АООП основного общего образования обучающихся с ТНР от 26.08.2022

СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения. Определение и назначение Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.) ........................................................ 4
Структура Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант
5.1.) ............................................................................................................................ 4
1. Целевой раздел Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.) ............................................................................................................ 5
1.1. Пояснительная записка ...................................................................... 5
1.1.1. Цели
реализации
Адаптированной
основной
образовательной программы основного общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.) .............. 6
1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации
Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.) .............................................................................................. 6
1.1.3. Общая характеристика Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.) .............. 8
1.2.
Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.) .............................................................................................. 8
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.) .............................................................................................. 9
1.3.1 Общие положения ........................................................................ 9
1.3.2. Особенности оценки метапредметных и предметных
результатов................................................................................................. 9
1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур ................... 9
2. Содержательный раздел Адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1.) ........................................................................ 10
2.1. Адаптированные рабочие программы учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей ................................................................................................... 10
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий у
обучающихся с ТНР ................................................................................ 10
2.3. Программа воспитания .................................................................... 10
2.4. Программа коррекционной работы ................................................ 10

2.4.1. Цели, задачи и принципы построения программы
коррекционной работы ........................................................................... 10
2.4.2. Перечень и содержание направлений коррекционной
работы……............................................................................................... 11
2.4.3. Механизмы реализации программы коррекционной
работы……………................................................................................... 14
2.4.4. Требования
к
условиям
реализации
программы
коррекционной работы ........................................................................... 15
2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы ................ 16
3. Организационный раздел Адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1.) ........................................................................ 16
3.1. Учебный план .................................................................................. 16
3.2. План внеурочной деятельности ...................................................... 17
3.3. Календарный учебный график........................................................ 17
3.4. Календарный план воспитательной работы .................................. 17
3.5. Характеристика условий реализации Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.) ............ 17
3.5.1.
Описание
общесистемных
условий
реализации
Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.) ............................................................................................ 17
3.5.2. Описание кадровых условий реализации Адаптированной
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант
5.1.)............................................................................................................ 18
3.5.3. Описание психолого-педагогических условий реализации
Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.) ............................................................................................ 18
3.5.4.
Финансово-экономические
условия
реализации
Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.) ............................................................................................ 18
3.5.5.
Материально-техническое
и
учебно-методическое
обеспечение Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1.) .......................................................... 19

Общие положения
Определение и назначение Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.)
Адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП) основного
общего образования (далее – ООО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР)
(вариант 5.1.) – это образовательная программа, предназначенная для получения образования на
уровне основного общего образования обучающимися с ТНР с учетом особенностей их
психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обучающийся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на уровне основного общего
образования – физическое лицо, освоившее образовательную программу на уровне начального
общего образования, достигшее по итогам ее освоения планируемых результатов в овладении
предметными, метапредметными, личностными компетенциями в соответствии с ФГОС ООО и
имеющее первичные речевые нарушения, препятствующие освоению основной
общеобразовательной программы на уровне основного общего образования без реализации
специальных условий обучения.
Статус обучающегося с ТНР устанавливается психолого-медико-педагогической
комиссией.
При условии компенсации нарушений во время обучения по решению ПМПК
обучающийся может быть переведен на основную программу на уровне основного общего
образования.
АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) самостоятельно разрабатывается и
утверждается учреждением в соответствии:
 с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) ООО,
 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.1.),
 уставом учреждения.
АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) определяет содержание образования,
ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Вариант 5.1. АООП ООО обучающихся с ТНР реализуется в учреждении в условиях
инклюзии.
Структура Адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.)
АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и задачи реализации, принципы и
подходы, планируемые результаты реализации АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.),
кроме того, в целевом разделе описывается системы оценки достижения планируемых
результатов освоения АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.).
Содержательный раздел включает программы, ориентированные на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов:
 программу формирования универсальных учебных действий;
 программы учебных предметов, коррекционных курсов;
 программу коррекционной работы;
 программу воспитания.
Организационный раздел включает учебный план, учебный календарный график, план
внеурочной деятельности, описание системы специальных условий реализации АООП ООО
обучающихся с ТНР (вариант 5.1.).

