Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ИЗО»
2-4 классы.
Авторы-составители:
учителя
начальных классов
Городище
Адаптированная рабочая программа по ИЗО (далее – программа) для обучающихся с
ЗПР разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (статьи 11, 12, 28),
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»,
приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
уставом учреждения;
Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обусловленными задержкой психического развития различного
характера.
Количество часов определяется учебным планом.
Реализация программы осуществляется в условиях инклюзивного образования.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По
сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический
тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием
становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и
других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную
позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и
навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роль в жизни человека и
общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой
деятельности,
разными
художественными
материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной
жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать
качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной
деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР - насыщение их рисунков
предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная
включенность.
Этапы:
Формирование мотивационно - ориентировочных основ изобразительной деятельности.
Формирование основных умений изобразительной деятельности в процессе овладения
ребенком способами отражения внешних качеств предметов.
Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном
уровне (на уровне представления).
Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на
высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс рисования.
При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной
деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:
- формирование у детей представлений о том, что любое изображение - это отражение
реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
- учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет
особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными
отклонениями в развитии;
- тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской
деятельности - предметной, игровой, трудовой и общения;
- актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе
методов, приемов и содержания обучения;
- эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах
обучения;
- развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной
деятельности;
- процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры
и художественной выразительности.
Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:
у обучающихся формируются навыки наблюдения;
совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
обучающиеся овладевают специфическим восприятием - умением видеть предмет
целостно, в единстве его свойств;
формируются полные и точные представления о предметах и явлениях
окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого
выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции,
величины, положения в пространстве и других параметров;
обучающиеся не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных
представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые
оригинальные произведения.
Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет
способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их; развиваются
зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности
важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и
согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами; обучающиеся учатся
изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности
совершенствуются все мыслительные операции.
Общая характеристика учебного предмета
Программа создана на основе развития традиций российского художественного
образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного
понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом
целостного
комплексного
проекта,
разрабатываемого
на
основе
системной
исследовательской
и
экспериментальной
работы.
Смысловая
и
логическая
последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и
преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное
условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и
в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие
осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного
творчества каждого ребёнка. Цели художественного образования состоят в развитии
эмоционально-нравственного потенциала ребёнка, его души средствами приобщения к
художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства
познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и
патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран
мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребёнок
шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи,
объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой
стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный
характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных
искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративноприкладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный,
декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве
хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности:
изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих
трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача
показать разницу их социальных функций: изображение – это художественное познание
мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его;
конструктивная деятельность – это создание предметно-пространственной среды;
декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющих
коммуникативные функции в жизни общества.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя
и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения;
освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно
значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности – практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в
роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли
зрителя, осваивая художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся
осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки,
пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы),
инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация,
коллаж, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует
интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве
восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы
происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование
собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного
опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием
освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве
двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни,
и развитие фантазии, т.е.способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию
своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями
освоения детьми материала курса. Конечная цель – формирование у ребенка способности
видения мира, развития о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта
художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают
обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.
Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам личных связей со всем
миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка
и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре
программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности),
ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные
результаты характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных
учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного
материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи,
графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в
общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и
прикладные виды искусства);
•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
•эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей
жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные
художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный
образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы
цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
«Музыка» и тематическое планирование
соответствует рабочей программе учебного предмета «Музыка» на уровне начального
общего образования.