Изменения в Основную образовательную программу основного общего образования, от 26.08.2022

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Городищенская средняя школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 3»

ИЗМЕНЕНИЯ В ОСНОВНУЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

р.п. Городище, 2022

В соответствии с вступлением в силу в 2022 году Федерального закона от 14.07.2022
№261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» и примерной программы
воспитания (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 23.06.2022 № 3/22)) раздел II.3. Программы воспитания
обучающихся при получении основного общего образования изложить в следующей
редакции:
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники
учреждения, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных
организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с
законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами учреждения.
Родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся
имеют
преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в
учреждении определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм
и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры,
традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в учреждении планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р), Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021
№ 400), настоящей программой воспитания, а также локальными нормативными актами
учреждения.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех
уровней общего образования, предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и
нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал – высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных
и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в учреждении: развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в учреждении: усвоение ими знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,

традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения
общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС ООО. Личностные результаты освоения
обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской
идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям
и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в учреждении планируется и осуществляется на основе
аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования
нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания; по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО:
 гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику
власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему
народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей
и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое
воспитание
—
формирование
экологической
культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды;
 ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других
людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом
личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
на уровне основного общего образования

Целевые ориентиры результатов воспитания определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания:
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в
поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в
мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,
тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения,
российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих
гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма,
терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его
традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов
России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной
стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего
народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в
прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на
духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях
нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом
осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и
общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного
согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям,
институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания
детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части
духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций
и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства,

традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном
творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в
сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения,
в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую
активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков,
игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и
психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),
стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в
российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения,
значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач
в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды.
Участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире
(языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Миссией учреждения является развитие успешной личности, мотивированной на
индивидуальную и творческую деятельность.
Здание учреждения расположено по ул. Новоселовская, дом 5 на возвышенной местности
(понижается с юго-востока на северо-запад), с которой в северном, западном и юго-западном
направлении от 2 до 5 км просматривается окружающая местность. С северо-запада дорога от
объекта выходит на ул. 23-й Гвардейской дивизии, с востока – на ул. К. Маркса, с юга и юговостока – ул. Пушкина. Со всех сторон учреждение окружено частным сектором. По ул. 23-я
Гвардейская дивизия расположен небольшой магазин. В северном направлении от объекта
пролегает шоссе. Промышленных зон, автостоянок, лесных массивов и водных объектов около
учреждения нет. С востока, юго-востока и юга – местность от объекта не просматривается.
Ближайшими объектами являются: железнодорожная станция (ст. Разгуляевка) находится
на расстоянии 1,2 км; до федеральной трассы – 2.3 км. На юге – Дом Культуры Городищенского
городского поселения. Расстояние до объекта – менее 1 км. На севере – МБОУ ГСШ № 1; на
северо-западе – МБОГУ ГСШ № 2. Расстояние до объектов – около 2 км.
Основными традициями воспитания в учреждении являются:
 стержнем годового цикла воспитательной работы учреждения являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
 важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогических работников и обучающихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
 в учреждении создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
 в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
 педагогические работники учреждения ориентированы на формирование коллективов в
рамках классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в
них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
 ключевой фигурой воспитания в учреждении является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Учреждение имеет свою эмблему, детские объединения – отличительную форму и
знаки отличия. Педагогический и ученический коллективы – активные участники федеральных и
региональных воспитательных программ и инновационных проектов, тематика которых
разнообразна, размещается в социальных сетях и на официальном сайте учреждения в сети
«Интернет».
По итогам каждого учебного года лучшие обучающиеся учреждения награждаются
значком «Гордость школы», значком «Ученик года», Почетной грамотой учреждения.
Имена лучших обучающихся и педагогов вносятся в Книгу Почёта МБОУ ГСШ № 3.
Яркие школьные моменты, к которым относятся «День Знаний», «День Учителя»,
фестиваль «ГТО», экологические и военно-патриотические акции, спортивные мероприятия,
«Последний звонок», «Выпускной вечер» и др. запечатлены в фотоальбоме, который размещен
на официальном сайте учреждения в сети «Интернет».
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в данном разделе планируются
по модулям. Модуль — часть рабочей программы воспитания, в которой описываются виды,
формы и содержание воспитательной работы в учебном году в рамках определённого

