Экологическая грамотность, 7-8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

УТВЕРЖДЕНА
на заседании научно-методического
совета МБОУ ГСШ № 3.
Протокол от 05.09.2022 № 2.

Введена в действие
приказом учреждения
от 05.09.2022 № 367.
Директор МБОУ ГСШ № 3

Е.В. Толмачева

О.В. Зимарина

ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Экологическая грамотность»
7-8 классы.
68 часов
Автор-составитель:
Толмачева
Елена Викторовна

Городище

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Экологическая грамотность» составлена на
основании Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
ГСШ № 3 и Примерной образовательной программы учебного курса «Экологическая
культура, грамотность, безопасность» (предметная область «Естественно-научные
предметы») для 5-9 классов образовательных организаций, реализующих образовательные
программы основного общего образования
(одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 26 октября 2020 № 4/20).
Программа внеурочной деятельности «Экологическая грамотность» относится к
предметной области «Естественно-научные предметы», предназначена для организации
образовательной деятельности обучающихся в 7-8-х классов и направлена на формирование
естественно-научной грамотности как компонента функциональной грамотности
школьников.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную
гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественно-научная грамотность – это способность человека осваивать и
использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, освоения
новых знаний и умений использовать их в дальнейшей жизни. Для создания предпосылок
естественно-научной грамотности предложены приемы «Проблемная ситуация», «Ключевые
слова», «Хорошо – плохо», а также проектный метод.
Ценностно-смысловые
ориентиры
программы
внеурочной
деятельности
«Экологическая грамотность»
позволяют позиционировать российскую систему
образования как одну из ведущих систем в мире.
Сквозной целевой установкой программы является формирование нравственных,
гуманистических идеалов обучающихся, как основы экологического мышления и
ценностного отношения к природе. Программа внеурочной деятельности направлена на
развитие экологического сознания и навыков экологически грамотного поведения: «знаю —
понимаю — умею — действую», ориентирована на осознание обучающимися экологических
проблем в системе: Мир — Россия — Мой регион.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена её направленностью
на осознание обучающимися концепции устойчивого развития как модели развития
цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между
решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, что
приводит к пониманию ответственности за будущее планеты и своей Родины.
Содержание программы предполагает моделирование реальных жизненных ситуаций
анализ и разрешение которых направлено на формирование грамотности нового типа —
функциональной грамотности обучающихся. Предусматривает обучение школьников
методам наблюдения и экспериментальным навыкам; развитие их исследовательских умений
и творческих способностей; включение обучающихся в социальную практику; обеспечение
индивидуальных образовательных маршрутов. Что в целом способствует формированию
экологически грамотного поведения.
Цель курса: формирование и развитие у школьников:
 экологического сознания в контексте идей устойчивого развития природы и общества;
 системы естественно-научных знаний, позволяющих принимать экологически
грамотные решения как одного из видов функциональной грамотности обучающихся;
 исследовательских умений и навыков экологически грамотного поведения.

2

•
•
•
•
•
•

Задачи курса:
формирование готовности школьников к социальному взаимодействию по вопросам
улучшения качества окружающей среды, воспитание и пропаганда активной
гражданской позиции в отношении защиты и сохранения природы;
развитие интереса к экологии как научной дисциплине;
формирование экологических знаний, умений и культуры школьников в ходе
теоретической подготовки и проектно-исследовательской деятельности;
привитие интереса к научным исследованиям на основе освоения методов и методик
по изучению состояния экосистем, организации мониторинговой деятельности;
освоение методов комплексной оценки и прогноза изменений состояния объектов
социоприродной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов;
профессиональная ориентация школьников.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа внеурочной деятельности «Экологическая грамотность» строится системно
и целенаправленно.
В содержании курса делается акцент на усиление деятельностного компонента, что
определяется социальным заказом современного общества в связи с возрастающим
антропогенным воздействием на все природные среды и, как следствие, увеличивающимися
экологическими рисками. Предлагаемые в содержании курса занятия помимо теоретического
материала, содержат опыты, наблюдения, лабораторно-практические, исследовательские,
проектные работы по изучению экологической динамики экосистем и их составных частей.
Теоретические и практические занятия предлагается проводить как в условиях кабинета, так
и в форме полевого практикума.
Программа внеурочной деятельности «Экологическая грамотность»
отвечает
принципам:
 гуманистической направленности — нацелена на выработку у обучающихся
системы знаний-убеждений, дающих чёткую ориентацию в системе отношений
«человек-природа», как основы экологического образования и воспитания
обучающихся;
 системности — задаёт ориентировочные основы формирования системного
мышления при рассмотрении учебных проблем;
 экологизации — направлена на воспитание осознанной жизненной позиции
обучающихся, способных стать активными защитниками окружающей среды;
 функциональной грамотности — предполагает решение учебных проблем,
моделирующих реальные практические ситуации;
 регионализации — практико-ориентированные задания разработаны на основе
фактического материала о состоянии окружающей среды Волгоградской области;
 системно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности.
Более 60 % учебного материала носит практико-ориентированный характер и
предполагает самостоятельную работу обучающихся;
 вариативности — содержание каждого модуля может варьироваться в соответствии
с особенностями региона и образовательной среды учебного заведения.
Содержание курса «Экологическая грамотность» направлено на
осмысление обучающимися:
 идей единства и многообразия, системности и целостности природы;
 идеи взаимозависимости природы и человека;
 идеи гармонизации системы «природа-человек».
3

