АРП. Музыка. 1-4 классы. ТНР. Вариант 5.2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
1-4 классы.

Автор-составитель:
Тырина
Анна Анатольевна

Городище

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по музыке (далее – программа) разработана в
соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»,
 приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» (с изменениями и дополнениями);
 приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 уставом учреждения,
 Адаптированной основной образовательной программой начального общего
образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с ТНР.
Основные задачи, в том числе коррекционно-развивающие:
- формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека,
ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и
интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование умений воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальному произведению;
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-целостному
восприятию произведений музыкального искусства;
- развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, дыхания,
способности к свободной голосоподаче и голосоведению;
- создание благоприятных предпосылок для коррекции просодических нарушений
(восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в
музыкальных произведениях) и овладение обучающимися комплексом просодических
средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации;
- развитие слухового внимания, координации между дыханием и голосом;
- формирование и охрана детского голоса с учетом психофизиологического и
речевого развития обучающихся;
- закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции звуков.
Предметные результаты
- сформированность представлений о роли музыки в жизни человека, в его
духовно-нравственном развитии;
- сформированность общих представлений о музыкальной картине мира;

- сформированность основ музыкальной культуры, (в том числе на материале
музыкальной культуры родного края), наличие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- сформированность устойчивого интереса к музыке и к различным видам
музыкально-творческой деятельности (слушание, пение, движения под музыку и др.);
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
- умение воспринимать и осознавать темпо-ритмические, звуковысотные,
динамические изменения в музыкальных произведениях;
- сформированность фонационного дыхания, правильной техники голосоподачи,
умений произвольно изменять акустические характеристики голоса в диапазоне, заданном
музыкальным произведением;
- умение координировать работу дыхательной и голосовой мускулатуры;
- овладение приемами пения, освоение вокально-хоровых умений и навыков (с
соблюдением нормативного произношения звуков);
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений
(фольклору, религиозной, классической и современной музыке);
- умение понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений
разных жанров и стилей;
- овладение способностью музыкального анализа произведений;
- сформированность пространственной ориентировки обучающихся при
выполнении движения под музыку;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в
импровизациях;
- освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах, умение
сопровождать мелодию собственной игрой на музыкальных инструментах.
Содержание учебного предмета
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются слушание
музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение,
драматизация музыкальных произведений.
Содержание рабочей программы учебного предмета «Музыка» по таким видам
учебной деятельности как слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение,
драматизация музыкальных произведений тесным образом связано с содержанием
коррекционных курсов «Произношение», «Логопедическая ритмика» и содержанием
индивидуальной/подгрупповой логопедической работы, обеспечивая коррекцию
психофизиологических механизмов речевой деятельности. Связь учебных предметов
«Музыка», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство» способствует
эстетическому развитию, обогащает опыт целостного восприятия литературных
художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного
искусства.
Слушание музыки. Слушание музыки является важным элементом музыкально-эстетического воспитания детей. Оно способствует восприятию и пониманию музыки во
всем богатстве ее форм и жанров, расширяет музыкальный кругозор, развивает
музыкальное мышление, обогащает внутренний мир ребенка, воспитывает у обучающихся
музыкальную культуру как часть духовной культуры.
Слушание музыки является важным средством воспитания музыкального слуха,
что создает благоприятные предпосылки для коррекции просодических нарушений
(восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в
музыкальных произведениях обеспечивает овладение обучающимися комплексом

просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной
функции интонации).
Восприятие музыки во многом зависит от установки, которая дается педагогом
перед слушанием музыки. После прослушивания музыкального произведения следует
перейти к его анализу. Анализ при активном участии обучающихся, с привлечением
внимания к средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, характер
мелодии, состав исполнителей, форма произведения).
В процессе осуществления этого вида деятельности следует применять
разнообразные учебные пособия и технические средства обучения, что обеспечивает
возможность разнообразить слуховые впечатления от звучания симфонического оркестра,
инструментальной и вокально-хоровой музыки.
Слушание музыки обогащает опыт эмоционально-образного восприятия музыки
различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.
Пение. Пение имеет большое коррекционное значение для обучающихся с ТНР.
Развивая вокально-хоровые навыки, необходимо учитывать, что у большинства
обучающихся с ТНР имеется недостаточность слухового внимания, координации между
дыханием и голосом. Обучение пению начинается с правильной певческой установки:
сидеть (или стоять) прямо, ненапряженно, слегка отведя плечи назад.
Это необходимо для развития фонационного дыхания и формирования детского
певческого голоса. Фонационное дыхание должно быть свободным, ровным, глубоким это необходимо для развития мягкого, красивого вокального звучания голоса.
Важной задачей является формирование и охрана детского голоса. При подборе
песен для обучающихся с ТНР учитывается характер нарушений психофизиологического
и речевого развития детей, что обусловливает отбор вокального и речевого материала.
Усложнение в обучении пению идет постепенно, с соблюдением
последовательности в выборе песен и упражнений. Специальные вокальные упражнения распевания
соответствуют определенным певческим и коррекционным задачам,
обеспечивая координированную работу дыхательной и голосовой мускулатуры,
свободную голосоподачу и голосоведение, закрепление сформированной (на
логопедических занятиях) артикуляции звуков.
Работа по обучению пению включает в себя несколько этапов. После беседы и
исполнения песни проводится разбор текста. Затем отхлопывается ритмический рисунок
песни с одновременным проговариванием текста. Мелодическое разучивание песни может
начинаться как с запева, так и с припева; при этом учитель помогает исполнению трудных
музыкальных фраз и отдельных слов.
Развивая у обучающихся сознательное и эмоциональное отношение к содержанию
песни, учитель приучает их к художественной выразительности в пении, воспитывает
музыкальный вкус.
Обучение пению обеспечивает самовыражение обучающегося в пении, освоение
вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского
замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Предусматривает коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах, участие в
исполнении музыкальных произведений, овладение опытом индивидуальной творческой
деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Реализация данного вида деятельности
способствует формированию общих представлений о пластических средствах
выразительности, развитию
индивидуально-личностного выражения образного
содержания музыки через пластику, созданию коллективных музыкально-пластических
композиций, танцевальных импровизаций.
Драматизация музыкальных произведений. Осуществляется в театрализованных
формах музыкально-творческой деятельности (музыкальные игры, инсценирование песен,

танцев, игры-драматизации) посредством выражения образного содержания музыкальных
произведений с помощью средств выразительности различных видов искусств.
Рабочую программу учебного предмета «Музыка» составляют следующие разделы:
«Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства»,
«Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как
естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни,
природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно­эмоциональных сферах музыки
и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита,
кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки, игры­драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная
музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно­образная
природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонация как озвученное выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация - источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм,
темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное
воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в
сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального
развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно­образного
содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и
др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и
инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские
коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали
музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,
DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая,
оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский,
мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой,
народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные
музыкально­поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».