1. Целевой раздел Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.)
1.1. Пояснительная записка
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Срок освоения АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) составляет 5 лет.
Для обучения по варианту 5.1 зачисляются обучающиеся с негрубой недостаточностью
речевой и/или коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Это
может проявляться в виде следующих нарушений:
1) негрубое недоразвитие устной речи, как правило, осложненное органическим
поражением центральной нервной системы;
2) нарушения чтения и нарушения письма;
3) темпоритмические нарушения речи (заикание и др.);
4) нарушения голоса (дисфония, афония).
Проявлениями негрубого речевого недоразвития являются: недостатки произношения
отдельных звуков, незначительное сужение словарного запаса, особенно в области абстрактной
и терминологической лексики, затруднения в установлении парадигматических отношений
(подбор синонимов, антонимов, понимание переносного смысла и проч.); неустойчивое
использование сложных грамматических форм и конструкций, трудности программирования и
реализации развернутых устных монологических высказываний, в результате которых
обучающиеся могут не соблюдать 1-2 признака текста (например, последовательность,
тематичность и др.). Кроме того, отмечаются некоторые проблемы компрессии текста обучающиеся затрудняются составить сокращенный пересказ, выделить ключевые понятия,
часто «застревают» на деталях, но понимание фактологии и смысла текста осуществляется в
полном объеме. Они способны ответить на смысловые вопросы, самостоятельно сделать
умозаключения.
У обучающихся отмечается дефицитарность языковой и метаязыковой способностей,
ограниченность в сложных формах речевой деятельности (при сформированности бытовой
коммуникации).
Нарушения чтения и/или письма у данного контингента обучающихся проявляются в
легкой степени. Отмечаются отдельные устойчивые/неустойчивые ошибки, характер которых
определяется ведущим нарушением в структуре нарушения. Понимание прочитанного не
страдает или страдает незначительно в связи с недостаточностью семантизации отдельных
лексических и / или грамматических единиц и / или целостного восприятия текста.
Самостоятельные письменные работы соответствуют требованиям ООП ООО учреждения по
объему и содержанию.
Обучающиеся, имеющие недоразвитие устной речи, нарушения письма и чтения, даже в
легкой степени выраженности, составляют группу риска по школьной неуспеваемости, в
частности, по русскому языку, литературе и другим дисциплинам, освоение которых
предполагает работу с текстовым материалом.
Вариант 5.1 рекомендован для детей с заиканием, проявляющимся в запинках
судорожного характера, не препятствующих эффективной коммуникации или влияющих на ее
эффективность в отдельных ситуациях общения. Следует, однако, иметь в виду, что стрессовые
ситуации могут провоцировать ухудшение состояния речи обучающихся. Это требует
специального внимания к организации процедур текущего контроля и аттестации
обучающихся.
Нарушения голоса могут быть выражены в легкой степени или средней степени. При
легкой степени отмечаются: незначительное изменение тембра голоса, заметное, как правило
специалисту. Возможна повышенная утомляемость голоса, монотонность. При нарушениях
голоса в средней степени тяжести наблюдаются следующие проявления: изменения тембра
заметны окружающим, но незначительно препятствуют общению, голос слабый, измененный
тембр, иссякающий, маломодулированный. Эти нарушения не носят функциональный характер,
с одной стороны, например, мутационные изменения голоса, и с другой – обуславливают

наличие психологического дискомфорта, отрицательных переживаний у обучающегося, что, в
свою очередь, снижает коммуникативную и познавательную активность обучающегося.
1.1.1. Цели реализации Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.)
АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) направлена на формирование у них
общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственноэстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной
деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями, преодоление недостатков речевой деятельности.
Задачи реализации АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) дополняются и
расширяются в связи с необходимостью организации коррекционной работы и
индивидуализации подходов на предметных уроках по преодолению недостатков устной и
письменной речи:
 расширение номенклатуры речеязыковых средств и формирование умения их активного
использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации;
 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его
восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
 развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.
1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации
Адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.)
Исходя из особенностей проявления речевого нарушения у младших подростков, к
особым образовательным потребностям необходимо отнести:
 обязательность непрерывности коррекционного процесса, тесную взаимосвязь
реализации целей и задач освоения предметных областей и коррекционной работы
(индивидуальных (групповых) логопедических занятий);
 создание условий, нормализующих /компенсирующих состояние речевой деятельности,
других психических функций, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на
основе комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и
коррекции этих нарушений;
 постоянный мониторинг динамики формирования личностных, метапредметных и
предметных результатов с целью оптимизации процесса развития речемыслительной
деятельности;
 применение специальных методов и приемов, средств обучения, в том числе,
компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию
принципа «обходного пути», повышающих контроль за устной и письменной речью;
 профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального
расширения социальных контактов, обучения умению применять эффективные
коммуникативные стратегии и тактики.
Наряду с принципами и подходами основными положениями по учету специальных
образовательных потребностей обучающихся с ТНР и созданию специальных условий
являются:
а) наличие входной и промежуточной диагностики состояния устной и письменной речи,
уровня сформированности психических функций, удовлетворение особых образовательных

