АРП ЗПР, 7.2. Литературное чтение. 2-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»
2-4 классы.

Авторы-составители:
учителя начальных классов

Городище

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (далее – программа) для
обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (статьи 11, 12, 28),
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»,
 постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»,
 приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
 приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями),
 уставом учреждения;
 Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) учреждения.
В программе учтены рекомендации для обучения детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обусловленными задержкой психического развития различного
характера.
Количество часов определяется учебным планом.
Реализация программы осуществляется в условиях инклюзивного образования.
Учебный предмет «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой
частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной
литературы. Данный учебный предмет способствует повышению читательской компетентности
учащихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом
особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта
7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению учебного предмета раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного
содержания по годам обучения и в тематическом планировании.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у
учащихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной
литературы, привитие вкуса к чтению.
Общие задачи учебного предмета:
 формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
 формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного,
правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
 уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
 формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его
эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии
эмоционально-волевой сферы детей;
 развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус,
творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного
развития ребенка;









преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и
навыки;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный
опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком
чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших школьников с ЗПР
недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР обозначенные задачи
конкретизируются следующим образом:
 учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаковосимволические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
 формировать умение слитного по слогового чтения слов с разной слоговой структурой,
умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
 учить элементам выразительного чтения;
 учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного
произведения, передавать содержание прослушанного;
 учить использовать формы речевого этикета;
 познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы,
доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и
эстетические представления и чувства;
 учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению, на основе
личного опыта или впечатлений;
 развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный
опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
 воспитывать интерес к книгам и чтению;
 содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
образования.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в
системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение
излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное
отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение
учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую
успеваемость учащегося по всем предметным областям
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению
позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть
затруднения в чтении.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность
обучения по другим учебным предметам начальной школы. В результате освоения предметного
содержания литературного чтения обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки и
способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое
высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и
сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить
информацию в словарях и др.
Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на
которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет

обучающимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного,
предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Уметь передавать при чтении
различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать
подробный, выборочный и краткий пересказ, уметь воспроизводить содержание текста-описания
или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Уметь
различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов,
образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы.
Уметь отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их,
объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым
школьным навыком.
Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об
окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения
отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя
учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем
незнакомых слов и выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет обучающимся передать
содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные
связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся
в правильном интонировании при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует
пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об
окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических
недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс
обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет
наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже
перечисленным параметрам.
В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:
 развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звукобуквенный анализ слов;
 понимание содержания звучащей речи.
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:
 овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из
слов несложной слоговой структуры;
 определение последовательности событий, понимание прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:
 накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
 понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и
воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:
 развитие умение сопереживать героям;
 умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:
 осознание цели речевого высказывания;
 умение задавать вопрос по услышанному произведению;
 умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.
В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного
опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:
 умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по
содержанию;

формирование запаса литературных художественных впечатлений;
понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;
актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;
развитие у детей интереса к художественной литературе.
Личностные результаты по учебному предмету «Литературное чтение» проявляются в:
 принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с
литературными произведениями);
 развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
 развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
 овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).





Метапредметные результаты по учебному предмету «Литературное чтение» включают
осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими
основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
учащихся с ЗПР метапредметные результаты являются.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения;
 кодировать и перекодировать информацию;
 осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по
содержанию);
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации;
 вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера
сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются
возможностью:
 адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 слушать собеседника и вести диалог;
 использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования
сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже
перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
 обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного,
сформулировать запрос о помощи;
 распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
 словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
проявляется:
 в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и
уточнять информацию от собеседника;

в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников;
 в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации проявляется:
 в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
 в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:
 в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и
одноклассниками;
 в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу,
намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).


1.
2.

3.
4.
5.

6.

7.
8.

Предметные результаты:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием
некоторых средств устной выразительности речи;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие
в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам
героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе
норм и правил;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
формирование потребности в систематическом чтении;
выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать
на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности
событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом
чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным
выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и
жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих
видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с
разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать
выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание
или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочноиллюстративный
материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая
печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам
в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его
адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор
есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев,
анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина»,
представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов
России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное
воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики
(по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих
героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на
основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и
речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий
(передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста).
Работа с учебными, научнопопулярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного
и научнопопулярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова,
модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в
содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая,

собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (учебному, научнопознавательному, художественному тексту). Использование
норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности),
пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого
объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений
(из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия,
характеров героев), использование выразительных средств языка (сравнение) в минисочинениях,
рассказ на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков
отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения
современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной
литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического
развития.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научнопопулярная, справочноэнциклопедическая литература; детские периодические издания (по
выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе,
детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках,
юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик),
сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к
герою.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного
смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и
выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение
по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными
способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении
действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Тематическое планирование
2 класс

Наименование
раздела
1. Вводный урок по
курсу
литературного
чтения.
2.Самое великое
чудо на свете
3. Устное народное
творчество

4. Люблю природу
русскую. Осень

5. Русские писатели
6. О братьях наших
меньших
7. Из детских
журналов
8. Люблю природу
русскую. Зима.
9. Писатели – детям

10. Я и мои друзья

11. Люблю природу
русскую. Весна.
12. И в шутку и
всерьез.

13.Литература
зарубежных стран.

Примерное содержание занятий

Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги.
Герои любимых книг.
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и
перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые
и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю.Мориц, «Петушок и бобовое
зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль»,
«Каша из топора», «Гуси-лебеди»).
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает
брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...»,
А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин.
«Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова.
«Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из
энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!..
Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь,
Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была
собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е.
Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»;Д.
Хармс. «Что это было?»; Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;
Ю. Владимиров. «Чудаки»; А. Введенский. «Ученый Петя».
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким.
«Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародей кою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима –
аукает...», «Береза».
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница»,
«Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой
секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не
заметили жука...», «В школу», «Вовка – добрая душа»), Н. Н. Носовым
(«Затейники», «Живая шляпа»).
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В.
Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не
грусти!», Ю. Ермолаев. «Два
пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни
Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над
нашей квартирой», «Память»; В.Берестов. «Знакомый», «Путешественники»,
«Кисточка»; И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране», Г. Остер. «Будем
знакомы».
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения
зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы»,
«Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в
сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»),
Э. Хогарт («Мафин и паук»).

3 класс
Наименование
раздела
1. Вводный урок.
2.Самое великое
чудо на свете
3. Устное
народное
творчество
4. Поэтическая
тетрадь 1
5. Великие
русские писатели

6. Поэтическая
тетрадь 2
7. Литературные
сказки
8. Былинебылицы
9. Поэтическая
тетрадь 1
10. Люби живое

11. Поэтическая
тетрадь 2
12. Собирай по
ягодке – наберешь
кузовок
13. По страницам
детских журналов
14. Зарубежная
литература

Примерное содержание занятий
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки («Сивка-Бурка»,
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван – Царевич и Серый
Волк»).
Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»,
«Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над
жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков
«Детство», «Зима».
А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью
дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного
паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»
И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и
Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере
диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого»,
«Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве»,
«Куда девается вода из моря?»).
Н.А.Некрасов. («Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер
бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»). К.Д.Бальмонт
(«Золотое слово»). И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой
зеленый ельник у дороги»).
Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго
Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М.Гаршин
(«Лягушка-путешественница»). В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»).
М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный
воробей», А.И.Куприн «Слон».
С.Черный («Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон»). А.А.Блок
(«Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»).
М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов-Микитов
«Листопадничек», В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про
Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку»,
В.Л.Дуров «Наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский
«Он живой и светится».
С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»).
А.Л.Барто («Разлука», «В
театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка»,
«Котенок»).
Б.В.Шергин («Собирай по ягодке - наберешь кузовок»). А.П.Платонов
(«Цветок на земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова»,
«Великие путешественники»). Н.Н.Носов («Федина задача»).
В.Ю.Драгунский («Друг детства»).
«Мурзилка» и «Веселые картинки». Ю.И.Ермолаев («Проговорился»,
«Воспитатели»), Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются
легенды»). Роман Сеф («Веселые стихи»).
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен («Гадкий
утенок»).

4 класс
Наименование
раздела
1. Вводный урок

Примерное содержание занятий

2.Былины.
Летописи. Жития

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил
Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня
своего...»; «Житие Сергия Радонежского».
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне»,
«Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю. Лермонтов. «Дары
Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов «Мальчики».
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;
А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна,
весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев.
«Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;
Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И.
А. Бунин. «Листопад».
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное
копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка
о жабе и розе».
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский.
«Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой
горчицы я не ел».
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с
еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин
«Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»;
М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме:
«Поэтическая тетрадь».
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;
М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»;
Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б.
Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин.
«Лебедушка».
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О,
Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане»
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев.
«Путешествие Алисы».
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»;
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлѐф. «Святая ночь», «В
Назарете».

3. Чудесный мир
классики
4. Поэтическая
тетрадь

5. Литературные
сказки
6. Делу время —
потехе час
7. Страна детства
8.Поэтическая
тетрадь
9. Природа и мы
10. Поэтическая
тетрадь
11. Родина
12. Страна
Фантазия
13. Зарубежная
литература


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».