МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 8 ноября 2022 г. N 955 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), и абзацем вторым пункта 30 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942), приказываю: утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министр С.С.КРАВЦОВ Утверждены приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. N 955 ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 1. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915), от 31 декабря 2015 г. N 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828): а) абзац пятый пункта 7 признать утратившим силу; б) в абзаце шестнадцатом пункта 14 слова "с учетом примерной основной образовательной программы" заменить словами "федеральной основной образовательной программой основного общего образования"; в) дополнить новой сноской "4" к абзацу шестнадцатому пункта 14 следующего содержания: "<4> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541)."; г) в абзаце шестом пункта 23 слова "нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования" заменить словами "объем финансового обеспечения реализации образовательной программы"; д) сноску "4" к абзацу шестому пункта 23 считать соответственно сноской "5", изложив ее в следующей редакции: "<5> Часть 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 29, ст. 5262).". 2. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный N 53776): а) в подпункте 3 пункта 1.6 слово "основных" исключить; б) пункт 1.7 изложить в следующей редакции: "1.7. Стандарт является основой для: 1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее - федеральная программа) <3>; 2) разработки Программы; 3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования; 4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта; 5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации; 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития." в) дополнить новой сноской "3" к подпункту 1 пункта 1.7 следующего содержания: "<3> Часть 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541)."; г) в абзаце первом пункта 2.5 слова "с учетом Примерных программ" заменить словами "федеральной программой"; д) сноску "3" к абзацу первому пункта 2.5 считать сноской "4", изложив ее в следующей редакции: "<4> Части 6 и 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541)."; е) сноску "4" к абзацу третьему пункта 2.5 считать соответственно сноской "5"; ж) пункты 2.6 и 2.7 изложить в следующей редакции: "2.6. Содержание Программы должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на: усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе; развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений; развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве (цифровой среде). Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на: развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания; формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их безопасного использования. Образовательная область "Речевое развитие" включает: владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; формирование правильного звукопроизношения; развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической); ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; развитие речевого творчества; формирование предпосылок к обучению грамоте. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое); формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах искусства; реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое); развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое). Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает: приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики; формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве; овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки); обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое); воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения российских спортсменов; приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение со взрослым; двигательная (пространственно-предметные перемещения, хватание, ползание, ходьба, тактильно-двигательные игры); предметно-манипулятивная (орудийные и соотносящие действия с предметами); речевая (слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова); элементарная музыкальная деятельность (слушание музыки, танцевальные движения на основе подражания, музыкальные игры). в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения). для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность (сюжетноролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативнопознавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка; двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другое); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)."; з) пункт 2.10 изложить в следующей редакции: "2.10. Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы <6>."; и) дополнить новой сноской "6" к пункту 2.10 следующего содержания: "<6> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541)."; к) сноски "5" - "8" к пунктам 3.2.1, 3.4.4 и 4.3 считать соответственно сносками "7" "10"; л) абзац третий пункта 2.11.2 изложить в следующей редакции: "а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;"; м) абзац первый пункта 2.12 изложить в следующей редакции: "2.12. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы."; н) абзац четвертый пункта 2.13 изложить в следующей редакции: "2) ссылка на федеральную программу;"; о) в наименовании главы III слово "основной" исключить; п) в пункте 3.2 слова "основной образовательной программы дошкольного образования" заменить словом "Программы"; р) пункт 3.2.9 изложить в следующей редакции: "3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующим до 1 марта 2027 г., и санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г."; с) в пункте 3.5 слова "основной образовательной программы дошкольного образования" заменить словом "Программы"; т) в пункте 3.6 "основной образовательной программы дошкольного образования" заменить словом "Программы"; у) в наименовании главы IV слово "основной" исключить; ф) пункт 4.6 изложить в следующей редакции: "4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте: ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды, используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания, манипулирует предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу; ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на общение со взрослым; ребенок понимает речь взрослого, положительно реагирует на знакомых людей, имена близких родственников; ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно реагирует на слова, регулирующие поведение (можно, нельзя и другое); ребенок произносит несколько простых, облегченных слов; ребенок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых (катает машинку, кормит собачку, качает куклу); ребенок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры; ребенок ориентируется в знакомой обстановке, активно действует с окружающими предметами (открывает и закрывает дверцы шкафа, выдвигает ящики); ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям; эмоционально реагирует на музыку, пение, прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов. Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом; в игровых действиях ребенок отображает действия взрослых, их последовательность, взаимосвязь; ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым; рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них; ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях; ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и прочее) и умеет пользоваться ими; ребенок владеет основными гигиеническими навыками, простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и другое); ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения; ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства; осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движения и управлять ими; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены; ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии; у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью; ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты; ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; стремится сохранять позитивную самооценку; способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие); ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в различных деятельностях; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему; ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и творческого самовыражения; знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров; демонстрирует готовность к обучению грамоте; ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, проявлять эстетическое и эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру; владеет художественными умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу; ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.". 3. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35847): а) в абзаце втором пункта 1.7 слово "примерных" заменить словом "федеральной"; б) в абзаце первом пункта 2.2 слова "с учетом примерной" заменить словом "федеральной". 4. В федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35850): а) в абзаце первом пункта 2.2 слова "с учетом примерной" заменить словом "федеральной"; б) в абзаце двадцатом пункта 2.8 слово "примерной" заменить словом "федеральной". 5. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64100), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 569 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный N 69676): а) пункт 11 признать утратившим силу; б) пункт 12 изложить в следующей редакции: "12. На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатывается федеральная основная образовательная программа начального общего образования (далее - ФООП), в том числе предусматривающая углубленное изучение отдельных учебных предметов.". в) дополнить новой сноской "6(1)" к пункту 12 следующего содержания: "<6(1)> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541)."; г) пункт 13 изложить в следующей редакции: "13. Содержание начального общего образования определяется программой начального общего образования, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу начального общего образования в соответствии со ФГОС и ФООП. Содержание и планируемые результаты разработанных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП."; д) пункт 14 признать утратившим силу; е) пункт 39.2 изложить в следующей редакции: "39.2. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы начального общего образования должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <19> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <20>."; ж) дополнить пункт 39.2 новыми сносками "19" и "20" следующего содержания: "<19> Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2022, N 45, ст. 7677). <20> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 41, ст. 6959."; з) пункт 39.3 и сноску "19" к пункту 39.3 признать утратившими силу; и) в абзаце первом пункта 43.2 слова "с учетом ПООП" заменить словами "и ФООП". 6. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный N 64101), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 568 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2022 г., регистрационный N 69675): а) пункт 10 признать утратившим силу; б) пункт 11 изложить в следующей редакции: "11. На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатывается федеральная основная общеобразовательная программа - образовательная программа основного общего образования (далее - ФООП), в том числе предусматривающая углубленное изучение отдельных учебных предметов."; в) дополнить новой сноской "3(1)" к пункту 11 следующего содержания: "<3(1)> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541)."; г) пункт 12 изложить в следующей редакции: "12. Содержание основного общего образования определяется программой основного общего образования, в том числе адаптированной, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу основного общего образования, в том числе адаптированную, в соответствии со ФГОС и ФООП, в том числе федеральными адаптированными программами основного общего образования. При обучении обучающихся с ОВЗ Организация разрабатывает адаптированную программу основного общего образования (одну или несколько) в соответствии со ФГОС и федеральными адаптированными программами основного общего образования. Содержание и планируемые результаты разработанных Организацией образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП."; д) пункт 13 признать утратившим силу; е) в абзацах четырнадцатом и шестнадцатом пункта 33.1 слова "с учетом примерных адаптированных программ" заменить словами "в соответствии с федеральными адаптированными программами"; ж) пункт 40.2 изложить в следующей редакции: "40.2. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного общего образования должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <16> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <17>."; з) дополнить пункт 40.2 новыми сносками "16" и "17" следующего содержания: "<16> Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2022, N 45, ст. 7677). <17> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 41, ст. 6959."; и) пункты 40.3, 40.4 и сноску "16" к пункту 40.4 признать утратившими силу; к) в абзаце первом пункта 45.2 слова "с учетом ПООП" заменить словами "и ФООП"; л) в пункте 46 слово "примерных" заменить словом "федеральных".