потребностей через реализацию индивидуального подхода в соответствии с этиологией и
структурой речевого нарушения в ходе освоения ими основной образовательной программы;
б) организация пропедевтической и коррекционной работы по их дальнейшей
интеграции в учреждения, направленной на развитие коммуникативных навыков и
предпосылок усвоения программного материала;
в)
реализация
комплексного
индивидуально
ориентированного
психологопедагогического сопровождения в условиях образовательного процесса по преодолению или
минимизации влияния недостатков устной и письменной речи на процесс усвоения АООП ООО
обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) с учётом состояния их здоровья и особенностей
психоречевого развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии);
г) создание специальных условий воспитания, обучения детей с ТНР, безбарьерной
среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных
образовательных технологий и программ, разрабатываемых учреждением совместно с другими
участниками образовательных отношений, специальных учебных и дидактических пособий и
других средств обучения; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого по итогам
входной диагностики и текущего мониторинга; проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
Существующие дидактические принципы (систематичности, активности, доступности,
последовательности, наглядности и др.) учреждение адаптирует с учетом категорий
обучающихся.
В АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) включены специальные принципы,
ориентированные на учет особенностей обучающихся с ТНР:
 принцип целостности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции
нарушений обучающихся с ТНР, взаимодействие учителей и специалистов различного
профиля в решении проблем этих обучающихся;
 принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в
обход пострадавшего звена, опору на сохранные анализаторы в процессе компенсации
нарушенных речевых и неречевых функций;
 принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный
психолого-медико-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и
ряда специалистов (педагог-психолог, социальный педагог и др.);
 принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как способа
общения и орудия познавательной деятельности. Реализация данного принципа
достигается путем отбора языкового материала, значимого для обеспечения различных
сфер деятельности обучающихся данного возраста, использование метода
моделирования коммуникативных ситуаций. В обучении обучающихся с ТНР остро
стоит проблема формирования и развития положительной коммуникативной мотивации,
потребности в активном взаимодействии с участниками коммуникативного акта,
активизации мыслительной деятельности. В свете этого ведущая роль отводится речевой
практике, активизации самостоятельной речи обучающихся, созданию таких ситуаций,
которые бы побуждали их к общению;
 онтогенетический принцип определяет необходимость учета основных закономерностей
развития речевой деятельности в норме и следование им в ходе обучения. Это касается
как отбора языкового и речевого материала, так и объемов работы, последовательность
освоения речеязыковых навыков, особенностей формирования речемыслительной
деятельности обучающихся;
 принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который обеспечивает
достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты
деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо
формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу
над анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания
и умения редактировать;
 учета операционального состава нарушенных действий. Особая роль этого принципа
отмечается в работе с текстовым материалом, когда необходимо продемонстрировать

обучающемуся систему операций, произведя которые можно построить свой текст или
проанализировать (а затем понять) чужой. Необходимо составить развернутые модели
создания текстов, задать последовательность, реализация которой приведет к искомому
результату. В этих моделях обязательно должны учитываться лингвистические и
функциональные характеристики текстов различных типов и жанров, а также
индивидуальные особенности обучающегося (нарушенные звенья механизмов
порождения и понимания текста), т. е. необходимо соотнести имеющиеся трудности с
тем текстовым материалом, который предъявляется обучающимся на уроках.
Пооперационное выполнение действий способствует наработке способа действия,
формированию динамического стереотипа, что также является необходимым условием
развития языковых умений и навыков для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Помимо этого, расчлененное выполнение действий позволяет более точно выявить
нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность формировать осознанный
самоконтроль. Это является особенно важным, поскольку в связи с невозможностью
опираться на чувство языка в обучении обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
доля сознательности в процессе восприятия и порождения текстов резко увеличивается.
1.1.3. Общая характеристика Адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.)
Соответствует ООП ООО учреждения.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1.)
Соответствуют ООП ООО учреждения.
Личностные результаты освоения всех образовательных областей и учебных дисциплин
расширяются и дополняются следующими показателями:
 овладение навыками коммуникации и принятыми формами социального
взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;
 владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты, находить компромисс в
спорных ситуациях;
 овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе
речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, стремление к
речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результаты освоения всех образовательных областей и учебных
дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями:
 способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений
на межпредметном уровне;
 умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
 умение использовать различные способы поиска в справочных источниках в
соответствии с поставленными задачами; уметь пользоваться справочной литературой;
 воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
 создавать тексты различных стилей и жанров (устно и письменно);
 осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и
ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать
нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.).
Предметные результаты

