Изменения в Основную образовательную программу СОО, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ, с 01.01.2021

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменении
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся», приказом Министерства просвещения от 20.11.2020 № 655 «О внесении
изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 422»,
приказом
Министерства просвещения от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся», примерной программой воспитания (одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. №
2/20):
1. Пункты 1.2.3 и II.2 Оглавления добавить следующим учебным предметом:
«Технология».
2. Третий абзац Введения. Общей характеристики Основной образовательной
программы среднего общего образования Муниципального общеобразовательного
учреждения «Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 3» дополнить следующим содержанием:
«Целевой раздел включает:
 пояснительную записку;
 планируемые результаты освоения обучающимися Программы;
 систему оценки достижения планируемых результатов освоения Программы;
 оценочные и методические материалы, которые являются приложением к настоящей
Программе, и уточняются на начало каждого учебного года.
«Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и
включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов, в том числе:
 программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
 рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
 рабочую программу воспитания обучающихся;
 календарный план воспитательной работы;
 программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной
деятельности, а также механизм реализации компонентов Программы.
Организационный раздел включает:
 учебный план среднего общего образования;
 план внеурочной деятельности;
 календарный учебный график;
 систему условий реализации Программы в соответствии с требованиями ФГОС
СОО.
Учебный план Программы определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы
разрабатываются и утверждаются учреждением с учетом включенных в примерные
общеобразовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных
календарных планов воспитательной работы».

3. Раздел 1.2.3 дополнить следующим содержанием:
«Технология
Предметные
результаты
освоения
обучающимися
учебного
предмета
«Технология»:
В познавательной сфере:
 осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической
культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и
преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также
соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и
возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
 практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение
явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
 уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья,
материалов и областей их применения;
 развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования
информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов
ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; рациональное
использование учебной и дополнительной технической и технологической информации
для проектирования и создания объектов труда;
 овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации; методами чтения технической,
технологической и инструктивной информации;
 формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам
для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по
предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления
технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности
деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и
проектов;
 овладение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач; элементами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
 планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом
характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и
оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
 овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих
задач,
моделирования,
конструирования;
проектирование
последовательности операций и составление операционной карты работ;
 выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и
правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
 выбор средств и видов представления технической и технологической информации в
соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
 контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и
показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление
допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

 документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет себестоимости
продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом
сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
 оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности,
осознание ответственности за качество результатов труда;
 согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно-трудовой деятельности;
 формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к
выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы
или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего
специального образования;
 выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
 стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и
выполнении работ;
в эстетической сфере:
 овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности
продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы
выполненного объекта или результата труда;
 рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и элементов научной организации труда;
 умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного
творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование
работ;
 рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;
 участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка; стремление
внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
 практическое
освоение
умений,
составляющих
основу
коммуникативной
компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои
действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели
коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
 установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со
сверстниками и учителями;
 сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;
 адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных
задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных
высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или
услуги;
в физиолого-психологической сфере:
 развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами
и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой
точности движений при выполнении различных технологических операций;

 соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учетом
технологических требований;
 сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
4. Раздел II.2 дополнить следующим содержанием:
«Технология
Особенности современного проектирования
Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные,
экономические, экологические, эргономические факторы. Учёт требований безопасности при
проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед
обществом. Значение эстетического фактора в проектировании.
Практические работы. Анализ существующего состояния в сфере предполагаемого
проектирования, определение потребности, выбор объекта проектирования.
Законы художественного конструирования
Эстетика. Единство формы содержания. Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статичность.
Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление.
Практические работы. Выполнение теста-опросника для выявления качеств дизайнера.
Экспертиза и оценка изделия
Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические,
эстетические качества объектов проектной деятельности.
Практические работы. Проведение экспертизы ученического рабочего места.
Алгоритм проектирования
Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы
проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование
действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по
коррекции проекта.
Практические работы. Планирование деятельности по учебному проектированию.
Методы решения творческих задач
Понятия «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой
деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества.
Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект
интеллектуальной собственности. Логические и эвристические методы решения задач.
Практические работы. Решение творческих задач. Тестирование на креативность.
Метод мозговой атаки
Метод мозговой атаки. Суть метода. Цель метода. Генерация идей. Аналогия, инверсия,
фантазия, эмпатия.
Практические работы. Решение творческих задач методом мозговой атаки.
Метод обратной мозговой атаки
Суть метода обратной мозговой атаки. Цель метода.
Практические работы. Решение творческих задач методом обратной мозговой атаки.
Метод контрольных вопросов
Суть метода контрольных вопросов. Универсальные опросники.
Практические работы. Решение творческих задач методом контрольных вопросов.
Синектика
Синектика. Суть метода. Типы аналогий.
Практические работы. Решение творческих задач методом синектики.
Морфологический анализ
Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица),
сущность и применение. Недостаток метода.
Практические работы. Решение творческих задач методом морфологического анализа.
Функционально-стоимостный анализ
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА.
Использование функционально-стоимостного анализа на производстве.

Практические работы. Решение творческих задач методом ФСА.
Метод фокальных объектов
Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов,
гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практические работы. Решение творческих задач ассоциативными методами.
Дизайн отвечает потребностям
Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на
изменение изделий, технологий, материалов. Методы выявления общественной потребности.
Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектировании. Эргономика, техническая
эстетика, дизайн среды.
Практические работы. Дизайн-анализ окружающих предметов с целью выявления возможных
вариантов их усовершенствования.
Защита интеллектуальной собственности
Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы
защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный
поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения,
промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения.
Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака для своего изобретения.
Мысленное построение нового изделия
Проект. Постановка целей и изыскание средств для проектирования. Дизайнерский подход.
Бизнес-план.
Практические работы. Изучение потребительского рынка своего региона.
Научный подход в проектировании изделий
Процесс проектирования дизайнером новых изделий. Источники информации. Представление
об основах взаимозаменяемости. Составляющие технологического планирования. Бизнеспланирование. Маркетинг, его цели, задачи.
Практические работы. Составление бизнес-плана производства проектируемого (или
условного) изделия (услуги).
Материализация проекта
Макетирование, моделирование. Изготовление опытных образцов. Испытание. Стоимость
проектов.
Практические работы. Выполнение предварительного расчёт количества материалов для
выполнения проектируемого изделия.
Дизайн-проект. Выбор объекта проектирования
Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и
ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования. Выбор наиболее
удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор
материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов.
Практические работы. Выбор объекта проектирования. Выбор материалов для изготовления
проектного изделия.
Изучение покупательского спроса
Покупательский спрос. Методы исследования покупательского спроса. Требования к анкете по
изучению покупательского спроса. Анкета покупателя.
Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение
анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
Проектная документация
Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная
спецификация.
Использование компьютера для выполнения проектной документации. Проектная
документация: технический рисунок, чертёж, сборочный чертёж. Выполнение технических
рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия. Технологическая карта.

