АРП ЗПР, 7.1. Литературное чтение. 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение».
4 классы

Авторы-составители:
учителя начальных классов

Городище

Адаптированная рабочая программа (далее – программа) для обучающегося с ЗПР на
уровне начального общего образования разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
 приказом Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
 уставом учреждения;
 Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с задержкой психического
развития различного характера.
Реализация программы осуществляется в условиях инклюзивного образования.
Учебный предмет «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой
частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной
литературы. Данный учебный предмет способствует повышению читательской компетентности
обучащиюхся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР задачи учебного
предмета конкретизируются следующим образом:
 учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаковосимволические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
 формировать умение слитного по слогового чтения слов с разной слоговой структурой,
умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
 учить элементам выразительного чтения;
 учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения, передавать содержание прослушанного;
 учить использовать формы речевого этикета;
 познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы,
доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и
эстетические представления и чувства;
 учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе
личного опыта или впечатлений;
 развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный
опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
 воспитывать интерес к книгам и чтению;



содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в
системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение
излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное
отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение
учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую
успеваемость учащегося по всем предметным областям
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению
позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть
затруднения в чтении.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
обучения по другим учебным предметам начальной школы. В результате освоения предметного
содержания литературного чтения обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки и
способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое
высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и
сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить
информацию в словарях и др.
Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на
которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет
обучающимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного,
предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Уметь передавать при чтении
различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать
подробный, выборочный и краткий пересказ, уметь воспроизводить содержание текста-описания
или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Уметь
различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов,
образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы.
Уметь отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их,
объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым
школьным навыком.
Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об
окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения
отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя
учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем
незнакомых слов и выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет обучающимся передать
содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные
связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся
в правильном интонировании при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует
пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об
окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических
недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс
обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.
Предметные результаты АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) полностью
совпадают с требованиями к предметным результатам, представленными в ООП НОО.
Рабочая программа представлена в разделе «Рабочие программы для 1-4 классов».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».