Дистанционное обучение детей с ЗПР

Дистанционное обучение детей с ЗПР.
Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для
дистанционной формы обучения ребенка
Читая форумы и чаты родителей, можно увидеть, что в последнее
время их все чаще захлестывают негативные эмоции. Дети и родители,
оказавшиеся в непривычных для них условиях дистанционного обучения,
сталкиваются с трудностями как технического, так и организационного
характера. И если такие трудности возникают даже у детей с условно
нормативным развитием, то как же быть мамам учеников с задержкой
психического развития? Попробуем разобраться в самых частых проблемах.
Прежде всего, родителям очень важно выстроить траекторию занятости
ребенка на день. Напомним, что ребенку с ЗПР достаточно трудно долго
удерживать активное внимание, контролировать свое поведение, выполнять
учебные задания, поэтому он постоянно стремится перейти в игровую
ситуацию. Характерной чертой этих детей является несамостоятельность в
действиях, сложность в подчинении новым требованиям, им нужен
дополнительный контроль со стороны взрослого. Таким образом, для
смягчения новой нестандартной ситуации рекомендуем начинать утро с
описания того, как будет выстроен день, какие формы заданий предстоит
сделать, будет ли ребенок работать на компьютере или задания будут
письменными/устными,

будет

ли

урок

проводиться

в

режиме

видеоконференции или презентации. Важно озвучить ребенку, какова будет
последовательность занятий, кто будет ему помогать (мама, бабушка,
частный педагог, старший брат или сестра), а кто – контролировать (учитель
или самопроверка). Все эти меры помогут настроить ребенка на занятия,
снизить уровень тревожности, который у некоторых детей с ЗПР и так
повышен в силу особенностей их развития.
Исходя из описанных особенностей детей, мы понимаем, что вариант
дистанционного обучения, при котором учитель дает задание через ЭЖД

(электронный журнал), а ребенок должен его выполнить и отправить обратно
на проверку, целиком ложится на плечи родителей, так как самоорганизовать
себя ребенок с ЗПР, особенно младшего школьного возраста, не может.
Такому ребенку больше подходит формат индивидуальных скайп-сессий.
Поначалу очень важно, чтобы родитель присутствовал рядом, контролируя
уровень включенности ребенка в образовательный процесс и помогая ему в
организации деятельности.
Один из важных моментов, на который родители часто не обращают
должного внимания – это организация рабочего места ребенка. У ученика с
ЗПР имеются особенности развития произвольного внимания, и без внешней
помощи ему трудно сконцентрироваться. В связи с этим важно, чтобы
рабочий стол ребенка стоял у стены или у окна, занавешенного плотными
шторами или жалюзи. В боковые поля зрения не должны попадать какиелибо отвлекающие предметы (игрушки, книги, плакаты, журналы и т.д). На
столе должно быть только то, что необходимо ребенку для конкретного
занятия. Например, если нужны лишь тетрадь и две ручки (обычная и
зеленая), не стоит оставлять перед ребенком пенал целиком – важно помнить,
что ему не очень хочется заниматься и он с большим удовольствием будет
что-то в нем искать, ронять, поднимать и т.д. Важно ограничить предметную
среду вокруг ребенка, чтобы занятие получилось продуктивным, а не
растянутым. В целях контроля ребенком времени, отведенного на
выполнение задания, могут использоваться, например, песочные часы.
Мотивация – это важный компонент любой деятельности, в том числе и
учебной. Чтобы ребенок действительно усваивал информацию, важно, чтобы
он хотел с ней познакомиться. Многим детям очень нравится выполнять
задания на компьютере, поэтому одним из «мотиваторов» может быть
предложение выполнить задание на компьютере после отработки правила
письменно и в рабочей тетрадке. Педагог всегда сможет подобрать такие
задания под конкретные темы уроков, и лучше, если они будут красочные и с
игровым компонентом. Мотивирующим компонентом может быть также

игровой контекст. Например, в начале работы ребенку выдается паспорт
гражданина Узнавандии, на стену вешается карта Узнавандии. Президент
Узнавандии знает о школьных успехах ребенка и просит его о помощи.
Выполняя задания, ребенок помогает местным жителям справляться с их
проблемами. Другой вариант: за успешно выполненные задания ребенку
вручаются золотые монетки (вырезанные из бумаги), складываемые им в
«сундук», который необходимо наполнить, чтобы получился целый клад.
Возможны и какие-то подвижные игры на внимание (например, огонь-лед,
море волнуется, растущее дерево и т.д.). Все зависит от Вашей фантазии и
интересов ребенка.
Дети с ЗПР очень быстро истощаются, поэтому важно, особенно на
начальном этапе организации такого формата обучения, дозировать нагрузку,
ориентируясь на признаки поведения ребенка, указывающие на изменение
его психофизического состояния. Такими признаками, связанными с
органическими

или

функциональными

нарушениями

деятельности

центральной нервной системы, могут быть недомогание, слабость, быстро
наступающее утомление или, наоборот, перевозбуждение, которое может
проявляться в виде телесной расторможенности. Важно устраивать паузы
активного отдыха с легкими физическими упражнениями и расслаблением.
Следует помнить, что для ребенка с ЗПР даже при дистанционной
форме

обучения

в

содержание

образования

необходимо

включать

коррекционно-развивающий компонент. Это может быть, в частности,
выполнение задания на карточках, например, на развитие внимания,
мышления, памяти и т.д., которые учитель готовит совместно с психологом и
высылает заранее, а родитель перед занятием распечатывает.
Еще один существенный компонент дистанционного образования – это
эмоциональный

фон,

с

которым

родитель

и

учитель

организуют

дистанционную форму обучения. Важно не забывать об особенностях своего
ребенка, всячески поддерживать его, не требовать от него полной
самостоятельности в самоорганизации и при выполнении домашнего

задания, поощрять любые проявления инициативы, попытки сформулировать
свое непонимание задачи, желание обратиться за помощью. Следует
помнить, что при необходимости, в случае возникновения трудностей,
родитель или учитель должны подключить к решению проблемы школьного
психолога. Самое главное – не допустить, чтобы дистанционное обучение
ребенка с ЗПР стало формальным, при котором в силу разных причин
задания за ребенка делают родители.
В заключение попробуем выделить плюсы дистанционного обучения
детей с ЗПР при грамотно подобранном цифровом контенте и хорошо
организованном рабочем месте. Такая форма обучения:
- повышает уровень мотивационного компонента;
- обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка;
- дает возможность продвигаться в оптимальном для ребенка темпе;
- обеспечивает вариативность и индивидуализацию обучения;
- дополнительно включает в процесс обучения коррекционный
компонент – развитие внимания, зрительно-моторной координации,
познавательной активности, умения подчинить свою деятельность
заданным правилам и требованиям;
- благодаря работе за компьютером в некоторой степени развивает
рефлексивный

компонент,

так

как

ребенок

может,

исходя

из

результатов, представленных на экране, наглядно увидеть свои ошибки.
Ксения Сыроваткина-Сидорина,
научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО»,
педагог-психолог школы №1505 г. Москвы

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575910

Владелец

Зимарина Ольга Владимировна

Действителен

С 26.02.2021 по 26.02.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».