направления деятельности в учреждении. Каждый из модулей обладает воспитательным
потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представлены основными
(инвариантными) модулями, согласно правовым условиям реализации общеобразовательных
программ (урочная деятельность, внеурочная деятельность и т. д.) и дополнительных
(вариативных) модулей, специфичных для учреждения.
Инвариантные модули
1. «Урочная деятельность»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока
предполагает:
 установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
2. «Внеурочная деятельность»
Направления внеурочной деятельности:
—внеурочная деятельность по учебным предметам (включая занятия физической культурой и
углубленное изучение предметов);
—внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности;
—внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся;

—деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия, включая подготовку и
проведение коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных
мероприятий;
—организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической
поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной
деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской
идентичности и таких компетенций, как:
 компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с
учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
 социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и
общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях
человека;
 компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой
совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
 в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной
деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детскоюношеских общественных объединениях, созданных в учреждении и за его пределами;
 через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям,
участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений,
благотворительных организаций;
 через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей (законных
представителей), населения, в благоустройстве учреждения, класса, рабочего поселка, в
ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.
Формы реализации внеурочной деятельности учреждение определяет самостоятельно.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную
и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи,
парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации ООП ООО, числа обучающихся и их
возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных
классов в пределах одного уровня образования.
3.«Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель,
социальный педагог, педагог-библиотекарь и т.п.) организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителямипредметниками в данном классе; работу с родителями (законными представителями)
обучающихся.
Работа с классным коллективом:
 инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
 организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса, позволяющие с одной стороны, –
вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения в обществе;
 проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного
отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого
обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и






















принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для
общения;
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными
руководителями и родителями (законными представителями); празднования в классе дней
рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные
внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность
рефлексии собственного участия в жизни класса;
выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в учреждении.
Индивидуальная работа с обучающимися:
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за
поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями (законными представителями) обучающихся,
учителями-предметниками, а также (при необходимости) – с педагогом-психологом;
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, успеваемость,
выбор профессии (для обучающихся 9-х классов) и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они
совместно стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями
(законными представителями), с другими обучающимися класса; через включение в
проводимые педагогом-психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических
работников по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение
конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих
обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями обучающихся (законными представителями):
регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и
проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений
между ними, администрацией учреждения учителями-предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении учреждением и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся;

 привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
 организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Организация воспитания и социализации обучающихся в первых двух модулях
осуществляется по
следующим направлениям: гражданско-патриотическое, духовнонравственное воспитание, общеинтеллектуальное, социокультурное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное, правовое, экологическое, положительное отношение к труду и
творчеству и другие.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и
обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и
культурных традиций.
Приоритетом для учреждения является формированию экологически целесообразного,
здорового и безопасного образа жизни. Данное направление в программе воспитания
представлено дополнительным вариативным модулем.
4. «Основные школьные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся
и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися.
Основные формы работы
Вне учреждения:
 социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего учреждение социума;
 открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на
которые приглашаются представители других учреждений, деятели науки и культуры,
представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные
поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни учреждения,
региона, страны;
 проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в
деятельную заботу об окружающих;
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
На уровне учреждения:
 разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в
себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая
детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта, доброго юмора и общей радости;
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и
педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы
учреждения;
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующий
уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в
учреждении и развивающие школьную идентичность обучающихся;

 церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за
активное участие в жизни учреждения, защиту чести учреждения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие учреждения.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела учреждения (в одной
из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
 индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы
стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

5. «Внешкольные мероприятия»
Внешкольные мероприятия помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных внешкольных ситуациях. Вне учреждения создаются благоприятные
условия для воспитания у обучающихся самостоятельности и ответственности, формирования у
них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти
воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
 регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы, организуемые в классах их
классными руководителями и родителями (законными представителями) обучающихся: в
музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как
интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих
им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов»,
«оформителей»);
 литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые педагогическими
работниками и родителями (законными представителями) обучающихся в другие города
или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и
писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
 участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, акциях, фестивалях, вахтах памяти,
разного уровня и др.
6. «Организация предметно-пространственной среды»
Окружающая обучающегося предметно-пространственная среда учреждения, при условии
ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию обучающимся учреждения. Воспитывающее влияние на обучающегося

