АРП ЗПР, 7.2. Окружающий мир. 2-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
2-4 классы.

Авторы-составители:
учителя начальных классов

Городище

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (далее – программа) для
обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статьи 11, 12, 28),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
 уставом учреждения;
 Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обусловленными задержкой психического развития различного
характера.
Количество часов определяется учебным планом.
Реализация программы осуществляется в условиях инклюзивного образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
 формирование уважительного отношения к семье, населѐнному пункту,
 региону, в котором проживают дети, к России, еѐ природе и культуре, истории и
современной жизни;
 осознание ребѐнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нѐм;
 формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного
и безопасного взаимодействия в социуме.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения обучающиеся овладевают
основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать
причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у
младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и
соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это

позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими
предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании
личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в
соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Содержание коррекционной работы
Содержание коррекционной работы осуществляется через принципы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников
учреждения, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом
его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной
работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов
организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении
обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с
обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей
психофизического развития.
Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего
изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного
профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического
развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной
работы.
Принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающий взаимодействие
специалистов психолого-педагогического блока в деятельности по комплексному решению задач
коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника
коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и
успешность его интеграции в общество.
Коррекционная работа с обучающимися (вариант 7.2) осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
 через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и
дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная
упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в
обучении);
 в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и
групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой);
 в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в
овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и
коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное
формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции
деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку
успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учѐбе,
ситуации.
Особые образовательные потребности:
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через
содержание предмет…
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и



















нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
гибкое варьирование организации процесса обучения путем использования
соответствующих методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков
развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации,
коррекции и профилактики нарушений;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности
обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с
учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов
эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и
учреждения (организация сотрудничества с
родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,
нравственных и общекультурных ценностей.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлѐн на основе следующих ведущих

идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в
социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических
сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие
природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание
уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое

рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно
существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; еѐ
реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и
живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается
значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и
отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания
детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей
взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики,
истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему,
основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения
не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию
народов России и всего человечества.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП НОО
соответствуют ФГОС НОО с ОВЗ.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение
личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении
метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств еѐ осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета
«Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
4) осознанние норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
5) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
6) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
7) называть важнейшие события и великих людей отечественной истории;
8) знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое
Конституция; основные права ребенка;
9) отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что созданоприродой;
10) умение объяснять, что такое общество, государство, история, демократия.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является
формирование следующих умений:

*Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить
как хорошие или плохие.
*Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
*Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
*В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
У обучающегося будут сформированы:
 положительное отношение и изучаемому учебному предмету;
 опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием
природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
 оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей;
 ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других
людей;
 умения оценивать свое отношение к учебе;
 внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
 понимание причин успеха в учебной деятельности и способность к ее оценке;
 готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией;
 развитие этических чувств – стыда, вины. совести, как регуляторов морального поведения;
 понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной
культуры человека.
Обучащийся получит возможность для формирования:
 умения соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
 эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства,
 наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям
искусства, явлениям природы);
 оценки ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих,
нравственных и российских гражданских ценностей;
 умения определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и
всей страны;
 правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России;
 умения отвечать за свои поступки.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе
является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
*Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
*Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с
учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
*Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
*Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе продуктивных
заданий в учебнике).
*Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие
приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
*Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для
решения учебной задачи в один шаг.
*Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

*Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях
*Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
*Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
*Донести свою позицию до других:
*оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
*Слушать и понимать речь других.
*Выразительно читать и пересказывать текст.
*Вступать в беседу на уроке и в жизни.
*Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является
формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
*связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
*наблюдать за погодой и описывать еѐ;
*уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
*пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
*различать изученные группы растений и животных;
*приводить примеры достопримечательностей Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга.
*оценивать правильность поведения людей в природе;
*уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
* назвать нашу планету, родную страну и ее столицу, регион, где живут обучающиеся; родной
город;
* различать государственную символику России;
*называть государственные праздники;
* называть основные свойства воздуха. воды;
*выделять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
* называть правила сохранения и укрепления своего здоровья;
* соблюдать основные правила поведения в окружающей среде;
Обучающийся получит возможность научиться:
* определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
*различные объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
* различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
* приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать
особенности их внешнего вида и жизни;
*показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания
названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
*описывать отдельные изученные события из истории Отечества;
* использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни;
*решать практические задачи с помощью наблюдений, сравнений, измерений;
*ориентироваться на местности с помощью компаса;
*уметь определять температуру воздуха. воды и тела человека с помощью термометра;
*устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
*осуществлять уход за растениями и животными;
*выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
*оценивать воздействие человека на природу, участвовать в ее охране;

