АРП. Литературное чтение. 2-4 классы. ТНР. Вариант 5.2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»
2-4 классы.

Автор-составитель:
Фролова
София Михайловна

Городище

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (далее – программа)
разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»,
 приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» (с изменениями и дополнениями);
 приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 уставом учреждения,
 Адаптированной основной образовательной программой начального общего
образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с ТНР.
Основными задачами уроков литературного чтения являются:
- обучение сознательному, правильному, беглому, выразительному чтению, чтению
вслух и про себя;
- освоение общекультурных навыков чтения, формирование умений понимать
содержание художественного произведения, работать с текстом;
- овладение коммуникативной культурой, обогащение и активизация речи
обучающихся, формирование умения выражать свои мысли;
- расширение и углубление знаний обучающихся об окружающем мире;
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса, понимания
духовной сущности произведений;
- формирование у обучающихся интереса к книгам, к самостоятельному чтению;
- коррекция нарушений устной и письменной речи (обогащение словарного запаса,
уточнение значений слов, преодоление аграмматизма, расширение речевой практики
обучающихся, развитие их познавательной деятельности, мыслительных операций,
интеллектуальных, организационных умений).
Программа по литературному чтению для каждого класса состоит из следующих
разделов: «Виды речевой деятельности», «Виды читательской деятельности», «Круг
детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность
обучающихся (на основе литературных произведений)». С учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР в программу по литературному
чтению включается раздел «Коммуникативное и речевое развитие».
Основные задачи, в том числе коррекционно-развивающие:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об

окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметнопрактического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций
предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным
материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Литературное
чтение»:
- восприятие художественной литературы как вида искусства;
- умение работать с информацией;
- умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением вслух;
- умение использовать разные виды чтения (ознакомительное, просмотровое,
выборочное) в соответствии с коммуникативной установкой;
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста;
- умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии
автора, иллюстрациям, ключевым словам, самостоятельно находить ключевые слова в
тексте художественного произведения;
- умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, пользоваться
словарями и справочниками для уточнения значения незнакомых слов;
- умение делить текст на части, составлять простой и сложный план;
- умение самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- умение находить в тексте материал для характеристики героя;
- умение самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и
поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- владеть подробным и выборочным пересказом текста по плану и без него;
- умение составлять устные и письменные описания;
- умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили;
- умение высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том
числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- умение относить произведения к жанрам рассказа, повести, басни, пьесы по
определённым признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
- определять в художественном тексте сравнения, эпитеты, метафоры;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- умение самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, постановка
вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль, словарная
работа);
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере изложения;
- умение выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентации);
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Содержание учебного предмета
Программа по литературному чтению для каждого класса состоит из следующих
разделов: «Виды речевой деятельности», «Виды читательской деятельности», «Круг
детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность

обучающихся (на основе литературных произведений)». С учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР в программу по литературному
чтению включается раздел «Коммуникативное и речевое развитие».
Виды речевой и читательской деятельности
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения,
позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм
чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с
помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания
и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление
текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами
информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов.
Книга
как
особый
вид
Библиографическая
культура.
искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация,
иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на
внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью
учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных
правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание
понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика
героя
произведения
с
использованием
художественно­выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и

выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины
поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Выявление
авторского
отношения
к
герою
на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление
текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Понимание
заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача информации).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление
причинно­следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на
части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые
слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение
главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения (понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного
общения.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в
высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом
специфики учебного и художественного текста. Построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнение и др.) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской
литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших
школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научно­популярная, справочно­энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих
поступках
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор
(рассказчик), сюжет, тема; герой произведения (портрет, речь, поступки); отношение
автора к герою.
Общее
представление
о
композиционных
особенностях
построения
разных
видов
рассказывания:
повествование
(рас­
сказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение,
определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок:
лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Коммуникативное и речевое развитие
Данный раздел ориентирован на решение коррекционно-развивающих задач в
области преодоления первичного речевого нарушения и содержит значительный
потенциал для работы по преодолению фонетического, лексико-грамматического
дефицита, для формирования речевых умений, связанных с аудированием (слушанием) и
говорением. Особое место в этом отношении принадлежит работе с текстом. Слушание,
пересказ, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям, ответы на
вопросы по содержанию, самостоятельное формулирование вопросов по содержанию
текста, высказывание собственной точки зрения по обсуждаемому произведению,
передача впечатлений о прослушанном или прочитанном тексте и т.д. способствуют
развитию важных для коммуникативного развития обучающихся видов речевой
деятельности. Перечисленные (и другие) виды работы способствуют отработке
следующих групп коммуникативных умений:
- информационно-коммуникативных (умение вступать в общение, ориентироваться
в партнерах и ситуациях общения);
- регуляционно-коммуникативных (умение согласовывать действия, мнения,
установки с потребностями партнеров по общению, применять индивидуальные способы
при решении совместных коммуникативных задач, оценивать результаты совместного
общения);
- аффективно-коммуникативных (умение делиться своими чувствами, настроением
с партнерами по общению, проявлять эмпатию, оценивать эмоциональное поведение друг
друга).
Творческая
деятельность
обучающихся
(на
основе
литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное
рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно­следственных связей, последовательности
событий, соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст

по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению
или на основе личного опыта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».