Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» 2 класс. Авторы-составители: учителя начальных классов Городище Адаптированная рабочая программа по технологии (далее – программа) для обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 28), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями), уставом учреждения; Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) учреждения. В программе учтены рекомендации для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обусловленными задержкой психического развития различного характера. Количество часов определяется учебным планом. Реализация программы осуществляется в условиях инклюзивного образования. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР К общим потребностям относятся: получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и учреждения; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы учреждения. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности: обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); наглядно-действенный характер содержания образования; развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов; обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития: организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога; использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов» использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка; новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и доступно; значительное место будет отведено практической деятельности учащихся; в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование, пошаговый алгоритм, работа по плану и др.; уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью; индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий). Общая цель изучения учебного предмета «Технология» в соответствии с Адаптированной образовательной программой НОО обучающихся с ЗПР заключается в: создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе; приобретении первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций. В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета: получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий; усвоение правил техники безопасности; овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового взаимодействия; овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки в жизни; формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.). Учебный предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в образовании. Учебный предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевления действий, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы. Учебный предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей обучающихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение. Учебный предмет «Технология» имеет отчетливую практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку представление о технологическом процессе, как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции правил, показывает, как использовать полученные знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии создает основу для формирования системы специальных технологических действий. Изучение учебного предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации программы его изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за пределы учреждения. В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию универсальных учебных действий (УУД). Роль учебного предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы духовно-нравственного развития, поскольку формирование нравственности непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека. Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др. Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуально-типологическими различиями, которые проявляются и устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), и мотивационно-поведенческими особенностями, и степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к детям, и уроки по учебному предмету «Технология» создают полноценную возможность для этого. На уроках для обучающихся с ЗПР необходимо: − при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали; − выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие; − осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения; − трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметноинструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным действиям. Кроме того, недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительнодвигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других участников сопровождения. Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же как и несовершенства мыслительных операций, может различаться. При существенном отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю рекомендуется: при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый контроль и оказание стимулирующей, организующей и обучающей помощи; затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие наглядного пошагового плана действий; объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.). Значение учебного предмета «Технология» в общей системе коррекционно-развивающей работы Учебный предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам: − расширение представлений о трудовой деятельности людей; − развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности (в качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты); − совершенствование пространственных представлений; − улучшение ручной моторики; − развитие действий контроля; − совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану); − вербализация плана деятельности; − умение работать в парах и группах сменного состава; − совершенствование диалогических умений; − формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность, инициативность и т.п.). Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты освоения программы отражают: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. Метапредметные результаты освоения программы отражают: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как: 1) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств; 2) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.) 3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; 4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач; 5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях: – осуществлять экологичные действия по преобразованию окружающей действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей; – пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами. Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия проявляется в умениях: – использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели; – получать и уточнять информацию от партнера, учителя; – осваивать культурные формы коммуникативного взаимодействия. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется: – в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и социальном мире, пространственных и временных отношениях; – в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт; – в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной задачи. 2 класс Личностные результаты по учебному предмету «Технология» оцениваются по следующим направлениям: Осознание себя как гражданина России проявляется в стремлении пополнить свои знания о различных профессиях, ремеслах и промыслах народов России. Освоение социальной роли обучающегося проявляется в: умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (порядок в учебных принадлежностях, бережное отношение к учебникам, школьному имуществу); проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения требований); соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя, правилами безопасной работы с инструментами); подчинении дисциплинарным требованиям; стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе, социально одобряемые ответы на вопросы об отношении к предметам труда; Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в: умении получать и уточнять информацию от партнера, учителя (обратиться с вопросом, просьбой); описывать результат своего труда, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях в отношении выполняемой работы, объектов труда, наблюдаемых объектов; способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого); Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в: использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь при выполнении коллективной работы. уважительном отношении к трудовым достижениям; Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в: различении красивого и некрасивого, проявлении интереса к демонстрации произведений скульптуры, живописи, красот природы и предметного мир; стремлении замечать и создавать красоту вокруг себя (украшать поделку пр.) Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в: осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста); умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога. стремлении получить одобряемый результат своего труда, Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях: организовывать рабочее место пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами. Метапредметные результаты освоения программы для 2-го класса по учебному предмету «Технология» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия: (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении: ориентироваться в известных понятиях. сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие; с помощью учителя отличать новое от уже известного; анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку. использовать элементарные знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями. Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении: определять цель выполнения заданий под руководством учителя; выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы; самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания; самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу; контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения; предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных, работая по плану, составленному с учителем, осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов, чертёжных инструментов); выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и самостоятельно. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии; принимать участие в коллективных работах, работе в парах и группах; договариваться с партнерами и приходить к общему решению; слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его и др. Предметные результаты По итогам обучения во 2 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений: умение работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств; умение правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.; навыки самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; различение видов материалов, обозначенных в программе, их свойств и названий; овладение неподвижным и подвижным способами соединения деталей и использования соединительных материалов (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка); освоение понятий о чертеже и линиях чертежа, новых терминов (макраме, коллаж); знакомство со свойствами новых материалов (стеарин, тесто); уточнение представлений о новых свойствах уже встречавшихся материалов; освоение приемов разметки деталей из бумаги: с помощью линейки, на глаз, с помощью шаблонов; освоение новых видов лепки, аппликации, мозаики, плетения, приемов комбинирования в одном изделии различных материалов; создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения; владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей местности. работать с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, циркулем; различать виды декоративно-прикладного искусства (хохломская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка), их особенности, способы создания. В разделе «Технология ручной обработки материалов. Основы художественнопрактической деятельности»: называть и различать обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка; называть и различать свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе (гибкость, пластичность, промокаемость, сминаемость); различать натуральные ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые); осуществлять основные способы соединения деталей из разных материалов, изученными соединительными материалами (клей, нитки, пластилин); различать чертеж и эскиз; называть и различать линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов; называть и различать устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль), читать простейшие чертежи (эскизы); выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз); соединять детали прямой строчкой и её вариантами; выполнять доступные практические(технологические) задания с опорой на образец. В разделе «Конструирование и моделирование»: называть и различать, использовать неподвижный и подвижный способы соединения деталей; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами (клей, нитки, пластилин). Содержание учебного предмета определяется особенностями ребенка, обучающегося в условиях инклюзии.