Соответствуют ООП ООО учреждения.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися
Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.)
1.3.1 Общие положения
Соответствуют ООП ООО учреждения.
1.3.2. Особенности оценки метапредметных и предметных результатов
Соответствуют ООП ООО учреждения.
1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур
Организация и содержание оценочных процедур в целом соответствуют ООП ООО
учреждения и регламентируются локальными нормативными актами учреждения.
Специальные условия проведения текущей и промежуточной аттестации
обучающихся с ТНР включают:
 особую форму организации аттестации (индивидуальную (при необходимости)) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с
ТНР;
 привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
 присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
 при необходимости адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ТНР:

упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
 при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный
шрифт, четкое отграничение одного задания от другого и др.);
 при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
 увеличение времени на выполнение заданий;
 возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения.
Наряду с этим при оценивании промежуточных результатов урочной и внеурочной
деятельности обучающих учитывается специфика проявления дефекта, его структура и степень
выраженности.
При оценивании устных и письменных ответов и работ учитывается структура речевого
дефекта. Оценивание устных ответов и чтения осуществляется без учета нарушений языковых/
речевых норм, связанных с недостатками произносительной стороны речи (произношение
звуков, воспроизведение слов сложной слоговой структуры, интонационных и ритмических
структур и др.).
При оценке чтения у обучающихся с дислексией не учитываются специфические
ошибки: замены букв, перестановки, пропуски и т. д.

Оценивание письменных работ осуществляется с особым учетом специфических
(дисграфических) ошибок: 3 дисграфические ошибки одного типа (акустические, моторные,
оптические, ошибки языкового анализа) оцениваются как 1 орфографическая.
Государственная итоговая аттестация регламентируется нормативно-правовыми актами,
регулирующими
содержательные
и
организационно-методические
особенности
государственно-итоговой аттестации с лицами с ограниченными возможностями здоровья
(Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
приказами Министерства просвещения России и Рособрнадзора, инструктивными письмами и
методическими материалами, направляемыми Рособрнадзором, или иными нормативными
актами).
2. Содержательный раздел Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.)
2.1. Адаптированные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том
числе внеурочной деятельности), учебных модулей
Соответствуют ООП ООО учреждения.
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР
Соответствует ООП ООО учреждения.
2.3. Программа воспитания
Соответствует ООП ООО учреждения.
2.4. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным
компонентом АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с
ТНР определяются АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.), а для инвалидов –
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с
ТНР, региональной специфики и возможностей учреждения.
ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими
уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности,
которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени у обучающихся с
ТНР. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей
более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.
Коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и групповые логопедические
занятия» и возможность проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий,
направленных на коррекцию первичных и вторичных дефектов, обучающиеся с ТНР посещают
вне учреждения.
ПКР включает следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.
2.4.1. Цели, задачи и принципы построения программы коррекционной работы
Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной
системы психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся с ТНР для успешного
освоения АООП ООО на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики
производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической
адаптации личности обучающегося.
Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений
коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное,
информационно-просветительское):
 определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и оказание им
специализированной помощи при освоении АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант
5.1.);

 определение оптимальных специальных условий для получения основного общего
образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных,
коммуникативных способностей;
 разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных
образовательных программ для обучающихся с ТНР;
 реализация комплексного психолого-социального сопровождения обучающихся с ТНР (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),
психолого-педагогического консилиума учреждения (ППк), индивидуальной программой
реабилитации/абилитации инвалида);
 реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;
 обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной
работе с обучающимися с ТНР;
 осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип единства диагностики и коррекции (отражает целостность процесса
оказания психолого-педагогической помощи, в том числе, логопедической помощи
обучающему с ТНР. Это один из основополагающих принципов, так как эффективность
коррекционной работы в большой мере зависит от качества проведенной диагностики. Данный
принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной
работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического
обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и
задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей
деятельности требует постоянного мониторинга достижений обучающегося в процессе
коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи
самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологопедагогического воздействия.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех
задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития обучающегося.
Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и развития
обучающихся предполагает разработку специальных педагогических мероприятий,
направленных на компенсацию или минимизацию речевого дефекта, психического и
физического развития обучающихся.
2.4.2. Перечень и содержание направлений коррекционной работы
Содержательный раздел ПКР включает перечень и содержание индивидуально
ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению
обучающимися с ТНР АООП ООО.
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных
организационных формах деятельности учреждения (учебной урочной и внеурочной,
внеучебной).
Характеристика содержания направлений коррекционной работы.
Диагностическая работа включает себя следующие составляющие:
 выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР при освоении
АООП ООО;
 проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений
в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ТНР; подготовка
рекомендаций по оказанию обучающимся психолого-педагогической помощи в условиях
учреждения и вне ее;
 определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ТНР,
выявление его резервных возможностей;
 изучение развития эмоционально-волевой, речевой сфер и личностных особенностей
обучающихся;

 изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
обучающегося;
 изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с ТНР;
 мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных и
коррекционных программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая и психопрофилактическая работа, наряду с направлениями,
обозначенными в ООП ООО учреждения, включает в себя следующее:
 разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих
программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в
соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ТНР;
 организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
 коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной, коммуникативной и речевой сфер;
 формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
 развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной
компетенции;
 развитие
компетенций,
необходимых
для
продолжения
образования
и
профессионального самоопределения;
 социальную защиту обучающегося в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа предусматривает:
 выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы
с обучающимися с ТНР, единых для всех участников образовательных отношений;
 консультирование
специалистами
педагогов
по
выбору
индивидуально
ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ТНР отбора и адаптации
содержания предметных программ;
 консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов
коррекционного обучения обучающегося с ТНР;
 консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и
осознанному выбору обучающимися с ТНР профессии, формы и места обучения в
соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и
психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
 информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми
образовательными потребностями, их родителей (законных представителей),
педагогических работников;
 различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательных отношений – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим
недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения обучающихся с ТНР;
 проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных
представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей
различных категорий детей с ТНР.
Перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих мероприятий в
соответствии со следующими тематическими разделами:
 мероприятия, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной регуляции
поведения и деятельности;
 мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения,
формирование социально приемлемых моделей поведения в различных жизненных
ситуациях, формирование устойчивой личностной позиции по отношению к
неблагоприятному воздействию микросоциума;

 мероприятия, направленные на развитие личностной сферы, развитие рефлексивной
позиции личности, расширение адаптивных возможностей личности, формирование
зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях
реальной жизненной ситуации;
 мероприятия, направленные на развитие и коррекцию коммуникативной сферы,
освоения сценариев общения в различных ситуациях общения, способов
конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях;
 мероприятия, направленные на развитие познавательной сферы;
 мероприятия, направленные на предупреждение и преодоление вторичных вербальных и
невербальных нарушений в структуре учебной деятельности обучающегося;
 мероприятия, направленные на преодоление недостатков речевого развития, на
формирование и развитие полноценной речевой деятельности;
 мероприятия, направленные на психологическую поддержку обучающихся с ТНР.
План реализации коррекционно-развивающих мероприятий на текущий учебный год
составляется ежегодно и является приложением к настоящей АООП ООО обучающихся с ТНР

(вариант 5.1.).
Во внеурочной деятельности коррекционно-развивающие занятия со специалистами
планируются по индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим программам
(таблица 1).
Таблица 1
Направление
коррекционной
работы
Диагностическое

Коррекционноразвивающее

Привлекаемые
специалисты к
реализации
данного
направления
Педагог-психолог

Педагог-психолог

Деятельность
специалистов в рамках
данного направления

Ожидаемые результаты
коррекционной работы
специалистов по
выделенным
направлениям
Психологическое
Входной
мониторинг
обследование
уровня
развития
эмоционально-волевой,
личностной
сферы,
заполнение
документации, уточнение
заключений,
комплектование групп
1)
организация
и Позитивная
динамика
проведение
отслеживаемых
индивидуальных
и параметров.
групповых занятий;
Успешность
освоения
2)
составление предметных результатов.
расписания
индивидуальных
и
групповых занятий;
3) написание планов
индивидуальной работы;
4) написание рабочих
программ.

Консультативнопросветительское
направление

Педагог-психолог

Консультирование
педагогов
смежных
профессий по психологопедагогическим
и
социально-личностным
особенностям детей с
ТНР.
Консультация,
беседа, заседание ППк,
МО,
круглый
стол
(соответствующая
тематика).

Ознакомление коллег с
психологопедагогическими
и
социально-личностными
особенностями
обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи.

