Программа курса внеурочной деятельности.Разговоры о важном.СОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Среднее общее образование

Автор-составитель:
Толмачева
Елена Викторовна

Городище

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Разговоры о важном». Среднее общее образование (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение планируемых результатов освоения Основной
образовательной программы среднего общего образования с
учётом выбора участниками образовательных отношений курса
внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС СОО во всём пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и за его
пределами.
Задачей педагога, работающего по программе, является
развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине,
природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:
• в формировании его российской идентичности;
• в формировании интереса к познанию;
• в формировании осознанного отношения к своим
правам и свободам и уважительного отношения к правам
и свободам других;
• в выстраивании собственного поведения с позиции
нравственных и правовых норм;
• в создании мотивации для участия в социально-значимой
деятельности;
развитии
у
школьников
общекультурной
• в
компетентности;
• в развитии умения принимать осознанные решения и
делать выбор;
• в осознании своего места в обществе;
• в познании себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей;
формировании
готовности
к
личностному
• в
самоопределению.

Нормативную правовую основу настоящей программы
составляют следующие документы.
1.
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г.
№ 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего общего образования».
3.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в
федеральный
государственный
образовательный
стандарт среднего общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
4.
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации «О направлении методических рекомендаций
по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
5.
Примерная рабочая программа по воспитанию для
общеобразовательных
организаций,
одобренная
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 23
июня 2022 г. № 3/22.).
6.
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном», одобренная решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол № 6/22 от 15.09.2022).
7.
Основная образовательная программа среднего общего
образования МБОУ ГСШ № 3.
Реализация программыи формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 10-11-х
классов. На уровень среднего общего образования приходится 68
часов.
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих
обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую
позицию по обсуждаемым темам (например, беседы, деловые
игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.).
Программа реализуется в течение одного учебного года,
занятия проводятся 1 раз в неделю.

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа разработана с учётом рекомендаций примерной
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации
программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и
конкретизацию
в примерной программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся,
обеспечивающих их вовлечённость в совместную с
педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат
два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое
отмечается в календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в
постоянные числа ежегодно (государственные и
профессиональные
праздники,
даты
исторических
событий). Например, День народного единства, День
защитника Отечества, Рождество, День учителя, День
российской науки и т.д.
2. Юбилейные
даты
выдающихся
деятелей
науки,
литературы, искусства. Например, 165 лет со дня
рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К.
С. Станиславского.
В программе предлагается несколько тем внеурочных
занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но
являются важными в воспитании школьника.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую
систему воспитательной работы учреждения, поэтому тематика
и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и

целей:
становление
у
обучающихся
гражданскопатриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых
результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются
нравственные
ценности,
которые
являются
предметом
обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим
образом.
1. Историческая память
• Историческая память — обязательная часть культуры
народа и каждого гражданина;
• историческая память соединяет прошлое, настоящее,
позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость,
опыт, традиции прошлых поколений;
• историческая память есть культура целого народа, которая
складывается
из
объединения
индивидуальных
переживаний и включает важнейшие нравственные
качества: благодарность, уважение, гордость потомков за
жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на
конкретном содержании занятия.
2. Преемственность поколений
• Каждое следующее поколение учится у предыдущего:
осваивает,
воссоздаёт,
продолжает
его
достижения,
традиции;
• семья построена на сохранении преемственности
поколений. Память о предыдущих поколениях бережно
хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в
гуманном отношении к старшим поколениям.
3. Патриотизм — любовь к Родине
• Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества
гражданина;
• любовь к своему Отечеству начинается с малого — с
привязанности к родному дому, малой Родине;
• патриотизм строится на ответственности за судьбу своей
родной земли; чувстве гордости за историю, культуру
своего народа и народов
России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во

всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в
соответствии с содержанием раскрывается многогранность
чувства патриотизма и его проявления в разных сферах
человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
• Доброта — это способность (желание и умение) быть
милосердным,
поддержать,
помочь
без
ожидания
благодарности;
• благотворительность — проявление добрых чувств;
благотворительность была распространена в России в
прошлые века, что стало сегодня примером для
подражания.
5. Семья и семейные ценности
• Семья связана не только общим местом проживания,
общим хозяйством, общими делами, но и значимыми
ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой,
традициями и т. д.;
• каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда
готовы прийти на помощь другому: взять на себя его
дела, проявить внимание,
оказать помощь друг другу;
• обучающийся должен ответственно относиться к своей
семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;
• семейные ценности всегда были значимы для народов
России;
семейные
ценности
представлены
в
традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей
является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых
темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей»,
«Традиционные семейные ценности» и др.
6. Культура России
• Культура общества — это достижения человеческого
общества, созданные на протяжении его истории;
• российская культура богата и разнообразна, она известна
и уважаема во всём мире;
• культура представлена достижениями в материальной
сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в

