АРП ЗПР, 7.1. ОРКСЭ. 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОРКСЭ».
4 класс

Городище

Адаптированная рабочая программа (далее – программа) для обучающегося с ЗПР на
уровне начального общего образования разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
 приказом Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
 уставом учреждения;
 Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с задержкой психического
развития различного характера.
Реализация программы осуществляется в условиях инклюзивного образования.
Цели и задачи учебного предмета
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
— знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
— развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в
жизни личности, семьи, общества;
— обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом
мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
—
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический
подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных
представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской
Федерации.

Цели образовательно-коррекционной работы:
 развитие
самостоятельности
обучающихся
при
выполнении
отдельных
заданий; приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
 формирование правильной грамотной речи, позитивного отношения к школе.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики» должны отражать сформированность умений:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как
осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях,
окружающей действительности;
—
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в России;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;
— высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и
нормы этикета, приводить примеры;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного
наследия
и
особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго
имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
— рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники);
российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх),
религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России),
праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни
человека, семьи;
— раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и
забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях;
уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
— распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в
российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;

— рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный
труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
— рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
— раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах
образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
— объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской
государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и
культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы
российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского
общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание
российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества
последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными
религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой
жизни в российской светской (гражданской) этике.
Содержание учебного предмета
Основы религиозных культур и светской этики Россия — наша Родина. Культура и
религия. Праздники в религиях мира. Представление о светской этике, об отечественных
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Знакомство с
основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе. Значение нравственности, веры и религии в
жизни человека и общества. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение
и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и
отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству.

№ по
плану

Тематическое планирование
Планируемые результаты

Тема урока

Дата проведения

Метапредметные

Предметные

Личностные

1

Этика – наука о
нравственной жизни
человека.

Формирование умений
воспринимать,
перерабатывать и
предъявлять
информацию в
словесной, образной,
символической формах,
анализировать и
перерабатывать
полученную
информацию в
соответствии с
поставленными
задачами.

Развитие представлений
о понятиях мораль, нравственность, светская и
религиозная этика, какое
значение имеет в жизни
человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог.

Формирование
мотивации к учебной
деятельности;
воспитание интереса к
новому учебному
материалу.

2

Правила общения для
всех.

Регулятивные:

Формирование первоначальных умений применять моральные нормы в
реальных жизненных
ситуациях, адекватно
оценивать свои поступки и действия людей на
основе традиционных
нравственных ценностей

- проявлять учебнопознавательный
интерес, осознавать
мотивацию к учебной
деятельности;
понимать причины
своего успеха или
неуспеха в учебной
деятельности.

3

От добрых правил –
добрые слова и
поступки.

- самостоятельно формулировать цели урока
после
предварительного
обсуждения.
- совместно с учителем
обнаруживать и форму-

по
плану

по
факту

лировать учебную задачу (проблему).
- совместно с учителем
составлять план решения задачи.
- работая по плану, сверять свои действия с
целью и при
необходимости
исправлять ошибки с
помощью учителя.
- в диалоге с учителем
вырабатывать критерии
оценки и оценивать
свою работу и работу
других учащихся.
- осуществлять
информационный
поиск для выполнения
учебных заданий.
Познавательные:
- ориентироваться в
своей системе знаний:
самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для
решения учебной задачи в один шаг.
- отбирать необходи-

и моральных норм.

- чувствовать
ответственность за
свой выбор; понимать,
что человек всегда
несёт ответственность
за свои поступки.
- оценивать
жизненные ситуации
и поступки людей с
точки зрения
общепринятых норм и
ценностей, отделять
поступки человека от
него самого.
- объяснять и
обосновывать с точки
зрения общепринятых
норм и ценностей,
какие поступки
считаются хорошими
и плохими.
- самостоятельно
определять и
формулировать самые
простые, общие для
всех людей правила
поведения (основы
общечеловеческих
нравственных
ценностей).
- опираясь на эти
правила, делать выбор

мые для решения учебной задачи источники
информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и
других материалов.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема,
рисунок и др.).
- перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
делать выводы на основе обобщения знаний;
составлять простой
план учебно-научного
текста, представлять
информацию в виде
текста, таблицы, схемы
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других людей:
оформлять свои мысли
в устной и письменной

своих поступков в
предложенных
ситуациях.
- планировать,
контролировать и оценивать учебные
действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями её
реализации.
- определять наиболее
эффективные способы
достижения
результата; вносить
соответствующие
коррективы в их
выполнение на основе
оценки и с учётом
характера ошибок.

речи с учётом своих
учебных и жизненных
речевых ситуаций; высказывать свою точку
зрения и обосновывать
её, приводя аргументы.
- слушать других людей, рассматривать их
точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым
изменить свою точку
зрения.
- читать вслух и про
себя тексты учебников
и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к
тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное;
составлять план.
- договариваться с
людьми: сотрудничать
в совместном решении
задачи, выполняя
разные роли в группе.
- сотрудничать со
взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях,
уметь не создавать
конфликтов и находить
выходы из спорных
ситуаций.
4

Премудрости этикета.

Знакомство со значением
этических норм, норм
морали и
нравственности.

5

Жизнь священна.

6

Человек рожден для
добра.

Обучение анализу жизненных ситуаций,
выбору нравственных
форм поведения,
сопоставляя их с
формами религиозной
культуры (православной
и др.)

7

Милосердие – закон
жизни.

Знакомство со значением
этических норм, норм
морали и нравственности
в жизни людей.

8

Уметь понять и
простить.

Анализ моральных и
этических требований,
предъявляемых к
человеку в светской
культуре и различных
культурных, в том числе
и религиозных
традициях.

9

Слово, обращенное к
себе.

10

Повторение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».