Организационный раздел содержит описание системы комплексного психологосоциального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития,
успешности освоения АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.).
2.4.3. Механизмы реализации программы коррекционной работы
Для реализации требований к ПКР создается рабочая группа, которая разрабатывает
необходимые коррекционные программы в несколько этапов.
На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение
коррекционной работы, анализируется состав обучающихся с ТНР в учреждении, их особые
образовательные потребности в соответствии с заключением ПМПК; сопоставляются
результаты обучения этих обучающихся на предыдущем уровне образования; создается
(систематизируется, дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных
категорий обучающихся с ТНР.
На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания
обучающихся с ТНР, организация и механизм реализации коррекционной работы;
раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются
специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания
индивидуально-ориентированной работы отражаются в рабочих коррекционных программах,
которые прилагаются к ПКР.
На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы, возможна
ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных консилиумах,
методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с детьми с ТНР;
принимается итоговое решение.
Ряд мероприятий в учреждении по реализации ПКР осуществляется на заседаниях
психолого-педагогического консилиума.
Психолого-педагогическая и социальная помощь обучающимся оказываетсяна
основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных
представителей).
Комплексное психолого-социальное сопровождение и поддержка обучающихся с ТНР
обеспечиваются специалистами учреждения (педагогом-психологом, социальным педагогом,
др.), регламентируются локальными нормативными актами учреждения.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является
тесное взаимодействие специалистов при участии учителей учреждения, представителей
администрации и родителей (законных представителей).
Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую
стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей,
специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских
работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других
образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной,
внеурочной и внешкольной деятельности

Коррекционная работа планируется во всех организационных формах деятельности
учреждения: урочной и внеурочной.
Освоение учебного материала обучающимися с ТНР и программ коррекционных курсов
осуществляется с помощью специальных методов и приемов.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в парной или индивидуальной форме.
Необходимость проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий
осуществляется в следующих случаях:
 необходимость дополнительно психолого-педагогического сопровождения после
длительной болезни или медицинской реабилитации,
 низкая динамика формирования речеязыковых и коммуникативных компетенций или их
распад, обусловленные наличием органической патологии,
 зачисление обучающегося с ТНР в течение учебного года,
 недостаточная активность когнитивно-познавательной деятельности,
 и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально
ориентированной коррекционно-развивающей помощи.
Организация сетевого взаимодействия учреждения является одним из основных
механизмов реализации программы коррекционной работы на уровне основного общего
образования. Сетевая форма реализации программы коррекционной работы предполагает
использование ресурсов нескольких образовательных организаций, а также при необходимости
ресурсов организаций науки, культуры, спорта и иных организаций на основании
соответствующего договора.
Образовательные организации, участвующие в реализации программы коррекционной
работы в рамках сетевого взаимодействия, должны иметь соответствующие лицензии на право
осуществления образовательной деятельности.
2.4.4. Требования к условиям реализации программы коррекционной работы
Психолого-педагогическое обеспечение
Дополняется за счет необходимости восполнения пробелов в структуре речеязыковых
средств, а также других компонентов языковой системы, развития и совершенствования
полноценной речевой деятельности, развития мотивации общения и коммуникативных
компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в
более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных
контактов с другими людьми.
Программно-методическое обеспечение
Соответствует ООП ООО учреждения.
Кадровое обеспечение
Педагогические работники, работающие с обучающимся с ОВЗ, проходят курсовую
подготовку 1 раз в 3 года.
Логопедические занятия проводятся с обучающимися с ТНР вне учреждения.
Материально-техническое обеспечение
Соответствует ООП ООО учреждения. Наряду с этим при необходимости могут быть
приобретены следующие средства:
 технические средства обучения, включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, с учетом специальных образовательных потребностей
обучающихся;
 специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные дидактические
материалы;
 при необходимости (в случае отсутствия устной и письменной речи) использование
альтернативных средств коммуникации.
Информационное обеспечение
Соответствует ООП ООО учреждения.
Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной
образовательной среды, обеспечивающей:

 преемственность начального и основного уровней образования с учетом специфики
проявления речевых и неречевых дефектов у обучающихся с ТНР и проблемы их
социализации;
 воспитание, обучение, развитие и социальную адаптацию и интеграцию обучающихся с
ТНР;
 качество результатов освоения АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) в
соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО.
2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к
результатам, определенным АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.).
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер
и могут определяться индивидуальными программами развития обучающихся с ТНР.
Достижения обучающихся с ТНР рассматриваются с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью обучающихся класса. Это
может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений
обучающегося, а также оценка на основе его портфеля достижений. Оценка динамики
личностных, метапредметных или иных результатов осуществляется в ходе мониторинга
успешности освоения АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) на основе диагностики,
осуществляемой специалистами, и может иметь количественно-качественный характер
(бальная оценка, уровневая оценка, описание динамики речевого развития в речевой карте).
В результате осуществления коррекционной программы у обучающихся должен быть
достигнут уровень сформированности устной и письменной речи, соответствующий
возрастному уровню, или могут сохраняться минимизированные проявления нарушений устной
и письменной речи до уровня, позволяющего освоить базовый объем знаний и умений
обучающихся в области общеобразовательной подготовки.
3. Организационный раздел Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.)
3.1. Учебный план
Учебный план соответствует ООП ООО учреждения.
Для отдельных обучающихся с ТНР учреждение разрабатывает индивидуальный
учебный план, учитывающий особенности их психофизического развития и состояние
здоровья.
3.2. План внеурочной деятельности
3.2.1. Пояснительная записка
В целом соответствует ООП ООО учреждения.
Виды внеурочной деятельности дополняются коррекционно-развивающими курсами в
соответствии с заключением ПМПК и являются приложениями к настоящей АООП ООО
обучающихся с ТНР (вариант 5.1.).

3.2.2. Основные направления внеурочной деятельности
Соответствуют ООП ООО учреждения, дополняются за счет включения коррекционноразвивающих курсов.
Занятия проводятся индивидуально. Одно из направлений может быть представлено
развитием навыков эффективной коммуникации.
Программы, направленные на развитие коммуникативных процессов, могут иметь
различные названия, в зависимости от широкой или узкой их направленности. Данная
программа предназначена для обучающихся с проблемами в развитии коммуникативной
компетенции. Содержание программы направлено на преодоление личностных дефицитов,
выявленных в процессе логопедического обследования и в процессе мониторинга успешности
коммуникативного поведения обучающегося в процессе обучения.
Цель программы: развитие коммуникативной сферы обучающихся.

Задачи программы:
1. Обогащение поведенческого репертуара обучающихся социально приемлемыми
сценариями коммуникации в различных ситуациях.
2. Развитие средств невербального и вербального общения.
3. Формирование умений сотрудничать, работать в группе.
4. Развитие рефлексии (умения анализировать эффективность коммуникации.
Основными методами и приемами по реализации программы являются: словесный
(беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ и создание видео и
мультимедийных материалов, иллюстраций), ролевые игры, психодрама, тестирование,
инсценирование, выполнение проектов, конкурсы и др.
Методы, приемы и формы работы определяются возрастом обучающихся, а также
специальными потребностями каждого обучающегося.
Занятия проводятся в группах, в том числе, в разновозрастных, наполняемостью не более
6 обучающихся.
Наряду с указанными видами коррекционно-развивающих занятий учреждение вправе
разработать другие программы, адекватные специальным потребностям обучающихся.
Рабочая программа коррекционного курса имеет следующую структуру.
Пояснительная записка с описанием результатов обследования (в соответствии с
направленностью программы коррекционного курса).
Планируемые результаты освоения коррекционной программы:
 Личностные результаты:
 Метапредметные результаты:
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
СОДЕРЖАНИЕ
Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Кол-во
Формы и виды
часов
деятельности
обучающихся с ТНР
3.3. Календарный учебный график
Соответствует ООП ООО учреждения.
3.2. План внеурочной деятельности
Соответствует ООП ООО учреждения.
Специфичным является необходимость выделения не менее 5 часов в неделю на каждого
обучающегося в рамках коррекционно-развивающих курсов. При этом количество посещений
данных занятий может варьироваться, в зависимости от продолжительности занятий, например,
если продолжительность занятия менее одного академического часа.
3.4. Календарный план воспитательной работы
Соответствует ООП ООО учреждения.
3.5. Характеристика условий реализации Адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1.)
3.5.1. Описание общесистемных условий реализации Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи
(вариант 5.1.)
Соответствуют ООП ООО учреждения.