духовной сфере (народное
творчество, литература, изобразительное искусство,
музыка, театр и др.), а также в этике, культуре
взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой
социальной ценности, подробно и разносторонне представлены
в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены
на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений
живописи и музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие
люди России: К. С. Станиславский», «День театра».
7. Наука на службе Родины
• Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь
человека;
• в науке работают талантливые, творческие люди,
бесконечно любящие свою деятельность;
• в России совершено много научных открытий, без
которых невозможно представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека
обучающиеся узнают в процессе обсуждения тем: «День
российской науки», «165 лет со дня рождения К. Э.
Циолковского», «День космонавтики: мы — первые».
Особенности работы педагога по программе
Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога.
Личностных результатов педагог может достичь, увлекая
школьника совместной и интересной им обоим многообразной
деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия
ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и
жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать,
сравнивать и выбирать.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей».
Люди с активной жизненной позицией.
Родина — место, где ты родился. Патриотизм. Настоящая
любовь подкрепляется делами.
Космос и космонавтика. Гражданский подвиг К. Э.
Циолковского.
Международный день пожилых людей. Зрелый возраст – время
новых возможностей. С добром в сердце.
Ценность профессии учителя. Основные качества наставника.
История
возникновения
праздника
День
отца.
Патриархальная модель отцовства. XX век — ориентация на
партнёрские отношения членов семьи. Мир музыки и балета.
История русского балета. Известные композиторы, писавшие
музыку для балета.
Семья. Рецепт семейного счастья. Семейный кодекс
Российской Федерации.
История появления праздника День народного единства.
Смутное время. Князь Дмитрий Пожарский и земский староста
Кузьма Минин во главе ополчения. Связь иконы Божией Матери
с историей освобождения Москвы. Примеры мирного единения
народа.
Разнообразие культуры народов России. Традиции разных
народов. Религиозная культура России: христианство, ислам,
буддизм и др. Свобода вероисповедания. Взаимное уважение
людей разных национальностей — основа межкультурного
общения. Почему языки исчезают? Влияние многоязычия на
толерантность.
Мама — важный человек в жизни каждого. Мама — гарантия
защищённости ребёнка. Эмоциональная связь с детьми. Легко ли
быть мамой? Материнская любовь — сильнейшее чувство на
земле.
Значение государственной символики для человека. История
Российского флага. Значение триколора. Что такое гимн? Зачем
он нужен? Уникальность нынешнего гимна России. История
появления герба России.
Кто
такой
доброволец?
Принципы
добровольческой
деятельности. Виды добровольческой деятельности. Платформа
для добрых дел (dobro.ru). Волонтёрские истории.
Традиция чествования граждан, героически отличившихся в деле

служения Отечеству. День георгиевских кавалеров. Учреждение
ордена Святого
Георгия в 1769 г. Екатериной II. 9 декабря — день, когда
чествуются герои нынешние и отдаётся дань памяти героям
прошлых лет. Вечный огонь — символ памяти.
Значение слова «конституция». Роль Конституции в жизни
человека. Какие главы российской Конституции важны для
молодёжи? Права, которыми уже пользуются старшеклассники.
История праздника Рождества Христова. Рождественский пост,
в чём его необходимость. Символы Рождества. Рождественские
традиции в России и в других государствах.
Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные
традиции. Новогодние приметы.
Правила безопасности и поведения в Интернете. Реальные
угрозы Интернета (нежелательный контент, кибербулинг, трата
денег, доступ к личной информации и т. д.). Какой информацией
не стоит делиться в Сети. Проекты, программы, специальные
курсы по кипербезопасности.
Начало блокады. Захват Шлиссельбурга немецкими войсками.
Эвакуация населения. Ладожское озеро — дорога жизни.
Блокадный паёк. Неписанные правила выживания. Спасительный
прорыв кольца. Проект «Детская книга войны».
Театр — искусство многосоставное (в нём соединяются
литература, музыка, актёрское мастерство, танцы, режиссура
и даже этикет). Вклад К. С. Станиславского в театральное
искусство. Основные идеи системы Станиславского.
Современное научное знание. Критерии научного знания:
доказательность,
проверяемость,
значимость,
воспроизводимость. Использование достижений науки в
повседневной жизни. Увлечение наукой в школе. Открытия,
которые сделали дети. Научная журналистика — возможность
заниматься разной наукой. Географические особенности и
природные богатства России. Народы России. Единый перечень
коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская
культура. Чем славится Россия?
Почитание защитников Отечества. «Советы молодому
офицеру» ротмистра В. М. Кульчицкого.
Доброта. Добрыми рождаются или становятся? Как стать
добрее? Смысл и значимость того, что вы делаете каждый день.
Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение

женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода
«мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»:
изменились ли роли?
Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец,
сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть
С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати
во
времена
Великой
Отечественной
войны.
Решение
правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста
гимна.
Красивейший полуостров с богатой историей. История
Крымского
полуострова.
Значение
Крыма.
Достопримечательности Крыма.
Театр — особый вид искусства, который сближает людей. С 1961
г. отмечают День театра. Причины, по которым люди ходят в
театр. Отличие театра от кино. Основы театрального этикета.
История появления праздника День космонавтики. Полёт
Белки и Стрелки в августе 1960 г. Подготовка к первому полёту
человека в космос. Полёт Гагарина. Выход А. Леонова в
открытый космос.
Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и
народов
Европы
во
время
Второй
мировой
войны.
Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция
ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за
него. Геноцид в современном мире.
День земли — история праздника. Способы празднования Дня
Земли. Природоохранные организации. Знаки экологической
безопасности. Состояние экологии — ответственность каждого
человека.
Давняя история праздника труда. Трудовой день до 16 часов
без выходных, скудный заработок, тяжёлые условия — причины
стачек и забастовок. Требования рабочих. 1 мая 1886 года в
Чикаго. Праздник Весны и Труда.
День Победы. План Барбаросса — замысел молниеносной
войны. Могила Неизвестного Солдата.
19 мая 1922 года — День рождения пионерской организации.
Цель её создания и деятельность. Распад пионерской
организации. Причины, по которым дети объединяются.
Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт
счастливой жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение
достижения
школьниками
следующих
личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты отражают:
• российскую гражданскую идентичность, патриотизм,
уважение к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
• гражданскую позицию как активного и ответственного
члена
российского
общества,
осознающего
свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
• готовность к служению Отечеству, его защите;
мировоззрения,
соответствующего
• сформированность
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии
с
общечеловеческими
ценностями
и
идеалами
гражданского
общества;
готовность
и
способность
к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном
мире, готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
• готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию,
на
протяжении
всей
жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию
как
условию
успешной
профессиональной
и
общественной деятельности;
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, общественных
отношений;
• принятие и реализацию ценностей здорового и
безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
• бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому
и
психологическому
здоровью,
как
собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;
• сформированность экологического мышления, понимания
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные
результаты
освоения
основной
образовательной программы отражают:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и

составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
навыками
познавательной,
учебно• владение
исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
и
способность
к
самостоятельной
• готовность
информационно-познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать
и
интерпретировать
информацию,
получаемую
из
различных источников;
• умение использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
• умение определять назначение и функции различных
социальных институтов;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие
стратегию
поведения,
с
учётом
гражданских и нравственных ценностей;
• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как

осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных за- дач и
средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы среднего
общего образования представлены с учётом специфики
содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе участия
в программе «Разговоры о важном»:
Русский язык и литература: сформированность понятий о
нормах русского литературного языка и применение знаний о
них в речевой практике; владение навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия
в нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации; владение умением представлять тексты в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров; знание содержания произведений русской
и мировой классической литературы, их историко-культурного
и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой; сформированность представлений
об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка; сформированность умений учитывать исторический,
историко-культурный контекст и кон- текст творчества
писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы
и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной
специфике страны/стран изучаемого языка; умение выделять
общее и различное в культуре родной страны и страны/стран
изучаемого языка; сформированность умения использовать
иностранный язык как средство для получения ин- формации
из
иноязычных
источников
в
образовательных
и
самообразовательных целях.
История: сформированность представлений о современной
исторической науке, её специфике, методах исторического
познания и роли в решении задач прогрессивного развития
России в глобальном мире; владение комплексом знаний об
истории России и человечества в целом, представлениями об
общем и особенном в мировом историческом процессе;

сформированность умений применять исторические знания в
профессиональной
и
общественной
деятельности,
поликультурном общении; сформированность умений вести
диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по
исторической тематике.
Обществознание: сформированность знаний об обществе как
целостной
развивающейся
системе
в
единстве
и
взаимодействии его основных сфер и институтов; владение
умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов; сформированность представлений об основных
тенденциях и возможных перспективах развития мирового
сообщества
в
глобальном
мире;
сформированность
представлений о методах познания социальных явлений и
процессов; владение умениями применять полученные
знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
принимаемых
решений;
сформированность
навыков
оценивания
социальной
информации,
умений
поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
География: владение представлениями о современной
географической науке, её участии в решении важнейших
проблем человечества; владение географическим мышлением
для определения географических аспектов природных,
социально-экономических и экологических процессов и
проблем; сформированность системы комплексных социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о
динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве; владение
умениями
проведения
наблюдений
за
отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; владение умениями использовать карты разного
со- держания для выявления закономерностей и тенденций,
получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и
явлениях; владение умениями географического анализа и
интерпретации
разнообразной
информации;
владение

умениями применять географические знания для объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды,
адаптации к изменению её условий; сформированность
представлений
и
знаний
об
основных
проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических аспектах экологических проблем.
Экономика:
сформированность
системы
знаний
об
экономической сфере в жизни общества как пространстве, в
котором
осуществляется
экономическая
деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
понимание значения этических норм и нравственных
ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества; сформированность уважительного отношения к
чужой собственности; владение навыками поиска актуальной
экономической информации в различных источниках, включая
Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать и использовать
экономическую информацию для решения практических
задач в учебной деятельности и реальной жизни; понимание
места и роли России в современной мировой экономике;
умение ориентироваться в текущих экономических событиях
в России и в мире.
Право: сформированность представлений о понятии
государства, его функциях, механизме и формах; владение
знаниями о понятии права, источниках и нормах права,
законности,
правоотношениях;
сформированность
представлений о Конституции Российской Федерации как
основном законе государства, владение знаниями об основах
правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность умений применять правовые знания для
оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их
соответствия
законодательству
Российской
Федерации;
сформированность
навыков
самостоятельного
поиска
правовой информации, умений использовать результаты в
конкретных жизненных ситуациях.
Информатика: сформированность представлений о роли
информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению
требований
техники
безопасности,
гигиены
и

