Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3»
Введен в действие
приказом МБОУ ГСШ № 3
от 30.08.2023 № 351
Директор
МБОУ ГСШ № 3
УТВЕРЖДЕН
на заседании педагогического
совета МБОУ ГСШ № 3.
Протокол от 30.08.2023 № 1.
О.В. Зимарина
Учебный план
основного общего образования
на 2023 – 2024 учебный год
(7-9 классы)
р.п. Городище, 2023
26
Пояснительная записка
к учебному плану основного общего образования
Учебный план основного общего образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа
с углубленным
изучением отдельных предметов № 3» (далее - Учебный план) разработан в соответствии с
нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- «Конституция РФ», принятая всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (с изменениями и дополнениями);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- концепции преподавания предметных областей и учебных предметов;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 23.06.2014 № 780
«Об организации деятельности по реализации и введению федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования в Волгоградской
области» (с изменениями и дополнениями);
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2015 № 081228 «О методических рекомендациях по вопросам введения федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
- Приказ Министерства просвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников";
- Устав учреждения;
- Основная образовательная программа основного общего образования учреждения.
Учебный план, реализующий Основную образовательную программу основного
общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования
перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, фиксирует максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся;
определяет перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих Основную
образовательную программу основного общего образования учреждения, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива учреждения.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение специально разработанных учебных практикумов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной и иной деятельности обучающихся.
Особенности учебного плана
Продолжительность учебного года (количество учебных недель) регламентируется
уставом учреждения и составляет 34 учебные недели.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более
6020 часов. Таким образом, ведется учет часов по годам обучения.
Учебный план 7-9 классов составлен на основе федерального учебного плана
основного общего образования (Вариант 2).
Количество учебных часов по годам обучения
Периоды обучения
7а
7б
8а
8б
9а
9б
9в
2019-2020
1088
1088
952
2020-2021
1088
1054
1122
1122
1122
1088
1088
1122
1122
1190
1190
1190
2021-2022
2022-2023
1020
1054
1122
1054
1224
1156
1156
2023-2024
1088
1156
1156
1122
1224
1156
1190
Итого (в часах)
3196
3298
4488
4352
5848
5712
5610
Итого
(в % от 5267 ч.)
61%
63%
85%
83%
111%
108%
106%
Предметная область «Филология»
Ведущая цель обучения русскому языку – развитие и совершенствование навыков
грамотного письма, тех практических умений и навыков, которые обеспечивают свободное
владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Учебный предмет
«Русский язык» направлен на формирование у учащихся системы знаний о языке, умений и
28
навыков их использования в речевой практике, воспитания бережного отношения к языку и
речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры
речевого общения. Учебный предмет «Русский язык» изучается в 7 классах по 4 часа в
неделю, в 8-9 – по 3 часа в неделю.
Обязательный учебный предмет «Литература» принадлежит эстетическому,
гуманитарному, коммуникативному пласту знаний, интегрирует художественное,
историческое, географическое, речевое, обществоведческое образование, определяет
характер и направленность гражданского и нравственного воспитания. Курс литературы в
школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
формирования умения умений оценивать и анализировать художественные произведения,
овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
В 9 классах учебный предмет «Литература» изучается по 3 часов в неделю, в 7-8
классе – 2 часа в неделю.
Изучение предметов «Русский родной язык», «Родная литература (русская)» должно
обеспечить:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры
народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров;
- сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении,
о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых
понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Изучение предмета «Иностранный язык» должно обеспечить:
- приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка,
воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и
достижения взаимопонимания между людьми и народами;
- осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным,
социальным и профессиональным ростом;
- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование,
чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и
письменной речи, правилами речевого этикета.
«Иностранный язык (английский)» изучается на базовом уровне (далее- Б) 3 часа в
неделю, на углубленном уровне (далее -Угл) 5 часов в неделю.
29
При изучении иностранного языка (английский) в классах осуществлено деление на 2
группы в 7, 8 –х классах.
Предметная область «Математика и информатика»
Обязательная часть учебного плана в предметной области «Математика и
информатика» представлена учебными предметами: математика, алгебра, геометрия и
информатика.
