Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
2-4 классы.
Автор-составитель:
Тырина Анна
Анатольевна
Городище
Адаптированная рабочая программа по музыке (далее – программа) для
обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (статьи 11, 12, 28),
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»,
приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
уставом учреждения;
Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обусловленными задержкой психического развития различного
характера.
Количество часов определяется учебным планом.
Реализация программы осуществляется в условиях инклюзивного образования.
Целью музыкального образования является формирование музыкальной культуры
учащихся, как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии потенциала подрастающего
поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитывать интерес, эмоционально-ценностное отношение и любовь к музыкальному
искусству, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к
ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной
культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального
искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитывать чувство музыки как основу музыкальной грамотности;
развивать образно-ассоциативного мышление детей, музыкальную память и слух на
основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов
мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накапливать тезаурус – багаж музыкальных впечатлений, интонационно-образного
словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формировать опыт
музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса,
творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Цели образовательно-коррекционной работы:
развитие
самостоятельности
обучающихся
при
выполнении
устных
заданий; приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение
первоначального
опыта
практической
преобразовательной
деятельности на основе овладения научными знаниями;
расширение кругозора и словарного запаса;
формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в
себе, формирование навыка самоконтроля;
формирование правильной грамотной речи, позитивного отношения к школе.
Общая характеристика учебного предмета
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как наряду с
другими видами искусства организует познание ими окружающего мира путем проживания
художественных образов, способствует формированию их собственной жизни.
Учебный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуальноличностном
развитии
ребенка
как
субъекта
культуры.
Это
обусловлено
полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно выполняет
познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую
функции в жизни людей.
Формирование музыкальной культуры на основе общения с музыкальными
предметами является специфическим путем освоения обучающимися социальнокультурного опыта, оказывает влияние и на развитие как эмоционально-чувственной
сферы, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это в свою
очередь способствует адаптации его в окружающем мире, пониманию и сопереживанию
природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего
образования должны отражать готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
- целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально –
ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при
изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и
практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной
деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе
познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы
достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох,
творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение,
установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого
анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая
пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты
Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения
учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной
картины мира.
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно –
нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере
изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какомулибо виду) музыкально - творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных
направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать
содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.
Содержание учебного предмета
«Музыка» и тематическое планирование
соответствует рабочей программе учебного предмета «Музыка» на уровне начального
общего образования.