ресурсосбережения
при
работе
со
средствами
информатизации; понимания основ правовых аспектов
использования компьютерных программ и работы в
Интернете.
Биология: владение основополагающими понятиями и
представлениями о живой природе, её уровневой организации и
эволюции;
уверенное
пользование
биологической
терминологией и символикой; владение основными методами
научного познания; сформированность собственной позиции
по отношению к биологической информации, получаемой из
разных источников, к глобальным экологическим проблемам и
путям их решения.
Естествознание:
сформированность
представлений
о
целостной современной естественнонаучной картине мира, о
природе как единой целостной системе, о взаимосвязи
человека, природы и общества; о пространственно-временных
масштабах Вселенной; владение знаниями о наиболее важных
открытиях и достижениях в области естествознания,
повлиявших на эволюцию представлений о природе, на
развитие техники и технологий; сформированность умения
применять естественнонаучные знания для объяснения
окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения
безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к
при- роде, рационального природопользования, а также
выполнения роли грамотного потребителя; сформированность
представлений о научном методе познания природы и
средствах изучения мегамира, макромира и микромира;
сформированность
умений
понимать
значимость
естественнонаучного
знания
для
каждого
человека,
независимо от его профессиональной деятельности, различать
факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их
связь с критериями оценок и связь критериев с определённой
системой ценностей.
Астрономия: сформированность представлений о строении
Солнечной
системы,
эволюции
звёзд
и
Вселенной,
пространственно-временных
масштабах
Вселенной;
сформированность представлений о значении астрономии в
практической деятельности человека и дальнейшем научнотехническом развитии;
осознание
роли
отечественной
науки в освоении и использовании космического пространства

и развитии международного сотрудничества в этой области.
Экология: сформированность представлений об экологической
культуре
как
условии
достижения
устойчивого
(сбалансированного) развития общества и природы, об
экологических связях в системе «человек — общество —
природа»; сформированность экологического мышления и
способности
учитывать
и
оценивать
экологические
последствия в разных сферах деятельности; владение
умениями применять экологические знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных
ролей; владение знаниями экологических императивов,
гражданских прав и обязанностей в области энерго- и
ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей
среды, здоровья и безопасности жизни; сформированность
личностного
отношения
к
экологическим
ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия
своих действий в окружающей среде; сформированность
способности
к
выполнению
проектов
экологически
ориентированной социальной деятельности, связанных с
экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем
людей и повышением их экологической культуры.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность
представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в
том числе о куль- туре экологической безопасности как о
жизненно важной социально-нравственной позиции личности,
а также как о средстве, повышающем защищённость личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз,
включая отрицательное влияние человеческого фактора;
знание
основ
государственной
системы,
российского
законодательства, направленных на защиту населения от
внешних
и
внутренних
угроз;
сформированность
представлений о необходимости отрицания экстремизма,
терроризма, других действий противоправного характера, а
также
асоциального
поведения;
сформированность
представлений о здоровом образе жизни как о средстве
обеспечения
духовного,
физического
и
социального
благополучия личности; знание распространённых опасных и
чрезвычайных ситуаций при- родного, техногенного и
социального характера.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10–11 классы (1 час в неделю)
Темы
День знаний /
Россия — страна
возможностей
(1 час)

Основное содержание
Знакомство с платформой «Россия
— страна возможностей». Люди с
активной жизненной позицией

Участие во вступительной беседе.
Просмотр ролика «История успеха».
Участие в мотивационной беседе о
чертах характера, которые присущи
людям с активной жизненной позицией,
о мечтах и о том, как можно их
достигнуть. Просмотр проморолика
«Россия — страна возможностей».
Просмотр
видеоприветствия
амбассадоров

Родина — место, где ты родился.
Патриотизм. Настоящая любовь
подкрепляется делами

Участие во вступительной беседе о
Родине.
Участие
в
обсуждении
мнения Н. Карамзина о патриотизме и
ответы на
вопросы:
что
такое
патриотизм; как вы понимаете это
слово; кто такой патриот?
Участие в парной работе с толковыми
словарями: сравнение определений
слова
«патриотизм». Интерактивное задание
«История моей страны».
Участие в работе с текстом по группам

10–11 классы:
«Мы
—
Россия.
Возможности
— будущее»
Наша страна —
Росси
я (1
час)
10–11 классы:
Мы сами
создаём свою
Родину

Деятельность школьников

165 лет со
дня
рождения
К. Э.
Циолковского (1
час)
10–11 классы:
«Невозможное
сегодня станет
возможным
завтра. (К. Э.
Циолковский)»

Космос
и
Гражданский
Циолковского

космонавтика. Участие в беседе об известных
подвиг
К.Э. учёных в области воздухоплавания и
освоения космоса, о жизненном пути и
открытиях Циолковского.

Интерактивное задание в группах.
Участие в беседе на основе двух
высказываний К. Э. Циолковского:
1. Как ни сомнительны гипотезы, но
если
они
дают
возможность
объединить известные явления и
предсказывают
новые,
то
они
полезны.
2. Новые идеи надо поддерживать.
Немногие имеют такую смелость, но
это очень
драгоценное
свойство
людей. Интерактивное задание в
группах

День
пожилых
людей
(1 час)

Международный день пожилых
людей. Зрелый возраст — время
новых возможностей. С добром в
сердце

Участие в беседе с обсуждением
следующих вопросов: как вы думаете,
почему отмечают этот праздник —
День
пожилых
людей; что он
символизирует; много ли времени вы
проводите со своими бабушками и
дедушками; что вы делаете вместе; как
мы можем выразить свою любовь к
пожилым людям?
Просмотр видеоролика. Участие в игре
«Поле чудес».
Интерактивное задание «С добром в
сердце» (работа по группам)

Ценность профессии учителя.
Основные качества наставника

Участие в беседе о людях, которых
сегодня
вы
можете
назвать
наставниками.
Участие в групповой работе с
текстами о В. Ф. Шаталове, о качествах
наставника. Интерактивное задание
«Не только писатель, но и педагог».
Интерактивное задание «Об учителе
— в стихах»

10–11 классы:
«Обычаи и
традиции моего
народа: как
прошлое
соединяется с
настоящим?»
День
учителя (1
час)
10–11 классы:
«Могу ли
я научить других
(наставничество)»

День
отца (1
час)
10–11 классы:
«Отчество — от
слова
„отец“»

День
музыки (1
час)
10–11 классы:
«Что мы музыкой
зовём?»

