АРП ЗПР, 7.1. Математика. 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика».
4 класс

Авторы-составители:
учителя начальных
классов

Городище

Адаптированная рабочая программа (далее – программа) для обучающегося с ЗПР на
уровне начального общего образования разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
 приказом Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
 уставом учреждения;
 Адаптированной основной образовательной программой начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с задержкой психического
развития различного характера.
Реализация программы осуществляется в условиях инклюзивного образования.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим,
обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых
математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать на
доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту
практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков
отдельных познавательных процессов и познавательной деятельности в целом.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие
задачи учебного предмета:
 формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
 формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
 уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах,
пространственных отношениях;
 формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также
оперировать с результатами измерений и использовать их на практике;
 учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
 формировать способность использовать знаково-символические средства путем
усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
 формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
начальным
курсом
математики
(наблюдения,
анализа,
сравнения,
противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);

 развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания
использованием математической терминологии;
 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения
переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
способствовать
совершенствованию
познавательной
деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков
сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 2-4 классах
задачи учебного курса конкретизируются следующим образом:
 научить соотносить цифры и количество, названия и обозначения действий
сложения и вычитания;
 сформировать осознанные навыки арифметических действий (сложения и
вычитания, умножения и деления);
 научить устанавливать закономерность — правило, по которому составлена
числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или
самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько
единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
 научить группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
 научить классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять
свои действия;
 научить читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь,
скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между
ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр,
метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр —
миллиметр).
 научить распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг);
 научить выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
 научить использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач,
находить длину отрезка, периметр и площадь прямоугольника и квадрата;
 научить устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче,
 планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
 научить решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и
задачи, связанные с повседневной жизнью;
 воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся с
ЗПР низкую познавательную активность;
 удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога, а также
переносу полученных знаний.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Математика» является одним из основных в системе подготовки
младшего школьника. Умение производить арифметические действия, анализировать,
планировать, действовать в соответствии с алгоритмом, излагать свои мысли необходимо
для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к учебному предмету,
которое необходимо формировать с начала обучения, способствует осознанному усвоению

знаний, умений и навыков, а также большей успешности в быту. Без базовых знаний по
математике и автоматизированных навыков вычислений обучающиеся будут испытывать
значительные трудности в освоении учебных предметов в среднем звене школы. Однако
иногда даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение
необходимым учебным содержанием вызывает трудности по разным причинам.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет
разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над
пониманием обратимости математических операций, сопровождения совершаемых
действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное
высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный
вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У обучающихся
совершенствуется способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.
Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих
количественные отношения, памяток, отражающих ход решения задачи и т.п.
В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к
обучающимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Обучающиеся,
обнаруживающие относительно бо́льший потенциал успешности, должны выполнять
дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные
трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий,
посещая реализуемый педагогом-дефектологом модуль «Коррекция индивидуальных
пробелов в знаниях».
Коррекционно-развивающее значение учебного предмета заключается и в тесной
связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими
навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
Значение учебного предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
В общей системе коррекционно-развивающей работы учебный предмет
«Математика» в наибольшей степени способствует коррекции недостатков мышления и
улучшению функций планирования. При усвоении программного материала по математике
обучающиеся
овладевают
определенными
способами
деятельности:
учатся
ориентироваться в задании и проводить его анализ, обдумывать и планировать
предстоящие шаги выполнения работы, контролировать их правильность, рассказывать о
сделанном и давать ему оценку, что способствует развитию и совершенствованию
произвольности.
Для достижения коррекционно-развивающего эффекта настоятельно рекомендуется:
 широко
использовать
наглядно-практические
действия
при
решении
арифметических задач;
 предлагать детям самостоятельно составлять условие задачи;
 разбивать составную задачу на простые и решать их последовательно;
 при работе с мерами времени широко использовать упражнения, которые позволяют
детям почувствовать длительность того или иного временного отрезка;
 при наличии возможности понимать значение схемы широко пользоваться ими как
средствами, облегчающими решение;
 по возможности автоматизировать счетные навыки (только после того, как
обучающиеся действительно усвоят состав числа);
 при формировании счетного (и любого другого) навыка опираться на все каналы
восприятия учебной информации (слуховой, зрительный, тактильный);
 знакомить с новым материалом пошагово с детальным руководством выполнением
задания;
 использовать для обучающихся математические опоры, наглядные схемы, шаблоны
общего хода выполнения заданий (например: план-схема «решение задачи»).

Систематическое повторение позволяет прочно усвоить новый материал.
Обучающиеся с ЗПР, которым рекомендован вариант 7.1, нуждаются также в том, чтобы на
уроках математики учитель:
 создавал положительный эмоциональный настрой на уроке;
 постоянно сам напоминал-проговаривал способ и последовательность решения
задачи;
 предупреждал возможные неверные ответы наводящими вопросами;
 просил детей проговаривать совершаемые действия.
Предметные результаты АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.)
полностью совпадают с требованиями к предметным результатам, представленными в ООП
НОО.
Рабочая программа представлена в разделе «Рабочие программы для 1-4 классов».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».