АРП. Труд. 1-4 классы. ТНР. Вариант 5.2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Труд»
1 класс.

Автор-составитель:
Фролова
София Михайловна

Городище

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по труду (далее – программа) разработана в
соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»,
 приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» (с изменениями и дополнениями);
 приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 уставом учреждения,
 Адаптированной основной образовательной программой начального общего
образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с ТНР.
Программа отражает современные требования к модернизации содержания
технологического образования при сохранении традиций русской школы, в том числе и в
области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования
общетрудовых и специальных знаний и умений обучающихся по преобразованию различных
материалов в материальные продукты.
Программа разработана в соответствии с требованиями личностно-деятельностного
подхода к трудовому обучению, ориентирована на формирование у обучающихся с ТНР
общих учебных умений и навыков в различных видах умственной, практической и речевой
деятельности.
Основные задачи, в том числе коррекционно-развивающие:
- формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его
социальной значимости, первоначальных представлений о мире профессий, потребности в
трудовой деятельности;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- освоение технологических знаний, технологической культуры, получаемых при
изучении учебных предметов начальной школы, а также на основе включения в
разнообразные виды технологической деятельности;
- формирование положительного опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития,
помощи близким;
- обучение планированию организации практической деятельности, осуществлению
объективной оценки процесса и результатов деятельности, соблюдению безопасных приемов
работы при работе с различными инструментами и материалами;

- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности,
уважительного отношения к людям и результатам труда, причастности к коллективной
трудовой деятельности;
- овладение первоначальными умениями поиска, передачи, хранения, преобразования
информации в процессе работы с компьютером;
- коррекция и развитие психических процессов, мелкой моторики, речи.
- формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его
социальной значимости, первоначальных представлений о мире профессий, потребности в
трудовой деятельности;
- формирование картины материальной и духовной культуры как продукта
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- освоение технологических знаний, технологической культуры, получаемых при
изучении учебных предметов начальной школы, а также на основе включения в
разнообразные виды технологической деятельности;
- формирование положительного опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития,
помощи близким;
- обучение планированию организации практической деятельности, осуществлению
объективной оценки процесса и результатов деятельности, соблюдению безопасных приемов
работы при работе с различными инструментами и материалами;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности,
уважительного отношения к людям и результатам труда, причастности к коллективной
трудовой деятельности;
- овладение первоначальными умениями поиска, передачи, хранения, преобразования
информации в процессе работы с компьютером;
- коррекция и развитие психических процессов, мелкой моторики, речи.
Предметные результаты
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного
выбора профессии;
- получение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
- знания о назначении и правилах использования ручного инструмента для
обработки бумаги, картона, ткани и пр.;
- умение определять и соблюдать последовательность технологических операций
при изготовлении изделия;
- овладение основными технологическими приемами ручной обработки
материалов;
- умение подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в
зависимости от цели;
- умение изготавливать изделия из доступных материалов, модели несложных
объектов из деталей конструктора по образцу, эскизу, собственному замыслу;
- усвоение правил техники безопасности;
- овладение навыками совместной продуктивной деятельности, сотрудничества,
взаимопомощи, планирования, коммуникации;
- овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных
сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации,
социального и трудового взаимодействия;
- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения
несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и
организационных задач;

- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и
проектных художественно-конструкторских задач;
- обогащение лексикона словами, обозначающими материалы, их признаки,
действия, производимые во время изготовления изделия;
- овладение умением составлять план связного рассказа о проделанной работе на
основе последовательности трудовых операций при изготовлении изделия;
- овладение простыми умениями работы с компьютером и компьютерными
программами.
Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Труд» обеспечивает интеграцию в образовательном процессе
различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоциональноэстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для
гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья.
На уроках труда закрепляются речевые навыки и умения, которые обучающиеся с
ТНР получают на уроках русского языка, литературного чтения, на коррекционных курсах
«Произношение», «Развитие речи». Большое внимание уделяется развитию понимания речи:
умению вслушиваться в речь и вопросы учителя, выполнять по его инструкциям трудовые
операции и отбирать соответствующий материал, а также различать и знать основные
качества материалов, из которых изготавливают изделия.
Учитель,
выполняя
действия,
характеризуя
материалы
и
раскрывая
последовательность выполнения работы, знакомит обучающихся со словами,
обозначающими материалы, их признаки, с названиями действий, которые производятся во
время изготовления изделий. На начальных этапах обучающиеся изготавливают различные
изделия совместно с учителем. При этом учитель сопровождает работу направляющими и
уточняющими инструкциями.
Последовательность трудовых операций при изготовлении изделий служит планом в
построении связного рассказа о проделанной работе.
Реализуя межпредметные связи с учебным предметом «Окружающий мир»,
формируется понимание значения труда в жизни человека и общества, общественной
значимости и ценности труда, личной ответственности человека за результат своего труда.
В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется
через результат творческой деятельности обучающихся.
Рабочая программа включает информацию о видах и свойствах определенных
материалов, средствах и технологических способах их обработки и др.; информацию,
направленную на достижение определенных дидактических целей.
Учебный предмет «Труд» обеспечивает саморазвитие и развитие личности каждого
обучающегося в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную
деятельность, усвоение обучающимися основ политехнических знаний и умений:
- общетрудовые знания, умения и способы деятельности (рассмотрение
разнообразных видов профессиональной деятельности, профориентационная работа,
домашний труд);
- изготовление изделий из бумаги и картона (поздравительная открытка, мозаика,
квилинг, сувениры);
- изготовление изделий из природного материала (аппликация из семян, сувениры,
герои сказок);
- изготовление изделий из текстильных материалов (вышивка, ниткография,
тряпичная кукла);
- работа с различными материалами (проволока, поролон, фольга и т.д.);
- сборка моделей и макетов из деталей конструктора (макет домика (объемный),
бумажное зодчество (на плоскости), макет русского костюма).

В рабочую программу учебного предмета «Труд» входят следующие разделы:
«Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда»; «Технология
ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»; «Конструирование и
моделирование»; «Практика работы на компьютере».
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы
быта и декоративно­прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере
2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного
искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные
условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их
профессии.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов
и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из
учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы.
Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление
сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные
проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам,
инвалидам), праздники и т.п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду,
оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе (знание названий используемых материалов).
Экономное
расходование
материалов.
Выбор
материалов
по
их
декоративно­художественным
и
конструктивным
свойствам,
использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий
используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного
использования. В начальной школе используются любые доступные в обработке
обучающимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные,
синтетические и др.), материалы, используемые в декоративно­прикладном творчестве
Волгоградской области.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и
назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка;
обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в
действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с
помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание
ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и
др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды
соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и

др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов
разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды
условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка,
схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба,
размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений.
Разметка
деталей
с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо
изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее
представление, название). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций
и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к
изделию
(соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям
(технико­технологическим, функциональным, декоративно­художественным и пр.).
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки
информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование
мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы
поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов
труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа
с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных
носителях (CD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной обучающимся тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков
из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».