Рабочая программа. Индивидуальный проект. 10 класс, с 01.09.2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Индивидуальный проект».

10 класс

Городище

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по индивидуальному проекту на уровне среднего общего
образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учетом
федеральной рабочей программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ»
Программа предусматривает поэтапное сопровождение деятельности обучающихся
по реализации разработанного проекта.
Принципы и особенности содержания курса:
 признание объективности существования индивидуальных целей обучающегося в
образовательном процессе;
 максимальное разнообразие представленных возможностей для развития личности;
 непрерывность
и
преемственность
образовательного
процесса
как
взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей
образования;
 «не навреди», психологический контакт с подопечным и атмосфера доверия;
 взаимодополняемость психологической, педагогической, информационной,
тьюторской составляющих;
 свобода выбора обучающимся предметных направлений;
 получение помощи, принцип наставничества.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Цель учебного предмета - формирование проектной компетентности обучающихся,
осваивающих Основную образовательную программу среднего общего образования.
Задачи курса:
Сформировать у обучающихся:
 способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной ситуации;
 способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих
неопределенность ситуации;
 способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность
использовать их в качестве инструментов ее преобразования.
Развить у обучающихся:
 способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной
ситуации;
 способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения
поставленной цели;
 способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа
предъявления достигнутых результатов социуму.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение учебного
предмета учебным планом: в 10 классе 1 учебный час в неделю при 34 учебных неделях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Индивидуальный проект» представлено современной
модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий
развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к
индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули,
включенные в данную программу, представляют собой относительно самостоятельные
единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и
адаптировать к любым условиям организации учебного процесса.
Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности
Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как

вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов.
Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный
проект. Практический проект. Управление проектами.
Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект
обучающегося-дидактическое средство активизации познавательной деятельности,
развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы
проекта.
Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников
информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и
выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления
результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм),
выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты:
интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.
Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная
деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и
исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские
проекты.
Основные
понятия
учебно-исследовательской
деятельности.
Феномен
исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское
поведение как творчество. Научные теории.
Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение
гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования.
Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация.
Умозаключения и выводы.
Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического
исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые
как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование,
анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического
исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).
Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта
(учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы
и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной
самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и
защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта,
исследовательской работы. Представление структуры индивидуального проекта (учебного
исследования).
Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской
деятельности
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации.
Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы
с информацией - методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.
Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки
зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы,
реферат, аннотация, рецензия.
Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных
технологии” в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления
данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Сетевые носители - источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет.
Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с
социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом.
Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и

графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.
Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемыпауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок).
Инфографика. Скрайбинг.
Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография,
справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных
плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и
систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с
помощью интеллект-карты.
Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы
обучающегося.
Модуль 3. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение
проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления
результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных
результатов. Оценка. Письменный отчет.
Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение
учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных форм
представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение
полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки
индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений
поставленной цели.
Модуль 4. Коммуникативные навыки
Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в
профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы делового общения.
Вербальное и невербальное общение.
Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия. Групповое
общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на
понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.
Практическое занятие. Дискуссия.
Практическое занятие. Дебаты.
Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки
выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств.
Анализ выступления.
Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов
проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности,
исследований.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В положениях ФГОС СОО содержатся требования к личностным, метапредметным
и предметным
результатам
освоения
школьниками
учебных
программ
по
общеобразовательным
предметам.
В соответствии
с данными
требованиями
к важнейшим личностным
результатам изучения
истории
в старшей
общеобразовательной школе на базовом уровне относятся следующие убеждения
и качества:
в сфере гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; готовность

решать проблемы социума; готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
в сфере патриотического воспитания: сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру; ценностное
отношение к историческому и природному наследию, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде;
в сфере духовно-нравственного
воспитания: сформированность
нравственного
сознания, этического поведения; способность оценивать ситуации нравственного выбора
и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности
и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада
в построение устойчивого будущего;
в сфере эстетического воспитания: способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего народа, ощущать эмоциональное воздействие
искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного
и мирового искусства;
в сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
в сфере трудового воспитания: уважение к труду и результатам трудовой
деятельности человека; формирование интереса к различным сферам профессиональной
деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию
и самообразованию на протяжении всей жизни;
в сфере экологического воспитания: сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной
и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей природной и социальной среде;
в понимании
ценности научного
познания:
совершенствование
языковой
и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
расширение представлений о методах научного познания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в старшей общеобразовательной
школе на базовом уровне выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: формулировать проблему, вопрос,
требующий решения; определять цели проекта, задавать параметры и критерии их
достижения; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную
задачу; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты
и различия; формулировать и обосновывать выводы; представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный
проект и др.); объяснять сферу применения и значение проведенного учебного
исследования;
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической
информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и др.) – извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать
информацию; различать виды источников информации; высказывать суждение
о достоверности и значении информации источника (по предложенным или

самостоятельно сформулированным критериям); рассматривать комплексы источников,
выявляя совпадения и различия их свидетельств; использовать средства современных
информационных и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических
норм, требований информационной безопасности; создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации.
В сфере универсальных коммуникативных действий:
общение: участвовать в обсуждении событий; излагать и аргументировать свою
точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения
и конструктивного взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
осуществление совместной деятельности: планировать и осуществлять совместную
работу, коллективные учебные проекты по учебным предметам и за рамками предметных
областей; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия
с другими членами команды; проявлять творчество и инициативу в индивидуальной
и командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы –
выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять
способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и др.;
владение приемами самоконтроля – осуществлять самоконтроль, рефлексию
и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом
установленных ошибок, возникших трудностей;
принятие себя и других – осознавать свои достижения и слабые стороны в учении,
школьном и внешкольном общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старших
поколений; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения
для совместного решения учебных задач, проблем.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения обучающийся научится:
 формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
 планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
 реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и
задач;
 оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с
целью презентации результатов работы над проектом;
 осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и
задачами и конечным результатом;
 использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и
задач образования;
 навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта
(исследования);
 осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
Ресурсы сети «Интернет»
1. Глобальная школьная лаборатория: https://globallab.org/ru/#. WaXDS61ePfY.
2. Лицей НИУ ВШЭ: https://school.hse.ru/docum.
3. Научная школа человекосообразного образования: http://khutorskoy.ru/ science/.
4. Открытая школа: http://openschool.ru.
6. Шаг школы в смешанное обучение: http://openschool.ru/ru/content/ lesson/18852.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».