осуществляется через такие формы работы с предметно-пространственной средой учреждения
как:
 оформление интерьера школьных помещений;
 размещение в рекреации учреждения регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля,
знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира;
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в учреждении;
 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб и т.п.;
 создание и поддержание в рабочем состоянии в школьной библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители (законные
представители) и педагогические работники могут выставлять для общего пользования
свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
 благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе
с обучающимся и своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими обучающимися;
 событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
 обновление и популяризация особой школьной символики, используемой как в школьной
повседневности, так и в торжественные моменты жизни учреждения – во время
праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни учреждения знаковых событий;
 регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству
различных участков пришкольной территории;
 акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической
среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях учреждения,
его традициях, правилах.
7. «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)
обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Взаимодействие с родителями
(законными представителями) обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
на групповом уровне:
 общешкольный родительский комитет и Управляющий совет учреждения, участвующие в
управлении учреждением и решении вопросов воспитания и социализации их
обучающихся;
 семейные
клубы,
предоставляющие
родителям
(законным
представителям),
педагогическим работникам и обучающимся площадку для совместного проведения
досуга и общения;
 родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей (законных
представителей) с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с
приглашением специалистов;
 родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в учреждении;
 общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
 семейный всеобуч, на котором родители (законные представители) могли бы получать
ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных








работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания обучающихся;
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогических работников.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) для решения
острых конфликтных ситуаций;
участие родителей (законных представителей) в педагогических консилиумах,
собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного обучающегося;
помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении
общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогических работников и родителей (законных представителей).

8. «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в учреждении помогает педагогическим работникам
воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
обучающимся подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться
(посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в учреждении осуществляется следующим образом:
на уровне учреждения:
 через деятельность совета старшеклассников, создаваемого для учета мнения
обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
 через деятельность совета старост, объединяющего старост классов для облегчения
распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от
классных коллективов;
 через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
 через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
 других органов самоуправления в учреждении на уровне ООО.
На уровне классов:
 через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса
лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;
 через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб
работы с обучающимися младших классов);
 через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся
в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых
среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
 через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;

 через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными
растениями и т.п.
9. «Профилактика и безопасность»
Данный модуль реализуется в сотрудничестве с социальным педагогом, педагогомпсихологом с использованием метода «школьная медиация».
Метод «Школьная медиация» - это инновационный метод, который применяется для
разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками
образовательных отношений в качестве современного альтернативного способа разрешения
споров.
В основе метода «Школьная медиация» лежит человекоцентристский подход,
позволяющий комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в
воспитании ребенка.
Служба школьной медиации - эта служба, созданная в учреждении и состоящая из
работников учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей), прошедших
необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного
подхода.
Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного,
гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации
обучающихся, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая
вступление их в конфликт с законом.
Задачи службы школьной медиации:
 создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы
защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов обучающихся, включая детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном
положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно
опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и
освободившихся из мест лишения свободы;
 создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы
профилактической и коррекционной работы с обучающимися, попавшими в трудную
жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, обучающимися
из неблагополучных семей, обучающимися с девиантным (общественно опасным)
поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из
мест лишения свободы;
 внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение
досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с
законом, а также отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения
свободы;
 интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания,
создание служб школьной медиации в учреждении для обеспечения возможности доступа
к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
 повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи,
оказываемой обучающимся, в первую очередь относящимся к группам риска, с
привлечением соответствующих органов и организаций;
 повышение квалификации педагогических работников учреждения по вопросам
применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
 обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее
подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для
привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач;
 развитие сетевого и международного сотрудничества в области применения медиации и
восстановительного правосудия в учреждении.
Деятельность службы школьной медиации осуществляется в соответствии с локальными
нормативными актами учреждения и направлена на формирование безопасного пространства

