Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» 2-4 классы. Авторы-составители: учителя начальных классов Городище Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (далее – программа) для обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 28), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями), уставом учреждения; Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) учреждения. В программе учтены рекомендации для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обусловленными задержкой психического развития различного характера. Количество часов определяется учебным планом. Реализация программы осуществляется в условиях инклюзивного образования. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: формирование уважительного отношения к семье, населѐнному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, еѐ природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребѐнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нѐм; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Содержание коррекционной работы Содержание коррекционной работы осуществляется через принципы: Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников учреждения, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы. Принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Коррекционная работа с обучающимися (вариант 7.2) осуществляется в ходе всего учебнообразовательного процесса: через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия, занятия ритмикой); в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся. Основными направлениями в коррекционной работе являются: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учѐбе, ситуации. Особые образовательные потребности: обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого через содержание предмет… обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); гибкое варьирование организации процесса обучения путем использования соответствующих методик и технологий; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); наглядно-действенный характер содержания образования; развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов; обеспечение взаимодействия семьи и учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей. Общая характеристика учебного предмета Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлѐн на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; еѐ реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. Планируемые результаты изучения курса Личностные и метапредметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП НОО соответствуют ФГОС НОО с ОВЗ. Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, 4) осознанние норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 5) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 6) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 7) называть важнейшие события и великих людей отечественной истории; 8) знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка; 9) отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что созданоприродой; 10) умение объяснять, что такое общество, государство, история, демократия. 2-й класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений: *Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. *Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. *Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). *В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение и изучаемому учебному предмету; опыт внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей; оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей; ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; умения оценивать свое отношение к учебе; внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания; понимание причин успеха в учебной деятельности и способность к ее оценке; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; развитие этических чувств – стыда, вины. совести, как регуляторов морального поведения; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. Обучащийся получит возможность для формирования: умения соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы); оценки ситуаций и поступков как хороших или плохих с точки зрения общечеловеческих, нравственных и российских гражданских ценностей; умения определять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны; правил поведения, общих для всех людей, всех граждан России; умения отвечать за свои поступки. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: *Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. *Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). *Учиться планировать учебную деятельность на уроке. *Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). *Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: *Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг. *Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. *Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях *Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). *Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: *Донести свою позицию до других: *оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). *Слушать и понимать речь других. *Выразительно читать и пересказывать текст. *Вступать в беседу на уроке и в жизни. *Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений: Обучающийся научится: *связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; *наблюдать за погодой и описывать еѐ; *уметь определять стороны света по солнцу и по компасу; *пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; *различать изученные группы растений и животных; *приводить примеры достопримечательностей Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга. *оценивать правильность поведения людей в природе; *уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле. * назвать нашу планету, родную страну и ее столицу, регион, где живут обучающиеся; родной город; * различать государственную символику России; *называть государственные праздники; * называть основные свойства воздуха. воды; *выделять общие условия, необходимые для жизни живых организмов; * называть правила сохранения и укрепления своего здоровья; * соблюдать основные правила поведения в окружающей среде; Обучающийся получит возможность научиться: * определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); *различные объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; * различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); * приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; *показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города); *описывать отдельные изученные события из истории Отечества; * использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; *решать практические задачи с помощью наблюдений, сравнений, измерений; *ориентироваться на местности с помощью компаса; *уметь определять температуру воздуха. воды и тела человека с помощью термометра; *устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе; *осуществлять уход за растениями и животными; *выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; *оценивать воздействие человека на природу, участвовать в ее охране; *удовлетворять познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете. 3-й класс Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений: *Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. *Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. *Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). *В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. У обучающегося будут сформированы: освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу; умение оценивать свое отношение к учебе; уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов; бережное отношение к материальным и духовным ценностям; ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; уважение к культуре разных народов; формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве. Обучающийся получит возможность для формирования: интереса и мотивации к творческому труду; интерес к изучению учебного предмета; осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово. нравственного чувства и чувственного сознания; умения анализировать свои переживания и поступки; способности к самооценке; симпатии, способности к сопереживанию другим людям; бережного отношения к живой природе; эстетического чувства на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: *Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. *Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. *В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. * выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре; * фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на уроке, аргументировать своѐ позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач; * анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию. * Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. Познавательные УУД: Обучающийся научится: *Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. *Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. *Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. *Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. *Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста. *Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствие с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию; отбирать источники информации для решения учебной задачи из предложенных учителем; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Обучающийся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.); находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи; анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определѐнным параметрам; представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде. Коммуникативные УУД: *Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. *Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы. *Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Обучающийся научится: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение; прислушиваться к партнѐру по общению (деятельности). Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова; аргументировать свою точку зрения в данном вопросе по заданной теме; выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Обучающийся получит возможность научиться: аргументировать свою точку зрения; употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет; конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними; контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других учеников, работающих в группе, паре; использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий при работе в паре, в группе, во время участия в проектной деятельности; согласовывать свою позицию с позицией других участников по работе; признавать возможность существования различных точек зрения; корректно отстаивать свою позицию. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений. Обучающийся научится: * приводить примеры тел и веществ, твѐрдых тел, жидкостей и газов; * приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; * объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; * приводить примеры живых организмов * перечислять особенности хвойных и цветковых растений; * животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. * называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твѐрдых тел; * доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам; * оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; * объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека; * применять знания о своѐм организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); * объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых; * объяснять, в чѐм главное отличие человека от животных; * находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения. *что такое тела, вещества, частицы; *компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, *компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы, *группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, органы растений; растениеводство; *группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства; *основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране; *некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); *взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе; *строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены; *основные полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Волгоградской области, и их назначение; *элементарные экономические понятия; *названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности; *основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу; *основные дорожные знаки и их назначение; *номера телефонов экстренных служб; *основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др. Обучающийся получит возможность научиться: различать наиболее распространенные в Волгоградской области растения, животных; устно описывать объекты природы; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников; проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты; оперировать с моделями, указанными в программе; изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы; выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость; в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы; выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; соблюдать правила пожарной безопасности; соблюдать правила дорожного движения; соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду; определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства; составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики (по плану или опорным словам); «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой; участвовать в мероприятиях по охране природы на территории своего села; использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта. К концу 4 класса у выпускника будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности; освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; оценка и принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания « Я как член семьи, представитель народа, гражданин России». Выпускник получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентация на их мотивы и чувства; установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках; осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные. Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; определять цель, обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности, урока; выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, выбирая из предложенных; планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; работать по плану, используя основные средства; по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя; по ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки; создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять, сохранять их; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей (законных представителей) и других людей; различать способ и результат действия; использовать внешнюю речь для регулирования и контроля собственных действий; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять цель, обнаруживать и формулировать проблему, тему проекта; выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы, самостоятельно искать средств достижения цели; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации; планировать с помощью учителя учебную деятельность при работе над проектом; работать по плану, используя дополнительные средства (справочники, дополнительную литературу, средства ИКТ). Познавательные Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете; осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; отбирать необходимые источники информации: учебник, словарь, энциклопедия, средства ИКТ; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать аналогии; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, устанавливать аналогии; извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций; анализировать и обобщать: факты, явления, простые понятия; группировать факты и явления; сравнивать факты и явления; распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтеза; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; владеть рядом общих приемов решения задач; создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять, сохранять их. Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы как по ходу действия, так и в конце действия; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять их последствия, формулировать цепочки правил ―если …, то…) создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач; строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей. Коммуникативные Выпускник научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые. средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера; работая в группе учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); аргументировать собственную позицию и координировать еѐ с позицией партнѐров при выработке решения; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; точно и последовательно передавать партнѐру необходимую информацию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; строить понятные для партнера высказывания, учитывая что партнер видит, а что нет; корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности; понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы; задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе; принимать концептуальный смысл текстов в целом; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников. Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений. Выпускник научится: * знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка; * распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта; * отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; * объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; * по году определять век, место события в прошлом; * отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу; * объяснять своѐ отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны; * по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера; * отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества. Выпускник получит возможность научиться: * объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов; * объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; * замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребѐнка; предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений; * распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края; * проводить наблюдения природных тел и явлений; *самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа; * применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации; * владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты. Выпускник на уровне начального общего образования научится: * определять: * Земля — планета Солнечной системы; * объяснять причины смены дня и ночи и времен года; * распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта; * рассказывать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты; * называть некоторые современные экологические проблемы; *определять природные зоны России; * отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; * объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; * по году определять век, место события в прошлом; * отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу; * отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; * объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; * отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу; * объяснять своѐ отношение к прошлому и настоящему родной страны; * отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества; * называть особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; * характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; * называть важнейшие события и великих людей отечественной истории; * знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка. Выпускник получит возможность научиться: * распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края; * проводить наблюдения природных тел и явлений; * в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; * приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги; * соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий; * приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; * приводить примеры народов России; * владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты; * объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов; *понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы; *уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; * объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; *осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей ,норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; * замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребѐнка; предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений; * распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края; * проводить наблюдения природных тел и явлений; *осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение и т.д.); *устанавливать и принимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Содержание учебного предмета и тематическое планирование особенностями ребенка, обучающегося в условиях инклюзии. определяются