Программа курса внерочной деятельности Разговоры о важном.НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Начальное общее образование

Автор-составитель:
Толмачева
Елена Викторовна

Городище

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Разговоры о важном». Начальное общее образование (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение планируемых результатов освоения Основной
образовательной программы начального общего образования с
учётом выбора участниками образовательных отношений курса
внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС НОО во всём пространстве
школьного образования: не только на уроке, но и за его
пределами.
Задачей педагога, работающего по программе, является
развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине,
природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Педагог помогает обучающемуся:
• в формировании его российской идентичности;
• в формировании интереса к познанию;
• в формировании осознанного отношения к своим
правам и свободам и уважительного отношения к правам
и свободам других;
• в выстраивании собственного поведения с позиции
нравственных и правовых норм;
• в создании мотивации для участия в социально-значимой
деятельности;
развитии
у
школьников
общекультурной
• в
компетентности;
• в развитии умения принимать осознанные решения и
делать выбор;
• в осознании своего места в обществе;
• в познании себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей;
формировании
готовности
к
личностному
• в
самоопределению.

Нормативную правовую основу настоящей программы
составляют следующие документы.
1.
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г.
№ 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации».
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
3.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в
федеральный
государственный
образовательный
стандарт начального общего образования».
4.
Письмо
Министерства
просвещения
Российской
Федерации «О направлении методических рекомендаций
по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
5.
Примерная рабочая программа по воспитанию для
общеобразовательных
организаций,
одобренная
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 23
июня 2022 г. № 3/22.).
6.
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном», одобренная решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол № 6/22 от 15.09.2022).
7.
Основная образовательная программа начального общего
образования МБОУ ГСШ № 3.
Реализация программыи формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2 и 3–4
классов. На уровень начального общего образования приходится
136 часов.
Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих
обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую
позицию по обсуждаемым темам (например, беседы, деловые
игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.).
Программа реализуется в течение одного учебного года,
занятия проводятся 1 раз в неделю.

Взаимосвязь с программой воспитания
Программа разработана с учётом рекомендаций примерной
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации
программы внеурочной деятельности, нашедших своё
отражение и конкретизацию
в примерной программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся,
обеспечивающих их вовлечённость в совместную с
педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат
два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое
отмечается в календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в
постоянные числа ежегодно (государственные и
профессиональные
праздники,
даты
исторических
событий). Например, День народного единства, День
защитника Отечества, Рождество, День учителя, День
российской науки и т.д.
2. Юбилейные
даты
выдающихся
деятелей
науки,
литературы, искусства. Например, 165 лет со дня
рождения К. Э. Циолковского, 160 лет со дня рождения К.
С. Станиславского.
В программе предлагается несколько тем внеурочных
занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но
являются важными в воспитании школьника.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую
систему воспитательной работы учреждения, поэтому тематика
и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и
целей:
становление
у
обучающихся
гражданско-

патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых
результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются
нравственные
ценности,
которые
являются
предметом
обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим
образом.
1. Историческая память
• Историческая память — обязательная часть культуры
народа и каждого гражданина;
• историческая память соединяет прошлое, настоящее,
позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость,
опыт, традиции прошлых поколений;
• историческая память есть культура целого народа, которая
складывается
из
объединения
индивидуальных
переживаний и включает важнейшие нравственные
качества: благодарность, уважение, гордость потомков за
жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на
конкретном содержании занятия.
2. Преемственность поколений
• Каждое следующее поколение учится у предыдущего:
осваивает,
воссоздаёт,
продолжает
его
достижения,
традиции;
• семья построена на сохранении преемственности
поколений. Память о предыдущих поколениях бережно
хранится в предметах, фотографиях, вещах и заключается в
гуманном отношении к старшим поколениям.
3. Патриотизм — любовь к Родине
• Патриотизм (любовь к Родине) — самое главное качества
гражданина;
• любовь к своему Отечеству начинается с малого — с
привязанности к родному дому, малой Родине;
• патриотизм строится на ответственности за судьбу своей
родной земли; чувстве гордости за историю, культуру
своего народа и народов
России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во
всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии в

соответствии с содержанием раскрывается многогранность
чувства патриотизма и его проявления в разных сферах
человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
• Доброта — это способность (желание и умение) быть
милосердным,
поддержать,
помочь
без
ожидания
благодарности;
• благотворительность — проявление добрых чувств;
благотворительность была распространена в России в
прошлые века, что стало сегодня примером для
подражания.
5. Семья и семейные ценности
• Семья связана не только общим местом проживания,
общим хозяйством, общими делами, но и значимыми
ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой,
традициями и т. д.;
• каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда
готовы прийти на помощь другому: взять на себя его
дела, проявить внимание,
оказать помощь друг другу;
• обучающийся должен ответственно относиться к своей
семье, участвовать во всех её делах, помогать родителям;
• семейные ценности всегда были значимы для народов
России;
семейные
ценности
представлены
в
традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей
является предметом обсуждения на занятиях, посвящённых
темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей»,
«Традиционные семейные ценности» и др.
6. Культура России
• Культура общества — это достижения человеческого
общества, созданные на протяжении его истории;
• российская культура богата и разнообразна, она известна
и уважаема во всём мире;
• культура представлена достижениями в материальной
сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в
духовной сфере (народное