осознание

и

Образовательная деятельность школьников организуется в разных формах:
 Учебный проект.
 Учебное исследование.
 Учебная экскурсия.
 Практическая работа.
 Экологический мониторинг.
 Социологический опрос.
 Деловая игра.
 Конференция.
 Выполнение и обсуждение итоговых заданий на развитие функциональной грамотности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты обучения представлены тремя
блоками: личностные, предметные и метапредметные.
Личностные результаты освоения курса предполагают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы
значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,
правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки экология и смежный с ней наук.
Выстраивание собственного целостного мировоззрения.
Осознание потребности и готовности к самообразованию.
Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения сохранения здоровья.
Оценивание экологического риска во взаимоотношениях человека и природы.
Формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы.
Обучающиеся осознают:
 ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов, глобальная
роль человека на Земле;
 высокую степень зависимости человека от природы: человек не может жить вне
биосферы, а биосфера может существовать без человека;
 способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость
и настойчивость в достижении результата;
 необходимость активной жизненной позиции и приобретают мотивацию стать
активными защитниками окружающей среды.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия включают в себя следующий
спектр умений:
4

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи
в учебно-познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Планирование —
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
составление плана и последовательности действий. Прогнозирование — предвидение
результатов и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией. Контроль — сравнение способов действий и
результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого
результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения. Оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже
усвоено и что необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора. Саморегуляция — способность к мобилизации сил, воли и преодолению
препятствий.
Регулятивные УУД
Обучающиеся научится
Обучающийся получит возможность научиться
 целеполаганию,
включая
 самостоятельно ставить новые учебные цели
постановку целей, преобразование и задачи;
практических
задач
в
 при планировании достижения целей
познавательные;
самостоятельно, полно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
 самостоятельно
анализировать
условия
 выделять
альтернативные
способы
достижения цели на основе достижения
цели
и
выбирать
наиболее
поставленных
учителем эффективный способ;
ориентиров выполнения действий
 осознанно управлять своим поведением и
при изучении нового материала;
деятельностью, направленной на достижение
 планировать
пути поставленных целей;
достижения целей;
 осуществлять рефлексию в отношении
 устанавливать
целевые действий по решению учебно-познавательных
приоритеты;
задач;
 адекватно самостоятельно
 адекватно оценивать свои возможности
оценивать
правильность достижения цели определённой сложности в
выполнения действия и вносить различных сферах самостоятельной деятельности;
необходимые коррективы;
 прилагать волевые усилия и преодолевать
 прогнозировать
развитие трудности на пути достижения намеченных целей.
процесса.
Познавательные универсальные учебные действия предполагают формирование
таких умений, как:
1. Умение определять понятия, проводить обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
5