Задачи математического образования:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения
в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения
образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных
для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного
функционирования в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как
форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры,
понимания значимости математики для общественного прогресса.
В 7-9 классах изучаются учебные предметы «Алгебра» по 3 часа в неделю,
«Геометрия» по 2 часа в неделю, «Вероятность и статистика» по 1 часу в неделю.
Для решения главной задачи общего математического образования – целостного
развития и становления личности средствами математики, признание способности ребенка к
саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных
областей, а также в целях удовлетворения образовательных запросов и потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей) в 9в классе введены
индивидуально-групповые занятия по математике.
Учебный предмет «Информатика» изучается по 1 часу в неделю в 7-9 классах в
обязательной части учебного плана и направлен на формирование у обучающихся
компьютерной грамотности, развитие информационной культуры, привитие элементов
логического мышления, выражающегося в умении рассуждать, доказывать, обосновывать
предлагаемые решения, использование специальных компьютерных программ для более
эффективного усвоения знаний по другим учебным предметам.
При изучении информатики осуществлено деление на 2 группы в 7, 8 –х классах.
Предметная область «Общественно-научные предметы»
Данная область представлена предметами: «История», «Обществознание»,
«География».
Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
«Обществознание» изучается в соответствии с ФГОС ООО с шестого класса. В 7-9
классах обществознание изучается по 1 часу в неделю.
Учебный предмет «География» изучается в 7-9 классах по 2 часа в неделю.
Школьное географическое образование призвано решать следующие задачи:
- способствовать формированию географического мышления школьников, развитию
свободно и творчески мыслящей личности;
30
- передать учащимся систематические знания по географии, обладание которыми
поможет им ориентироваться в современном мире;
- формирование у учащихся представления о целостности окружающего мира при его
территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством,
имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развитие у школьников словесно - логического и образного мышления.
Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости
международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей
среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на
межпредметном анализе учебных задач.
Предметная область «Естественнонаучные предметы» на уровне ООО представлена
учебными предметами: «Биология», «Физика», «Химия».
Учебный предмет «Биология» призван развивать у обучающихся понимание
величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия, развивать
экологическую культуру, нацелен на установление гармонических отношений школьников с
природой. Учебный предмет «Физика» изучается в 7-8-х классах 2 часа в неделю, в 9
классах по 3 часа в неделю.
Учебный предмет «Химия» изучается в 8-9 классах и рассчитан на 2 часа в неделю.
Содержание курса химии обеспечивает выпускнику достаточный объем химических знаний,
необходимый современному человеку.
Предметная область «Искусство»
Одна из главных целей преподавания ИСКУССТВА – развитие интереса к
внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития
способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние
переживания в контексте истории культуры. Систематическое освоение художественного
наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание
человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.
Предметная область «Технология»
Учебный предмет «Технология» в 7 класса по 2 часа в неделю, 68 часов в год с делением на
группы девочки/мальчики. В 8-9-х классах - 1 час в обязательной части, 34 часа в год.
31
Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности
жизнедеятельности»
Учебный предмет «Физическая культура» реализуется в 7-9 классах и изучается по 3 часа в
неделю.
Физическое воспитание - это содействие всестороннему развитию личности
посредством формирования физической культуры личности школьника. Достижение цели
физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, направленных на
укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, содействию
воспитанию нравственных и волевых качеств.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся предметная область
«Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» дополнена практикумом
по физической культуре.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9
классах и направлен на формирование у обучающихся сознательное и ответственное
отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, способствуют
приобретению привычек здорового образа жизни.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В 2023-2024
учебном году время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся, использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов,
обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Таким образом, в 2023-2024 учебном году часы направлены на увеличение изучения
предметов:
«Иностранный язык (английский)» на углубленном уровне в 7б, 8а, 9а классах (+2 часа
в неделю);
«Биология» в 7а, 7б классах (+1 час в неделю);
«История» в 9-х классах (+1 час в неделю), в соответствии с п. 167.13 ФОП ООО.
Часть часов направлена на введение учебных курсов, обеспечивающих различные
интересы обучающихся: практикум по физической культуре в 8б классе, индивидульногрупповые занятия по математике в 9в классе.