творчество, литература, изобразительное искусство,
музыка, театр и др.), а также в этике, культуре
взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой
социальной ценности, подробно и разносторонне представлены
в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены
на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений
живописи и музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие
люди России: К. С. Станиславский», «День театра».
7. Наука на службе Родины
• Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь
человека;
• в науке работают талантливые, творческие люди,
бесконечно любящие свою деятельность;
• в России совершено много научных открытий, без
которых невозможно представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека
обучающиеся узнают в процессе обсуждения тем: «День
российской науки», «165 лет со дня рождения К. Э.
Циолковского», «День космонавтики: мы — первые».
Особенности работы педагога по программе
Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога.
Личностных результатов педагог может достичь, увлекая
школьника совместной и интересной им обоим многообразной
деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия
ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и
жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать,
сравнивать и выбирать.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знания — ценность, которая необходима не только каждому
человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного
развития человека и общества. Каждый должен стремиться к
обогащению и расширению своих знаний. Наша страна
предоставляет любому ребёнку возможность с шести с
половиной лет учиться в школе.
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина
России. Любовь к родному краю, способность любоваться
природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Труд людей в
разные исторические эпохи, преемственность поколений в
готовности защищать родную землю. Историческая память
народа и каждого человека.
К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший
дорогу к космическим полётам. Преемственность поколений в
научных достижениях. Страницы истории российской
космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за
успехи страны в освоении космоса. Проявление интереса к
знаниям о космосе, его изучению и космонавтам —
исследователям космического пространства.
Преемственность поколений: семейные ценности (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании
детей); традиции. Память о предшествующих поколениях
семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам,
забота о них.
Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение
учителя — социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник,
участник познавательной деятельности школьников. Оценка
учительского
труда.
Великие
педагоги
прошлого.
Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как
гражданин; мужские профессии, участие в трудовой
деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в
хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении
традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как
родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на
сына и/или дочь. Музыка как способность человека слышать,
воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого

человека: музыка сопровождает человека с рождения до
конца жизни. Способность слушать, воспринимать и
понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка,
которую нужно учиться слушать.
Семья — дружный любящий друг друга коллектив.
Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей,
забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и
досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские —
символ любви и взаимопонимания в семейной жизни.
Рождение праздника День народного единства. Проявление
любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина
нуждается в защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли
Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой
Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие
народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.
Каждое поколение связано с предыдущими и последующими
общей
культурой,
историей,
средой
обитания.
Связь
(преемственность) поколений — основа развития общества и
каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть у
каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что
новое поколение людей стремится воспитать в себе качества,
которые отражают нравственные ценности предыдущих
поколений.
Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать —
хозяйка
в
доме,
хранительница
семейного
очага,
воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком
всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще
и сильнее, чем у других людей.
Символы современной России: название, описание. О чём могут
рассказать символы. Их значение и назначение в жизни
государства. Уважение к государственной символике России —
обязанность гражданина. Правила поведения человека при
исполнении гимна, при поднятии флага.
Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как
социальное служение в военное и мирное время: примеры из
истории и современной жизни. Качества людей, которых
называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я
могу проявить добрые чувства к другим людям?
С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая
игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа,

школа,
друзья,
культура и
история
родного
края.
Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины,
защита её от иноземных врагов.
Конституция Российской Федерации — главный закон
государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права
ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами
общества.
История праздника Рождества Христова. Рождественские
традиции в России.
Новый год — замечательный семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в России. Традиции
встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание
заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый
год.
Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? Плюсы и
минусы виртуального мира. Правила безопасного пользования
интернет-ресурсами.
Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась.
Ленинградский ломтик хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как
жили и о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни.
Ленинград и ленинградцы выжили и победили.
Первые театры в России. К. С. Станиславский — великий
деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и
деятельности. С чего начинается театр? Кто самый главный в
театре. Школьный и классный театр.
Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей,
обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые,
творческие, увлечённые люди. Научные открытия российских
учёных, без которых невозможно представить современный мир:
телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый
парашют, наркоз, искусственное сердце.
Роль нашей страны в современном мире. Значение российской
культуры для всего мира.
Защита Отечества — обязанность гражданина Российской
Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в
годы войны и в мирное время: всегда есть место подвигу.
Качество
российского
воина:
смелость,
героизм,
самопожертвование.
Доброта — качество настоящего человека, способность оказать
помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело:

кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела
граждан России в прошлые времена: благотворительность;
пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных
религиях.
Международный женский день — праздник благодарности и
любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица,
мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии, которой не
может научиться женщина. Великие женщины в истории России:
Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач).
Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию: В.
Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова, М.
Плисецкая, Л. Зыкина.
Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной
России. Правила слушания и исполнения гимна. С. В. Михалков —
выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и
знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы.
Слушаем и читаем стихи Михалкова.
Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон:
полупустыни и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная
растительность.
Природные
достопримечательности
Крыма:
Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чёрное
и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым,
«ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская
крепость, Севастополь.
Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты,
художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры
народных промыслов. Умеем ли мы фантазировать: сочинять
сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для
тканей, посуды, расписывать игрушки. Творческая сценическая
деятельность: игры, импровизация, драматизация, разыгрывание
сценок.
Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1.
«Он сказал: „Поехали!“» — первый полёт человека в космос; Ю.
А. Гагарин — Герой Советского Союза. Первый выход в
открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского
Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков,
Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации. Кто такие
нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами?
Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной
жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в

концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля —
Международный день освобождения узников концлагерей.
Особо охраняемые территории в России — заповедники,
национальные парки. Экологические тропы — что это такое?
Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в ПриокскоТеррасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей),
в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные
земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр
— родной дом северных оленей. Окский заповедник —
журавлиный питомник.
Профессии прошлого и профессии будущего — что будет
нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей,
бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно
учиться всё время, пока работаешь?
Историческая память: мы помним подвиги наших солдат,
офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой
Отечественной войны. Связь (преемственность) поколений:
Бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое чувство
вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?
Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем
добрые дела. Друзья необходимы каждому человеку. Добрые
дела, которые можно сделать вместе. Наша помощь нужна тем,
кто в ней нуждается: больным, старым, слабым.
Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир
на Земле, здоровье близких, верные друзья, благополучие страны.
Бывает ли много счастья? Можно ли им поделиться?