устанавливать причинно-следственные связи, строить на их основе логические рассуждения,
умозаключения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать различные формы представления
учебного материала (текст, знаки, символы, модели, схемы и др.) для решения учебнопознавательных задач.
3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
экологические знания в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
4. Владение знаниями поиска информации при работе с различными
информационными источниками.
Познавательные УУД
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
 планировать и выполнять
 ставить
проблему,
аргументировать
её
учебное исследование и учебный актуальность;
проект, используя оборудование,
 самостоятельно проводить исследование на
модели, методы и приёмы, основе применения методов наблюдения и
адекватные
исследуемой эксперимента;
проблеме;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях
 проводить наблюдение и событий, процессов, объектов;
эксперимент под руководством
 организовывать
исследование
с
целью
учителя;
проверки гипотез;
 осуществлять
выбор
 делать умозаключения (индуктивное и по
наиболее эффективных способов аналогии) и выводы на основе аргументации;
решения задач в зависимости от
 самостоятельно задумывать, планировать и
конкретных условий;
выполнять учебное исследование, учебный и
 обобщать
понятия
— социальный проект;
осуществлять
логическую
 осуществлять
самостоятельный
поиск
операцию перехода от понятия с необходимой информации в различных источниках
меньшим объёмом к понятию с (нормативно-регламентирующей
литературе,
большим объёмом;
справочниках,
научно-популярных
изданиях,
 выбирать
источники ресурсах Интернета и др. источниках) и применять
информации
(статистические, ее при проведении собственных исследований;
текстовые,
видеои
 осознавать
свою
ответственность
за
фотоизображения, компьютерные достоверность полученных знаний, за качество
базы
данных),
адекватные выполненного проекта.
решаемым задачам.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками. Планирование учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
2. Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов друг друга. Разрешение конфликтов —
выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация. Управление поведением партнёра —
контроль, коррекция, оценка его действий.
3. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
6

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится
Обучающийся получит возможность научиться
 устанавливать и сравнивать разные
 учитывать разные мнения, интересы и
точки зрения при выборе решения; обосновывать собственную позицию;
формулировать собственное мнение и
 понимать относительность мнений и подходов
позицию,
аргументировать
и к решению проблемы;
координировать
её
с
позициями
 брать на себя инициативу в организации
партнёров
в
сотрудничестве
при совместного действия (деловое лидерство);
выработке общего решения в совместной
 оказывать поддержку и содействие партнёрам
деятельности;
по совместной деятельности;
 организовывать
и
планировать
 продуктивно разрешать конфликты на основе
учебное сотрудничество с учителем и учёта интересов и позиций всех участников,
сверстниками, определять
цели
и осуществлять поиск альтернативных способов
функции
участников,
способы разрешения
конфликтов;
договариваться
и
взаимодействия; планировать общие приходить к общему решению в совместной
способы работы;
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
 задавать вопросы, необходимые для
 осуществлять коммуникативную рефлексию
организации собственной деятельности и как осознание оснований собственных действий и
сотрудничества с партнёром;
действий партнёра;
 осуществлять взаимный контроль и
 в процессе коммуникации достаточно точно,
оказывать
в
сотрудничестве последовательно и полно передавать партнёру
необходимую взаимопомощь;
необходимую информацию как ориентир для
 адекватно использовать речевые построения действия;
средства
для
решения
различных
 следовать
морально-этическим
и
коммуникативных задач; владеть устной психологическим
принципам
общения
и
и
письменной
речью;
строить сотрудничества
на
основе
уважительного
монологическое
контекстное отношения к партнёрам, внимания к личности
высказывание;
другого, адекватного межличностного восприятия,
 осуществлять контроль, коррекцию, готовности оказывать помощь и эмоциональную
оценку действий
партнёра,
уметь поддержку партнёрам в процессе достижения
общей цели совместной деятельности.
убеждать;
 основам
коммуникативной
рефлексии.
Предметные результаты освоения курса направлены на освоение обучающимися
теоретического материала, а также формирования специфических для данной предметной
области умений. Предусматриваются виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, преобразованию и применению этих знаний в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях. Кроме того, предметные результаты
включают формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых
теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приёмами.
Обучающимся важно знать/понимать:
Чему учится человек у природы. Что изучает экология. Почему экологические
проблемы так сложны.
Что природу можно рассматривать как систему. О взаимосвязи компонентов природы.
Что такое экосистема.
7