История
возникновения
праздника
День
отца.
Патриархальная
модель
отцовства. XX век — ориентация
на
партнёрские
отношения
членов семьи

Знакомство с историей возникновения
праздника День отца.
Участие в обсуждении отношений Ю.
Никулина со своим отцом; отношений
отца и детей, описанных А. П.
Чеховым; обсуждение персидской
пословицы.
Участие в групповой работе: после
знакомства с текстами из истории
становления
родовых
династий,
необходимо соотнести их содержание
с
пословицами,
поговорками,
высказываниями известных людей

Мир музыки и балета. История
русского балета.
Известные
композиторы,
писавшие музыку для балета

Участие
в
выполнении
интерактивного
задания
по
установлению соответствия между
портретами
известных
людей
искусства и кратким описанием их
рода занятий.
Просмотр видеофрагмента о балете.
Участие в беседе о других видах
искусства

Традиционные
семейные
ценности (1 час)
10–11 классы:
«Счастлив тот,
кто счастлив у
себя дома»

Семья. Рецепт семейного счастья. Участие во вступительной беседе о
Семейный
кодекс
Российской любви
как
основе
семейных
Федерации
отношений.
Просмотр
видеоролика
«Секрет
семейного счастья — в чём он»).
Работа в командах: «Своя игра».
Участие в дискуссии о качествах,
необходимых
для
благополучной
семейной жизни

День
народного
единства
(1 час)

История появления праздника
День на- родного единства.
Смутное время. Князь Дмитрий
Пожарский и земский староста
Кузьма
Минин
во
главе
10–11 классы:
ополчения. Связь иконы Божией
«Мы едины,
Матери
с
историей
мы — одна страна» освобождения Москвы.
Примеры
мирного
единения
народа

Участие во вступительной беседе об
истории появления памятника Минину
и Пожарскому на Красной площади в
Москве. Работа в группах: поиск
аргументов о том, что времена Минина
и Пожарского действительно были
смутными временами.
Участие в беседе о смысле этого
праздника.
Обмен мнениями о примерах мирного
единения народа

Мы разные,
мы вместе
(1 час)

Участие в беседе о том, почему об
одних народах мы знаем много, а о
других практически ничего не знаем.
Рассказ
педагога об
одном
из
исчезающих народов России. Участие в
обсуждении:
как
людям
разных
культур, вероисповеданий уживаться
между собой? Участие в мозговом

10–11 классы:
«Языки и
культура
народов

Разнообразие культуры народов
России.
Традиции
разных
народов. Религиозная культура
России: христианство, ислам,
буддизм
и
др.
Свобода
вероисповедания.
Взаимное
уважение
людей
разных
национальностей
—
основа

России:
единство
в разнообразии»

межкультурного
общения.
Почему
языки
исчезают?
Влияние
многоязычия
на
толерантность

штурме по выдвижению
основных
принципах
сосуществования

День
матери (1
час)

Мама — важный человек в жизни
каждого. Мама — гарантия
защищённости
ребёнка.
Эмоциональная связь с детьми.
Легко
ли
быть
мамой?
Материнская
любовь
—
сильнейшее чувство на земле

Участие
в
блиц-опросе
«Какие
чувства у вас возникают, когда вы
слышите слово „мама“?»
Участие в беседе о том, от чего
приходится отказываться женщине,
когда она становится мамой.
Работа
в
парах:
знакомство
со
стихотворением В. Беляевой «Я свяжу
тебе жизнь». Участие в обсуждении
стихотворения.
Участие в беседе о том, что является
для мамы самым важным, как вести
себя взрослым детям по отношению к
родителям?

10–11 классы:
«Материнский
подвиг»

идей об
мирного

Символы
России (Гимн,
Герб)
(1 час)
10–11 классы:
«Государствен
ные символы
России:
история
и современность»
День
добровольца (1
час)
10–11 классы:
«Жить — значит
действовать. По
одиночке или
вместе»

Значение
государственной
символики для человека. История
Российского
флага.
Значение
триколора. Что такое гимн? Зачем
он
нужен?
Уникальность
нынешнего гимна России.
История появления герба России

Участие в беседе о том, зачем нужна
государственная символика страны.
Участие в викторине «Знаете ли вы
историю появления триколора?». Есть
ли страны, в которых расцветка флага
имеет эти же цвета?
Работа в группах: «В чём уникальность
современного гимна России?»
Работа
в
парах:
необходимо
вспомнить, из каких деталей состоит
герб России и что они обозначают

Кто
такой
доброволец?
Принципы
добровольческой
деятельности.
Виды
добровольческой деятельности.
Платформа для добрых дел
(dobro.ru). Волонтёрские истории

Работа в парах по составлению списка
возможных мотивов добровольческой
деятельности.
Обобщение
списка
мотивов. Участие
в
обсуждении
притчи «Человек, который хотел
изменить мир».
Самостоятельная
работа
с
использованием
возможностей
Интернета:
найти
примеры
безвозмездных
поступков
простых
граждан
и
рассказать
о
них
одноклассникам.
Что делать, если ты или твои друзья
хотят стать волонтёрами? Знакомство
с платформой dobro.ru