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение
достижений
школьниками
следующих
личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
ценностного отношения к своей Родине — России; осознание
своей
этнокультурной
и
российской
гражданской
идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края; уважение к своему и
другим народам; первоначальные представления о человеке
как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве чело- века, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание
индивидуальности
каждого
человека;
проявление
сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие
любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
В
сфере
эстетического
воспитания:
уважительное
отношение
и
интерес
к
художественной
культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению
в
разных
видах
художественной
деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил
здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной); бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в
жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к

природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В
сфере
понимания
ценности
научного
познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания
для
сравнения,
устанавливать
аналогии;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать
предложенные
объекты;
находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных
и
наблюдениях
на
основе
предложенного
педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток
информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма; устанавливать причинноследственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту,
делать выводы; определять разрыв между реальным и
желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных
педагогическим
работником
вопросов;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
измерения,
классификации,
сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
выбирать источник получения информации; согласно
заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде; распознавать
достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником
способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых
(педагогических
работников,
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила
информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
анализировать
и
создавать
текстовую,
графическую, звуковую, видеоинформацию в соответствии с

учебной задачей.
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
воспринимать
и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность
существования
разных
точек
зрения;
корректно
и
аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание,
рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные
выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки,
фото, плакаты) к тексту выступления; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; проявлять готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой
вклад в общий результат.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными
действиями: планировать действия по решению учебной задачи
для получения результата; выстраивать последовательность
выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач
учебной деятельности; корректировать свои учебные действия
для преодоления ошибок.
Предметные результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом
специфики содержания предметных областей, к которым имеет
отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский
язык:
первоначальное
представление
о
многообразии языков и культур на территории Российской
Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как
основного средства общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации;

понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека; овладение основными
видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного
языка;
использование
в
речевой
деятельности
норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное
чтение:
осознание
значимости
художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
первоначальное представление о многообразии
жанров
художественных произведений и произведений устного
народного творчества; овладение элементарными умениями
анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык (английский): знакомство представителей
других стран с культурой своего народа.
Математика и информатика: развитие логического
мышления; приобретение опыта работы с информацией,
представленной в графической и текстовой форме, развитие
умений извлекать, анализировать, использовать информацию
и делать выводы.
Окружающий
мир:
сформированность
уважительного
отношения к своей семье и семейным традициям, организации,
родному краю, России, её истории и культуре, природе;
сформированность
чувства
гордости
за
национальные
свершения,
открытия,
победы;
первоначальные
представления о природных и социальных объектах как
компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений
природы; о связи мира живой и неживой природы;
сформированность
основ
рационального
поведения
и
обоснованного принятия решений;
первоначальные
представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях
населения
и
массовых
профессиях
родного
края,
достопримечательностях столицы России и родного края,
наиболее значимых объектах Всемирного культурного и
природного наследия в России; важнейших для страны и

личности событиях и фактах прошлого и настоящего России;
основных правах и обязанностях гражданина Российской
Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и
группировать изученные природные объекты и явления,
выделяя их существенные признаки и отношения между
объектами и явлениями; понимание простейших причинноследственных связей в окружающем мире (в том числе на
материале
о
природе
и
культуре
родного
края);
приобретение
базовых умений работы с доступной
информацией (текстовой, графической, аудио- визуальной) о
природе и обществе, безопасного использования электронных
ресурсов организации и Интернете, получения информации
из источников в современной информационной среде;
формирование навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в
окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при
общении с людьми вне семьи, в сети «Интернет» и опыта
соблюдения
правил
безопасного
поведения
при
использовании личных финансов; приобретение опыта
положительного эмоционально-ценностного отношения к
природе; стремления действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание
необходимости нравственного совершенствования, духовного
развития, роли в этом личных
усилий
человека;
формирование умений анализировать и давать нравственную
оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к
сознательному самоограничению в поведении; построение
суждений оценочного характера, раскрывающих значение
нравственности, веры как регуляторов поведения человека в
обществе и условий духовно-нравственного развития
личности; понимание ценности семьи, умение приводить
при- меры положительного влияния религиозной традиции
на
отношения в семье, воспитание детей; овладение
навыками общения с людьми разного вероисповедания;

осознание, что оскорбление представителей другой веры есть
нарушение нравственных норм поведения в обществе;
понимание ценности человеческой жизни, человеческого
достоинства, честного труда людей на благо человека,
общества; формирование умений объяснять значение слов
«милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;
умение находить образы, приводить примеры проявлений
любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной
культуре, истории России, современной жизни; открытость
к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение
любых случаев унижения человеческого достоинства; знание
общепринятых в российском обществе норм морали,
отношений и поведения людей, основанных на российских
традиционных духовных ценностях, конституционных правах,
свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с
использованием различных художественных материалов и
средств художественной выразительности изобразительного
искусства;
умение
характеризовать
виды
и
жанры
изобразительного
искусства;
умение
характеризовать
отличительные особенности художественных промыслов
России.
Музыка:
знание
основных
жанров
народной
и
профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о
мире профессий, значении труда в жизни человека и общества,
многообразии предметов материальной культуры.
Физическая
культура:
сформированность
общих
представлений о физической культуре и спорте, физической
активности человека, физических качествах, жизненно важных
прикладных умениях и навыках, основных физических
упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в
игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила
честной игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1–2, 3–4 классы (1 час в неделю)
Темы
День знаний
(1 час)
1–2 классы:
«Зачем я учусь?»
3–4 классы
«Зачем мне знания?»