Причины, по которым сокращается богатство флоры и фауны. Зачем нужна Красная
книга, и какие биологические виды в нее занесены. Роль ботанических садов и зоопарков в
деле сохранения растений и животных. Какими путями можно сохранить многообразие
природы.
Что такое биоразнообразие, и для чего его нужно сохранять. Что приводит снижению
биоразнообразия, и какими путями оно сохраняется. Что относится к особо охраняемым
природным территориям.
Что такое почва, из чего она состоит и как она образуется. От чего зависит плодородие
почвы. Какие бывают почвы, и чем они отличаются. Какие опасности угрожают почве и как
ее сохранить.
Какие уникальные свойства есть у воды, позволившие стать основой жизни на Земле. О
запасах пресной воды есть на Земле. Сколько мы расходуем воды и на что. Какие бывают
загрязнители воды и как они влияют на живые организмы и экосистему в целом. Как
происходит самоочищение водоемов и почему оно не всегда может справиться с
загрязнением. Как очистить воду и как предотвратить попадание вредных веществ в воду.
Какие загрязнители атмосферы существуют. Как они влияют на наше здоровье и
окружающую среду. Что такое парниковые газы и как они влияют на изменение климата.
Как образуются в атмосфере пыль, аэрозоль, смог и чем они опасны. Какие существуют
биоиндикаторы чистоты воздуха. Как повлиять на сохранение чистоты воздуха.
Значение понятия «экологический мониторинг», его цели, особенности его организации
и проведения, историю развития. Виды и подсистемы экологического мониторинга,
принципы классификации видов экологического мониторинга.
Основные методы экологического мониторинга. Методы и методики исследования
загрязнения объектов окружающей среды.
Виды растений и животных, являющихся индикаторами состояния окружающей
среды.
Особенности населения почвы и факторы его разнообразия. Влияние техногенного
загрязнения на почвенных беспозвоночных.
Обучающимся важно уметь:
Осуществлять эколого-просветительские проекты по проблемам энергосбережения,
сохранения почв, мусора. Разрабатывать проекты озеленения своего микрорайона.
Выполнять практические проекты по озеленению пришкольной территории, сохранению
биоразнообразия.
Проводить социологические опросы по проблемам содержания домашних животных,
твердых коммунальных отходов, рационального использования воды в быту.
Подсчитывать энергопотребленние. Экономить электроэнергию и воду в быту.
Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризуемых
объектов, сред обитания. Определять физико-химические параметры изучаемых объектов и
сред обитания. Проводить картирование загрязнённых участков.
Оценивать степень загрязненности воды, состояние чистоты воздуха и почвы, основываясь
на состоянии биоиндикаторов.
Осуществлять мониторинг загрязнения различных сред обитания (наземно-воздушной,
водной, почвенной) на основе применения адекватных методов исследования. Исследовать
поток автомобилей и оценивать их влияние на количество смога.
Проводить оценку состояния древесной растительности. Осуществлять изучение состояния
растительности территории. Составлять карты газоустойчивости древесно-кустарниковой
растительности. Определять возможность деревьев и кустарников снижать количество пыли
в воздухе.
Очищать воду от посторонних примесей. Оценивать экологическое состояние водоёма.
Определять механический состав почвы, её влажность, цвет, сложение.
Проводить социологические опросы по экологическим проблемам.
8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ «Экологическая грамотность». 7—8 классы
Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие
Сохранение биоразнообразия — сохранение устойчивости экосистемы. Особо охраняемые
природные территории. Проект «Красная книга Волгоградской области в рисунках». Деловая
игра «Свалка». Охрана и привлечение птиц. Искусственные гнездовья. Экскурсия по особо
охраняемой природной территории.
Модуль 2. Сохраняем почву
Почва — поверхностный слой земной коры. Экологические проблемы сохранения почвы.
Экскурсия «Исследуем почву». Определяем кислотность почвы. Значение плодородия почвы.
Определяем механический состав почвы и содержание гумуса в почве. Влияние
вытаптывания почвы на растительность.
Модуль 3. Сберегаем энергию
Экологические проблемы использования энергии. Выясняем мощность, потребляемую
электробытовыми приборами, и учимся экономить электроэнергию. Анализируем затраты
электроэнергии и учимся экономить. Проект «Экологическое просвещение по проблеме
энергосбережения».
Модуль 4. Сберегаем воду
Самое распространённое на Земле вещество. Проблема сохранения водных ресурсов.
Сохранение воды. Способы очистки воды в лаборатории. Лабораторное исследование воды
из природного водоёма. Проект «Экологическое просвещение по проблеме рационального
использования воды».
Модуль 5. Сберегаем атмосферу
Проблема загрязнения атмосферы. Проект «Экологическое просвещение по проблеме
рационального использования транспорта». Мониторинг загрязнения воздуха. Изучение
потока автомобилей на улице. Исследуем влияние деревьев и кустарников на количество
пыли в воздухе. Оценка состояния зелёных насаждений.
Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально
Глобальные проблемы современного мира. Глобальные экологические риски. Концепция
устойчивого развития. Моя страна: мечтай, узнавай, действуй!
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел «Экологическая грамотность» 7—8 классы
7 КЛАСС
34 часа
Модуль 1. Сохраняем биоразнообразие (12 ч)
№ п/п