День
Героев
Отечества
(1 час)
10–11 классы:
«Память —основа
совести
и
нравственност
и» (Д. Лихачев)
День
Конституции (1
час)
10–11 классы:
«Повзрослеть —
это значит
чувствовать
ответственность
за других». (Г.
Купер)

Традиция чествования граждан,
героически отличившихся в деле
служения
Отечеству.
День
георгиевских кавалеров.
Учреждение
ордена
Святого
Георгия в 1769 г. Екатериной II. 9
декабря — день, когда чествуются
герои нынешние и отдается дань
памяти героям прошлых лет.
Вечный огонь — символ памяти

Участие в беседе об исторических
истоках Дня Героев Отечества.
Блиц-опрос «Что для вас героизм?».
В поисках смыслов — участие в
обсуждении
«В чём смысл фразы: „Народ, не
знающий своего прошлого, не имеет
будущего“?»

Значение слова «конституция».
Роль Конституции в жизни
человека.
Какие
главы
российской Конституции важны
для молодёжи? Права, которыми
уже
пользуются
старшеклассники

Участие в беседе о том, многие ли
люди читали Конституцию? Почему?
Согласились
бы
вы
заниматься
законотворческой
деятельностью?
Почему?
В зависимости от ответа на вопрос
«Согласны ли вы с тем, что в 18 лет
человек готов использовать своё право
участвовать
в
голосовании?»,
старшеклассники делятся на две
группы и аргументируют свою точку
зрения.
Брейн-ринг на знание Конституции

Участие в дискуссии о том, как и
почему люди хранят память о героях

Рождество
(1 час)
10–11 классы:
«Светлый праздник
Рождества»

Тема нового
года. Семейные
праздники и
мечты (1 час)
10–11 классы:
«Полёт мечты»

История праздника Рождества
Христова. Рождественский пост,
в
чём
его
необходимость.
Символы
Рождества.
Рождественские
традиции
в
России и в других государствах

Блиц-опрос
«История
рождения
Христа».
Участие
в
беседе
о
Рождественском посте, его значении и
соблюдении в наши дни. Работа в
парах: вспомнить, как можно больше
символов Рождества.
Участие в обсуждении рождественских
традиций

Новый год — праздник всей
семьи. Новогодние семейные
традиции. Новогодние приметы

Игра «Вопрос из шляпы» (всё ли вы
знаете о Новом годе?).
Участие
в
дискуссии
«Почему
взрослеющие дети не любят встречать
Новый год с семьёй?»
Блиц-опрос
«Назовите
семейные
традиции, которые связаны с Новым
годом?». Обмен мнениями: сбываются
ли желания, загаданные в новогоднюю
ночь?
Участие в беседе о новогодних приметах

Цифровая
безопасност
ь и гигиена
школьника
(1 час)
10–11 классы:
«Кибербезопасност
ь: основы»

Правила
безопасности
и
поведения
в
Интернете.
Реальные
угрозы
Интернета
(нежелательный
контент,
кибербулинг, трата денег, доступ
к личной информации и др.).
Какой информацией не стоит
делиться в Сети. Проекты,
программы, специальные курсы
по кипербезопасности

Участие в беседе о том, что волнует
родителей, когда дети находятся в
Интернете. Работа в командах с
дальнейшим обобщением: как можно
сделать соцсеть менее опасной (не
публиковать избыточные данные, не
использовать соцсеть как записную
книжку, не привязывать телефонный
номер, отписываться от назойливых
собеседников, не делиться аккаунтом,
скачивать приложения только из
надёжных источников).
«Мнение
знатока»
(сообщение
разбирающегося
в
безопасном
поведении
в
Интернете
одноклассника).
Обмен информацией о проектах,
программах по кибербезопасности

День
снятия
блокады
Ленинград
а (1 час)
10–11 классы:
«Ты выжил,
город на
Неве…»

Начало
блокады.
Захват
Шлиссельбурга
немецкими
войсками. Эвакуация населения.
Ладожское озеро — дорога жизни.
Блокадный
паёк.
Неписанные
правила
выживания.
Спасительный прорыв кольца.
Проект «Детская книга войны»

Участие в
блиц-опросе
«Что
вы
знаете о блокаде Ленинграда?».
Участие в обсуждении неписанных
правил выживания:
1. Не съедать весь выданный хлеб сразу.
2. Стоя в очереди за продовольствием,
люди прижимались друг к другу: с
одной стороны, чтобы не пропускать
полукриминальных личностей, а с
другой — чтобы сохранить тепло.
3. При бомбардировках люди знали,
где находится бомбоубежище и какой
путь

является наиболее безопасным. На
улицах
размещали
таблички
«Граждане! При артобстреле эта
сторона улицы наиболее опасна!».
4. Не ложиться и всё время что-то
делать. Беседа о том, что ещё
помогало людям выстоять в блокадном
городе. Знакомство с отрывком из
дневника Юры Рябинина, жившем в
Ленинграде во время блокады.
Работа
в
группах
«В
поисках
смысла…» Участие в обсуждении
смысла слов Д. Лихачёва: «Только
умирающий
от
голода
живёт
настоящей жизнью, может совершить
величайшую подлость и величайшее
самопожертвование, не боясь смерти.
И мозг умирает последним: тогда,
когда
умерла
совесть,
страх,
способность двигаться, чувствовать
у одних и когда умер эгоизм, чувство
самосохранения, трусость, боль — у
других»

160 лет со
дня
рождения
К. С.
Станислав­
ского
(Великие
люди России)
(1 час)
10–11 классы:
«С чего начинается
театр?»