Наша страна —
Россия
(1 час)
1–2 классы:
«Где мы живём?»
3–4 классы:
«От поколения
к поколению: любовь
россиян к Родине»
165 лет
со дня рождения
К. Э. Циолковского
(1 час)

Основное содержание

Характеристика деятельности
обучающихся

Знания — ценность, которая необходима
не только каждому человеку, но и всему
обществу.
Знания — основа успешного развития
человека и общества.
Каждый
должен
стремиться
к
обогащению и расширению своих
знаний.
Наша страна предоставляет любому
ребёнку
возможность
с
шести
с
половиной лет учиться в школе

Просмотр видеоролика о Дне знаний
и о традициях этого праздника.
Участие в эвристической беседе о
традициях школы, обсуждение ответов
на вопросы: «Почему важно учиться?
Как быть, если что-то не знаешь или не
уме- ешь?» и др.
Участие
в
коллективной
игрепутешествии
(игре-соревновании),
разгадывании
загадок.
Участие
в
викторине «Своя игра»

Любовь к Родине, патриотизм —
качества гражданина России.
Любовь к родному краю, способность
любоваться природой, беречь её — часть
любви к Отчизне.
Труд людей в разные исторические
эпохи, преемственность поколений в
готовности защищать родную землю.
Историческая память народа и каждого
человека

Слушание музыкального произведения,
просмотр видеоматериалов, в которых
говорится о дорогом и близком в
окружающем
мире
младшего
школьника.
Участие в беседе о том, с чего начинается
понимание Родины, как проявляется
любовь к Родине.
Работа в парах с текстами, написанными
в разные эпохи, но объединёнными
идеей любви к Родине и личной
ответственности за её судьбу

К. Э. Циолковский — выдающийся
учёный,
открывший
дорогу
к
космическим
полётам.
Преемственность поколений в научных
достижениях.

Просмотр
видеоролика
с
целью
знакомства с учёным, его жизнью и
научным творчеством.

Продолжение
Темы
1–2 классы:
«Мечтаю летать»
3–4 классы:
«Мечтаю летать»

День пожилых
людей
(1 час)
1–2 классы:
«Традиции моей
семьи»
3–4 классы:
«Как создаются
традиции?»
День учителя
(1 час)
1–2 классы:
«Если бы я был
учителем»
3–4 классы:
«Учитель жизни: Лев
Николаевич Толстой»

Основное содержание

Характеристика деятельности
обучающихся

Страницы
истории
российской
космонавтики.
Первые
космонавты.
Гордость россиян за успехи страны в
освоении космоса.
Проявление интереса к знаниям о
космосе, его изучению и космонавтам —
исследователям
космического
пространства

Обсуждение новой информации о
достижениях нашей страны в освоении
космоса, о вкладе великого учёного К.
Э. Циолковского.
Участие
в
коллективной
игресоревновании «К. Э. Циолковский —
учёный и человек». Путешествие по
интерактивной карте

Преемственность поколений: семейные
ценности (любовь, взаимопонимание,
участие
в
семейном
хозяйстве,
воспитании детей); традиции.
Память о предшествующих поколениях
семьи. Особое отношение к старшему
поколению, проявление действенного
уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них

Обсуждение
семейных
традиций.
Просмотр
видеоролика
с
целью
знакомства с праздником День пожилых
людей, с основным назначением этого
праздника.
Участие в выполнении интерактивных
заданий (установление соответствия,
группировка, классификация), которые
помогут школьником понять важность
семейных традиций и заботы о пожилых
людях

Учитель — важнейшая в обществе
профессия.
Назначение
учителя
—
социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения.
Учитель — советчик, помощник, участник
познавательной
деятельности
школьников.Оценка учительского труда.
Великие
педагоги
прошлого.
Яснополянская школа Л. Н. Толстого

Обсуждение
ценности
важнейшей
профессии. Участие в разыгрывании
сценок
«Я — учитель», «Я и мои ученики».
Участие в групповой, парной работе:
создание рисунков «Наш класс», «Мой
учитель», рисунка «Буква для первого
предложения сказки Л. Н. Толстого».
Работа
с
текстами
(пословицами,
стихотворениями),
связанными
с
профессией учителя

День отца
(1 час)
1–2 классы:
«Отчество — от слова
„отец“»
3–4 классы:
«Отчество — от слова
„отец“»
День музыки
(1 час)
1–2 классы: «Я хочу
увидеть музыку»
3–4 классы: «Я хочу
услышать музыку»
Традиционные
семейные ценности (1
час)
1–2 классы:
«Я и моя семья»
3–4 классы:
«Пётр и Феврония
Муромские»

Мужчина, отец (отчество — от слова
«отец»)
как
гражданин;
мужские
профессии,
участие
в
трудовой
деятельности и жизни общества.
Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи,
укреплении традиционных семейных
ценностей. Понимание роли отца как
родителя, участие в воспитании детей,
отцовское влияние на сына и/или дочь

Обсуждение качеств отца, мужских
профессий.
Просмотр видеоролика о роли отца как
родителя, образе отца в отечественной
литературе.
Групповая, парная работа: «Воскресный
день
моей
семьи»,
участие
в
планировании выходного дня своей
семьи

Музыка как способность человека
слышать,
воспроизводить,
сочетать
звуки. Роль музыки в жизни каждого
человека:
музыка
сопровождает
человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и
понимать музыку. Музыка, которую
можно увидеть. Музыка, которую нужно
учиться слушать