В соответствии с п.20 ФГОС ОО «Организация образовательной деятельности по
программе основного общего образования, в том числе адаптированной, может быть
основана на делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в
выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов,
психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в
том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных
предметов (профильное обучение) (далее - дифференциация обучения)».
Деление обучающихся на группы осуществляется в рамках изучения следующих предметов:
предмет « Иностранный язык (английский)»;
предмет «Технология» с учетом объединения в одну подгруппу девочек и мальчиков;
предмет «Информатика».
Освоение Основной образовательной программы основного общего образования
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся: по учебным четвертям.
32
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной
части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Основной образовательной
программой основного общего образования, локальными нормативными актами учреждения
и календарным учебным графиком в форме контрольных и проверочных работ, диктантов,
диагностических работ (промежуточных, итоговых, комплексных на межпредметной
основе), тестирования, защиты проектов или исследовательских работ, зачёта, а также
стартового и итогового мониторинга – по физической культуре.
Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5 часа - для 6-8
классов, 3,5 часа - для 9-11 классов. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем
предметам в соответствии с санитарными нормами.
Составной частью учебной и внеурочной деятельности обучающихся является
проектная деятельность.
Проектная деятельность – целенаправленно организованная работа педагогов и
обучающихся по разрешению одной из актуальных проблем (или ее аспектов) современной
общественной жизни. При этом происходит самостоятельное освоение участниками проекта
комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается
собственный интеллектуальный и предметный продукт, предназначенный для активного
применения в научно-познавательной и общественной практике.
Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего
(личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных
исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации,
проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию
творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе
учебного процесса и внеурочной деятельности,
приобщает к решению конкретных
жизненно важным проблем. Проектная деятельность является одной из форм представления
обучающимися результатов освоения Основной образовательной программы основного
общего образования. В 7-х классах проект может быть индивидуальным или групповым.
Обучающиеся выполняют итоговый метапредметный проект как итог внеурочной
деятельности в условиях реализации ФГОС основного общего образования в соответствии с
Основной образовательной программой основного общего образования учреждения и
локальных нормативных актов учреждения.
Итоговой проект в 9-х классах представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации
своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей
знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и
отзыва руководителя.
Результаты проектной деятельности обучающихся оформляются протоколом.
33
Недельный учебный план 7-9-х классов в рамках ФГОС ООО
Филология
Предметные
Учебный
области
предмет
Обязательная часть
Русский
Русский язык
язык и
Литература
литература
Иностранны Иностранный Б
й язык
язык
У
(английский)
Математика и
Алгебра
информатика
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
ОбщественноИстория
научные
Обществознание
предметы
География
ЕстественноФизика
научные
Химия
предметы
Биология
Искусство
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Технология
Физическая
культура и ОБЖ
7а
4
2
7б
4
2
8а
3
2
3/3
Классы
8б
9а
3
2
3
3
9б
9в
3
3
3/3
3
3
3
23
3
12/6
9/6
3
3/3
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
3
2
1
21
14
7
1/1
2
1
2
2
1/1
2
1
2
2
1
1
1
1
1/1
2
1
2
2
2
2
1/1
2
1
2
2
2
2
1
2
1
2
3
2
2
1
2
1
2
3
2
2
1
2
1
2
3
2
2
7/4
14
7
14
17
10
12
1
2/2
1
2/2
1
1/1
1
1/1
1
1
1
9/6
1
3
1
3
1
3
1
3
5
21
225/22
2
4
3
3
1
3
31
31
32
32
33
33
33
4
4
4
4
3
3
3
2/2
Биология
1
2/2
1
2
История
1
Практикум по физкультуре
Индивидуально-групповые
занятия (ИГЗ) по математике
Всего часов
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 6-дневной неделе) в
соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
17
3/3
ОБЖ
Физическая
культура
Итого (обязательная часть)
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Иностранный язык (английский)
ИТОГО (часть, формируемая
участниками образовательных
отношений)
ИТОГО (общая НАГРУЗКА)
Учебные недели
Всего
часов
6/4
2
1
1
3
1
1
1
1
1
3
2
1
3
1
2
13/4
32
34
34
33
34
36
34
35
238/26
1088
1156
1156
1122
1224
1156
1190
8092
35
35
36
36
36
36
36
34