Театр
—
искусство
многосоставное
(в
нём
соединяются
литература,
музыка, актёрское мастерство,
танцы, режиссура и да- же
этикет).
Вклад
К.
С.
Станиславского в театральное
искусство.
Основные
идеи
системы Станиславского

Участие во вступительной беседе о
театре и его роли в жизни человека.
Работа в парах: можно ли идеи
Станиславского использовать в другой
профессии.
Обмен
мнениями:
как
можно
знакомиться с постановками разных
театров

День
российской
науки
(1 час)

Современное научное знание.
Критерии
научного
знания:
доказательность, проверяемость,
значимость, воспроизводимость.
Использование достижений науки
в повседневной жизни. Увлечение
наукой в школе. Открытия,
которые сделали дети. Научная
журналистика — возможность
заниматься разной наукой

Работа в группах: объяснить значение
терминов:
«доказательность»,
«проверяемость»,
«значимость»,
«воспроизводимость».
Участие в диспуте «Зачем мы учим
математику?».
Блиц-опрос «Примеры использования
достижений науки в повседневной
жизни». Участие в беседе о том, есть
ли
у
школьников
возможность
заниматься наукой, какие
виды
деятельности приближены к научной,
как можно объяснить утверждение О.
де Бальзака о том, что ключом ко
всякой
науке
является
вопросительный знак. Знакомство с

10–11 классы:
«Ценность
научного
познания»

открытиями,
школьники
Россия и
мир (1 час)

которые

сделали

10–11 классы:
«Россия в мире»

Географические особенности и
природные богатства России.
Народы
России.
Единый
перечень
коренных
малочисленных
народов
(47
этносов). Российская культура.
Чем славится Россия?

Обмен мнениями: что для вас
является удивительным в вашей
стране?
Участие
в
беседе
о
причинах
исчезновения малочисленных народов
России.
Участие в мозговом штурме: как
сохранить
Россию
для
будущих
поколений

День
защитника
Отечества
(День Армии)
(1 час)

Почитание
защитников
Отечества. «Советы молодому
офицеру» ротмистра В. М.
Кульчицкого

Участие в интеллектуальной разминке
«Что вы знаете о Дне защитника
Отечества?».
Знакомство с выдержками из «Советов
молодому офицеру» ротмистра В. М.
Кульчицкого — обсуждение их.

10–11 классы:
«Признательность
доказывается
делом». (О.
Бальзак) (ко Дню
защитника
Отечества)

Участие в дискуссии о том, что нужно
изменить в армии, чтобы юноши
хотели в ней служить

Забота о
каждом (1 час)
10–11 классы:
«Нет ничего
невозможного»

Международный
женский день
(1 час)
10–11 классы:
«Букет от коллег»

Гимн России
(110 лет со
дня
рождения
советского
писателя и
поэта, автора
слов гимнов
Российской
Федерации и
СССР С. В.
Михалкова) (1

Доброта. Добрыми рождаются
или
становятся?
Как стать
добрее? Смысл и значимость
того, что вы делаете каждый
день

Игра «Снежный ком»: что мы
вкладываем в понятие «доброта»?
Участие в дискуссии «Добрыми
рождаются или становятся?». Изучаем
мнение: знакомимся с рекомендациями
психолога
«Как
стать
добрым
человеком».
Беседа о том, что делает нашу жизнь
наполненной смыслом

Связь праздника 8 Марта с
именем Клары Цеткин. Освоение
женщинами
«мужских»
профессий.
Традиционность
подхода
«мужчина — добытчик, женщина
—
хранительница
очага»:
изменились ли роли?

Участие во вступительной беседе об
истории праздника 8 Марта.
Работа в группах: как научнотехнический прогресс помог женщине
выбирать ранее «мужские» профессии;
хорошо это или плохо?
Участие в дебатах о роли женщины в
семье и в обществе. Тест «8 Марта»

Сергей Владимирович Михалков
— поэт, драматург, баснописец,
сказочник, сатирик, сценарист,
общественный деятель. Страсть
С.
В.
Михалкова
к
стихотворчеству.
Работа
в
армейской печати во время
Великой Отечественной войны.
Решение правительства России о
смене гимна. Вторая редакция
текста гимна

Самостоятельная работа: знакомство с
ключевыми моментами жизни С. В.
Михалкова.
Работа в группах: предположим, вам
поручили создать личную страничку
Михалкова
в
Интернете. Какую
информацию вы бы в неё поместили?
Участие в беседе о том, почему,
несмотря на большое количество
претендентов, для последней редакции
гимна выбрали стихи именно С. В.
Михалкова?