Просмотр видеоролика о роли музыки
в
жизни
человека,
обсуждение
содержания видеоролика.
Участие в беседе «Я хочу увидеть музыку», «Я хочу слышать музыку».
Групповая и парная работа по созданию
иллюстрации
«Я
вижу
музыку».
Обсуждение
творческого
задания
«Звуки при- роды»

Семья — дружный любящий друг друга
коллектив.
Поколения
в
семье.
Семейные ценности: воспитание детей,
забота о старшем поколении; традиции,
совместная
трудовая
и
досуговая
деятельность.
Пётр и Феврония Муромские — символ
любви и взаимопонимания в семейной
жизни

Обсуждение вопроса «Почему говорят,
что дерево держится корнями, а человек
семьёй?».
Участие в беседе о семейных традициях,
интересном досуге и праздниках.
Участие
в
коллективной,
индивидуальной работе «Я и моя семья
(составление семейного древа)».
Обсуждение вопросов «Чему мы можем
научиться
у
Петра
и
Февронии
Муромских?», «Почему Пётр и Феврония
стали символом любви и верности?»

Продолжение
Темы
День народного
единства
(1 час)
1–2 классы:
«Что такое единство
народа?»
3–4 классы:
«Когда мы едины —
мы непобедимы»
Мы разные,
мы вместе (1
час)
1–2 классы:
«Память времён»
3–4 классы:
«Память времён»

День матери (1
час)

Основное содержание

Характеристика деятельности
обучающихся

Рождение праздника «День народного
единства».
Проявление любви к Родине: объедение
людей в те времена, когда Родина
нуждается в защите. Чувство гордости за
подвиги граждан земли Русской в 1612
году и граждан нашей страны в Великой
Отечественной
войне.
Минин
и
Пожарский — герои, создавшие народное
ополчение для борьбы с иноземными
захватчиками

Участие в беседе о возникновении
праздника День народного единства.
Обсуждение пословиц,
связанных
с
единством народа, любовью к Родине.
Знакомство с жизнью и подвигом К.
Минина и Д. Пожарского.
Коллективная виртуальная экскурсия по
историческим местам и памятникам,
связанным с Днём народного единства.
Участие
в
коллективной
игре:
составление пазла на основе полученной
информации о событиях 1612 года

Каждое
поколение
связано
с
предыдущими и последующими общей
культу- рой, историей, средой обитания.
Связь (преемственность) поколений —
основа развития общества и каждого
человека. Патриотизм
—
чувство,
которое
есть у каждого поколения.
Историческая п-а мять проявляется в
том,
что
новое поколение
людей
стремится воспитать в себе качества,
которые отражают нравственные ценности
предыдущих поколений

Знакомство
с
понятием
«преемственность поколений». Обсуждение
качеств, которые отражают нравственные
ценности и чувства.
Участие в эвристической беседе о природе
и заповедниках России.
Соревнование
команд
на
умение
устанавливать
соответствие
между
природными объектами и их названиями

Мать, мама — главные в жизни человека
слова.
Мать
—
хозяйка
в
доме,
хранительница
семейного
очага,
воспитатель

Обсуждение качеств матери, её роли
хозяйки и хранительницы семейного
очага.

1–2 классы:
«Самое главное слово
на земле»

ница детей. С первых дней жизни рядом
с ребёнком всё время присутствует мама
— человек, чьё сердце бьётся чаще и
сильнее, чем у других людей

Просмотр видеоролика о роли матери,
образе матери в отечественной литературе.
Групповая,
парная
работа
по
обсуждению предложенных ситуаций,
планированию помощи маме

Символы
современной
России:
название, описание. О чём могут
рассказать символы. Их значение и
назначение в
жизни
государства.
Уважение к государственной символике
России — обязанность гражданина.
Правила
поведения
человека
при
исполнении гимна, при поднятии флага

Знакомство
с
символами
России:
обсуждение, называние, описание.
Участие в беседе о правилах поведения
человека при исполнении гимна, при
поднятии флага.
Парная
работа,
связанная
с
применением полученной информации о
символах страны, устройстве герба.
Выполнение интерактивных заданий

Кто такой доброволец? Деятельность
добровольцев
как
социальное
служение в военное и мирное время:
примеры из истории и современной
жизни.
Качества людей, которых называют
добровольцами:
милосердие,
гуманность, доброта.
Как я могу проявить добрые чувства
к другим людям?

Знакомство
со
значением
слов
«доброволец», «волонтёр», «милосердие»,
«гуманность».
Просмотр видеоролика,
обсуждение
примеров социального служения в
мирное и военное время.
Парная работа по анализу текстов, в
которых описаны ситуации проявления
доброты, гуманности, милосердия

3–4 классы:
«Материнское сердце
чаще бьётся».
(С. Федин)
Символы России:
Государственный
гимн, герб, флаг (1
час)
1–2 классы:
«Какие в нашей
стране есть
символы?»
3–4 классы:
«Что может герб нам
рассказать?»
День добровольца
(1 час)
1–2 классы:
«Если добрый ты,
это хорошо»
3–4 классы:
«Что я могу сделать
для других?»

Продолжение
Темы
День Героев
Отечества (1
час)
1–2 классы:
«С чего начинается
Родина…»

Основное содержание
С чего начинается Родина: колыбельная
песня мамы, первая игрушка, первая
книга.
Малая Родина: родная природа, школа,
друзья, культура и история родного края.
Ответственность гражданина за свободу,
благополучие Родины, защита её от
иноземных врагов

Просмотр и обсуждение видеоролика,
содержание
которого
связано
с
событиями из истории нашей страны.
Участие в эвристической беседе о
событиях
истории,
ответственности
гражданина за свободу, благополучие
Родины, её защите от иноземных
врагов.
Групповая
работа
по
анализу
(установление
соответствия),
упорядочению (лента времени) событий
истории

Конституция Российской Федерации —
главный закон государства. Что такое
права и обязанности гражданина.
Права ребёнка в России. Примеры
выполнения
обязанностей
членами
общества

Участие в эвристической беседе о правах
и обязанностях гражданина, ученика
начальных классов.
Групповая работа по анализу ситуаций,
связанных с выполнением обязанностей
членами общества

История праздника Рождества Христова.
Рождественские традиции в России

Участие в беседе о традициях праздника
Рождества в России.