Название темы

Основное содержание

1

Сохранение
биоразнообразия
—
сохранение устойчивости
биосферы
Особо
охраняемые
природные территории

Биологическое
разнообразие.
Мониторинговые исследования

1

Особо
охраняемые
природные
территории (ООПТ): государственные
природные заповедники, национальные
парки,
природные
парки,
государственные природные заказники,
памятники природы, дендрологические

1

2

9

Кол-во часов
Теоретиче Практичес
ских
ких

3—4
5—6

7—8

9—10

11—12

13

14
15—16

17—18

19—20

21—22

23—24

25

26

парки и ботанические сады
Красная
книга Проект
«Красная
книга
Волгоградской области
Волгоградской области в рисунках»
Деловая игра
Деловая
игра
«Экологические
проблемы в р.п. Городище».
Игра «Свалка».
Охрана и привлечение Гнёзда птиц. Правила изготовления
птиц.
Искусственные искусственных
гнездовий.
гнездовья
Практическая работа «Изготовления
гнездовий для птиц»
Заочная экскурсия по особо Особо
охраняемые
территории
охраняемой
природной Волгоградской области
территории
Итоговое обобщение
Задания
на
формирование
Сохранение
функциональной грамотности
биоразнообразия планеты.
Модуль 2. Сохраняем почву (12 ч)
Почва — поверхностный Почвоведение.
Обитатели
почвы.
слой земной коры
Состав
и
особенности
почвы.
Плодородие почвы. Роль животных в
образовании почвы
Экологические проблемы Почвообразование.
Причины
сохранения почвы
разрушение почвы
Экскурсия «Исследуем Механический
состав
почвы.
почву»
Влажность почвы. Окраска почвы.
Сложение
почвы.
Экскурсия
«Исследуем почву»
Определяем
кислотность Кислотность почвы. Закисления почв.
почвы
Практическая работа «Исследование
кислотности почвы»
Значение
плодородия Практические работы «Значение
почвы.
Определяем плодородия почвы», «Определение
механический состав почвы механического
состава
почвы»,
и содержание гумуса в «Определение содержания гумуса в
почве
почве»
Влияние
вытаптывания Практическая работа «Определение
почвы на растительность
влияния вытаптывания почвы на
растительность»
Итоговое обобщение
Задания
на
формирование
Основные
причины функциональной грамотности
деградации почв. Защита
почв.
Модуль 3. Сберегаем энергию (1 ч)
Экологические проблемы Использование
энергии
живыми
использования энергии
организмами. Использование энергии
человеком
Выясняем
мощность, Использование электроэнергии в быту.
потребляемую
Бытовые
электрические
приборы,
электробытовыми
классы
энергоэффективности.
приборами
и
учимся Практическая работа «Исследование
экономить электроэнергию энергопотребления бытовых приборов»
10

