Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» Введен в действие приказом МБОУ ГСШ № 3 от 30.08.2023 № 351 Директор МБОУ ГСШ № 3 УТВЕРЖДЕН на заседании педагогического совета МБОУ ГСШ № 3. Протокол от 30.08.2023 № 1. О.В. Зимарина Учебный план основного общего образования на 2023 – 2024 учебный год (7-9 классы) р.п. Городище, 2023 26 Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования Учебный план основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» (далее - Учебный план) разработан в соответствии с нормативными правовыми актами: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - «Конституция РФ», принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020; - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (с изменениями и дополнениями); - постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - концепции преподавания предметных областей и учебных предметов; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями); - приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 23.06.2014 № 780 «Об организации деятельности по реализации и введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Волгоградской области» (с изменениями и дополнениями); - письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2015 № 081228 «О методических рекомендациях по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223); - Приказ Министерства просвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"; - Устав учреждения; - Основная образовательная программа основного общего образования учреждения. Учебный план, реализующий Основную образовательную программу основного общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих Основную образовательную программу основного общего образования учреждения, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива учреждения. Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных практикумов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной и иной деятельности обучающихся. Особенности учебного плана Продолжительность учебного года (количество учебных недель) регламентируется уставом учреждения и составляет 34 учебные недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. Таким образом, ведется учет часов по годам обучения. Учебный план 7-9 классов составлен на основе федерального учебного плана основного общего образования (Вариант 2). Количество учебных часов по годам обучения Периоды обучения 7а 7б 8а 8б 9а 9б 9в 2019-2020 1088 1088 952 2020-2021 1088 1054 1122 1122 1122 1088 1088 1122 1122 1190 1190 1190 2021-2022 2022-2023 1020 1054 1122 1054 1224 1156 1156 2023-2024 1088 1156 1156 1122 1224 1156 1190 Итого (в часах) 3196 3298 4488 4352 5848 5712 5610 Итого (в % от 5267 ч.) 61% 63% 85% 83% 111% 108% 106% Предметная область «Филология» Ведущая цель обучения русскому языку – развитие и совершенствование навыков грамотного письма, тех практических умений и навыков, которые обеспечивают свободное владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Учебный предмет «Русский язык» направлен на формирование у учащихся системы знаний о языке, умений и 28 навыков их использования в речевой практике, воспитания бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения. Учебный предмет «Русский язык» изучается в 7 классах по 4 часа в неделю, в 8-9 – по 3 часа в неделю. Обязательный учебный предмет «Литература» принадлежит эстетическому, гуманитарному, коммуникативному пласту знаний, интегрирует художественное, историческое, географическое, речевое, обществоведческое образование, определяет характер и направленность гражданского и нравственного воспитания. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирования умения умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. В 9 классах учебный предмет «Литература» изучается по 3 часов в неделю, в 7-8 классе – 2 часа в неделю. Изучение предметов «Русский родной язык», «Родная литература (русская)» должно обеспечить: - воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; - приобщение к литературному наследию своего народа; - формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; - получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров; - сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Изучение предмета «Иностранный язык» должно обеспечить: - приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; - осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом; - формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета. «Иностранный язык (английский)» изучается на базовом уровне (далее- Б) 3 часа в неделю, на углубленном уровне (далее -Угл) 5 часов в неделю. 29 При изучении иностранного языка (английский) в классах осуществлено деление на 2 группы в 7, 8 –х классах. Предметная область «Математика и информатика» Обязательная часть учебного плана в предметной области «Математика и информатика» представлена учебными предметами: математика, алгебра, геометрия и информатика. Задачи математического образования: - овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; - интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе; - формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности; - формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса. В 7-9 классах изучаются учебные предметы «Алгебра» по 3 часа в неделю, «Геометрия» по 2 часа в неделю, «Вероятность и статистика» по 1 часу в неделю. Для решения главной задачи общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики, признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей, а также в целях удовлетворения образовательных запросов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) в 9в классе введены индивидуально-групповые занятия по математике. Учебный предмет «Информатика» изучается по 1 часу в неделю в 7-9 классах в обязательной части учебного плана и направлен на формирование у обучающихся компьютерной грамотности, развитие информационной культуры, привитие элементов логического мышления, выражающегося в умении рассуждать, доказывать, обосновывать предлагаемые решения, использование специальных компьютерных программ для более эффективного усвоения знаний по другим учебным предметам. При изучении информатики осуществлено деление на 2 группы в 7, 8 –х классах. Предметная область «Общественно-научные предметы» Данная область представлена предметами: «История», «Обществознание», «География». Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. «Обществознание» изучается в соответствии с ФГОС ООО с шестого класса. В 7-9 классах обществознание изучается по 1 часу в неделю. Учебный предмет «География» изучается в 7-9 классах по 2 часа в неделю. Школьное географическое образование призвано решать следующие задачи: - способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности; 30 - передать учащимся систематические знания по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире; - формирование у учащихся представления о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах; развитие у школьников словесно - логического и образного мышления. Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить: - формирование целостной научной картины мира; - понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; - овладение научным подходом к решению различных задач; - овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; - овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; - овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; - осознание значимости концепции устойчивого развития; - формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач. Предметная область «Естественнонаучные предметы» на уровне ООО представлена учебными предметами: «Биология», «Физика», «Химия». Учебный предмет «Биология» призван развивать у обучающихся понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия, развивать экологическую культуру, нацелен на установление гармонических отношений школьников с природой. Учебный предмет «Физика» изучается в 7-8-х классах 2 часа в неделю, в 9 классах по 3 часа в неделю. Учебный предмет «Химия» изучается в 8-9 классах и рассчитан на 2 часа в неделю. Содержание курса химии обеспечивает выпускнику достаточный объем химических знаний, необходимый современному человеку. Предметная область «Искусство» Одна из главных целей преподавания ИСКУССТВА – развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. Предметная область «Технология» Учебный предмет «Технология» в 7 класса по 2 часа в неделю, 68 часов в год с делением на группы девочки/мальчики. В 8-9-х классах - 1 час в обязательной части, 34 часа в год. 31 Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» Учебный предмет «Физическая культура» реализуется в 7-9 классах и изучается по 3 часа в неделю. Физическое воспитание - это содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, содействию воспитанию нравственных и волевых качеств. В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» дополнена практикумом по физической культуре. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9 классах и направлен на формирование у обучающихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, способствуют приобретению привычек здорового образа жизни. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В 2023-2024 учебном году время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. Таким образом, в 2023-2024 учебном году часы направлены на увеличение изучения предметов: «Иностранный язык (английский)» на углубленном уровне в 7б, 8а, 9а классах (+2 часа в неделю); «Биология» в 7а, 7б классах (+1 час в неделю); «История» в 9-х классах (+1 час в неделю), в соответствии с п. 167.13 ФОП ООО. Часть часов направлена на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся: практикум по физической культуре в 8б классе, индивидульногрупповые занятия по математике в 9в классе. В соответствии с п.20 ФГОС ОО «Организация образовательной деятельности по программе основного общего образования, в том числе адаптированной, может быть основана на делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (профильное обучение) (далее - дифференциация обучения)». Деление обучающихся на группы осуществляется в рамках изучения следующих предметов: предмет « Иностранный язык (английский)»; предмет «Технология» с учетом объединения в одну подгруппу девочек и мальчиков; предмет «Информатика». Освоение Основной образовательной программы основного общего образования сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся: по учебным четвертям. 32 Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования, локальными нормативными актами учреждения и календарным учебным графиком в форме контрольных и проверочных работ, диктантов, диагностических работ (промежуточных, итоговых, комплексных на межпредметной основе), тестирования, защиты проектов или исследовательских работ, зачёта, а также стартового и итогового мониторинга – по физической культуре. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5 часа - для 6-8 классов, 3,5 часа - для 9-11 классов. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами. Составной частью учебной и внеурочной деятельности обучающихся является проектная деятельность. Проектная деятельность – целенаправленно организованная работа педагогов и обучающихся по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) современной общественной жизни. При этом происходит самостоятельное освоение участниками проекта комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный и предметный продукт, предназначенный для активного применения в научно-познавательной и общественной практике. Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и внеурочной деятельности, приобщает к решению конкретных жизненно важным проблем. Проектная деятельность является одной из форм представления обучающимися результатов освоения Основной образовательной программы основного общего образования. В 7-х классах проект может быть индивидуальным или групповым. Обучающиеся выполняют итоговый метапредметный проект как итог внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования учреждения и локальных нормативных актов учреждения. Итоговой проект в 9-х классах представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Результаты проектной деятельности обучающихся оформляются протоколом. 33 Недельный учебный план 7-9-х классов в рамках ФГОС ООО Филология Предметные Учебный области предмет Обязательная часть Русский Русский язык язык и Литература литература Иностранны Иностранный Б й язык язык У (английский) Математика и Алгебра информатика Геометрия Вероятность и статистика Информатика ОбщественноИстория научные Обществознание предметы География ЕстественноФизика научные Химия предметы Биология Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Технология Физическая культура и ОБЖ 7а 4 2 7б 4 2 8а 3 2 3/3 Классы 8б 9а 3 2 3 3 9б 9в 3 3 3/3 3 3 3 23 3 12/6 9/6 3 3/3 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 21 14 7 1/1 2 1 2 2 1/1 2 1 2 2 1 1 1 1 1/1 2 1 2 2 2 2 1/1 2 1 2 2 2 2 1 2 1 2 3 2 2 1 2 1 2 3 2 2 1 2 1 2 3 2 2 7/4 14 7 14 17 10 12 1 2/2 1 2/2 1 1/1 1 1/1 1 1 1 9/6 1 3 1 3 1 3 1 3 5 21 225/22 2 4 3 3 1 3 31 31 32 32 33 33 33 4 4 4 4 3 3 3 2/2 Биология 1 2/2 1 2 История 1 Практикум по физкультуре Индивидуально-групповые занятия (ИГЗ) по математике Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка (при 6-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 17 3/3 ОБЖ Физическая культура Итого (обязательная часть) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Иностранный язык (английский) ИТОГО (часть, формируемая участниками образовательных отношений) ИТОГО (общая НАГРУЗКА) Учебные недели Всего часов 6/4 2 1 1 3 1 1 1 1 1 3 2 1 3 1 2 13/4 32 34 34 33 34 36 34 35 238/26 1088 1156 1156 1122 1224 1156 1190 8092 35 35 36 36 36 36 36 34