3–4 классы:
«История
Отечества — история
каждого из нас»
День Конституции (1
час)
1–2 классы:
«Где записаны права
человека?»

Характеристика деятельности
обучающихся

3–4 классы:
«Мои права
и мои обязанности:
в чём разница?»
Рождество
(1 час)

1–2 классы:
«Светлый праздник
Рождества»

Обсуждение содержания прочитанных
одноклассниками
стихотворений,
посвящённых Рождеству.
Групповая и парная работа: составление
поздравления с праздником Рождества

3–4 классы:
«Светлый праздник
Рождества»
Новый год.
Семейные
праздники и мечты
(1 час)
1–2 классы:
«Умеем ли мы
мечтать?»

Новый год — замечательный семейный
праздник.
История
возникновения
новогоднего праздника в России.
Традиции
встречи
Нового
года:
украшение ёлки, подарки, загадывание
заветных желаний.
О чём люди разных времён мечтали
в Новый год

Просмотр видеоролика об истории
праздника.
Участие в беседе о семейных новогодних
традициях.
Участие в ролевой игре «Мы, дети… года,
мечтаем в новом году о…».
Обсуждение ответа на вопрос «О чём
мечтали на Новый год дети в разные
исторические эпохи?»

Что такое виртуальный мир и кто его
создаёт?
Плюсы и минусы виртуального мира.
Правила
безопасного
пользования
интернет-ресурсами

Участие в коллективном обсуждении
вопроса «Что такое виртуальный мир и
ктоего создаёт?».
Групповая работа: подготовка ответов на
вопросы
«Какие
плюсы
есть
у
виртуального мира?», «Какие минусы есть
у виртуального мира?».
Составление
правил
безопасного
пользования
интернет-ресурсами,
соотнесение составленных правил с
предложенным
педагогом
набором
правил

3–4 классы:
«О чём мы мечтаем?»
Цифровая
безопасность и
гигиена
школьника (1
час)
1–2 классы:
«Виртуальный я —
что можно и что
нельзя?»
3–4 классы:
«Виртуальный я —
что можно и что
нельзя?»

Темы
День снятия
блокады
Ленинграда
(1 час)
1–2 классы:
«…осталась одна
Таня…»

Основное содержание
Блокада Ленинграда: как она началась
и сколько длилась. Ленинградский
ломтик хлеба...
Дневник Тани Савичевой. Как жили
и о чём мечтали дети блокадного города.
Дорога
жизни.
Ленинград
и
ленинградцы выжили и победили

Участие в просмотре и обсуждении
содержания видеоматериалов о блокаде
Ленинграда.
Виртуальная
экскурсия
в
Государственный мемориальный музей
обороны
и
блокады
Ленинграда,
знакомство с материалами, связанными
с Таней Савичевой.
Чтение фрагментов дневника Тани
Савичевой, обсуждение прочитанного.
Участие в беседе о том, как жили и о чём
мечтали дети блокадного города

Первые театры в России.
К. С. Станиславский — великий деятель
театрального искусства: яркие страницы
жизни и деятельности.
С чего начинается театр? Кто самый
главный в театре.
Школьный и классный театр

Просмотр и обсуждение видеоролика
о первых театрах в России. Знакомство
с некоторыми фактами биографии К.
С. Станиславского.
Работа с текстами о том, как создаётся
спектакль, ответы на вопросы по
содержанию текстов.
Групповая работа: подготовка сообщения
от группы на тему «Зачем люди ходят
в театр».
Игра «Мы идём в театр»

Наука: научные открытия позволяют
улучшать жизнь людей, обеспечивают
прогресс
общества.
Науку
делают
талантливые, творческие, увлечённые
люди.

Просмотр видеоролика «Люди науки,
какие
они?»,
обсуждение
качеств
учёного.
Групповая
работа:
«Представление
открытия»:
обучающиеся знакомятся с открыти

3–4 классы:
«Писала девочка
дневник...»
Великие люди
России:
К. С.
Станислав­ ский
(1 час)
1–2 классы:
«Мы идём в театр.
А что это значит?»
3–4 классы:
«С чего начинается
театр?»
День российской
науки
(1 час)

Характеристика деятельности
обучающихся

1–2 классы:
«Как становятся
учёными?»
3–4 классы:
«Откуда берутся
научные открытия?»
Россия и мир
(1 час)
1–2 классы:
«Россия в мире»

Научные открытия российских учёных,
без которых невозможно представить
современный мир: телеграф, цветная
фотография, радиоприёмник, ранцевый
парашют, наркоз, искусственное сердце

ем
и
рассказывают
о
нём
одноклассникам;
одноклассники
отгадывают, что это за открытие
российских учёных

Роль нашей страны в современном мире.
Значение российской культуры для всего
мира

Беседа о роли России в современном мире.
Знакомство с российскими объектами,
включёнными в список всемирного
наследия ЮНЕСКО.
Интеллектуальная
игра
«Самые
известные российские учёные, поэты,
писатели, художники,
композиторы,
музыканты».
Парная
работа:
подготовка
рассказа
об одном из
российских
лауреатов
Нобелевской
премии

Защита Отечества
— обязанность
гражданина Российской Федерации,
проявление любви к родной земле,
Родине.
Армия в годы войны и мирное время:
всегда есть место подвигу.
Качество российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование

Участие в беседе о том, как жители
России выражают свою благодарность
за щитникам Отечества.
Просмотр
и
обсуждение
видеоматериалов,
в
которых
представлены
эпизоды
подвигов
российских воинов в военное и в
мирное время.
Работа с пословицей «Сам погибай, а
товарища выручай».
Коллективная беседа о проявлениях
благодарности к защитникам Отечества.
Групповая работа: составление письма
ветерану войны.
Работа в парах: подготовка ответа на
вопрос «Как стать хорошим солдатом?»