(среды) не только для обучающихся, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них
культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
В учреждении уделяется внимание вопросам организации педагогической поддержки
обучающихся.
Основными формами организации педагогической поддержки обучающихся являются:
психолого-педагогическое консультирование, метод организации развивающих ситуаций,
ситуационно-ролевые игры и тренинги.
Психолого-педагогическая консультация в качестве основной формы организации
педагогической поддержки обучающихся включает идентификацию проблемной ситуации
обучающегося, а также определение, какие ресурсы и каким способом он может задействовать
для самостоятельного разрешения проблемы. Целью консультации является создание у
школьника представлений об альтернативных вариантах действий в конкретной проблемной
ситуации. В процессе консультирования решаются три группы задач:
1) эмоционально-волевой поддержки обучающегося (повышение уверенности школьника в себе,
своих силах, убежденности в возможности преодолеть трудности);
2) информационной поддержки обучающегося (обеспечение школьника сведениями,
необходимыми для разрешения проблемной ситуации);
3) интеллектуальной поддержки социализации (осознание школьником собственной проблемной
ситуации, в том числе и в самоопределении относительно вариантов получения образования).
Организация развивающих ситуаций предполагает, что педагог осуществляет поддержку в
решении школьником значимой для него проблемной ситуации, может управлять как
отдельными элементами существующих ситуаций, так и организовывать их специально.
Обучающийся, участвуя в таких ситуациях, наращивает свои личностные ресурсы,
совершенствуется в способах управления имеющимися ресурсами для решения собственных
возрастных задач. При организации развивающих ситуаций педагог может использовать и
комбинировать самые разнообразные педагогические средства, вовлекать воспитанника в
разнообразные виды деятельности.
Основными формами организации педагогической поддержки обучающихся являются
ситуационно-ролевые игры и тренинги, позволяющие совершенствовать способы
межличностного взаимодействия; аутотренинги, способствующие развитию навыков
саморегуляции, приемы творческого мышления как средство развития способов мысленного
решения школьником задач своей жизнедеятельности. В рамках ролевой игры воспитанник
действует, познавая себя, осознавая собственные проблемы, ситуации выбора, принимая
решение, проектируя и планируя собственную деятельность, взаимодействуя с другими
игроками. В ситуационно-ролевой игре обучающийся, участвуя в разных ролях в различных
моделях социального взаимодействия, не только становится более компетентным в сфере
социальных отношений, но и относительно безболезненно приобретает опыт соревнования и
сотрудничества, победы и проигрыша.
Основными формами организации работы в рамках формирования безопасного поведения
являются: классные часы, проведение соответствующих инструктажей, просмотр и обсуждение
фильмов и социальных роликов, тренировочные занятия по эвакуации, участие в конкурсах и
акциях и др.
10. «Социальное партнерство»
Основными задачами социального партнёрства являются:
 совершенствование отношений между участниками образовательных отношений,
 создание условий для привлечения инвестиционных средств в учреждение,
 формирование активной жизненной позиции школьника,
 социализация личности обучающегося.
Социальными партнерами учреждения являются региональный центр тестирования
«ГТО» Волгоградской области, Образовательный центр «Открытое образование» г. Волгограда,
ГАОУ ПО «Институт развития образования» г. Севастополя, Зеленое движение «ЭКА», СГБУ
ВО «Волгоградское лесничество», Волгоградский центр по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды – филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС», ТОС № 7 и другие, с которыми

участники образовательных отношений реализуют ряд спортивно-оздоровительных,
экологических и патриотический акций.
Учреждение осуществляет сотрудничество с Международным Фондом «Интеркультура» и
актерами театра «Сфера», детским технопарком «Кванториум Политех», ФБУ «Центр защиты
леса Волгоградской области», ГБУ ДО Волгоградская станция детского и юношеского туризма и
экскурсий.
В целях расширения профориентационной работы и осознанного выбора
старшеклассниками будущей профессии, обучающиеся 9-11-х классов ежегодно очно и заочно
посещают государственные образовательные учреждения начального и среднего
профессионального образования: ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»,
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»,
ВГБОУ ВПО ВолгГАСУ, ФГБОУ ВПО ВолГАУ, ГОУ «Волгоградский государственный
экономико-технический колледж», ГОУ СПО «Волгоградский государственный колледж
управления и новых технологий» и другие.
В рамках инновационной деятельности сотрудничество осуществляется с ГАОУ ДПО
«Волгоградская государственная академия последипломного образования», ФГБОУ ВО
«Волгоградский государственный социально-педагогический университет» и др.
11. «Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику
и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб
обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося –
подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности. Эта работа осуществляется через:
 циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося
к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
 профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций,
в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие
знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
 экскурсии на предприятия, дающие обучающимся начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
 посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;
 организация на базе оздоровительного лагеря при учреждении профориентационных
смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где
обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии,
развивать в себе соответствующие навыки;
 совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
 участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
«Интернет»: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых уроков;
 индивидуальные консультации педагога-психолога и социального педагога для
обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей,

способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
 освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в ООП ООО учреждения или в рамках курсов дополнительного образования.
Вариативные модули
12. «Дополнительное образование детей и взрослых»
Данный модуль реализуется как на бюджетной основе, так и в рамках платных
образовательных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом и
локальными нормативными актами учреждения.
Работа на каждый учебный год конкретизируется приказами учреждения и
расписанием занятий.
13. «Детские общественные объединения»
Действующее на базе учреждения детское общественное объединение – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный
закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском
общественном объединении осуществляется через:
 утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
 организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить
важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь
другим людям, своему учреждению, обществу в целом; развить в себе такие качества как
забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым
людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений,
помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие обучающихся
в работе на прилегающей к учреждению территории (работа на пришкольном участке,
уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
 договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением,
традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при
вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий
отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного
объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного
объединения (при наличии соответствующих локальных нормативных актов);
 клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного
объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в
учреждении и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов
объединения событий;
 рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых
участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
 поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у
обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому,
что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики
детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского
объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в

социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения,
проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским
объединением дел);
 участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто
носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Планирование, организацию, обеспечение, реализацию воспитательной деятельности,
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе с ОВЗ, в учреждении на
уровне среднего общего образования осуществляют учителя, классные руководители,
социальный педагог, педагог-психолог, советник директора учреждения по воспитанию и
взаимодействию с детскими общественными объединениями, привлеченные специалисты других
организаций и учреждений.
Уровень повышения квалификации работников учреждения, указанных выше,
осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
 содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным
категориям обучающихся,
 организация деятельности педагогических работников по классному руководству,
 обработка персональных данных,
 профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций
в общеобразовательных организациях,
 профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с
федеральным законодательством,
 оказание первой помощи,
 детский оздоровительный отдых в пришкольном лагере: нормативно-правовые,
организационные и методические аспекты,
 организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в
образовательных организациях в условиях реализации ФГОС ООО и др.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Деятельность классных руководителей осуществляется в соответствии с должностной
инструкцией классного руководителя и Положением об организации работы педагогических
работников, осуществляющих классное руководство в учреждении.
Воспитательная деятельность в учреждении осуществляется в соответствии со
следующими локальными нормативными актами:
Положением об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам в учреждении,
Положением о Портфолио обучающегося 5-9-х классов учреждения,
Положением о школьном лесничестве «Берендеи» учреждения,
Положением о спортивном клубе «Олимпиец» учреждения,
Положением о проведении предметных недель в учреждении,
Положением о проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в
учреждении,
Положением о проведении Дня здоровья в учреждении,
Положением о Церемонии награждения обучающихся и представителей родительской
общественности по итогам учебного года в учреждении,
Положением о мерах поощрения обучающихся учреждения, выполнивших нормативы и
требования золотого, серебряного и бронзового знаков отличия Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне»,

Положением о проведении внеурочных и воспитательных открытых мероприятий для
обучающихся, их родителей (законных представителей) и представителей общественности в
учреждении,
Порядком деятельности учреждения по проведению социально-психологического
тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических
средств и психотропных веществ,
Положением о статусе виртуального Уголка Боевой славы учреждения,
Положением об отряде «Юнармия» учреждения,
Положением о мерах поощрения обучающихся учреждения, выполнивших нормативы и
требования золотого, серебряного и бронзового знаков отличия Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне»,
Положением о волонтерском отряде центра образования «Точка роста» учреждения,
Положением о волонтерском экологическом отряде учреждения,
Положением об ученическом самоуправлении в учреждении,
Положением о первичном отделении Общероссийской общественно-государственной
детско-юношеской организации «Российское движение школьников» учреждения,
Положением по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по
историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике в учреждении,
Стандартом Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской
Федерации, др.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися
с особыми образовательными потребностями
В учреждении обучаются обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды, билингвы, одаренные
обучающиеся.
Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражаются в соответствующих
адаптированных основных образовательных программах для обучающихся каждой
нозологической группы.
Обучающиеся-билингвы (при наличии) обучаются в соответствии с Положением об
оценке образовательных результатов обучающихся, для которых русский язык не является
родным, в учреждении, и комплексной программой работы с обучающимися, для которых
русский язык не является родным.
В учреждении разработана Программа работы с одаренными обучающимися МБОУ ГСШ
№ 3 на 2020-2025 годы, которая является приложением Программы развития МБОУ ГСШ № 3 на
2020-2025 годы.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие
повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
педагоги учреждения ориентированы на:
 формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
 создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией

совместных форм работы учителей, классных руководителей, педагога-психолога,
социального педагога, педагога-библиотекаря;
 личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности
обучающихся способствует формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности обучающихся строится на принципах:
 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
 соответствия артефактов и процедур награждения укладу учреждения, качеству
воспитывающей среды, символике учреждения;
 прозрачности правил поощрения в соответствии с Положение о выявлении обучающихся,
проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего
развития в учреждении, Положением о Церемонии награждения обучающихся и
представителей родительской общественности по итогам учебного года в учреждении,
Положением о мерах поощрения обучающихся учреждения, выполнивших нормативы и
требования золотого, серебряного и бронзового знаков отличия Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»,
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
 сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных
и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и
коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия
между обучающимися, получившими и не получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной
успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые
рейтинги, благотворительная поддержка, портфолио.
Рейтинги — размещение имен (фамилий) обучающихся или названий (номеров) групп
обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в
чём-либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.)
заключается в материальной поддержке проведения в учреждении воспитательных дел,
мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности
воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи
обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их
деятельности.
Оформление портфолио младших школьников регламентируется Положением о Портфеле
достижений обучающегося 5-9-х классов учреждения.

3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне
основного общего образования.
Основным методом анализа воспитательного процесса в учреждении является ежегодный
самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их
решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основными принципами самоанализа воспитательной работы являются:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение, прежде
всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
учреждения, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности,
стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными
представителями);
 развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого
планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
 распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как
организованного социального воспитания, в котором учреждение участвует наряду с
другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с методистом с
последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете учреждения.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы
появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых.
Анализ проводится методистом по воспитательной работе (советник директора
учреждения по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями,
педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии), классными руководителями с
привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности
обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с
обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками,
представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических
объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;











деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнёрства;
деятельности по профориентации обучающихся и др.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого методистом по воспитанию
(совместно с советником директора учреждения по воспитанию и взаимодействию с детскими
общественными объединениями (при его наличии)) в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план
воспитательной работы.
Календарный план воспитательной работы составляется на текущий учебный год и
утверждается директором учреждения. В нем конкретизируется заявленная в программе
воспитания работа применительно к данному учебному году и уровню образования.
Участие школьников во всех делах, событиях, мероприятиях календарного плана
основывается на принципах добровольности, взаимодействия обучающихся разных классов и
параллелей, совместной со взрослыми посильной ответственности за их планирование,
подготовку, проведение и анализ.
Педагогические работники, ответственные за организацию дел, событий, мероприятий
календарного плана, назначаются в учреждении в соответствии с имеющимися в его штате
единицами. К организации мероприятий привлекаются также родители (законные
представители), социальные партнёры учреждения и обучающиеся.
При формировании календарного плана воспитательной работы учреждение включает в
него мероприятия, рекомендованные федеральными и региональными органами исполнительной
власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, в том числе из
Календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным
праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и
культуры, а также перечня всероссийских мероприятий, реализуемых детскими и молодёжными
общественными объединениями.
Календарный план может корректироваться в течение учебного года в связи с
происходящими в работе учреждения изменениями: организационными, кадровыми,
финансовыми и т. п.
Форма наполнения календарного плана воспитательной работы приведена ниже.
Заполняется ежегодно и размещается в специальном разделе на официальном сайте учреждения
в сети «Интернет».
Календарный план воспитательной работы на ____ учебный год
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
1. «Урочная деятельность»
Дела, события, мероприятия
Участники
Время
Ответственные
Согласно тематическим планам учителей-предметников
2. «Внеурочная деятельность»
Дела, события, мероприятия
Участники
Время
Ответственные
Согласно программам и планам внеурочной деятельности педагогов учреждения
3. «Классное руководство»
Дела, события, мероприятия
Участники
Время
Ответственные
Согласно индивидуальным планам воспитательной работы классных руководителей
4. «Основные школьные дела»
Дела, события, мероприятия
Участники
Время
Ответственные

Дела, события, мероприятия

5. «Внешкольные мероприятия»
Участники
Время

6. «Организация предметно-пространственной среды»
Дела, события, мероприятия
Участники
Время

Ответственные

Ответственные

7. «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Дела, события, мероприятия
Участники
Время
Ответственные

Дела, события, мероприятия

8. «Самоуправление»
Участники

Время

Ответственные

Дела, события, мероприятия

9. «Профилактика и безопасность»
Участники
Время

Ответственные

Дела, события, мероприятия

10. «Социальное партнерство»
Участники
Время

Ответственные

Дела, события, мероприятия

11. «Профориентация»
Участники

Время

Ответственные

ВАРИАНТИВНЫЕ МОДУЛИ
12. «Дополнительное образование детей и взрослых»
Дела, события, мероприятия

Участники

Время

Ответственные

Согласно дополнительным общеразвивающим программам
13. «Детские общественные объединения»
Дела, события, мероприятия
Участники
Время
Ответственные
Согласно программам и планам детских общественных объединений учреждения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».