Практические работы. Составление резюме и дизайн-спецификации проектируемого изделия.
Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.
Организация технологического процесса
Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция.
Технологический переход. Содержание и составление технологической карты.
Практические работы. Выполнение технологической карты проектного изделия.
Анализ результатов проектной деятельности
Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки
результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта.
Рецензирование. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии защиты проекта. Выбор
формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов
и результатов труда. Оценка проектов.
Практические работы. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка
проекта.
Технологии в современном мире
Роль технологии в жизни человека
Понятие «культура», виды культуры. Понятия «технология» и «технологическая культура».
Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий. Взаимосвязь и
взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда.
Практические работы. Подготовка сообщения об интересующем изобретении в области
технологии.
Технологические уклады
Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном,
изобретателе) в области науки и техники.
Связь технологий с наукой, техникой и производством
Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социальноэкономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой
деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практические работы. Подготовка сообщения на тему «Техносфера и современный
технологический мир».
Энергетика и энергоресурсы
Производственные задачи. Энергетика. Тепловые электростанции. Гидроэлектростанции.
Атомные электростанции. Проблемы и перспективы.
Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации территории
школы или ближайшей местности.
Альтернативные источники энергии
Альтернативные (нетрадиционные) источники электрической энергии. Солнечная энергия и
солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия.
Термоядерная энергетика.
Практические работы. Сравнение достоинств и недостатков альтернативных источников
электрической энергии.
Технологии индустриального производства
Промышленный переворот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин.
Индустриальное производство. Технологии индустриального производства. Технологический
процесс индустриального производства.
Практические работы. Выполнение коллективного проекта «Технологические риски и их
предупреждения».
Технологии земледелия и растениеводства
Сельское хозяйство. Отрасли: земледелие и растениеводство. Классификация технологий
земледелия. Отрасли современного растениеводства. Технологии растениеводства.
Практические работы. Составление почвенной карты(части парка, пришкольной территории).
Подготовка сообщения о процессах сбора, заготовки и разведения лекарственных растений.

Технологии животноводства
Животноводство. Этапы развития животноводства. Отрасли современного животноводства.
Промышленные технологии животноводства.
Практические работы. Подготовка сообщения о правилах составления рациона и кормления
сельскохозяйственных животных.
Технологии агропромышленного производства
Агропромышленный комплекс (АПК). Структура отраслей АПК. Основные этапы технологии
АПК. Технология защиты растений. Реализация сельскохозяйственной продукции.
Практические работы. Составление кластеров. Проведение экспериментов.
Технологии лёгкой промышленности
Лёгкая промышленность. Подотрасли лёгкой промышленности. Текстильная промышленность.
Практические работы. Подготовка сообщения о технологии получения сырья для кожевеннообувного производства.
Технологии пищевой промышленности
Пищевая промышленность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление групп
предприятий пищевой промышленности на различные производства. Обработка пищевого
сырья. Переработка продуктов животноводства. Рыбная промышленность. Плодоовощная
промышленность. Технологический цикл в пищевой промышленности.
Практические работы. Подготовка сообщения о технологии производства сахара и
кондитерских изделий.
Обобщение темы. Итоговый урок
5. Название раздела II.3 Основной образовательной программы среднего общего
образования
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Городищенская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3»
читать в новой редакции:
«Рабочая программа воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования».
6. Слова
воспитания».

«программа

воспитания»

заменить

словами

«рабочая

программа

7. Введение Рабочей программы воспитания обучающихся на уровне среднего
общего образования изложить в следующей редакции:
Рабочая программа воспитания обучающихся на уровне среднего общего направлена на
развитие личности обучающегося, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление
психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения
обучающимися ООП среднего общего образования учреждения.
Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя четыре
основных раздела:
 раздел «Особенности особенностей воспитательного процесса»;
 раздел «Цель и задачи воспитания»;
 раздел «Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических
работников, обучающихся и социальных партнеров учреждения», включающий
два модуля: инвариантный и вариативный. Деятельность педагогических
работников учреждения в рамках комплекса модулей направлена на достижение
результатов освоения Основной образовательной программы начального общего
образования;
 раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».
Дополнительным разделом является «Система поощрения обучающихся».
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности учреждения, совместно с семьей и другими институтами воспитания.

Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к
российским духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения в российском обществе.
В разработке рабочей программе воспитания и календарного плана воспитательной
работы принимают участие представители совета старшеклассников, общешкольного
родительского комитета и Управляющего совета учреждения.
К рабочей программе
воспитательной работы.

воспитания

прилагается

ежегодный

календарный

план

8. Слова «раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
заменить словами «раздел «Особенности особенностей воспитательного процесса».
9. Слова «раздел «Виды, формы и содержание деятельности» заменить словами «Виды,
формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и
социальных партнеров учреждения».
10. Изменения и дополнения, указанные в п.п. 1, 3 и 4, вступают силу с 01 сентября 2020
года.
11. Изменения и дополнения, указанные в п.п. 2, 5-9, вступают силу с 01 января 2021 года.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».