3–4 классы:
«Россия в мире»

День защитника
Отечества (День
Армии)
(1 час)
1–2 классы:
«Кому я хочу сказать
„спасибо“»?»
(ко Дню защитника
Отечества)
3–4 классы:
«Хорошие дела не
ждут благодарности?»
(ко Дню защитника
Отечества)

Продолжение
Темы
Забота о каждом (1
час)
1–2 классы:
«Заряд на добрые
дела»
3–4 классы:
«Дарить добро»

Международный
женский день
(1 час)
1–2 классы:
«Мамы разные
важны»
3–4 классы:
«Обычный мамин
день»

Основное содержание

Характеристика деятельности
обучающихся

Доброта
—
качество
настоящего
человека, способность оказать помощь,
поддержку,
проявить
заботу
и
милосердие. Доброе дело: кому оно
необходимо и длякого предназначено.
Добрые дела граждан России в прошлые
времена:
благотворительность;
пожертвование как проявление добрых
чувствв традиционных религиях

Участие
в
коллективной
беседе,
обсуждение
вопросов
«Что
такое
доброта?»,
«Трудно ли быть добрым?», «Как
научиться делать добрые дела?».
Обсуждение
просмотренного
видеоролика, в котором представлены
несколько
сюжетов
о
людях,
совершающих добрые дела. Групповая
работа:
«Представление
человека,
сделавшего много добрых дел на благо
людям»: на основе предложенной
учителем информации обучающиеся
составляют сообщение об одном из
знаменитых
благотворителей
и
рассказывают о нём одноклассникам

Международный
женский
день
—
праздник благодарности и любви к
женщине. Женщина
в
современном
обществе
—
труженица,
мать,
воспитатель
детей.
Нет на
свете
профессии, которой не может научиться
женщина.
Великие женщины в истории России:
Екатерина Великая, Е. Дашкова, Н.
Суслова (первая женщина-врач)
Выдающиеся
женщины
ХХ
века,
прославившие Россию: В. Терешкова,
М. Раскова, Л.
Павличенко,
А.
Пахмутова), М. Плисецкая, Л. Зыкина

Просмотр и обсуждение видеоролика,
знакомящего с историей праздника, со
сферами деятельности,
в которых
работают женщины.
Работа в парах: подготовка краткого
сообщения об одной из великих
женщин в истории России.
Составление
виртуальной
галереи
«Женщины, прославившие Россию».
Игра
«Выдающиеся
женщины,
прославившие Россию».
Участие в обсуждении вопроса «Легко ли
быть мамой?».
Подготовка поздравительной открытки

110 лет со дня
рождения советского
писателя и поэта,
автора слов гимнов
Российской
Федерации и СССР
С. В. Михалкова
(1 час)

Сергей Владимирович Михалков — автор
гимна современной России. Правила
слушания и исполнения гимна.
С. В. Михалков — выдающийся поэт
ХХ века, автор стихов, которые дети
знали и знают наизусть. Вклад поэта в
развитие детской литературы.
Слушаем и читаем стихи Михалкова

Участие во вводной беседе «С. В.
Михалков — автор двух Государственных
гимнов».
Выразительное
чтение
любимых
стихотворений,
автором
которых
является С. В. Михалков.
Викторина «Узнай произведение С. В.
Михалкова по одной строчке»

Крым
—
природная
жемчужина.
Разнообразие
природных
зон:
полупустыни и солончаки; степная зона,
лесостепь,вечнозелёная растительность.
Природные
достопримечательности
Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая
(Бе- лая скала), гора Кошка, Чёрное и
Азовское моря.
Симферополь — столица Республики
Крым, «ворота Крыма».
Ласточкино гнездо, Золотые ворота,
Судакская крепость, Севастополь

Участие в беседе о географическом
положении Крыма с использованием
карты.
Виртуальная
экскурсия:
природные
достопримечательности
Крыма.
Выполнение интерактивных заданий:
соотнесение изображения и описания
объекта.
Выполнение
творческого
задания:
написание мини-рассказа «Что я хочу
посетить в Крыму»

1–2 классы:
«Поэт, который
писал для детей
и о детях»
3–4 классы:
«Поэт, который
писал для детей
и о детях»
День воссоединения
Крыма с Россией
(1 час)
1–2 классы:
«Путешествие
по Крыму»
3–4 классы:
«Путешествие
по Крыму»

Продолжение
Темы
Всемирный день
театра
(1 час)
1–2 классы:
«Что на что похоже:
зачем человеку
воображение?»
3–4 классы:
«Что такое
творчество?»

