АРП ЗПР, 7.1. Русский язык. 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык».
4 класс

Авторы-составители:
учителя начальных
классов

Городище

Адаптированная рабочая программа (далее – программа) для обучающегося с ЗПР на
уровне начального общего образования разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
 приказом Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 г. № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»,
 уставом учреждения;
 Адаптированной основной образовательной программой начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с задержкой психического
развития различного характера.
Реализация программы осуществляется в условиях инклюзивного образования.
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и
навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи
учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому
творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность
для обучающихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия,
звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного
высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и
знаково-символической (замещающей) функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
 формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
 формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
 уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
 развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать
целенаправленность и связность высказываний, точность и разнообразие лексики,
внятности и выразительности речи);
 формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;






формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений
языка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет
упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования, обучения
переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с
ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
Цели образовательно-коррекционной работы:
 развитие самостоятельности обучающихся при выполнении письменных и устных
заданий; приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
 приобретение
первоначального
опыта
практической
преобразовательной
деятельности на основе овладения научными знаниями;
 расширение кругозора и словарного запаса;
 формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в
себе, формирование навыка самоконтроля;
 формирование правильной грамотной речи, позитивного отношения к школе.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение
учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки
младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение
читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка.
Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо
поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры.
Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние
на общую успеваемость школьника по всем предметным областям. Однако даже у
школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного
содержания нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации
речевой деятельности.
При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, как правило, не слышат в
слове отдельных звуков, не могут устанавливать их последовательность, плохо
артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения (формы
множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму
(рассогласование слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У
детей недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и поощрять.
Они нередко продолжают демонстрировать слабые языковые способности и недостаточные
речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова,
дифференцировать сходные фонемы, выделить границы предложения, согласовывать слова
в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ,
пользоваться речевыми формами этикета. У обучающихся с ЗПР могут наблюдаться
нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, не скорригированные в период предшествующего обучения.
Обучение учебному предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления
не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков развития, типичных для
учащихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический перенос на контингент с ЗПР
методических рекомендаций по обучению школьников, не обнаруживающих отставания в
развитии, равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых

организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе, пролонгация
обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.
В ходе обучения младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в
области морфологии, орфографии и пунктуации, совершенствует навыки письма и чтения,
обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания.
Учитель может самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника,
которые заведомо сложны для учащихся, подбирать дидактический материал к некоторым
урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников, уменьшать объем
выполнения для более слабых и т.п.
Предметные результаты АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.)
полностью совпадают с требованиями к предметным результатам, представленными в ООП
НОО.
Рабочая программа представлена в разделе «Рабочие программы для 1-4 классов».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».