Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в учреждении, редакция 2023

ПОРЯДОК
организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»
1.Общие положения
1.1. Настоящий Порядок является документом
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Городищенская средняя школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 3».
1.2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам в
Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении «Городищенская средняя школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 3» (далее – Порядок, учреждение) разработан в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
 приказом Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
 приказом
Министерства
просвещения
России
от
09.11.2018
№
196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и
дополнениями);
 уставом учреждения.
1.3. Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации
образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов.
1.4. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным
(общеразвивающим) программам направлена на:
 формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом;
 формирование укрепление здоровья, культуры здорового и безопасного образа
жизни;

 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся;
 выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
 профессиональную ориентацию обучающихся;
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
 создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области
физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной
подготовки;
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры обучающихся;
 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов.
5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним
определяются самой программой, разработанной учреждением. Программа утверждается на
заседании научно-методического совета учреждения и вводится в действие приказом
учреждения.
2. Организация образовательного процесса
по дополнительным общеобразовательным программам
2.1. Педагогические работники учреждения могут реализовывать дополнительные
общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное
время.
2.2. При наличии в штатном расписании педагогов дополнительного образования и в
рамках оказания платных образовательных услуг учреждение организует образовательный
процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам,
сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий
(разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы,
секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры,
мастерские, школы) (далее - объединения), а также индивидуально.
2.3. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в
порядке, установленном локальными нормативными актами учреждения.
2.4 Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным
программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом
объединения.
2.5. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не
установлено законодательством Российской Федерации.
2.6. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также
продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных
общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом учреждения.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в
процессе обучения из одного объединения в другое.
2.7. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются учреждением как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ
используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18
сентября 2017 г., регистрационный № 48226).
При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания
образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих
образовательных технологий.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и
средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или
психическому здоровью обучающихся, запрещается.
2.8. Учреждение ежегодно обновляет дополнительные общеобразовательные программы с
учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
2.9. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся учреждения по представлению педагогических работников
с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
2.10. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учреждение может
организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для
совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей).
2.11. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных
программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее
образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных
общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную
деятельность)
и
отвечающими
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2.12. Учреждение вправе в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № ФЗ-273
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) привлекать к
занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным
программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по
специальностям
и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения.
2.13. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения
совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные
представители).
2.14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые
проводятся по группам или индивидуально.
2.15. Учреждение самостоятельно определяет формы аудиторных занятий, а также (при
необходимости) формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации
обучающихся.
2.16. Учреждение может на договорной основе оказывать услуги по реализации
дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности
обучающихся педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также
молодежным и детским общественным объединениям и организациям.
3. Организация образовательного процесса
по дополнительным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов
3.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов учреждение организует образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития

указанных категорий обучающихся.
3.2. Учреждение создает специальные условия, без которых невозможно или затруднено
освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями
обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися
с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с
учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психологомедико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов.
3.3. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами учреждение
обеспечивает:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;
 адаптацию официальных сайтов учреждения в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их
к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
 размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими,
местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной
информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным
(высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом
или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
 присутствие ассистента (при необходимости), оказывающего обучающемуся
необходимую помощь;
 выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или
аудиофайлы);
 доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к
зданию учреждения, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы
обучения самого обучающегося;
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
 дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их
размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
 предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материальнотехнические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа
обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения учреждения, а
также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных
дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м;
наличие специальных кресел и других приспособлений).
3.4. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и
инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья,

детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах учреждения.
С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и
инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в учреждении, так и по месту
жительства.
3.5. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов определяются адаптированной образовательной программой.
Обучение по дополнительным общеобразовательным программам обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется
учреждением с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по
дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе
дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для
обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной
педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу
профессиональной переподготовки.
3.6. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются
бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги
соответствующих специалистов.
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов учреждением обеспечивается предоставление учебных,
лекционных материалов в электронном виде.
3.7. Учреждение может на договорной основе оказывать услуги по реализации
дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой деятельности
обучающихся педагогическим коллективам других образовательных организаций, а также
молодежным и детским общественным объединениям и организациям.

Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным
программам в учреждении разработан методистом
Е.В. Толмачевой


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».