1

1
2

2

1

1

2

1

1
2

2

2

2

2

1

1

27—28

29—31

32—33

34

1

2

3
4—5

6—7

8—9

10—11

12—13

14

Анализируем
затраты Анализируем
затраты
электроэнергии и учимся электроэнергии
и
учимся
экономить
экономить, создавать комфортные
условия и затрачивая минимум
электроэнергии.
Практическая
работа «Исследование потребления
электроэнергии»
Проект
«Экологическое Проект «Экологическое просвещение
просвещение по проблеме по проблеме энергосбережения»
энергосбережения»
Итоговое обобщение
Задания
на
формирование
Сберегаем энергию в функциональной грамотности
своём доме
Итоговое занятие.
Повторение пройденного.
Рефлексивный блок
8 КЛАСС
34 часа
Модуль 1. Сберегаем воду (12 ч)
Самое распространённое на Проблемы сбережения воды. Свойства
Земле вещество
воды. Использование воды в разных
сферах: промышленности, энергетики и
сельского хозяйства
Проблема
сохранения Самоочищение водоёмов. Экосистема
водных ресурсов
водоёма. Различные виды загрязнений
воды
Сохранение воды
Очистка сточных вод. Способы
очистки воды. Экономия воды
Способы очистки воды в Практические работы «Очистка воды
лаборатории
фильтрованием»,
«Разделение
жидкостей с помощи делительной
воронки»
Заочная
экскурсия
на Заочная экскурсия на водоёмы
водоём
Волгоградской области
Решение
задач
по
теме
«Гидрологические
характеристики
рек»..
Воды Мирового океана.
Практическая работа «Движение воды
Течения в Мировом океане в океане».
Решение задач на определение
солености воды в морях и океанах.
Проект
«Экологическое Проект «Экологическое просвещение
просвещение по проблеме по
проблеме
рационального
рационального
использования воды»
использования воды»
Итоговое обобщение
Задания
на
формирование
Значение воды. Охрана функциональной грамотности
воды.
Вода
—
стратегический запас
Модуль 5. Сберегаем атмосферу (13 ч)
Проблема
загрязнения Виды
загрязнений.
Источники
атмосферы
загрязнения атмосферы: естественные
11

2

3

2

1

1

1

1
2

1

1

1

1

2

2

1

15—16

17—18

19—20
21—22

23—24
25—26

27—28

29—30

31—32

33-34

Проект «Экологическое
просвещение
по
проблеме рационального
использования
транспорта»
Загрязнение
воздуха.
Методы очистки

Изучение
потока
автомобилей на улице
Исследуем
влияние
деревьев и кустарников
на количество пыли в
воздухе

(природные)
и
искусственные
(антропогенные)
Влияние транспорта на атмосферу.
Проект
«Экологическое
просвещение
по
проблеме
рационального
использования
транспорта»
Экологические
проблемы
населенных пунктов.
Практическая
работа
«Определение чистоты воздуха по
хвое сосны»
Практическая работа «Изучение
потока автомобилей на улице»
Запылённость воздуха. Болезни,
вызываемые загрязнением воздуха.
Практическая работа «Влияние
деревьев
и
кустарников
на
количество пыли в воздухе»
Практическая работа «Оценка
состояния зелёных насаждений»
Задания
на
формирование
функциональной грамотности

2

1

Оценка
состояния
зелёных насаждений
Итоговое обобщение
Экологические проблемы
атмосферы.
Охрана
атмосферы
Модуль 6. Мыслим глобально — действуем локально (8 ч)
Глобальные
проблемы Пути решения глобальных проблем.
современного
мира. Задания
на
формирование
Глобальные экологические функциональной грамотности
риски
Концепция устойчивого Концепция перехода Российской
развития
Федерации к устойчивому развитию
Задания
на
формирование
функциональной грамотности
Моя страна: мечтай, Экологический рейтинг регионов
узнавай, действуй!
России. Путь к устойчивому
развитию. Экологические угрозы.
Задания
на
формирование
функциональной грамотности
Уроки
повторения Анализ выполненных заданий.
1
пройденного материала. Работа над ошибками.
Рефлексивный блок