3.5.2. Описание кадровых условий реализации Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи
(вариант 5.1.)
Соответствует ООП ООО учреждения.
Наряду с этим необходимо учитывать следующие кадровые условия.
Педагоги, участвующие в реализации АООП ООО, должны иметь высшее
педагогические образование по другим профилям и пройти повышение квалификации по
проблемам обучения обучающихся с ОВЗ.
3.5.3. Описание психолого-педагогических условий реализации Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1.)
Наряду с условиями, описанными в ООП ООО, необходимо создание условий,
обеспечивающих специальные образовательные потребности обучающихся с ТНР.
В зависимости от доступных обучающимся видов речевой деятельности работа с
вербальным материалом в процессе обучения варьирует. Выбор конкретного варианта
осуществляется учителями-предметниками в соответствии с тяжестью проявления и структурой
речевого нарушения и в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
Отбор вербального материала для изучения осуществляется в соответствии с целевыми и
содержательными установками каждой конкретной дисциплины, а также с учетом
речеязыковых возможностей обучающихся.
Предъявление вербального материала осуществляется в зависимости от индивидуальных
особенностей восприятия обучающихся и может быть только устным (аудирование), только
письменным (чтение) или устным и письменным в сочетании (аудирование и чтение).
Возможно преобразование вербального материала (например, текстовых задач и т.п.) в
графический или предметный (схемы, модели и др.).
Изложение обучающимся текстового материала в устной и или письменной форме иные
виды работы с текстом (редактирование, трансформация, восстановление и др.) осуществляется
после предварительного анализа с возможной опорой на алгоритм, схему и / или конкретные
образцы.
Для заикающихся обучающихся целесообразным является увеличение времени для
устного ответа, предоставление времени на подготовку ответа.
При необходимости соблюдения обучающимся по варианту 5.1 специального речевого и
голосового режима (при заикании, нарушениях голоса или в иных случаях) в его обеспечении
принимают участие все участники образовательных отношений.
3.5.4. Финансово-экономические условия реализации Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.1.)
Финансовое обеспечение реализации АООП ООО обучающихся с ОВЗ, в том числе
обучающихся с ТНР, базируется на нормах Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (п.3 части 1 ст. 8; п. 2 ст. 99).
Финансовое обеспечение реализации АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.)
опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии
прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом создания специальных
условий обучения.
Финансирование реализации АООП ООО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
осуществляется в соответствии с расходными обязательствами на основе муниципального
задания по оказанию муниципальных образовательных услуг на основании бюджетной сметы в
объеме, определяемом органами государственной власти Волгоградской области согласно
нормативным затратам на обеспечение государственных гарантий. Нормативные затраты
определяются на основе базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги и
корректирующих коэффициентов к базовому нормативу.

Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги по реализации АООП ООО
обучающихся с ТНР (вариант 5.1.)
учитывают вариативные формы обучения, тип
образовательной организации, сетевую форму реализации образовательных программ,
применяемые образовательные технологии, специальные условий получения образования
обучающимися с ТНР с учетом их особых образовательных потребностей, обеспечение
дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечение
безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также иные
предусмотренные
законодательством
особенности
организации
и
осуществления
образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ, за исключением образовательной
деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на
одного обучающегося, если иное не установлено законодательством.
Расчет нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
адаптированной образовательной программы основного общего образования осуществляется в
соответствии с требованиями, определенными в Приложении 1 к Приказу Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 662 «Об утверждении общих
требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных)
услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего
профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых,
дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее
профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете
объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)
задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)
государственным (муниципальным) учреждением».
Согласно требованиям ФГОС ООО финансовое обеспечение реализации АООП ООО
обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) учитывает расходы, необходимые для коррекции нарушений
развития и создания специальных условий получения образования в соответствии с особыми
образовательными потребностями обучающихся. При расчете регионального норматива
учитываются затраты рабочего времени педагогических работников учреждения на урочную и
внеурочную деятельность, в том числе на обязательную реализацию программы коррекционной
работы АООП ООО ТНР (вариант 5.1.) в объеме не менее 5 часов в неделю.
При реализации АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) с привлечением ресурсов
иных организаций на условиях сетевого взаимодействия действует механизм финансового
обеспечения образовательной деятельности, отраженный в локальных нормативных актах
учреждения.
Финансовое обеспечение реализации АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант 5.1.) не
предполагает выхода за рамки установленных параметров финансирования муниципальной
услуги по реализации адаптированных основных образовательных программ основного общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.5.5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.)
Соответствуют ООП ООО учреждения.
Помимо материально-технических условий, перечисленных в ООП ООО, при
необходимости (на основании заключения ПМПК) учреждение приобретает:
 технические средства обучения, включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, с учетом специальных образовательных потребностей
обучающихся;
 специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные дидактические материалы.
При необходимости (в случае отсутствия устной и / или письменной речи) используются
альтернативные средства коммуникации.

В зональную структуру учреждения включается кабинет педагога-психолога.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».