.4.Учебно-практическое оборудование 2.5.Натуральные объекты 3.Характеристики педагогических средств: ➢ педагогическое средство не существует вне конкретной педагогической ситуации; ➢ личность самого педагога; ➢ избирательность в зависимости от ситуации; ➢ представляет некую ситуацию как организованную совокупность факторов развития личности, ее качеств и опыта; ➢ отличает деятельностная природа (принцип деятельностного подхода); ➢ различаются по степени непосредственности и интенсивности воздействия обучающихся (технологии, методы обучения, педагогические приемы). Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе № 1. 2. 3. 4. Название технологии Сущность технологии Здоровьесберегающие Рассматривается как «сертификат безопасности для технологии здоровья»; как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Компьютерные Совокупность взаимосвязанных процессов переработки технологии обучения информации с применением компьютерно-программных средств. С целью информатизации образования образовательная система насыщается компьютерами, аудио- и видео-средствами. Концептуальные положения: • Обучение – это общение обучающегося с компьютером. • Принцип адаптивности: приспособления компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. • Диалоговый характер обучения. • Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. • Взаимодействие обучающегося с компьютером может осуществляться по все типам: субъект-объект, субъектсубъект, объект-субъект. • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. • Поддержание у обучающегося состояния психологического комфорта при общении с компьютером. Игровые технологии Характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, предполагаемыми результатами, критериями оценки результатов работы. Цель игровых технологий состоит в обеспечении личностнодеятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков. Такая технология позволяет соединить рациональное и эмоциональное в обучении, организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающегося. Ее особенность – требует творческой активности и педагога и обучающегося. Технологии В центре всей школьной образовательной системы – личностно личность ребенка, обеспечение комфортных, развивающего бесконфликтных и безопасных условий ее развития, образования 5. Технологии проблемного обучения 6. Технологии проектного обучения 7. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Личностно развивающие технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося. Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей. Особенности содержания: проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной. Она требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей. Особенности содержания: проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной. Она требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Целевые ориентации: • Обучение иноязычному общению с помощью общения. • Усвоение иноязычной культуры. Концептуальные положения: • Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения. • Язык-средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям. • Овладение иностранным языком отличается от овладения родным: - способами овладения; - плотностью информации в общении; - включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность; - совокупностью реализуемых функций; - соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития обучающегося. 8. Технологии уровневой дифференциации 9. Диалог культур 10. Технология педагогической поддержки 11. Технология опережающего Главными участниками процесса обучения являются учитель и обучающийся. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Целевые ориентации: • Обучение каждого обучающегося осуществляется на уровне его возможностей и способностей. • Приспособление обучения к особенностям различных групп обучающихся. Целевые ориентации: • Формирования диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры. • Обновление предметного содержания, сопряжения в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров. Концептуальные идеи: • Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности. • Многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога. • Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру. • Диалог ни есть проявления противоречий, а сосуществования и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний. • Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени). Технология педагогической поддержки обеспечивает общую педагогическую поддержку всех обучающихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внешне приветливое отношение учителя к обучающимся, доверия к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение. Технология направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагаемую диагностику индивидуума развития, обученности, воспитания, выявления личностных проблем обучающихся и отслеживания процессов развития каждого ребенка. Концептуальные положения: • Личностный подход педагогики сотрудничества. обучения 12. Технологии модульного обучения • • Успех-главное условие развитие детей в обучении. Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; обучающийся, у которого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться. • Предупреждение ошибок, а не работа над ними. • Последовательность, системность содержания учебного материала. • Дифференциация, доступность знаний для каждого. • К полной самостоятельности – постепенно. • Через знающего обучающегося учить не знающего. Особенности содержания: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов учебной программы, учитель опережает их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа: 1. Предварительное введение первых порций будущих знаний. 2. Уточнение новых понятий, их обобщение, применение. 3. Развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. Подготовка кадров определенного профиля по предъявленным заказам на основе модулей-комплексов учебных дисциплин, поддерживающих соответствующую специализацию. Это – модель совместной деятельности учителя и обучающегося по планированию и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для них. Осуществлением данной технологии на начальном этапе является дидактический модуль – проект учебного процесса по отдельной теме курса. Отличительными чертами такой технологии являются системность, структурированность, воспроизводимость.. Современные образовательные технологии, используемые при изучении иностранного языка (английского) на углубленном уровне № 1. Название технологии Игровые технологии 2. Компьютерные технологии обучения Сущность технологии Характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, предполагаемыми результатами, критериями оценки результатов работы. Цель игровых технологий состоит в обеспечении личностнодеятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков. Такая технология позволяет соединить рациональное и эмоциональное в обучении, организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающегося. Ее особенность – требует творческой активности и педагога и обучающегося. Совокупность взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. С целью информатизации образования образовательная система насыщается компьютерами, аудио- и видео-средствами. 3. Технологии личностно развивающего образования 4. Технологии проблемного обучения 5. Технологии проектного обучения 6. Технология Концептуальные положения: • Обучение – это общение обучающегося с компьютером. • Принцип адаптивности: приспособления компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. • Диалоговый характер обучения. • Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. • Взаимодействие обучающегося с компьютером может осуществляться по все типам: субъект-объект, субъектсубъект, объект-субъект. • Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. • Поддержание у обучающегося состояния психологического комфорта при общении с компьютером. В центре всей школьной образовательной системы – личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Личностно развивающие технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося. Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей. Особенности содержания: проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной. Она требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Цели проектного обучения: - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения; - позволить каждому обучающемуся увидеть себя как человека способного и компетентного; - развивать у каждого ребенка позитивный образ себя и других, умение оценивать себя; - совершенствовать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять на развитие таких социальных навыков, как коммуникабельность и умение сотрудничать. Целевые ориентации: коммуникативного обучения иноязычной культуре 7. Диалог культур 8. Групповые технологии • Обучение иноязычному общению с помощью общения. • Усвоение иноязычной культуры. Концептуальные положения: • Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения. • Язык-средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям. • Овладение иностранным языком отличается от овладения родным: - способами овладения; - плотностью информации в общении; - включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность; - совокупностью реализуемых функций; - соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития обучающегося. Главными участниками процесса обучения являются учитель и обучающийся. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве. Целевые ориентации: • Формирования диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры. • Обновление предметного содержания, сопряжения в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров. Концептуальные идеи: • Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности. • Многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога. • Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру. • Диалог ни есть проявления противоречий, а сосуществования и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний. • Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени). Создание условий для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе. Варианты обучения в сотрудничестве Student Team Learning (STL, обучение в команде): самостоятельная работа каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же 9. 10. 11. группы при работе над темой, проблемой или вопросом, подлежащими изучению; индивидуально-групповая работа (Student-Teams Achievement Divisions – STAD): организация работы по формированию ориентировочной основы действий для каждого обучающегося; индивидуальная работа в команде (Team Assisted Individualization - TAI): обучающиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, индивидуально, но в рамках команды; командно-игровая работа (Teams-Games-Tournament TGT): организация групповой работы для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования обучающимся предлагаются каждую неделю соревновательные турниры между командами. Learning Together (Учимся вместе): организация совместной работы отдельных групп и всех групп с целью качественного усвоения всего материала; индивидуальная самостоятельная работа: исходная, элементарная частица самостоятельной коллективной работы, в ходе которой каждый обучающийся пользуется результатами, как групповой, так и коллективной работы, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, или при работе над следующим, новым заданием, проектом или проблемой, когда обучающиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы. Здоровьесберегающие Рассматривается как «сертификат безопасности для технологии здоровья»; как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Технология Включает обучение технике работы с различными видами языкового справочной иноязычной литературы, развитие культуры самообразования работы с аутентичными материалами (включая аудиоивидеоматериалы). Технология Создание условий для формирования умения критического формулировать проблемы; структурировать материал; мышления работать над речью обучающихся; совершенствовать исследовательские умения обучающихся; развивать личностные качества: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознанность, поиск компромиссных решений.