12

1

2
2

2
2

2

2

2

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическая литература
1. Алексашина И. Ю., Лагутенко О. И. Как сохранить нашу планету? 7—9 классы. Учеб.
пособие для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2019. – 94 с. : ил. —
(Внеурочная деятельность).
2. Асланиди К. Б., Вачадзе Д. М. Биомониторинг? Это очень просто! Пущино. — 1996. —
127с.
3. Бакка С. В., Киселева Н. Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия.
Методическон пособие. Изд.2-е, доп. — Н. Новгород, 2011. — 36 с.
4. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / О. П.
Мелехова, Е. И. Егорова, Т. И. Евсеева и др. — Академия Москва, 2007. — С. 288.
5. Вебстер К., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. От экологического
образования к образованию для устойчивого развития. — СПб.: Наука, Сага, 2005. —
137 с.
6. Воробьёв Г. А. Исследуем малые реки. — Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 1997. — 116
с.
7. Добровольский Г. В. Почва, город, экология. М.: Фонд За экономическую грамотность,
1997. — 310 с.
8. Захаров В. М., Чубинишвили А. Т., Дмитриев С. Г. и др. Здоровье среды: практика
оценки. М.: Центр экологической политики России, 2000. — 320 с.
9. Криволуцкий, Д. А. Почвенная фауна в экологическом контроле / Д. А. Криволуцкий —
М.: Наука, 1994. — 272 с.
10. Кулагин Ю. З. Древесные растения и промышленная среда. М., «Наука», 1974 г. —
123с.
11. Лагутенко, О. И. Исчезающие животные России: иллюстрированный зоологический
атлас / О. И. Лагутенко; худож. И. Мошинская. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2020.
— 64 с. : ил.
12. Межневский В. Н. Растения-индикаторы. — М.: ООО Издательство ACT; Донецк:
Сталкер, 2004г.
13. Муравьев А. Г., Каррыев Б. Б., Ляндзберг А. Р. Оценка экологического состояния
почвы. Практическое руководство / Под ред. А. Г. Муравьева. Изд. 2-е, перераб. и
дополн. — СПб.: Крисмас+, 2008. — 216 с.
14. Рыжов И.Н., Ягодин Г. А. Школьный экологический мониторинг городской среды:
Учеб. пособие. — М.: Галактика, 2000. — 192 с.
15. Сергейчик С. А., Сергейчик А. А., Сидорович Е.А. Методы фитоконтроля загрязнения
природной среды. — Минск, 1991.
16. Экологический мониторинг: Методическое пособие / В. В. Снакин, М. А. Малярова, Т.
Ф. Гурова и др. — М. РЭФИА, 1996. — 92 с.
17. Школьный экологический мониторинг. Под ред. Ашихминой Т. Я. — М.: АГАР, 2000.
— 385 с.
18. Экологический мониторинг в школе. / Под ред. Коробейниковой Л. А. — Вологда:
Русь, 1998. — 212 с.
Нормативно-регламентирующая литература
1. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог: ОДМ
218.011-98 / Росдорнии, Свердл. центр Росдорнии, Росгипролес, НПФ «Российские
семена». — М., 1998. — 52 с.
2. Методические рекомендации по оценке степени загрязнения атмосферного
воздуха населенных пунктов металлами по их содержанию в снежном покрове и почве
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР от 15.05.1990 №5174-90).
13

3. Руководство по контролю загрязнения атмосферы РД-62.04.186.89. Гос.
комитет СССР по гидрометеорологии. Мин-во здравоохранения СССР, — M., 1991. —
693 с.
4. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений.
Санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества
атмосферного воздуха населенных мест».
5. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных
территориях" (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/10107990/
6. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя
редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
7. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (с изменениями и
дополнениями) https://base.garant.ru/10107800/
8. Цели устойчивого развития ООН и Россия. Доклад о человеческом развитии в
Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. —
М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.
https://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf
Интернет-ресурсы:
1. Вайнерт Э., Вальтер Р., Ветцель Т., Егер Э., Клаустнитцер Б. и др. / Под ред. Р.
Шуберта; пер. с нем. — М.: Мир. – 1988. – 348 с. https://www.twirpx.com/file/393307/
2. Красная книга России. Полный сборник живых организмов, внесённых в Красную
книгу Российской Федерации. https://redbookrf.ru/
3. Методические рекомендации по выполнению оценки качества среды по состоянию
живых существ (оценка стабильности развития живых организмов по уровню
асимметрии морфологических структур) http://docs.cntd.ru/document/901879474
4. Пчелкин А.В. Использование водорослей и лишайников в экологическом
мониторинге и биоиндикационных исследованиях. Экологический центр
«Экосистема» http://www.ecosystema.ru/07referats/pchelkin/monitoring.htm
5. Трофименко Ю.В., Лобиков А.В. Биологические методы снижения автотранспортного
загрязнения природной полосы. Обзорная Информация. База нормативной
документации: www.complexdoc.ru
6. Федоров В. А. Руководство по изготовлению искусственных гнездовий и организации
зимней подкормки для птиц. http://oopt.spb.ru/wp-content/uploads/2016/01/gnezd.pdf
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Оборудование демонстрационное:
персональный компьютер, проектор.
Оборудование учебное:
Атласы, метеорологическая будка

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».