час)
10–11 классы:
«Гимн России»
День
воссоединения
Крыма с Россией
(1 час)
10–11 классы:
«Крым на
карте
России»

Красивейший
полуостров
с
богатой
историей.
История
Крымского
полуострова.
Значение
Крыма.
Достопримечательности Крыма

Участие в беседе о географическом
положении Крыма с использованием
карты.
Самостоятельная работа по изучению
информации по истории Крыма.
Работа в группах с обобщением:
что с древних времен привлекало
разные
народы
в
Крымском
полуострове?
Обмен
мнениями:
что
бы
вы
рекомендовали посетить в Крыму

Всемирный
день театра
(1 час)
10–11 классы:
«Искусство —
это не что, а
как». (А.
Солженицын)

Театр — особый вид искусства,
который сближает людей. С 1961
г.
отмечают
День
театра.
Причины, по которым люди
ходят в театр. Отличие театра от
кино.
Основы
театрального
этикета

Участие во вступительной викторине
«Чек-лист». Работа в парах: отметить
вопросы, ответы на которые не
известны.
1. Что означает слово «театр»?
2. Что является символом театра?
3. Какая
страна
считается
родоначальницей
современного
театра?
4. Кого
можно считать
первыми
русскими театральными артистами?
5. При каком царе появился первый
балаган (профессиональный театр)?
6. В
каком
веке
был
основан
крепостной театр Шереметевых?
Анализ ответов на вопросы, которые
вы - звали затруднение.
Участие в дискуссии о том, любой ли
человек может посещать театр или для
этого нужна подготовка? Можно ли
утверждать,
что
спектакль
понастоящему рождается тогда, когда
есть зритель?
Работа в командах «Сторонники
театра»
и
«Сторонники
кино»:
аргументы в пользу того или другого
вида искусства. Игра «Да — нет» на
знание театрального этикета

День
космонавтики.
Мы —
первые (1
час)

История появления праздника
День
космонавтики.
Первые
попытки запуска со- бак в
космос в 1951 г. Полёт Белки
и Стрелки в августе 1960 г.
Подготовка к первому полёту
человека
в
космос.
Полёт
Гагарина.
Выход А. Леонова в открытый
космос

Участие во вступительной беседе о
необходимости покорять космос и
важных
исторических
событиях
космонавтики. Участие в блиц-опросе о
полётах в космос. Участие в групповой
работе:
знакомство с нештатными
ситуациями, которые случились во
время выхода А. Леонова в открытый
космос;
обсуждение
морального
состояния лётчика и качеств личности,
которые помогли ему не растеряться в
сложившихся обстоятельствах

Память о геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками
(1 час)
10–11 классы:
«Есть такие вещи,
которые нельзя
простить?»

Появление термина «геноцид».
Геноцид советского народа и
народов Европы во время Второй
мировой войны. Международный
военный трибунал в Нюрнберге.
Конвенция
ООН
о
предупреждении преступления
геноцида и наказании за него.
Геноцид в современном мире

Участие в беседе о том, какими
признаками характеризуется геноцид.
Составление «облака тегов» к понятию
«геноцид». Участие в беседе о
Нюрнбергском процессе. Участие в
дискуссии о причинах геноцида и
способах его предотвращения

День
Земли
(Экология)
(1 час)

День
Земли
—
история
праздника.
Способы
празднования
Дня
Земли.
Природоохранные организации.
Знаки
экологической
безопасности. Состояние

Участие
в
беседе
об
истории
появления праздника.
Работа в группах: что каждый из нас
может делать, чтобы повлиять на
экологи

10–11 классы:
«Как
войти в
историю
? (ко дню
космонавтики)»

10–11 классы:
«Экологично
VS вредно»

экологии
—
каждого человека

День
труда (1
час)

Давняя история Праздника труда.
Трудовой день до 16 часов без
выходных, скудный заработок,
тяжёлые условия — причины
стачек и забастовок. Требования
рабочих. 1 мая 1886 г. в Чикаго.
Праздник Весны и Труда

10–11 классы:
«Если ты не
умеешь
использовать
минуту, ты зря
проведёшь
и час, и
день, и всю
жизнь».
(А. Солженицын)

ответственность ческую обстановку. Составляем и
обобщаем список.
Участие в обсуждении: как мы можем
принять участие в праздновании Дня
Земли?
Блиц-опрос
о
природоохранных
организациях.
Игра
«Расшифруем
знаки
экологической безопасности» (учитель
демонстрирует
знаки,
а
старшеклассники
объясняют
их
значение)
Участие во вступительной беседе об
истории праздника.
Участие в диспуте «Современная
молодёжь не хочет трудиться и ищет
лёгкие пути зарабатывания денег?».
Блиц-опрос
«Владеете
ли
вы
элементарными трудовыми навыками?»

День
Победы.
Бессмертны
й полк
(1 час)

День Победы. План Барбаросса
—
замысел
молниеносной
войны.
Могила Неизвестного Солдата

10–11 классы:

Участие
в
обсуждении
причин
появления
Могилы
Неизвестного
Солдата

«Словом можно
убить, словом
можно спасти,
словом можно
полки за собой
повести...»
День
детских
общественн
ых
организаций
(1 час)
10–11 классы:
«О
важности
социально
й
активности
»

Участие в беседе о том, чем для
ветеранов войны, тружеников тыла
является День Победы: праздником,
днём скорби, днём памяти?
Знакомство с подвигом Николая
Сиротинина, обсуждение.

19 мая 1922 г. — день рождения
пионерской организации. Цель
её
создания и деятельность.
Распад пионерской организации.
Причины, по которым дети
объединяются

Участие во вступительной беседе о
пионерской организации.
Участие в дискуссии о том, какое
должно быть детское общественное
объединение, чтобы вам захотелось в
него вступить.
Участие в мозговом штурме по
выдвижению причин, по которым дети
объединяются.
Участие в дебатах сторонников и
противников детских общественных
объединений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».