День космонавтики.
Мы — первые
(1 час)
1–2 классы: «Какие
поступки делают
человека великим?»
(о первом полёте
человека в космос)
3–4 классы: «Какие
поступки делают
человека великим?»
(о первом полёте
человека в космос)

Основное содержание

Характеристика деятельности
обучающихся

Что такое творчество? Люди творческих
профессий:
поэты,
художники,
композиторы,
артисты,
создатели
игрушек.
Примеры
народных
промыслов.
Умеем ли мы фантазировать: сочинять
сказки, конструировать города будущего,
создавать узоры для тканей, посуды,
расписывать игрушки.
Творческая сценическая деятельность:
игры,
импровизация,
драматизация,
разыгрывание сценок

Участие во вступительной беседе о том,
что такое воображение и творчество.
Просмотр и обсуждение видеоролика,
рассказывающего о людях творческих
профессий.
Участие в обсуждении вопроса о театре
как коллективном творчестве режиссёра
и актёров.
Творческая игра «Ставим сценку»: каждой
группе предлагается разыграть сценку,
один из участников группы выступает
в роли режиссёра, остальные актёры.
Подготовка ответа на вопрос о том, в
каких
видах
творчества
хочется
реализовать себя

Мы первые: первый искусственный
спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал:
„Поехали!“» — первый полёт человека в
космос; Ю. А. Гагарин — Герой
Советского Союза. Первый выход в
открытый космос — А. А. Леонов,
дважды Герой Советского Союза.
Самый длительный полёт в космосе —
Валерий Поляков, Герой Советского
Союза, Герой Российской Федерации

Просмотр
видеоролика
«Как
всё
начиналось…», обсуждение
главных
событийв истории покорения космоса.
Участие в беседе «Рекорды России в
космосе»,
«Кто
они,
великие
космонавты России?».
Групповая, парная работа на поиск
соответствия, упорядочение событий,
связанных с достижениями России в
покорении космоса

Память о геноциде
советского народа
нацистами и их
пособниками
(1 час)
1–2 классы:
«Надо ли вспоминать
прошлое?»

Кто такие нацисты? Почему они хотели
сделать все народы своими рабами?
Преступления нацистов: концлагерь как
места
принудительной
жестокой
изоляции.
Дети
Освенцима.
Как
боролись с нацизмом в концлагерях
советские солдаты и офицеры.
11 апреля — день освобождения узников
концлагерей

Участие в беседе о том, что такое
геноцид.
Знакомство с материалами о детях —
узниках концлагерей.
Работа с текстами интервью с бывшими
узниками
концлагерей,
обсуждение
прочитанного.
Участие в беседе о причинах геноцида
и способах его предотвращения

Особо охраняемые территории в России
— заповедники, национальные парки.
Экологические тропы — что это такое?
Путешествие
на
Камчатку
(долина
гейзеров),
в
Приокско-Террасный
заповедник (дикий дом для зубров,
косуль, оленей), в Большой Арктический
заповедник,
в
заповедник
«Чёрные
земли»
(сохранение
сайгаков,
тушканчиков, сусликов).
Таймыр — родной дом северных оленей.
Окский заповедник — журавлиный
питомник

Участие во вступительной беседе об
истории появления праздника День
Земли.
Обсуждение экологических проблем,
существующих в России, и роли людей в
ихпоявлении.
Виртуальная
экскурсия
по самым
значимым заповедникам России.
Работа в группах: составление правил,
которые нужно соблюдать жителям
Земли, чтобы сохранить нашу планету

Профессии прошлого и профессии
будущего — что будет нужно стране,
когдая вырасту?

Участие в беседе о том, почему человеку
необходимо трудиться, о том, почему,
когда
и
как
появлялись
разные
профессии.

3–4 классы:
«Надо ли вспоминать
прошлое?»
День Земли
(1 час)
1–2 классы:
«Где можно увидеть
нетронутую
природу?»
3–4 классы:
«Дом для дикой
природы»

День труда
(1 час)

Окончание
Темы
1–2 классы:
«Без труда
не выловишь
и рыбку из пруда»

Основное содержание
Профессии моих родителей, бабушек
и дедушек.
Профессиональные династии.
Зачем нужно учиться всё время, пока
работаешь?

Просмотр и обсуждение видеоролика,
рассказывающего
о
профессиях
прошлого и настоящего.
Выполнение интерактивных заданий на
соединение описания профессии с её
названием, соединение имён и фамилий
выдающихся представителей профессии
с названием профессии.
Групповая работа: подготовка минисообщения «Что будет, если люди
перестанут работать?»

Историческая память: мы помним
подвиги наших солдат, офицеров,
матросов, защитивших нашу жизнь в
годы Великой Отечественной войны.
Связь (преемственность) поколений:
бессмертный полк — помним, любим,
гордимся. Какое чувство вело советских
людей на борьбу за свободу своей Родины?

Обсуждение
вопросов
«Что
такое
мужество, честь, отвага и как можно
воспитать в себе эти качества?», «Что
такое подвиг?», «Какое чувство вело
советских людей на борьбу за свободу
своей Родины?».
Индивидуальный рассказ о том, есть ли
семейная
традиция
участвовать
в
«Бессмертном полку», о подготовке к
участию в этом году.
Групповая работа: подготовка на основе
предложенных педагогом материалов
сообщения о подвиге, совершённом во
время Великой Отечественной войны,
представление результатов работы при
создании коллективного рассказа «Во
имя жизни на Земле»

3–4 классы:
«Не надо бояться
трудностей»

День Победы.
Бессмертный полк
(1 час)
1–2 классы:
«Мужество, честь,
отвага. Что это
и откуда берётся
в человеке?»
3–4 классы:
«Что такое подвиг?»

Характеристика деятельности
обучающихся

День детских
общественных
организаций (1
час)
1–2 классы:
«Вместе весело
шагать по
просторам…»
3–4 классы:
«Вместе весело
шагать по
просторам…»

Детская общественная организация —
мы вместе, и мы делаем добрые дела.
Друзья необходимы каждому человеку.
Добрые дела, которые можно сделать
вместе. Наша помощь нужна тем, кто
в ней нуждается: больным, старым,
слабым

Участие во вступительной беседе о
детских общественных организациях.
Знакомство с движением «Орлята
России».
Групповая
работа:
каждая
группа
предлагает три причины, по которым
стоит
участвовать
в
детских
общественных организациях


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».