*удовлетворять познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о
родном крае, родной стране, нашей планете.
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является
формирование следующих умений:
*Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
*Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
*Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
*В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой
поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
У обучающегося будут сформированы:
 освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;
 умение оценивать свое отношение к учебе;
 уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других
народов;
 бережное отношение к материальным и духовным ценностям;
 ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других
людей;
 уважение к культуре разных народов;
 формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 интереса и мотивации к творческому труду;
 интерес к изучению учебного предмета;
 осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.
 нравственного чувства и чувственного сознания;
 умения анализировать свои переживания и поступки;
 способности к самооценке;
 симпатии, способности к сопереживанию другим людям;
 бережного отношения к живой природе;
 эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства,
 наблюдениями за природой.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
*Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
*Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с
помощью учителя.
*В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
* выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой
теме в мини-группе или паре;
* фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой
на уроке, аргументировать своѐ позитивное отношение к своим успехам;
проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

* анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному
желанию.
* Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в
случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
*Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
нужна для решения учебной задачи в один шаг.
*Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
*Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений, событий.
*Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.
*Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника:
 ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в
словаре;
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
определять круг своего незнания.
 отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить
нужную информацию в учебнике.
 сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
 находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
 подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствие с
поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
 понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию;
 отбирать источники информации для решения учебной задачи из предложенных учителем;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Обучающийся получат возможность научиться:
 осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках
(справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
 находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в
самостоятельно выбранных источниках;
 делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
 осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
 анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определѐнным
параметрам;
 представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы,
 результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного
текста;
 участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде.
Коммуникативные УУД:
*Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
*Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать,
приводя аргументы.

*Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения.
Обучающийся научится:
 участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
 выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи);
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
 критично относиться к своему мнению;
 понимать точку зрения другого;
 участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
 строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и
стремление высказываться, задавать вопросы;
 строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
 прислушиваться к партнѐру по общению (деятельности). Не конфликтовать, осознавать
конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
 аргументировать свою точку зрения в данном вопросе по заданной теме;
 выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения
конфликтов;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
 аргументировать свою точку зрения;
 употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
 находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет;
 конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними;
 контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями
других учеников, работающих в группе, паре;
 использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных
технологий при работе в паре, в группе, во время участия в проектной деятельности;
 согласовывать свою позицию с позицией других участников по работе;
 признавать возможность существования различных точек зрения;
 корректно отстаивать свою позицию.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является
формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
* приводить примеры тел и веществ, твѐрдых тел, жидкостей и газов;
* приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
* объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
* приводить примеры живых организмов * перечислять особенности хвойных и цветковых
растений;
* животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
* называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как
твѐрдых тел;
* доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
* оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

* объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
* применять знания о своѐм организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и
т.д.);
* объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
* объяснять, в чѐм главное отличие человека от животных;
* находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их
устранения.
*что такое тела, вещества, частицы;
*компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые,
*компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы,
*группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, органы растений;
растениеводство;
*группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые
их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
*основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране;
*некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри
живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
*взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное
влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
*строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;
*основные полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Волгоградской области, и их
назначение;
*элементарные экономические понятия;
*названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности;
*основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
*основные дорожные знаки и их назначение;
*номера телефонов экстренных служб;
*основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
 различать наиболее распространенные в Волгоградской области растения, животных;
 устно описывать объекты природы;
 объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и
человеком;
 подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также
отдельных дополнительных источников;
 проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
 оперировать с моделями, указанными в программе;
 изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки,
подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
 выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
 в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
 выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших
повреждениях кожи;
 соблюдать правила пожарной безопасности;
 соблюдать правила дорожного движения;
 соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
 определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их
свойства;
 составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре
и фауне, отраслях экономики (по плану или опорным словам);
 «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
 участвовать в мероприятиях по охране природы на территории своего села;

 использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
К концу 4 класса у выпускника будут сформированы:
 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация
на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего
ученика»;
 широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
частной задачи;
 способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,
способность к оценке своей учебной деятельности;
 освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
 знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
 ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
 оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина»,
«природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг
друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.;
 установка на здоровый образ жизни;
 основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего
поведения;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
 основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «
Я как член семьи, представитель народа, гражданин России».
Выпускник получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
 понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
 положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении,
ориентация на их мотивы и чувства;
 установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
 осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные.
Выпускник научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока;
 выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы,
выбирая из предложенных;
 планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем
творческого и поискового характера;
 работать по плану, используя основные средства;
 по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки с помощью
учителя;
 по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки;
 создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять,
сохранять их;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей (законных
представителей) и других людей;
 различать способ и результат действия;
 использовать внешнюю речь для регулирования и контроля собственных действий;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, тему проекта;
 выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы,
самостоятельно искать средств достижения цели;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы по ходу его реализации;
 планировать с помощью учителя учебную деятельность при работе над проектом;
 работать по плану, используя дополнительные средства (справочники, дополнительную
литературу, средства ИКТ).
Познавательные
Выпускник научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете;
 осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том
числе с помощью инструментов ИКТ;
 отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства
ИКТ;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 устанавливать аналогии;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
 выделять существенную информацию из текстов разных видов;
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;

 устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений,
устанавливать аналогии;
 извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций;
 анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия;
 группировать факты и явления;
 сравнивать факты и явления;
 распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтеза;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 владеть рядом общих приемов решения задач;
 создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять,
сохранять их.
Выпускник получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск необходимой информации, используя учебные пособия,
фонды библиотек и Интернета;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
 осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы как по
ходу действия, так и в конце действия;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 устанавливать причинно-следственные связи, выявлять их последствия, формулировать
цепочки правил ―если …, то…)
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
 произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
 строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Выпускник научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые. средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ
и дистанционного общения;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 контролировать действия партнера;
 работая в группе учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
 сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
 аргументировать собственную позицию и координировать еѐ с позицией партнѐров при
выработке решения; высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 точно и последовательно передавать партнѐру необходимую информацию;
 оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
 владеть диалогической формой речи;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
 строить понятные для партнера высказывания, учитывая что партнер видит, а что нет;
 корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Выпускник получит возможность научиться:

 учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве;
 продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций
всех участников;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности;
 понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
 задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
 принимать концептуальный смысл текстов в целом;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта
интересов и позиций всех участников.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе
является формирование следующих умений.
Выпускник научится:
* знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое
Конституция; основные права ребенка;
* распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
* отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
* объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
* по году определять век, место события в прошлом;
* отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи,
Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России,
показывать на карте границы и столицу;
* объяснять своѐ отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной
страны;
* по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты
характера;
* отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества.
Выпускник получит возможность научиться:
* объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных
государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
* объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками,
гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
* замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам
поведения (морали и праву), правам человека и правам ребѐнка; предлагать, что ты сам можешь
сделать для исправления видимых нарушений;
* распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие
полезные ископаемые своего края;
* проводить наблюдения природных тел и явлений;
*самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной
теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
* применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
* владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Выпускник на уровне начального общего образования научится:
* определять:
* Земля — планета Солнечной системы;
* объяснять причины смены дня и ночи и времен года;

* распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
* рассказывать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в
истории; особенности исторической карты;
* называть некоторые современные экологические проблемы;
*определять природные зоны России;
* отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
* объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
* по году определять век, место события в прошлом;
* отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи,
Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России,
показывать на карте границы и столицу;
* отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
* объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
* отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи,
Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России,
показывать на карте границы и столицу;
* объяснять своѐ отношение к прошлому и настоящему родной страны;
* отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
* называть особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые,
водоемы, природные сообщества;
* характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века,
Новое время, Новейшее время;
* называть важнейшие события и великих людей отечественной истории;
* знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое
Конституция; основные права ребенка.
Выпускник получит возможность научиться:
* распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие
полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного
водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных
своего края;
* проводить наблюдения природных тел и явлений;
* в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки
зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных
изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия
человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия
в сохранении природного окружения;
* приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
* соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
* приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
* приводить примеры народов России;
* владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
* объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных
государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
*понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные
свершения, открытия, победы;
*уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, ее современной жизни;
* объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками,
гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
*осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей ,норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

* замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам
поведения (морали и праву), правам человека и правам ребѐнка; предлагать, что ты сам можешь
сделать для исправления видимых нарушений;
* распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие
полезные ископаемые своего края;
* проводить наблюдения природных тел и явлений; *осваивать доступные способы изучения
природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение и т.д.);
*устанавливать и принимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета и тематическое планирование
особенностями ребенка, обучающегося в условиях инклюзии.

определяются


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».